СВИДЕТЕЛЬСТВО ЭПОХИ В ПОСТРОЙКАХ, ПРОЕКТАХ И ЗАМЕТКАХ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО АРХИТЕКТОРА А.Л. ШЕФФЕРА




РЕФЕРАТ

на тему:

Авторы статьи: Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова

 

Выполнила: студентка группы Д/м-20-1-о

Сметанина М.А. ___________________

"09". 10. 20 20 г.

Проверил: ст.преподаватель

Попкова М.Д. _____________________

"". 10. 20 20 г.

 

 

Адольф Львович Шеффер (1924–2020) был одесситом, но его отец работал на кинофабрике «Совкино». И после Великой Отечественной войны он поступил в Московский архитектурный институт. Шеффер окончил МАРХИ в 1950 году, получил распределение в Севастополь. Восприятие русскими зодчими всех поколений местного приморского ландшафта было органично связано с античными архитектурными образами. Проявилась желание развернуть декоративную тенденцию в архитектуре СССР в сторону античного наследия как на основной круг аналогов. Строили новые и восстанавливали прежние постройки Севастополя, и Шефферу было поручено спроектировать еще один жилой дом в самом центре города на улице Маяковского, 3, расположенный рядом с ансамблем жилых домов и зданием Центрального флотского конструкторского бюро «Черноморец», автором проектов которых был Л.Н. Павлов, прославившийся далее как ведущий советский модернист. Шеффер не только принял советский модернизм 1960–1980-х годов, но и создал самые значимые свои постройки, ставшие символами Севастополя, именно в такой стилистике. Над своими проектами Шеффер работал в севастопольском Горпроекте и в организации Военморпроект-307. Важнейшую роль тогда сыграл и для Севастополя в целом, и для продвижения проектов Шеффера выпускник ЛИСИ В.М. Артюхов. С сотрудниками Горпроекта, когда им руководил Артюхов, Шеффер создал самое первое модернистское здание города – знаменитый «Пассаж» (1956–1962) – главное здание Центрального рынка. Пассаж Севастополя «через годы вошел в книгу известного киевского архитектора Каракиса «Лучшие интерьеры Украины» – он единственный из всех зимних рынков Советской Украины! Известный севастопольский зодчий Георгий Георгиевич Кузьминский. И в результате такой упорной борьбы за нестереотипное решение «Пассаж» Шеффера получился светлым, подобным храму-базилике с «парящими» в воздухе арками, оказался сопоставимым с лучшими европейскими общественными зданиями периода модернизма благодаря изяществу полностью открытых для обозрения конструкций. Таким образом, если фасады рынка имели по проекту 1956 года упрощенный, но всё ещё классицистический облик, «срифмованный» с окружающей жилой застройкой, то интерьер был решен в «честном» принципе достижения художественной выразительности без декора. Этот важный эпизод из творческой биографии Шеффера опровергает расхожее мнение о том, что абсолютно везде применялись типовые проекты. Однако в 2019 году «Пассаж» был выведен из числа памятников. В центре Севастополя намечено строительство новых общественных зданий и идет поиск мест для них. Автор требует вернуть ему статус объекта культурного наследия. Он очень важен для понимания новаторского стилеобразования второй половины ХХ века. На самом деле, архитектуру советского модернизма можно четко разделить на два направления – типовые массовые здания и уникальные общественные здания и монументы, ставшие доминантами на их фоне. К числу уникальных сооружений относится знаменитый Обелиск Славы, называемый часто «Штык и парус», возведенный на мысе Хрустальный и хорошо видный издалека с моря и с центрального городского холма. Он сразу стал символом Севастополя – города-героя. Несмотря на присланный группой киевских зодчих макет, ведущую роль в подготовке рабочих чертежей сыграли А.Л. Шеффер и скульптор С.А. Чиж. Сделанную ими корректировку проекта поддержал также и В.М. Артюхов, тогда главный архитектор Севастопольского филиала Гипрограда. Лишь Шеффер и Артюхов подписали чертежи проекта на стадии разработки благоустройства с удобным подходом к памятнику, лестницами и подпорными стенками. Надо сказать, что на мысе Хрустальный сам Шеффер спроектировал также в стилистике модернизма тактично вписанное в ландшафт здание Морского гидрофизического института. Вызывает опасения и то, что в ближайшее время на мысе Хрустальный у самого Обелиска Славы развернется строительство новых общественных зданий. От результата же данного строительства может пострадать и целостность морского фасада центра Севастополя. Символом города считается и возведенное по проекту Шеффера на спуске с Сапун-горы в центр города уникальное сооружение – Триумфальная арка. Эта белоснежная Триумфальная арка на въезде в город со стороны Сапун-горы, возведенная к двухсотлетию города, отпразднованного в 1983-м году, как и «Пассаж». В 2023 году Памятной арке исполнится 40 лет, и она должна получить не местный, а федеральный охранный статус как памятник. С южной стороны у арки были установлены бюсты князя Потемкина и Екатерины II, а также нелепые цветочницы, что показало желание чиновников придать обобщенным формам сооружения несвойственные ему натуралистические детали. Сегодня даже уникальные произведения периода модернизма, расположенные на самом виду, находятся в бо́льшей опасности уничтожения, чем постройки всех предшествовавших периодов. Это ярко проявилось в ходе переоценки архитектуры Севастополя, в целом хорошо сохранившейся, но требующей популяризации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архитектура сталинской эпохи: опыт исторического осмысления / сост. и отв. ред. Ю.Л. Косенкова. – Москва: Комкнига, 2010. – 378 с.

2. Баглей А.И. Город-герой Севастополь / А.И. Баглей, В.М. Артюхов. – Москва: Стройиздат, 1975. – 206 с.

3. Васильев Н.Ю. Архитектура Севастополя / Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова // Севастопольские известия. Газета Законодательного собрания г. Севастополь. – 2018. – № 38(1988). – 29 сентября. – С. 9. – URL: https://sevzakon.ru/view/pressa/gazeta/oktyabr_20181/n_38_1987-_subbota/ (дата обращения: 18.05.19).

4. Васильев Н.Ю. Архитектор В.М. Артюхов и его роль в формировании послевоенного облика Севастополя / Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова // Architecture and Modern Information Technologies. – 2019. – №2(47). – С. 28–42 [Электронный ресурс]. – URL: https://marhi.ru/AMIT/2019/2kvart19/PDF/01_ovsyannikova.pdf

5. Васильев Н.Ю. Послевоенная архитектура центра Севастополя / Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова // Architecture and Modern Information Technologies. – 2018. – №4(45). 28 AMIT 3(52) 2020 – С. 135–144 [Электронный ресурс]. – URL: https://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/08_vasilev/index.php

6. Веникеев Е.В. Архитектура Севастополя. – Симферополь: Таврия, 1983. – 208 с.

7. Военные строителя Черноморского флота. Историческая хроника / под ред. П. Веселова. – Севастополь: Ахтияр, 1998. – 288 с.

8. Ежов В. Полвека глазами архитектора. – Киев: НИИ ТИАТ КНУСА, 2001. – 304 с.

9. Шеффер А.Л. Время вспомнить о былом. – Севастополь: ООО НПЦ «ЭКОСИгидрофизика», 2016. – 272 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: