Отечественной войны и послевоенный период (1941-1953 гг.)




Тема: Советское государство и право в условиях Великой

План: 1. Реорганизация госаппарата в годы войны.

2. Трансформация законодательства в условиях военного времени.

3. Государственно-правовое развитие СССР в послевоенный период.

 

Литература

Исаев И. А. История государства и права России: Учебное пособие / И. А. Исаев. – М.,2015

История отечественного государства и права. Ч. II / Под ред. О. И. Чистякова. – М., 2007

Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России / Ю. П. Титов. – М., 2007

 

 

Первый вопрос лекции. Война против СССР, развязанная Гитлером 22 июня 1941 года, потребовала внести экстренные изменения в структуру и функции госаппарата, прежде всего Центрального. На Европейской территории СССР в первый же день войны было введено военное положение, а в отдельных местностях – осадное положение. Это был особый правовой режим; он предполагал расширение полномочий военных властей и круга дел, подсудных военным трибуналам. Кроме того, допускалось применение чрезвычайных мер по охране общественного порядка, государственной безопасности и укрепления обороноспособности; ограничивались права и свободы советских граждан.

Своего рода программой действий общества, государственных и партийных структур стала Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. Текст документа давал ответ на то, как дальше жить и бороться за освобождение своей Родины, как перестроить всю работу экономики, государства, партии, общества на военный лад, как укрепить Вооруженные Силы страны.

30.06.1941 г. были учреждены чрезвычайные органы власти. Вся полнота власти принадлежала Государственному Комитету Обороны (ГКО). Он наделялся особыми полномочиями, высшей юридической силой. Постановления ГКО объявлялись законами военного времени, и их выполнение становилось общеобязательным и беспрекословным всеми государственными, партийными и общественными структурами. В состав ГКО входило вначале 5 чел. – И. В. Сталин, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков и Л. П. Берия. Со временем в него были введены еще Н. А. Вознесенский, Л. М. Каганович, А. И. Микоян и Н. А. Булганин.

Собственного спец. аппарата ГКО не имел. Он опирался в практической работе на администрацию ЦК ВКП(б), СНК и наркоматов. Рассмотрение процедурных вопросов сведено было к минимуму. Заседания ГКО могли проходить в любое время суток, все определялось ситуацией на фронтах и в действующей армии. Кроме того. на местах существовали уполномоченные ГКО, ими назначались секретари ЦК ВКП(б), союзных республик, крайкомов, обкомов партии, а также наркомы и их заместители.

Создавались на местах и чрезвычайные органы власти: городские комитеты обороны (всего по стране их было создано 60), а в прифронтовой зоне – штабы обороны, районные и городские оперативные группы, которые тоже наделялись чрезвычайными полномочиями.

Продолжали работать и конституционные органы власти (в некоторых случаях – в партизанском краю – и на территории, оккупированной врагом). Свою задачу они видели в налаживании совместной работы с чрезвычайными органами власти. В условиях военного времени Советы депутатов трудящихся сталкивались с множеством трудностей:

- нерегулярно созывались сессии

- коллегиальные работы практиковались значительно реже

- избирательные кампании не проводились, хотя этого требовала Конституция СССР,

- состав депутатов своевременно не обновлялся

- решением Президиума Верховного Совета полномочия депутатов продлевались до окончания войны

- нередко нарушались и другие конституционные нормы; при нехватке кадровых советских работников на должности председателей сельских Советов, исполкомов городских и районных Советов распоряжением вышестоящих органов власти (или партии) назначались должностные лица (они не избирались).

 

С началом войны важно было провести как можно быстрее перестройку работы органов управления страны. С 1.07.1941 г. расширялись полномочия народных комиссаров. В частности, они получили право отступать от утвержденной сметы проектов капитального строительства, распределять материальные ресурсы между предприятиями, вводить в эксплуатацию объект строительства по частям. Были созданы новые наркоматы: наркомат боеприпасов, наркомат танковой промышленности и др.

При СНК было учреждено Главное управление по снабжению углем, Главное управление по снабжению нефтью, лесом и газом, Совет по эвакуации, Совинформбюро и др. В целом четко прослеживалась тенденция к усилению централизации и повышению ответственности должностных лиц за своевременное и точное выполнение заданий. При ГКО было образовано бюро по контролю за работой хозяйственных наркоматов. Руководство ими со стороны СНК СССР стало более оперативным и конкретным.

 

Вооруженные Силы СССР. Главная тенденция – улучшение управления армией и флотом. Для обеспечения стратегического руководства 23.06.1941 г. была создана Ставка Главного Командования под руководством наркома обороны С. Тимошенко (с 10.07.1941 г.- И. В. Сталина). 19.07.1941 г. И. В. Сталин возглавил наркомат обороны. После реорганизации Ставки Главного Командования в Ставку Верховного Главнокомандования он возглавил ее как Верховный Главнокомандующий (8.08.1941).

Оперативным органом Ставки был Генеральный штаб. Он производил сбор и анализ обстановки на фронтах, разрабатывал планы проведения военных компаний и организовывал стратегическое взаимодействие разных видов воинских соединений и фронтов. Возглавлял Генеральный штаб С. М. Штеменко.

Вносились коррективы в работу органов снабжения Вооруженных Сил 1.08.1941 г. было создано Главное управление тыла Красной Армии. Вводились должности начальника тыла фронта, армии, дивизии.

 

Принципиально важный шаг был сделан для улучшения организации партизанского движения на территории, захваченной гитлеровцами. Общее стратегическое руководство этим движением осуществляла Ставка Верховного Главнокомандования. Непосредственное руководство партизанским движением возлагалось на созданный при Ставке Центральный штаб партизанского движения. Его руководителем был назначен Б. Пономаренко, первый секретарь ЦК КП Белоруссии. Центральному штабу подчинялись аналогичные штабы республик, чьи территории оказались оккупированными. С организацией Центрального штаба при Ставке был стало возможным координировать борьбу партизанских отрядов, привлекать их к выполнению боевых операций, сбору разведданных и т.п. Впервые удалось подготовить и провести длительные переходы крупных партизанских сил по захваченных противником землях и решить ряд важных задач.

Для эффективной борьбы со шпионами и диверсантами при наркомате обороны было создано Главное управление контрразведки – СМЕРШ и аналогичное – при наркомате Военно-Морского Флота.

 

Судебные органы. Значение судебных органов в годы войны существенно возросло;

резко увеличилась их нагрузка и одновременно ответственность. С учетом закона о военном времени была расширена сеть военных трибуналов – в Красной Армии и Военно-Морском Флоте, в прифронтовой полосе (на базе местных судов). В НКВД, на железнодорожном и водном транспорте (на базе линейных судов). Военные трибуналы рассматривали дела не только военных, но и гражданских лиц, совершивших антигосударственные преступления (во вред обороне, общественному порядку и государственной безопасности).

Рассмотрение дел проводилось в следующем порядке:

- в сжатые сроки

- в закрытом судебном заседании

- приговоры не подлежали кассации (пересмотру)

- возможен был только порядок надзора, но в условиях военного времени…

Неподсудные военным трибуналам дела рассматривались обычными судами в обычном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Главной задачей судебных органов СССР в годы войны являлось осуществление надзора за исполнением законов военного времени всеми гражданами, органами власти и общественными организациями.

Органы прокуратуры всех уровней прифронтовой зоны были военизированы и работали в тесной связке с военной прокуратурой.

 

Второй вопрос лекции. Характерная особенность правовых отношений времен войны – сокращение гражданско-правовых, договорных отношений в пользу властных, административно-правовых. Предыдущую практику заключения договоров заменили приказы и распоряжения, административные методы сменились реквизициями (изъятие имущества военными для удовлетворения нужд Вооруженных Сил).

Появление огромного количества беженцев обострило вопрос о предоставлении им жилья. Как вынужденный выход из этой ситуации в гражданском законодательстве были внесены дополнения: за военными, призванными в действующую армию, сохранялось их жильё, они освобождались от квартирной платы, их членам семьи предоставлялись льготы по оплате квартиры. В случае пустовавшего жилья военнослужащего или эвакуированных на восток оно временно передавалось в пользование беженцам. По возвращении хозяин квартиры в суде мог требовать освобождение жилой площади и возвращения ему ее.

 

В годы войны многие семьи, родственные связи были разрушены, что потребовало внести ряд дополнений в вопросы регулирования семейного законодательства. Так, расширялся круг наследников: в случае отсутствия наследников первой очереди (дети), предоставлялось право наследования трудоспособным родителям, братьям и сестрам погибшего (умершего). Расширялись права завещателя: он мог свое имущество завещать по Закону одному или нескольким лицам, государству, предприятиям, общественным организациям.

Усиливалась охрана материнства и детства со стороны государства. Увеличивалась помощь беременным женщинам, многодетным, одиноким матерям. Устанавливалось почетное звание «Мать-героиня», учреждался орден «Материнская слава» и медаль «Медаль материнства».

Государство стимулировало деторождение в стране: при рождении третьего (а не седьмого, как ранее,) ребенка назначалось государственное пособие.

С целью укрепления семьи отменялся институт фактического брака. Только официально зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Состоявшие в фактическом браке должны были оформить свои отношения регистрацией брака. В случае гибели мужа (или пропал без вести на фронте) жена должна была добиваться через суд признания фиктивного брака действительным.

 

Много изменений в годы войны внесено было в трудовые отношения (КЗОТ):

ü Возобновлялись трудовые мобилизации

ü Вводилась трудовая повинность. Привлечению к труду подлежали мужчины от 16 до 55 лет, женщины от 16 до 50 лет.

ü Рабочие и служащие на весь период войны объявлялись мобилизованными; они закреплялись за теми предприятиями и организациями, где работали и не могли самостоятельно уволиться

ü В категорию мобилизованных были включены железнодорожники.

ü На работников всех видов транспорта распространялся закон о соблюдении воинской дисциплины, они несли такую же ответственность за выполнение задания, как и военнослужащие.

ü Руководителям предприятий предоставлялось право вводить сверхурочные работы (от 1 до 3 час.) при выполнении срочного военного заказа

ü Отпуска (очередные и дополнительные) отменялись и заменялись денежной компенсацией

ü Самовольный уход с предприятий оборонного ведомства квалифицировалось как дезертирство и наказывалось лишением свободы от 5 до 8 лет

ü

и др.

Ужесточались требования и к колхозникам: Не выработавшие минимума трудодней (объем которых в годы войны увеличился) без уважительных причин несли судебную ответственность; как правило, их направляли на исправительно-трудовые работы в колхоз сроком до 6 месяцев, из их зарплаты удерживали до 25 % в пользу колхоза.

 

Уголовное право. В период Великой Отечественной войны уголовная ответственность стала применяться за действия, ранее наказуемые в административном порядке (штраф). Введены новые составы преступлений:

- уклонение от выполнения воинского долга, дезертирство

- злостное уклонение от трудовых обязательств, что квалифицировалось как дезертирство

- укрытие трофейного оружия

- распространение ложный слухов, вызывавших панические настроения населения

- злодеяния фашистских оккупантов и их пособников на территории СССР.

 

Особое значение имело сохранение военной тайны. Разглашение вестей, содержащих государственную тайну и утеря документов, содержащих государственную тайну, наказывалось лишением свободы на срок до 5 лет. Преступные посягательства га государственную и колхозную собственность в годы войны наказывались в соответствии с Законом от 7 августа 1932 г. («О семи колосках»). Увеличена была также ответственность за посягательства на личную собственность граждан.

 

В условиях войны судебные органы широко использовали условное осуждение, отсрочку исполнения приговора до окончания военных действий с направлением осужденного в действующую армию (штрафные роты и батальоны).

 

В целом уголовное законодательство выполнило свои задачи по обеспечению обороноспособности Советского государства, поддержания надлежащего правопорядка. В то же время его репрессивный характер обусловил то, что в его жернова попало немало дезорганизованных, испуганных людей, которые безвинно пострадали как «враги народа».

 

Уголовно-процессуальное право в условиях войны было нацелено на защиту Советского государства, граждан, но реализовано оно было путем сокращения прав подозреваемых и подсудимых, часто с нарушением правовых норм. Действовал и репрессивный внесудебный аппарат НКВД.

 

Третий вопрос лекции. С завершением войны и послевоенным восстановлением страны государственно-правовой системе произошли изменения, вызванные условиями мирного времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: