Прежде всего, были ликвидированы чрезвычайные органы власти, созданные в первые дни Великой Отечественной войны: ГКО и его органы на местах (4.09.45 г.), его функции передавались СНК СССР; Ставка Верховного Главнокомандования. Весной 1946 года отменено военное положение. Органы военного командования, которым в условиях военного положения приходилось выполнять функции органов государственной власти, передавали их местным Советам.
Восстанавливались с одновременной реорганизацией и конституционные органы власти и управления. СНК СССР был реорганизован в Совет Министров СССР, наркомат обороны реорганизован в наркомат Вооруженных Сил (в его ведение передавалось управление и сухопутными войсками, и ВМФ), наркомат ВМФ упразднен, вводились должности министров (вместо наркомов).
В госаппарате Совета Министров СССР в результате реорганизации появились: Государственный плановый комитет (планирование, учет и контроль выполнения народнохозяйственных планов), Государственный комитет по снабжению народного хозяйства и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство.
В 1947 г. были проведены выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик. В конце 1947 – начале 1948 гг. проведены очередные выборы в местные Советы. В марте 1950 г. - выборы в Верховный Совет СССР. Таким образом конституционная система органов государственной власти страны был восстановлена.
Совершенствовалась судебная система и органов прокуратуры. Был избран состав Верховного Суда СССР, проведены выборы в 1948-1949 гг. выборы народных судей и народных судебных заседателей. Органы прокуратуры СССР провели расследование преступлений, совершенных на территории Советского Союза гитлеровскими оккупантами.
|
Сессии Верховного Совета СССР стали проводиться чаще, чем в годы войны, но все - таки реже, чем указывалось в Конституции. Возобновили свою работу и Верховные Советы республик. Восстанавливалась сеть местных органов государственной власти – местных Советов. В их структуре произошли изменения: были созданы отраслевые постоянные комиссии. В них входили депутаты и активисты-общественники. Они готовили вопросы для обсуждения на сессиях Советов, организовывали проверку исполнения принятых решений, следили за состоянием и работой местных предприятий, за состоянием обслуживания населения.
Функционирование органов государственной власти в этот период отличала такая особенность: усилилось давление партийных структур, более того, они стали подменять органы государственной власти. Эта тенденция четко прослеживалась в годы войны, в послевоенный период устранить ее не удалось, хотя в партийных документах на необходимость решения такой задачи указывалось не раз. Фактически она отражала характер управления, свойственный тоталитарному режиму. Вся система административно-бюрократического и идеологического аппарата поддерживала высокий авторитет И. В. Сталина.
Право. Изменения послевоенного законодательства не носили принципиального характера. Они затронули локальные стороны отдельных отраслей права. Цель включения таких изменений в законодательство – приспособить советскую правовую систему к условиям мирного времени, устранить определенные негативные явления, вызванные условиями военного времени.
|
Гражданское право. Постепенно восстанавливались хозяйственно-договорные отношения между предприятиями и хозяйственными организациями. Принимались меры для усиления ответственности за сохранность собранного урожая (1947 г. – засуха и голод на юге Украины). Вводятся дополнительные шаги по защите и личной собственности: запрещено изымать жильё, хозяйственные постройки, скот, детские вещи и т.п. для уплаты задолженности граждан по уплате налогов.
Были дополнительно защищены права граждан на жильё. Обеспечение населения жильем в послевоенные годы стало большой проблемой государства. С целью более оперативного решения ее с 1948 г. граждане получили возможность купить или построить для себя в городе или в сельской местности жилье, в соответствии с конституционной нормой. Закон позволял возводить одно- или двухэтажный дом, но количество комнат в нем было ограничено пятью с общей площадью не более 60 кв. м. Жилье запрещалось использовать в качестве источника нетрудовых доходов. Построенный дом можно было продать или купить только в случае отсутствия у покупателя или членов его семьи еще одного дома.
В связи с объявленной в 1947 г. денежной реформой в СССР отменялась карточная система на продовольственные и промышленные товары, как и коммерческая торговля. Вводилась открытая торговля и продажа товаров по единым государственным ценам. Таким способом в условиях тоталитарного режима укреплялись товарно-денежные отношения.
Трудовое законодательство. Ликвидировались нормы, порожденные условиями военного времени:
|
- отменялись трудовые мобилизации и сверхурочные работы
- восстанавливался 8-часовой рабочий день
- восстанавливалось право работников на отпуск
- восстанавливалась практика заключения коллективных трудовых договоров между администрацией и профсоюзами предприятий и организаций.
С учетом значительного сокращения Вооруженных Сил и демобилизации военнослужащих местные Советы, руководители предприятий и учреждений обязаны были в течение 1 мес. Предоставить демобилизованным работу с учетом их специальности.
Семейное законодательство. Обострение противоречий в отношениях недавних союзников по антигитлеровской коалиции и начало «холодной войны», усиление борьбы с влиянием иностранной идеологии привели к запрещению в СССР в 1948 г. браков советских граждан с иностранцами. В годы войны их было немало заключено (на фронте, в тылу, на принудительных работах в оккупированных странах Европы. Появление в СССР указанного запрета привело к разрушению практически всех таких брачных союзов, многим личным трагедиям.
Уголовное право первых послевоенных лет отличала в целомобщая тенденция – ужесточение правовых норм. При этом в связи с Победой над гитлеровской Германией в СССР 7.07.1945 г. была объявлена широкая амнистия. Полностью освобождались от наказания осужденные к лишению свободы до 3- лет, остальным заключенным уменьшался срок лишения свободы наполовину. Амнистии не полежали осужденные за тяжкие преступления.
Ужесточались наказания за хищение личного и государственного имущества. Сохранял свою юридическую силу закон от 7.08.1932 г. («О семи колосках»).
Введена была уголовная ответственность за изготовление и продажу самогона.
В 1947 г. в СССР была отменена смертная казнь. В 1950 г. она была восстановлена, применялась только к предателям Родины, шпионам и диверсантам.
Выводы:
1. Условия Великой Отечественной войны потребовали внесения изменений в государственно-правовую систему СССР с тем, чтобы обеспечить защиту и сохранение территориальной целостности страны.
2. После завершения военных действий начались работы по медленному, очень постепенному переустройству советской государственно-правовой системы в соответствии с задачами мирного времени в условиях сохранения тоталитарного режима.