Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь)
Синонимы
Соревнование, Соперничество, Противоборство, Состязательность
Конкуренция – это соперничество нескольких субъектов ради достижения одной цели.
Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Условия, необходимые для зарождения конкуренции:
1. Полная экономическая независимость каждого производителя.
2. Зависимость каждого продавца от сложившейся ситуации на рынке: объема спроса и предложения, размера заработной платы, валютного курса.
3. Отсутствие договоренностей с другими производителями, то есть, борьба всех против всех.
Функции конкуренции в экономике
В рыночной экономике у конкуренции 6 основных функций:
1Регулирующая. В условиях свободной конкуренции фирмы производят ровно столько продукции, сколько необходимо потребителю. Равновесие не устанавливается сразу, к нему компания приходит после нескольких месяцев работы, анализируя объем спроса и продаж.
2Аллокационная.И означает, что в конкурентной среде успеха проще достичь предприятиям, которые размещены ближе всего к производственным ресурсам.
3Инновационная. Стремительное развитие технологий в современном мире – результат конкуренции. Проследить этот процесс проще всего по эволюции мобильных телефонов. 4Адаптационная. Эта функция заключается в умении предприятий приспосабливаться к внешней среде, предлагая покупателям именно то, чего они ожидают. Так, большинство продуктовых магазинов уже или перешли на круглосуточный график работы, или закрываются ближе к полуночи. Это позволяет покупателям в спокойном режиме купить продукты после работы, а предпринимателям увеличить прибыль.
|
5Распределительная. Рынок – это живой организм, который постоянно изменяется. Каждый день предприниматели оценивают обстановку и решают для себя, есть ли смысл дальше вкладывать собственные ресурсы в существующие проекты или пришла пора осваивать новые горизонты. Так из малодоходных отраслей, где уже достаточное количество производителей или спрос на продукцию неуклонно падает, постоянно происходит отток в более перспективные направления.
6Контролирующая. В условиях справедливой конкуренции ни один производитель или продавец не может занять господствующее положение на рынке, и стать монополистом.
Работая сообща, все функции конкуренции превращают отрасль в эффективную, саморегулируемую систему. А совокупность конкурентных отраслей создает более или менее успешную рыночную экономику. Именно поэтому конкуренцию часто называют мотором рыночной экономики.
Преимущества и недостатки конкуренции на рынке
Для общества в целом, конкуренция – положительное явление. Она:
- стимулирует развитие научно-технического прогресса, тем самым улучшая качество жизни населения;
- заставляет производителей быстро реагировать на запросы потребителей: расширять ассортимент, улучшать качество товаров, искать пути снижения себестоимости;
- формирует справедливые рыночные цены в противовес грабительской ценовой политики монополистов;
- предупреждает развитие дефицита товаров и услуг.
А главным признаком наличия свободной конкуренции в большинстве отраслей государства и эффективной рыночной экономики в целом является увеличение среднего класса среди населения.
|
Отрицательные моменты в конкурентной среде тоже есть:
- огромный соблазн для многих производителей использовать «грязные» методы борьбы с конкурентами;
- неустойчивость ситуации на рынке товаров и услуг: из 100 предпринимателей 95 прогорают в первые же пару лет своей деятельности;
- большое число разорившихся товаропроизводителей провоцирует рост безработицы;
- доходы распределяются неравномерно между разными социальными группами населения.
Участники конкурентных отношений
Участников правовых отношений законодательство называет субъектами. В конкурентном праве основные из них:
- продавцы или хозяйствующие субъекты, то есть индивидуальные предприниматели и предприятия всех форм собственности, которые проводят деятельность, приносящую доход;
- покупатели товаров или услуг. Для них Закон не прописывает обязанностей, но действует именно в их интересах. При подозрении на нарушения антимонопольного законодательства покупатели имеют право обратиться с жалобой в территориальное подразделение антимонопольного комитета.
Формы ведения конкурентной борьбы
Чтобы оставаться в рамках законодательства, сегодня мало не пересекать 65-процентный барьер контроля за отраслью. 5 октября 2015 года в Федеральный Закон “О защите конкуренции” была внесена Глава 2.1. Недобросовестная конкуренция. И теперь Антимонопольный комитет вправе рассматривать не только степень влияния фирмы, но и методы ее борьбы. Поэтому очень важно понять грань, где добросовестная, одобряемая обществом, конкуренция перестает быть таковой.
|
Добросовестная конкуренция – честные и законные методы соперничества, не вступающие в противоречие с общепринятыми нормами ведения бизнеса:
- повышение качества товара;
- разработка маркетинговой стратегии и применение рекламы;
- снижение или увеличение цены;
- распродажи и акции;
- улучшение сервисного обслуживания.
Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат законодательству и деловой этике, и могут причинить вред деловой репутации конкурентов, нанести им финансовый ущерб.
Методы недобросовестной конкуренции:
- шантаж, порча имущества, нанесение телесных повреждений;
- промышленный шпионаж;
- незаконное использование технологий, запатентованных конкурентами;
- подделка продукции конкурентов;
- создание схожих логотипов или названий, созвучных существующим торговым маркам. Например, ABIBAS вместо ADIDAS;
- распространение неправдивой информации о конкурентах, их продукции и услугах;
- демпинг – намеренное снижение цены, ниже экономически оправданного уровня;
- уклонение от уплаты налогов и, как следствие, возможность снизить цены за счет снижения издержек;
- переманивание персонала конкурирующей фирмы: речь идет о высококвалифицированных работниках.
Совершенная конкуренция[править | править код]
Совершенная конкуренция — состояние рынка, при котором имеется большое число покупателей и продавцов, которые являются производителями, каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.
Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.
Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:
1. отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;
2. отсутствие ограничений на количество участников рынка;
3. однородность одноименных представленных продуктов на рынке;
4. свободные цены;
5. отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим
Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.