Известно, что глубокое по содержанию художественное произведение не нуждается в рекламе, ибо высокое искусство не может быть оптовым товаром.




АНЧУТКА В НОВОМ БЕСОГРАДЕ

(О поэме-кощуне Михаила Фридмана «Анчутка»)

Я убежден, что придёт день, когда физиолог,

Поэт и философ будут говорить одним

языком и будут понимать друг друга.

Клод Бернард

Чем можно сегодня удивить искушённого читателя? Какая ''светская'' книга успокоит томление его души, или взбудоражит, усыпленный «идеологией пустоты» разум? Может, нет сегодня таких книг?

И всё-таки я хочу ошибиться в том смысле, что есть ещё такие книги, которые несут в себе высокое поэтическое слово и мощным, освежающим потоком прорываются сквозь запруды «дикого» и бесноватого российского книжного рынка.

Слава Богу, есть ещё книги, которые способны и сегодня, именно сегодня взволновать и заставить читателя задуматься о смысле своей жизни и её высоком предназначении. Одну из таких я осмелюсь назвать. Да, это поэма-кощуна Михаила Фридмана «Анчутка».

Известно, что глубокое по содержанию художественное произведение не нуждается в рекламе, ибо высокое искусство не может быть оптовым товаром.

Как и во все времена, главным критиком, судьёй и потребителем такого рода шедевров является избранный читатель и главным двигателем рекламы творчества всякого значительного художника. Именно для такого узкого, избранного, мыслящего круга читателя и написана поэма «Анчутка». Она является дерзким вызовом современной литературе (и в особенности поэзии), которая в последнее время приобрела все признаки вторичного искусства, в продукт агрессивно обезличивающей всех и вся глобализации – этого духовного СПИДа сегодняшнего человечества.

Глобализация, вытесняя из души человека и его сознания черты и образы национально-культурной самобытности, которые на протяжении многих веков и тысячелетий создавала для него национальная классическая литература, лишила человечество его надёжной иммунной системы. Под мощным катком глобализации, с её агрессивным безбожием, бездуховностью, пошлостью и цинизмом, в людях гибнет «всё божье и всё человечье» (Г. Иванов), человек лишается самого главного – смысла своего существования.

 

 

Поэма-кощуна «Анчутка» – это самобытный, своеобразный по форме и содержанию трансцендентный, иронический, буесловный сказ о запредельном и недоступном рядовому познанию в пространстве и времени. Поэму пронизывает трагическая, отчаянная ирония страдающего творческого сердца, ищущего в безликом людском муравейнике, в душном «человейнике» (термин А.А.Зиновьева) смысла жизни, счастья и справедливости. В сложном драматическом контексте нашего времени, когда рушатся идеалы и духовные устои, одной из возможностей постижения нравственных ценностей служит наше, ещё не убитое сатанинской культурой повседневности, живое восприятие таких вечных ценностей, как вера, верность, любовь, справедливость и самопожертвование. В плане уяснения «вглубь» и «вширь» двоякой сути человеческой души поэма «Анчутка» является своеобразным поэтическим дополнением, точнее продолжением таких значительных литературных произведений как роман ''Бесы'' Ф.М. Достоевского (1872) и роман ''Мелкий бес'' Ф.К. Сологуба (1905). Мысль автора поэмы ясна: каждая эпоха порождает своих бесов, кровавых «демонов революции» и мелких бесов «нового» общественного устройства, но нет ничего омерзительней и опасней мелких бесов, хорьков Смутного времени, жрецов Золотого Тельца, в смрадных миазмах которых может сгинуть любая великая и даже многочисленная нация.

Автор поэмы-кощуны проводит своего героя (своё Эго) через три эпохи: древнеславянскую (ведийскую), христианскую и современную российскую (безбожную). Герой поэмы Анчутка находится в постоянном движении, как калика перехожий, перемещается в пространстве-времени, встречая на своём пути героев восточнославянской мифологии –Берегиню, Нага, Ниба, Геха, Навь и Явь, героев и знаковых фигур Нового Завета, и, конечно, некоторых наших современников и свидетелей нового Смутного времени (''старого, доброго ребе Льва Моисеевича Каца'').

В поэме в яркой, образной форме присутствует глубокое осмысление социального и духовно-нравственного кризиса России, показано в виде диалогов и монологов столкновение самобытных личностей, носителей своей истины, своей ''идеи'', поиски смысла жизни и смысла истории, поиски Бога, общественной и человеческой гармонии.

В «Анчутке» ярко прослеживается сочетание лирической интонации, иронии и едкой сатиры, объектом которой является не далёкое, седое прошлое, а нынешняя «фантастическая», иррациональная действительность; идея вечного противостояния нравственного и творческого подвижничества силам зла.

Поэма-сказ «Анчутка» по структуре представляет собой двойной сон, точнее она состоит из трёх снов. Третьим сном является эпилог поэмы, в котором сам автор, проснувшись, опять, сызнова окунается в проклятую повседневность с её косностью и пошлостью, с её ликами и «личинами» оказывается для него сном более мучительным и гнетущим, нежели те два, предыдущих.

Кстати, поэма начинается тоже со сна героя (и автора) в наши дни, в эпоху торжества Нави (духовной смерти). Потом этот сон плавно переходит в сон-Явь, в прекрасную реальность ведийского, древнеславянского мира. В этом доисторическом мире всем всё ясно и понятно, нет лжи и фарисейства, где все сыновья и дочери главных и второстепенных богов, своих божественных покровителей; где «все как братья», где «всё, что есть, что было, что будет»

Кто такой Анчутка? Это мелкий бес, главный герой поэмы Михаила Фридмана, который сам себя представляет читателю:

Не знаю я, поверите ль словам,

Я чёрт. Обычный чёрт, что ищет счастья!

 

В чём суть поэмы-кощуны Михаила Фридмана, какова его философия? Философия поэмы «Анчутка» – это философия Вечности: смысла истории и смысла жизни человеческой, смысла всего сущего, наконец, смысла самого Мироздания. Главным героем поэмы-кощуны является Анчутка –любознательный, энергичный бесёнок-сатир, один из козлоногих отпрысков Великого Пана, покровителя стад, лесов и полей, демона стихийных плодоносящих сил земли, тонкого ценителя и строгого судьи пастушеских состязаний в игре на свирели. По воле автора поэмы её герой проделал огромный путь во времени и пространстве, явился в нашу эпоху из седого прошлого, из эпохи заката античного мира, воспетого самим Плутархом.

По пути в ХХ1 век Анчутка из языческого, славянского чертёнка-козленка сумел внешне преобразиться в современного человека, но, увы, до конца (внутренне) по нашим понятиям до конца не очеловечился – не смог по многим причинам стать ''таким как все'', а это обстоятельство –ох, какая трагедия для нашего не-до-завершенного человека.

Что же ищет Анчутка, этот один из ''падших ангелов'', один слуг, взбунтовавшихся против своего господина дьявола, в нашем предметно разделённом мире?

То же самое, что и мы с вами, дорогие читатели – ответ на один из «вечных вопросов» бытия: ''Зачем?''

Зачем я живу? Зачем и для чего я рождён на свет? В чём смысл жизни? Что такое Бог? Действительно ли Он сотворил мир и человека? А может, это наоборот, люди придумали богов и Бога; если всё же первичен Бог, то каким образом и зачем Он всё это сотворил, каковы Его планы; куда движется Космос и что ожидает человечество в будущем; откуда у людей берётся душа и возможно ли возрождения человека. Что такое смерть и бессмертие? И в чём заключается счастье человека на Земле, наконец, имеет ли жизнь человека высшее предназначение?

По большому счёту, герой поэмы Михаила Фридмана занят поисками смысла бытия, постоянным стремлением постигнуть тайну мироздания. Коллизия созерцательного и действенного отношения к жизни расширяются в поэме-кощуне до «рокового» вопроса о возможностях и пределах человеческого разума и духа. Конфликт божественного и «бесовского» в герое (и в авторе) вырастает в испытание человеческой природы, в которой добро и зло являются «сиамскими близнецами».

Поиски смысла жизни и её высокого предназначения Анчутка начинает с поисков истинного человеческого счастья. Для этого автор поэмы как бы ''сводит» своего героя со знаковыми героями разных эпох, которые через диалоги или монологи (наставления и поучения) пытаются утешить Анчутку посредством толкования собственных «идей», своего самобытного взгляда на смысл жизни, который, по их «частному» мнению, заключается в общественной и человеческой гармонии на данный момент эпохи. Но, увы, их ответы на жгучие «вечные вопросы» Анчутку не удовлетворяют, а последний монолог Иуды Искариотского повергает героя поэмы (и её автора) в глубокое отчаяние: ''С верой счастья нет!'' Но не таков герой поэмы, чтобы впасть в грех уныния и тихо, как жухлый кленовый листочек плыть по течению реки мёртвых.

Наделённый мудростью Силена и огромным либидо Диониса и Пана, неутомимый в своих духовных поисках Анчутка пытается найти дорогу к Богу, Творцу Вселенной. Только Он, Создатель мира сего, может ясно дать ответ на все «вечные вопросы». Но где эта дорога, где эта тропа? Разум бессилен, душа недоразвита: бесполезно плакать и молиться, – Бог незрим.

Анчутка чувствует своё ничтожество перед Большим Мирозданием, и прежде, чем обратиться к Богу, даёт самое уничижительное определение человеку как «венцу творения»:

Кто ты в Галактике, там, среди звёзд?

Честный ответ предсказуем и прост.

Кто ты для Жёлтого карлика в небе?

Крошка? Песчинка? Корпускула? Ион?

…………………………………………

Ваше величество – глуп, туп, слеп, слаб,

Кварк ты для Бога, ты даже не раб!

Ты бесполезен! Ты просто, чтоб было!

Жалкий, ничтожный – ни выпить, ни съесть!

Ты рассуждаешь про совесть и честь,

Зная гравитационную силу,

Зная о поле, не видя его?!

Мог бы поверить, что есть божество

То, что Вселенною грамотно правит,

Пастырь, который вас, стадо, пасёт.

Та недосказанность двигает всё

В вашей слепой хаотичной ораве…

Узреть воочию Бога становится навязчивой маниакальной идеей Анчутки. В поэме-кощуне отчаянное, страстное богоискательство перемежается с элементами того богоборчества, которое в своё время переживала российская интеллигенция на рубеже двух последних столетий:

…Охотно веря, что не пробил час,

Грешу, считая правду наглой ложью,

И не хочу быть больше тварью божьей,

Ведь богом должен быть один из нас…

Готов пылать одной надеждой впредь:

Познать Тебя до наступленья смерти.

Я верующим говорю: ''Не верьте!

Поскольку душу верой не согреть''.

…………………………………..

Мой Бог, он знает, что я где-то между

Добром и злом, и между «да» и «нет»,

В последний раз пришёл, чтоб дать надежду –

Новейший окончательный, Завет!

Что имеется в виду под «новейшим, окончательным Заветом»? Конец времён? Царство Князя тьмы? Гибель человеческой цивилизации? Но ведь было два Завета с Богом – Ветхий и Новый. Неужели бывать ещё и Третьему, Новейшему Завету? Возможно ли и правомочно ли погрязшему в грехах человечеству «пролонгировать» свой договор с Творцом Вселенной?

Но автор поэмы уклоняется от ответа. Его герой, как и апостол Фома, надеется на евангельское чудо: желает увидеть лично воочию «Бога Живаго» ещё при жизни любой ценой, даже ценою жизни. Здесь невольно вспоминается сделка доктора Фауста с Мефистофелем, когда ради бессмертия смертный человек продал дьяволу на гибель свою бессмертную душу. Но Анчутка, в эпоху торжества Золотого Тельца, ради достижения своей высшей цели готов без сожаления расстаться с жизнью, не заботясь о дальнейших мытарствах своей души.

Здесь явно прослеживается прагматизм эпохи, в которой живут и действуют герой поэмы и её автор. В наше время весьма уютно тем, кто умело сочетает «служение» Богу единому и другим «земным божествам», смысл жизни и её высокое предназначение их не волнует. Но почему тогда Анчутка не желает занять в этом мире «равных возможностей» свою удобную, уютную нишу, уйти от мук совести под комфортабельную сень? Почему Анчутка так страстно желает увидеть «живого бога», почему он отчаянно взывает к своему Создателю, и вопли его как глас вопиющего в пустыне? Особенно трагично звучит в поэме акростих «Неведомому Богу»:

Н икто Тебя не видел никогда!

Е стественно, что я мечтал немало,

В зглянуть хотя бы раз на Идеала,

Е диножды поверить навсегда!

 

Д а только это, право, ерунда.

О гонь горит, как лампа, вполнакала,

М ои глаза глядят во тьму устало,

О днако, только я смотрю туда!

 

М олитвами и радуюсь и плачу.

У видеть образ Твой хочу сейчас.

Б орюсь и не надеюсь на удачу,

 

О хотно веря, что не пробил час.

Г отов пылать одной надеждой впредь:

У видеть Бога, чтобы умереть!

В этом акростихе – вся суть духовного состояния наших граждан, бывших советских людей, как уже воцерковлённых, так и тех, кто ещё ищет дорогу к Богу: ''Верую Господи, но помоги неверию моему – открой Лице Твое''! Одним словом, узрев Бога, не страшно и умереть. Неужели только в этом заключается смысл жизни человека и высокое предназначение? Святая простота…

Зачем эти вопли, стенания и призывы, когда Бог рядом с тобой, над тобой, в тебе самом! Его животворящее, созидательное Слово во всех летописях Неба и Земли, в Ведах, в Библии, в Торе, в Коране. Именно в них и можно найти ответ на вечный вопрос бытия: ''Зачем?''

Зачем сотворил Бог мир и человека? Что нужно Творцу Вселенной от своей двуногой твари, какие задачи ставит Он перед людьми?

В Евангелии на этот вопрос дан вполне ясный, конкретный ответ: ''Вы –соль земли… Вы – свет мира… Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный'' (Мф. 4, 13-48). То же самое, но в развёрнутом виде находим мы в Коране. В суре 56 «Неотвратимое событие» читаем:

1. Когда неотвратимое событие наступит,

2. Не будет ни одной души,

Которая в приход его не верит.

3. Оно унизит и возвысит многих.

4. И сотрясётся до глубоких недр земля,

5. И горы раскрошатся на осколки,

6. И станут рассыпающимся прахом…

…………………………………….

10. И те, кто благочестием превосходил других,

11. Они приближенными будут к Богу

12. В садах услады

13. Много первых (из далеко ушедших лет),

14. И лишь немногие – из поздних лет…

……………………………………..

60. Назначили Мы смерть для вас

Уделом равным,

И в этом – планов Нашей воли

Никто расстроить не способен,

Коль мы одну из форм



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: