Значения и функции именительного падежа | |||||||||||
Значение: называние лица, предмета, явления | |||||||||||
Функции | |||||||||||
Главный член: а) подлежащее (основная функция); б) именная часть сказуемого | Второстепенный член: приложение | Обособленный член: а) приложение; б) пояснение и присоединение | Формы вне связи с членами предложения: а) обращение; б) именительный темы высказывания | ||||||||
Примеры | |||||||||||
1. И песня и стих – это бомба и знамя (В. Маяковский). 2. Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит и свой рисунок беззаконный над ней бессмысленно чертит (А. Пушкин). 3. а) В избушке, распевая, дева прядёт, и, зимних друг ночей, трещит лучина перед ней (А. Пушкин); б) Мы, то есть седоки, обменялись взглядами, потом поклонами (И. Гончаров); На следующий день с раннего утра вид бульвара, вообще внешний вид Парижа, не занятого инсургентами, изменился, как по мановению волшебного жезла (И. Тургенев). 4. а) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса (А. Пушкин). б) Ах, юность, юность удалая! Житьё в то время было нам, когда погибель презирая, мы всё делили пополам (А. Пушкин). | |||||||||||
Значения родительного падежа | |||||||||||
I. Родительный беспредложный | II. Родительный предложный 1 | ||||||||||
1. Приименной | 2. Приглагольный | ||||||||||
1) родительный определительный а) принадлежности: стихи Лермонтова, комната брата; б) отношения: граждане СССР, член комитета; в) целого: ветка берёзы, ствол пулемёта; г) качественной оценки: человек дела, работа большой ценности; д) возраста: мальчик трёх лет, женщина средних лет; е) носителя признака: синева неба, аромат хвои; ж) субъекта действия и состояния: пение солиста, грызня волков; 2) родительный объекта при отглагольных существительных, образованных от переходных глаголов: выполнение плана, рубка леса; 3) родительный сравнения: чернее ночи, мрачнее тучи; 4) родительный количества, меры, даты: стакан воды, толпа народу, день Седьмого ноября | 1) прямого объекта: а) при отрицании: не читали бестселлера, не любили осени; б) при частичном распространении действия: налить чернил, выпить квасу; 2) косвенного объекта после глаголов желания, ожидания, требования, достижения, лишения, опасения: желать свободы, требовать ответа, достичь славы, лишиться уважения, пугаться темноты | 1) объекта лишения, достижения: оторваться от ветки, додуматься до решения; 2) материала: строить из камня, отливать из бронзы, соорудить из бетона, дом из кирпича, платье из шёлка; 3) образа действия: бежать без передышки, жить без забот; 4) меры: нравиться до безумия, смешной до слёз; 5) пространства: жить близ города, стоять у колодца, человек из толпы; 6) времени: уйти с утра, спать до рассвета, не болеть до старости; 7) причины: молчать из вежливости, коричневый от загара, шрам от удара, уйти с досады; 8) цели, назначения: остановиться для отдыха, работать для победы, учиться ради знаний, лекарство от гриппа, папка для бумаг; 9) возмещения: приехать вместо товарища, работать вместо секретаря; 10) сравнения: часы вроде кулона, брошь наподобие бабочки | |||||||||
1 Предложные конструкции в приименной и приглагольной позиции здесь и далее не разграничиваются, так как имеют обычно одни и те же значения. Однако при именах существительных они приобретают значение качественной характеристики и атрибутивную функцию. Предложные конструкции чаще всего выражают значения, осложнённые обстоятельственными оттенками, другие значения встречаются значительно реже. | |||||||||||
Значения дательного падежа | |||||||||||
I. Дательный беспредложный | II. Дательный предложный | ||||||||||
1. Приглагольный | 2. Приименной | ||||||||||
1) косвенного объекта (обозначает лицо или предмет, «адресат»): служить Родине, помогать товарищу, подарить другу 1; 2) субъекта состояния (в безличных предложениях): И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему (Н. Гоголь) | косвенного объекта: памятник Гоголю, монумент героям, конец делу, слава героям | 1) косвенного объекта: охладеть к музыке, прислушаться к совету, готовый к бою, ненависть к врагу; 2) образа действия: работать по графику, осуществить по плану; 3) места: ходить по лесу, ехать по степи; 4) времени: читать по вечерам, сделать к четвергу, занятия по вторникам; 5) причины: пропустить по болезни, отсутствие по уважительной причине; 6) цели: накрыть к обеду, готовиться к севу; 7) ограничения: небывалый по силе, оригинальный по цвету | |||||||||
1 Пир отглагольных существительных те же значения: служба Родине, помощь товарищу | |||||||||||
Значения винительного падежа | |||||||||||
I. Винительный беспредложный | II. Винительный предложный | ||||||||||
Приглагольный | |||||||||||
1. При переходных глаголах | 2. При непереходных глаголах | 1) со значением предмета речи, мысли: написать про житьё-бытьё, забыть про неприятности; 2) структуры, в которую превращается предмет: разобрать на куски, превратиться в камень; 3) орудия действия: смотреть сквозь очки, видеть в бинокль; сближаются с образом действия; 4) образа действия: сбиться в кучу, жить на стипендию; 5) места: погрузиться в воду, спуск под гору; 6) времени: гулять в дождь, отчёт за квартал; 7) меры: оценить в рубль, величиной в дом; 8) причины: сердиться на обман, красный от смущения, наградить за доблесть; 9) цели: сдать в монтаж, удобный для посева; 10) возмещения: работать за товарища, дежурить за вахтёра | |||||||||
винительный прямого объекта, на который прямо переходит действие: ловить рыбу, читать статью, вышивать блузку, рубить дрова | 1) винительный со значением охвата пространства: проехали весь лес, прошли улицу, пробежали километр; 1) меры времени: прожить год, прождать час, просидеть всю ночь; 2) количества и меры: твердить тысячу раз, весить тонну, стоить рубль | ||||||||||
Значения творительного падежа | |||||||||||
I. Творительный беспредложный | II. Творительный предложный | ||||||||||
1. Приглагольный | 2. Приименной | ||||||||||
1) орудие действия: писать пером, ударить штыком, влиять своим авторитетом; 2) производителя действия в страдательных конструкциях: Никита въехал в отворённые Петрушкой ворота (Л. Толстой); 3) субъекта действия, состояния в безличных конструкциях: пахнет смолою, нанесло ветром; 4) содержания при некоторых глаголах: заниматься музыкой, руководить кружком; 5) образа и способа действия: петь басом, идти быстрым шагом; 6) места: плыть морем, идти лесом; 7) времени: заниматься вечерами, работать ночами; 1) предикативный, обозначает признак предмета, лица, стоящего в именительном падеже: Смотрителем маяка был старый боцман Майданов (В. Арсеньев) | 1) присубстантивный качественной характеристики: юбка колоколом, сапоги гармошкою; 2) приадъективный ограничения, внутреннего содержания: бледный лицом, горд успехами, известен трудами, сильный духом; | 1) орудия действия: работать с лобзиком, читать с очками; сближается со значением образа действия; 2) образа действия: подниматься с трудом, идти с усилием, говорить с подъёмом; 3) места: плавать под водой, аллея между зарослями, прикрепить над столом; 4) времени: уехать с зарёй, объяснение перед разлукой, спор за ужином; 5) причины: набегаться с поручениями, неслышный за голосами; 6) цели: послать за материалами, поехать за покупками; 7) совместимости: пировать с друзьями, учиться с братом, река с притоками | |||||||||
Значения предложного падежа | |||||||||||
I. Приглагольный | II. Присубстантивный | ||||||||||
1) изъяснительный: сообщить о результатах, думать о матери; 2) орудие действия (близко к образу действия): играть на гармошке, печатать на машинке, кататься на велосипеде; 3) образа действия: передать на словах, жить в достатке; 4) места: жить на юге, хранить в сберкассе, гостить в деревне; 5) времени: вставать на рассвете, встретиться в юности; 6) цели: наказать в воспитательных целях | со значением признака, свойства, качества предмета по отношению к другому предмету: стол на трёх ножках, пальто на меху, дама в пенсне | ||||||||||