Последняя песня Владимира Высоцкого




 

 

О златоустом блатаре

рыдай, Россия!

Какое время на дворе,

таков мессия.

 

Л. Вознесенский

 

 

А над гробом стали мародеры

И несут почетный караул.

 

Л. Галич

 

 

Звонок. Последний. В зале лампы,

как мухи, облепили потолок.

«Ваш выход». – Я уже у рампы

и роль свою я знаю назубок.

 

Когда, захлебываясь ядом,

последний выпад сделает Лаэрт,

схвачусь за бок и рухну рядом,

как будто это в самом деле смерть.

 

Нет! Я не дам себе поблажки.

Эй вы, сегодня гибну я всерьез!

В ответ хрустят конфетные бумажки,

и кто‑то прочищает нос.

 

А я срываю крест нательный,

уже сколочен, знаю, крест иной.

Душа моя скорбит смертельно,

побудьте здесь и бодрствуйте со мной

 

хоть час, хотя бы до рассвета,

ведь на миру и смерть красна…

Но вас лишь запахи буфета

сейчас могли бы вытряхнуть из сна.

 

Не надо ваших мне оваций,

зрачки бы только не были пусты –

но нет, до вас не докричаться,

хоть глотку надрывай до хрипоты.

 

К кому я вышел? К торгашам и снобам,

пришедшим поглазеть на блатаря.

Не эти ли потом пойдут за гробом

и пленочку поставят втихаря?

 

Не эти ли… Но вдруг качнулась люстра…

Ну, видите: по рукоять в живот!

Аплодисменты. «Вот оно, искусство».

«Вставай, вставай, до свадьбы заживет».

 

Я остаюсь лежать на сцене,

по полу растекается пятно.

А в зале свет. Захлопали сиденья.

От упырей в глазах темным‑темно.

 

 

«Не эти залихватские частушки...»

 

Ржавая вывеска: Русь.

В. Набоков

 

 

Не эти залихватские частушки,

не наскоро беленые церквушки

и не крикливый псевдорусский сказ,

не кружева и хохломские ложки,

не балалайки, тройки и матрешки,

не сладкий сбитень и не кислый квас,

 

не эта вся развесистая клюква,

где дух с успехом заменяет буква,

как синтетический покров – траву,

а колесо той брички бестолковой,

которое, пока нелживо слово,

всё катится и катится в Москву.

 

 

Рождественская открытка

 

 

Мой стародавний друг, пропащая душа,

ужасно тороплюсь, чтоб опустить шестого –

рукой уже подать до Рождества Христова.

Отвык я от тебя, так долго не пиша.

 

Ну, что тебе сказать? Похвастать вроде нечем,

все нынче не в ладу ни с миром, ни с собой,

но как же сладостно, когда предмет иной

вдруг голосом тебя окликнет человечьим.

 

Не только что писать – тут боязно дышать,

и жутко и легко от этого соседства.

…Свеча и зеркало… перед тобою детство…

Родиться – умереть – воскреснуть – воскрешать

 

отныне и вовек, без суетного страха,

приемля тишину и эту снеговерть,

и мудрость обрести, и под ногами – твердь,

как некогда обрел ученый сын Сираха.

 

О чудо, исцелить от полной слепоты!

Как откровение, всего во всем согласность.

Когда бы ощутил я здесь свою причастность,

ее бы в тот же миг вдруг ощутил и ты,

 

мой тезка, мой двойник до рокового вздоха.

И ты сейчас не спишь и держишься едва,

мучительно ища такие же слова

и в этом, как и я, преуспевая плохо.

 

Здесь и пейзаж точь‑в‑точь, хоть и зовется Йель.

Как все повторено, как это все знакомо!

Я мог бы здесь себя почувствовать как дома,

когда бы так не пахла наша ель.

 

 

«Могу ли я…»

 

 

«Могу ли я…» – «Уехал он». – «Надолго?» – «Навсегда».

И горло как петлей перехватило.

Еще один уходит по дороге в никуда

искать иное, лучшее светило.

 

Постойте, заклинаю вас, ну что вы, так нельзя!

Среди вещей, пропущенных таможней,

ни голосов, ни лиц, ни трав, ни воздуха, друзья,

без этого уехать невозможно.

 

А сколько недодумано, недоговорено.

Пока вы не разрубите канаты,

одни у нас и нервы, и дыхание одно.

Но вот уже на части все разъято,

 

и вот себе уж места не находишь ты с утра,

какая навалилась вдруг усталость!

И кажется, что ногу отхватили до бедра –

нет вроде бы ноги, а боль осталась.

 

Наверное, все правильно, вам будет лучше там:

 

уютней, легкомысленней, вольготней.

Что ж, не в обиде мы, уж как‑нибудь придется нам

самим отбиться здесь от «черной сотни».

 

Так значит, вы надумали? Ну что же, в добрый путь.

Вот горсть земли – возьмите на прощанье.

Пусть рядом кто‑то бросил зло, чтоб побольней лягнуть,

обидные слова при расставанье:

 

что нашему забору вы двоюродный плетень,

что за «любовь» отплатим мы «любовью»,

дай бог вам – в Сан‑Франциско ли, в Париже ль – ясный день,

и дай нам бог ненастье в Подмосковье.

 

 

«Потрескивал ледок, поблескивал репейник...»

 

 

Потрескивал ледок,

поблескивал репейник.

Мне шел осьмой годок,

я был большой затейник.

 

С седьмого этажа

крючком я не однажды

выуживал, дрожа,

береты честных граждан.

 

Как в лужи мы карбид

им под ноги роняли!

«Догоним – будешь бит».

Так ведь не догоняли.

 

Сменялись короли,

и выбивались стекла,

а годы… годы шли,

и детство блёкло, блёкло.

 

И вот, очнувшись вдруг,

осознаешь с испугом:

всё так же тесен круг,

но ты уже за кругом.

 

Трещит себе ледок,

блестит себе репейник…

Сынку осьмой годой,

большой растет затейник.

 

 

«С асфальта как с гуся вода...»

 

 

Как легко быть счастливым… всего‑то и надо,

чтоб сосулька – бабах! – оторвалась от портика,

чтобы вспомнилось слово «хламидомонада»,

и еще лист бумаги – набрасывать чертиков.

 

Как легко быть счастливым… всего‑то и надо,

чтоб старушка старушке сказала «Ты поняла?»,

чтоб сосед за стеной хохотал до упаду,

чтоб ворона кого‑то опять проворонила.

 

Ах, легко быть счастливым… всего‑то и надо,

что сгореть чудотворною свечкою заживо.

И – земли пятачок, отделенный оградой

от бескрайней земли, по которой ты хаживал.

 

 

«С асфальта как с гуся вода...»

 

 

С асфальта как с гуся вода,

в потёках стена.

Ну вот и весна, господа!

Ну вот и весна!

 

Не будет, поверьте, мадам,

большого греха,

Верни вы сейчас соболям

собольи меха.

 

За вами, смотрите, как встарь,

юнцы косяком.

Давай, гимназисточка, шпарь

теперь босиком!

 

Какая же, право, теплынь,

вот это апрель!

Пьянящая эта полынь,

и эта капель…

 

И шумен опять Разгуляй:

зонты, котелки…

Держи, брат, целковый «на чай».

А ну, рысаки!

 

Ах, этот серебряный бег!

Какая езда!

На месяц? На годы? На век?

Да нет, навсегда.

 

 

«Свиданье с вечностью, от двух до четырех...»

 

 

Свиданье с вечностью, от двух до четырех,

в заветном уголке Серебряного бора,

когда отшелестят на дачах разговоры

и отзвенит в ушах дневной переполох.

 

С природой выдохнуть и сделать новый вдох,

и с легкостью, как тень, шагнув через заборы,

незримо набежать на этот вечный город,

где вечен и ты сам пребудешь, дай то бог.

 

«Не дай то бог!» – кричу. Напрасно, мир оглох,

и эхо слов моих ушло в земные поры.

Так, значит, навсегда, согласно приговору?

Как сосны, и трава, и плеск воды, и мох?

 

Но, к счастью, мрак ночной вдруг, точно струп, отсох,

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: