· Подготовительный
Сроки: 20.08-20.09.15г.
1. Изучение контингента семей воспитанников 2 младшей группы, поступивших в ДОУ в различных аспектах: пол, возраст, уровень образования; понимание роли в участии в образовательном процессе детского сада.
2. Разработка плана мероприятий взаимодействия с родителями, которые позволят установить доверительные взаимоотношения.
3.Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
· Основной
Сроки: 20.09.15г. -01.05.16г.
1. Апробация новых педагогических технологий,
2. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей;
3. Реализация конкурсов, семейных праздников и выставок.
· Заключительный
Сроки: 01.05.-30.05.16г.
1. Проведение анализа проделанной работы;
2. Открытое обсуждение всех материалов проекта, обмен опытом семейного воспитания;
3. Презентация проекта для родителей
Формы работы над проектом:
1. Информационно – аналитические:
· Анкетирование.
· Опросы.
· Консультации.
2. Наглядно-информационные формы:
· Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей.
· Фотовыставки.
3. Познавательные:
· Информационно-практические занятия «Родительский клуб».
· Совместная работа по тематическому плану проекта.
4. Досуговые:
· Совместные праздники, досуги, развлечения.
· Участие родителей в конкурсах, выставках.
Материально – техническое обеспечение проекта:
· компьютер;
· фотоаппарат;
Перечень основных мероприятий:
1.Знакомство с родителями, анкетирование, беседы с родителями, педагогические консультации.
2.Индивидуальные опросы по выявлению трудностей в воспитании детей.
Цель: получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье.
3. Открытое занятие по сенсорному воспитанию.
Цель: повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в образовательный процесс.
4.Работа родительского клуба из инициативных родителей, заинтересованных в участие воспитательно-образовательного процесса
(Обмен семейным опытом: «Чем занять детей дома?». Семинар- практикум: «Чем играют наши дети?»).
5. Оформление фотовыставок на темы:
· «Летний отдых с семьей»,
· «Семейные газеты поздравления с новым годом»
· «Мы с папой друзья»,
· «Наша семья».
Цель: активизация включенности родителей в работу детского сада. Развитие позитивных взаимоотношений.
6. Организация выставки совместного творчества (семейные работы различной тематики)
· Выставка рисунков.
· Аппликаций.
· Поделки из природного материала.
Цель: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.
7. Показ теневого театра родителями для детей детского сада.
Цель: Стремление к объединению родителей и детей.
8.Участие в праздниках «Золотая осень», «Новый год», «Масленица», «Концерт для мам»
Цель: Привлечь родителей к организации и проведению праздников.Создание атмосферы дружелюбия, радости, положительного эмоционального настроя всех участников праздника.
9. Мастер-класс «Новогодний сувенир».
Цель: вовлечь родителей в совместную работу с детьми с целью совместного творчества.
10. Привлечение родителей к оформлению участка группы на улице.
Цель: Содействовать к сплочению родительского коллектива и воплощения творчества родителей в оформлении участка.
11. Презентация: «Вот и год прошел».
Цель: Подвести итоги эффективности проекта. Определить перспективу дальнейшей работы по направлениям проекта.
Мероприятие | Срок | Ответственный |
Проведение анкетирования по изучению семей воспитанников | сентябрь | Воспитатели Психолог |
Фотовыставка «Летний отдых с семьей» | сентябрь | Родители |
Утренник «Золотая осень» | октябрь | Родительский клуб Воспитатели |
Выставка осенних поделок «Осенние фантазии» | октябрь | Совместная творческая работа родителей и детей |
Семинар-практикум: «Чем играют наши дети» | октябрь | Родительский клуб Воспитатели, психолог |
Обмен семейным опытом «Чем занять детей дома?» | ноябрь | Родительский клуб Воспитатели, психолог |
Выставка совместного творчества «Пусть всегда будет мама» | ноябрь | Воспитатели Родители (папы) |
Семейные газеты поздравления с Новым годом. | декабрь | Родители |
Оформление участка группы на улице | декабрь | Родители |
Мастер-класс «Новогодний сувенир» | декабрь | Родительский клуб, Воспитатели |
Утренник «Новогодние приключения» | декабрь | Родительский клуб, Воспитатели |
Открытое занятие по сенсорному воспитанию | январь | Родительский клуб Воспитатели |
Праздник-развлечение «Широкая масленица» | февраль | Родительский клуб Воспитатели |
Выставка газет: «Мы с папой друзья» | февраль | Родители |
Выставка совместного творчества к 8 марта | март | Воспитатели Родители (папы) |
Праздник- развлечение «Концерт для мам» | март | Родительский клуб Воспитатели |
Показ теневого театра | апрель | Родительский клуб |
Фотовыставка «Наша семья» | май | Родители |
Презентация: «Вот и год прошел» | май | Родительский клуб Воспитатели |
Ожидаемые результаты.
· Собрана полная и достоверная информации о семьях воспитанников в различных аспектах.
· Использование разнообразных форм работы даст определённые результаты: родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, повысится их педагогическая компетентность.
· Семьи получат практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов и будут участниками различных мероприятий.
· Родители станут открытыми к сотрудничеству детского сада и семьи
Совместная работа коллектива ДОУ с семьёй будетспособствовать созданию единого образовательногопространства для детей и воспитывающих их взрослых.
Всей своей работой воспитатели 2 младшей группы доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Оценка результатов:
· отзывы родителей;
· выставки.
Возможные риски:
· не все родители будут активны.
Устойчивость проекта:
· Конечный результат.
· Распространение опыта работы.
Трансляция проекта:
· Презентация проекта для педагогов ДОУ на педагогическом совете.
· Публикация.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность группы ведётся по следующим направлениям:
Информационно – аналитическое:
· С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка в группе проводится анкетирование. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста:
· С этой целью в группе используются активные формы и методы работы с родителями.
Работа родительского клуба:
· В группе работает родительский клуб (группа инициативных родителей). Родительский клуб организует родителей на оказание помощи в проведении конкурсов, выставок, в организации детских праздников.
· Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
Консультации:
· При выборе консультаций для родителей проводим тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбираем оптимальный вариант. Темы консультаций также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада.
Открытые занятия:
· При посещение родителями группы стараемся вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Родители принимают участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступают в роли педагогов, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок.
Наглядно – информационное направление:
· Родительские уголки.
· Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.
· Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
· Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Использование разнообразных форм работы дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками. В итоге, работая в партнерстве с детским садом, родитель понимает, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Список литературы
Глебова С.В. - Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 -111 стр.
Бачева Е.В. –Хрестоматия по родительскому образованию. Пермь-2014 -104 стр.
Михайлова-Свирская Л.В. - Работа с родителями. Москва «Просвещение» 2015-126 стр.
Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В.-555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. Москва «Творческий Центр Сфера» 2012-125 стр.
Осипова Л.Е.- Работа детского сада с семьей. ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008-72 стр.