Теоретические основы НИР




КАЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»

 

КАЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)

 

Юридический факультет

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

за 2017- 2018 учебный год

Выполнил обучающийся по программе магистратуры (магистрант)

________учебной группы _______курса ___________________формы обучения

направление подготовки 40.04.01

«Юриспруденция»

магистерская программа «Юридическое сопровождение бизнеса»

(фамилия, имя, отчество)

Научный руководитель

(ученая степень, ученое звание)

(должность)

(фамилия, имя, отчество)

 

Дата _____________________

 

 

Оценка ___________________

 

Подпись __________________

 

 

Казань 2018

Содержание

 

Введение (цели и задачи НИР)

1. Теоретические основы НИР (необходимо описать теоретические вопросы/аспекты, что такое научно-исследовательская работа в магистратуре, какова ее структура)

2. Проект оглавления и введения выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)

Заключение

Библиографический список

Введение

 

Научно-исследовательская работа осуществлялась в течение II семестра на кафедре гражданского права Казанского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)».

Цель научно-исследовательской работы магистранта заключается в получении профессиональных умений и опыта научно-исследовательской деятельности.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач научно-исследовательской работы в процессе теоретического и практического обучения:

обеспечение становления профессионального научно-исследовательского мышления магистрантов, формирование у них четкого представления об основных профессиональных задачах, способах их решения;

формирование умений использовать современные технологии сбора информации, обработки и интерпретации полученных экспериментальных и эмпирических данных, владение современными методами исследований;

формирование готовности проектировать и реализовывать в образовательной практике новое содержание учебных программ, осуществлять инновационные образовательные технологии;

обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, профессионального мастерства;

самостоятельное формулирование и решение задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний;

проведение библиографической работы с привлечением современных информационных технологий.

 

Теоретические основы НИР

 

Обучение в высшем учебном заведении предполагает обязательное занятие научно-исследовательской работой магистрантами. В связи с этим, вся система организации обучения в высшем учебном заведении называется «научно-образовательная деятельность», в которую вовлечен профессорско-преподавательский состав вуза и обучающиеся. Современное высшее образование не может быть легитимным, если магистранты не получают определенный навык в организации своей личной научно-исследовательской работы. Магистранту в вузе необходимо приобрести определенный навык определения объекта и предмета исследования, что и обозначает вектор всего научно-исследовательского процесса, выбор цели, задач исследования, построения гипотезы.

Научная работа – обязательная часть образовательного процесса в вузе. Более того, для магистранта научная работа является приоритетной при освоении магистерской программы.

Научная работа позволяет будущему профессионалу приобрести умения и навыки самообразования, получить инновационный характер направленности его служебной деятельности. Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний об окружающей действительности. Понятие «наука» включает в себя как общую сумму полученных к данному моменту научных знаний, так и деятельность по получению нового знания – научное исследование. Кроме того, термин «наука» употребляется для обозначения отдельных отраслей научного знания.

Для того, чтобы называться наукой, отрасль интеллектуальной деятельности должна иметь свой объект и предмет исследований, методы их проведения и комплекс специфических (собственных) базовых аксиом и закономерностей, раскрывающих внутреннюю сущность обнаруженного процесса или явления, его генезис (зарождение), эволюцию и место в окружающем мире. Наука использует совокупность фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснения, т.е. всего того, объединяют стилем мышления.

Нужно заметить, что развитие науки пронизано сочетанием процессов дифференциации и интеграции: освоение новых областей реальности приводит к дроблению науки на все более специализированные отрасли знания, однако, проблемный характер ориентации современной науки вызвал к жизни междисциплинарные и комплексные исследования.

Все научные дисциплины весьма условно подразделяются на три большие группы:

– естественные;

– социально-гуманитарные (общественные);

– технические.

По своей направленности, отношению к практике, науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Если задачей фундаментальной науки является описание законов поведения и взаимодействия базисных структур природы, общества и мышления, то непосредственная цель прикладных наук – применение результатов, полученных фундаментальными исследованиями для решения не только познавательных, но и практических проблем.

Важно отметить, что в науке существуют два пути исследования:

– теоретический;

– эмпирический.

Эмпирическое (чувственное) научное знание своими элементами имеет факты действительности, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов, фиксирующие характеристики наблюдаемых процессов и явлений. Это первоначальное научное знание, которое позволяет сделать эмпирический анализ проблемы и дать направления ее дальнейшего изучения. Факты действительности, полученные на этапе эмпирического анализа, являются основой всего исследовательского процесса. Теоретический уровень научного знания, опираясь на эмпирическую основу, предполагает открытие закономерностей и законов, дающих возможность идеализированного, абстрактного описания и познания сущности процессов и явлений. Научное исследование – это объяснение и описание процессов и явлений окружающего человека природного, социального и технического мира, что и составляет предмет изучения науки, на основе открытых ею законов. Научные исследования служат базой для прогнозирования вероятного развития человека, общества и природы.

Научно-исследовательская работа – это способ самовыражения магистрантов, т.к. позволяет им проявлять лучшие свойства их интеллекта. Эта работа в вузе осуществляется под руководством профессорско-преподавательского состава вуза в соответствии с рекомендуемой ими тематикой, но тема научно-исследовательской работы должна быть выбрана самим магистрантом в соответствии с его индивидуальными предпочтениями.

Будущий магистр, поступая в магистратуру, уже человек с высшим образованием, занимавшийся научно-исследовательской работой и имеющий определенный навык ее организации. Поэтому сама философия магистерской подготовки предполагает сразу проведение научно-исследовательской работы и подготовку магистерской диссертации по какой-либо проблеме, которая сформировалась у будущего магистра. Собственно, наличие этой нерешенной проблемы, по сути, и должно привести его в магистратуру для проведения исследований под руководством профессорско-преподавательского состава вуза.

Следует заметить, что научный руководитель не проверяет результаты научной работы магистрантов, а руководит ее ходом и консультирует. Да иначе и не может быть, так как научная работа – творческий процесс и результаты его могут быть оценены в ходе дискуссии (защиты), которая допускает разные точки зрения по одной проблеме. Важно также отметить, что темы научных исследований должны быть актуальными, то есть, направлены на решение насущных задач, которые ставит перед наукой реальная жизнь. Поэтому особое значение приобретает учебная и производственная практика для студентов, научно-исследовательская и научно-педагогическая практика магистрантов, которые могут стимулировать их научно-исследовательскую деятельность. Кроме того, производственные практики и стажировки – это хорошая возможность для накопления необходимых фактов действительности по выбранной проблеме.

Особое значение в научно-исследовательской деятельности магистранта имеет работа с научной литературой. Любое научное исследование предполагает предварительную работу с научной литературой. Автору необходимо ознакомиться с тем, что уже написано по выбранной для исследования проблеме, уточнить основные концепции, имеющиеся теоретические подходы, разные точки зрения и методологические принципы, уже использовавшимися другими исследователями. Эта информация должна быть отражена во вводной части работы, либо в специальном разделе (во введении). Необходимый элемент научной работы – это цитирование и ссылки на первоисточники, статистические данные. При этом нужно иметь ввиду, что недопустимо отсутствие соответствующей ссылки с подробным указанием издания (библиографическое описание), содержащего цитируемые сведения. При этом цитировать словари и справочники не рекомендуется, за исключением особых случаев, когда это оправдано. Можно цитировать законодательные и нормативные акты, но лишь ссылаясь на официальные их издания. Обязательно нужно цитировать классиков по проблеме научной работы.

Мир людей так устроен, что каждому человеку в нем приходится постоянно решать какие-либо проблемы: личные, бытовые, хозяйственные, производственные, общественные и др. При этом решение этих обычных проблем с помощью здравого смысла (или обыденного мышления) считается как бы известным и понятным занятием, которому каждый человек обучается от родителей в семье, а затем в общественно-трудовой жизни. Но человек, в отличие от других живых существ на Земле, обладает разумом и испытывает постоянное желание в узнавании чего-либо нового об окружающем мире. Это специальное занятие по узнаванию нового получило название – наука, а люди, которые им заняты – исследователи или ученые.

Каждое, даже небольшое научное исследование имеет свой объект и предмет, которые определяются (формулируются) самими исследователями. В процессе познания истины, раскрытия наиболее глубоких и общих закономерностей рассматриваемого круга явлений, при разрешении той или иной проблемной ситуации исследователю важно как можно более точно определить пространство своей познавательной деятельности и конкретизировать ее границы в соответствии с поставленной целью. Без выбора и конкретизации объекта и предмета само исследование не может состояться, т.к. эти две категории являются отправной точкой и базой любой аналитической работы, без чего невозможно продвижение научного поиска. Определив предмет и объект исследования, автор должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду.

Особенно важно правильно выделить объект и предмет исследования в квалификационной научно-исследовательской работе – диссертации, поскольку их неточное определение сужает методологические рамки анализа и снижает качество представляемой на защиту работы соискателя. К сожалению, встречаются такие научные работы, в которых объект и предмет исследования вообще не указываются. Это свидетельствует о недостаточной научной квалификации самого исследователя.

Нужно отметить, что правильный выбор объекта и предмета исследования довольно непростое дело даже для опытных ученых, поскольку их корректная формулировка требует глубокого осмысления места исследуемой проблемы в предметной области, представления о научной новизне и возможностях практического использования результатов исследования, применяемых методах и других инструментах исследования. Кроме этого существует разное понимание сущности самих этих понятий и объективное различие в зависимости от сферы научно-практической деятельности.

Исследователям важно знать, что есть понятие «объект (природный, социальный, экономический, технический, физический и др.) для исследования» и понятие «объект исследования» и различать их, поскольку это не одно и тоже. Авторское видение предполагает следующие определения понятий «объект и предмет исследования»:

Объект исследования – это наблюдаемый объективный процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и поэтому избирается для исследования. Проблемная ситуация, в свою очередь, формируется субъективным выбором исследователя, и он его делает исходя из своих личных представлений о необходимости изучения той или иной проблемы. Он выбирает круг видимых и понятных лично ему явлений или процессов и очерчивает исследовательские границы. Это и становится объектом исследования.

Предмет исследования – это то, что находится в рамках выбранного объекта исследования и показывает обнаруживаемые исследователем какие-либо закономерности в развитии выбранного объекта, взаимосвязи между явлениями и процессами. И именно предмет исследования предопределяет тему самого исследования. Более того, название исследовательской работы (диссертации) по смыслу должно быть увязано с предметом исследования.

Предмет научного исследования составляет тот круг вопросов и проблем, который интересует исследователя в объекте. Важно подчеркнуть, что одна и та же сторона социальной жизни может стать объектом исследования различных наук. Так, например, проблемы преступности могут изучать юристы, психологи, социологи, экономисты и др. Но каждый из них в этом явлении выделяет нечто свое, присущее специфике научного познания в данной отрасли знания.

Обычно разграничивают предмет теоретического и эмпирического исследования. В первом случае – это идеализированный объект, модель, описывающая всю систему взаимодействий (как внутренних, так и внешних) в теоретических понятиях. Во втором – это изучение (на базе теории) реальных свойств объекта познания, например, типы лидерства в малой группе.

Поскольку, все науки подразделяются на социально-гуманитарные (общественные) и естественные (технические) – целесообразно выявить как возможное сходство, так и различие в подходах к определению предмета и метода исследования.

В естественных науках, в силу их специфики, объектом исследования являются отношения между человеком и окружающим миром по принципу «человек-окружающий мир» или «субъектно-объектные отношения». Один из основоположников методологии науки англичанин Ф. Бэкон отмечал: «…наука исходит не только из природы ума, но и из природы вещей».

Выбор объекта и предмета исследования зависит от опыта профессиональной деятельности исследователя, уровня его академической и научной подготовки, актуальности проблемы для общества и т.п. Кроме того, выбор объекта и предмета исследования для дипломной работы или кандидатской диссертации зависит от круга научных интересов научного руководителя, т.к. без учета его мнения работа не может быть представлена к защите.

По смыслу предмет исследования должен совпадать с темой диссертации и зависеть от замысла исследователя. Между собой объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное. Но при этом нужно отметить, что их соотношение не является чисто механическим, а как бы метафизическим, трансцендентным (невидимым явно). При исследовании одного и того же объекта возможны разные предметы исследования.

В любой науке проводятся исследовательские работы, обнаруживаются какие-либо явления и процессы, определяется объект и предмет исследования, затем выстраивается цепочка научной технологии: гипотеза, тезис и подбираются необходимые аргументы для объяснений этого тезиса. Полученная теория подтверждается или опровергается другими теориями, поскольку у науки своя особая цель – отделить истину от «неистины», т.е. заблуждений. Но, как подчеркивает известный в научном мире методолог науки К. Поппер: «Истина не является единственной целью науки. Мы хотим большего, чем просто истины: мы ищем интересную истину – истину, которую нелегко получить… просто истины нам недостаточно, ибо мы прежде всего ищем ответ на наши проблемы… И только в том случае, – завершает свою идею К. Поппер, – если имеется ответ на некоторую проблему – трудную, плодотворную, глубокую проблему, – истина или предположение об истине приобретают значение для науки».

Полученное общее теоретическое знание по обнаруженной проблеме как бы суммируется, получает практическое воплощение в реальной жизни людей. В результате многочисленных теорий и их внедрения в практику образуется новое понимание изучаемой проблемы, накопленные количественные знания переходят в новое качество, т.е. возникает совершенно новое видение проблемы. И научный цикл вновь воспроизводится, свидетельствуя тем самым о верности выбора в начале пути предмета и объекта проведенного исследования.

Четкость в формулировках объекта и предмета исследования позволит проводить его наиболее эффективно и достигать убедительных теоретических и эмпирических результатов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: