Методические аспекты в преподавание основных школьных редакторов




 

Программа PhotoShop представляет собой мощную программу по обработке растровой графики, устойчивую к действиям пользователя. Данное свойство позволяет использовать графический редактор, как в профессиональной деятельности, так и в игровом процессе. Алгоритм работы большинства функций позволяет просмотреть конечный результат выполнения функции еще на этапе задания параметров.

При изучении компьютерной графики вообще и графических редакторов в частности желательно использовать методы обучения, стимулирующие самостоятельную работу и стремление к самостоятельному изучению материала. Расчленение сложного задания на ряд простых с последующим обсуждением результатов их выполнения, взаимная заинтересованность в результатах труда позволяют решать многие педагогические задачи. Если возможно, следует отказаться от выставления конкретных оценок и вести зачетную систему оценок.

При любом методе осуществления учебного процесса, появляется необходимость контроля усвоения материала. Специфика разработанной методики состоит в первую очередь в том, что дает практические навыки в освоении программы, которые обучаемый может получить самостоятельно под контролем преподавателя.

Проводя занятия по изучению средств графического редактора педагог должен не только уметь учитывать и понимать психологическое состояние школьников, но и уметь научить учащихся учитывать психологические особенности других людей, - тех, которые будут воспринимать и оценивать результат их труда, а именно – готовые изображения. Ведь успех обучения во многом зависит от того, как будет воспринята работа, поэтому необходимо знатиь и учитывать особенности восприятия человека.

Схема занятий в большинстве случаев выглядит следующим образом: сначала рассматривается создание какого–либо объекта, на примере которого разбираются основные положения темы занятия, затем приводится перечень всех необходимых сведений, связанных с темой занятия, после чего следует система упражнений для закрепления и отработки материала.

Учитель должен точно определить тему нового занятия, провести общее ознакомление с его содержанием, озвучить советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле.

Учитывая вышесказанное, задача преподавателя сводится к организации занятия, постановке задачи и цели занятия, объяснению теоретического материала, пояснению сложных понятий и процессов, которые необходимо выполнить. Методические рекомендации:

Данные методические рекомендации содержат необходимый теоретический материал и систему упражнений для практических занятий. Они могут быть использованы как учебник или как раздаточный материал. Для каждого занятия сформулированы рекомендации.

Тема 1. Виды компьютерной графики

Понятия, рассматриваемые при обучении темы «Виды компьютерной графики»:

- растровая графика, векторная графика.

Основные вопросы, рассматриваемые при изучении темы «Виды компьютерной графики»

- виды графики;

- преимущество и недостатки компьютерной графики;

- форматы графических файлов.

Рекомендации

Урок по этой теме удобно провести в виде лекции. Эта тема является ознакомительной перед изучением программы Adobe Photoshop. Учащиеся должны четко отличать растровую, векторную графику. Знать преимущества и недостатки. Необходимо подробно рассмотреть форматы графических файлов. Учащиеся должны выбрать нужный формат при сохранении, знать какие форматы включают алгоритм сжатия без потерь качества, а какие приводят к необратимой потере части информации.

При рассмотрении понятий необходимо дать определения растровой, векторной графики, рассмотреть их достоинства и недостатки, а также их отличительные особенности. Также при объяснении темы рассказывается о форматах сохранения BMP, TIFF, GIF, PNG, JPEG, WMF, EPS, CDR. Достоинства и недостатки каждого формата.

Содержание

Растровые графические изображения формируются в процессе преобразования графической информации из аналоговой формы в цифровую. Растровое изображение хранится с помощью точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Каждый пиксель имеет определенное положение и цвет. Хранение каждого пикселя требует определенного количества битов информации, которое зависит от количества цветов в изображении.

Пиксель - минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом.

Качество растрового изображения зависит от размера изображения (количества пикселей по горизонтали и вертикали) и количества цветов, которые можно задать для каждого пикселя.

Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.

Векторная графика. Векторные графические изображения являются оптимальным средством хранения высокоточных графических объектов, для которых имеет значение сохранение четких качественных и ясных контуров. Векторные изображения формируются из объектов (точка, линия, окружность, прямоугольник и пр.), которые хранятся в памяти компьютера в виде графических примитивов и описывающих их математических формул.

Например, графический примитив точка задается своими координатами (X,Y), линия — координатами начала (XI,Y1) и конца (X2,Y2), окружность координатами центра (X,Y) и радиусом (R), прямоугольник — координатами левого верхнего угла (X1,Y1) и правого нижнего угла (X2.Y2) и так далее. Для каждого примитива задается цвет.

Достоинством векторной графики является то, что файлы, хранящие векторные графические изображения, имеют сравнительно небольшой объем.

Важно также, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества. Это возможно, так как масштабирование изображений производится с помощью простых математических операций (умножения параметров графических примитивов на коэффициент масштабирования).

Для обработки изображений на компьютере используются специальные программы — графические редакторы. Они разделяются на две категории: растровые и векторные.

Растровые графические редакторы являются наилучшим средством обработки фотографий и рисунков, поскольку растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи градаций цветов и полутонов.

Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (растровый или векторный), а также форму хранения информации (используемый алгоритм сжатия).

Сжатие применяется для растровых графических файлов, так как они имеют обычно достаточно большой объем. При сжатии графических файлов алгоритм сжатия включается в формат графического файла.

Существуют различные алгоритмы сжатия, причем для различных типов изображения целесообразно применять подходящие типы алгоритмов сжатия.

Для рисунков типа диаграммы целесообразно применение метода сжатия, который использует поиск повторяющихся в рисунке «узоров». Такой алгоритм используется в графических файлах форматов TIFF и GIF и позволяет сжать файл в несколько раз.

Для сжатия отсканированных фотографий и иллюстраций используется алгоритм сжатия JPEG. Применение метода JPEG позволяет сжимать файлы в десятки раз, однако может приводить к необратимой потере информации (файлы не могут быть восстановлены в первоначальном виде). В этот формат обычно сохраняют изображения для просмотра (превью).

Некоторые форматы графических файлов являются универсальными, так как могут быть обработаны большинством графических редакторов. Некоторые программы обработки изображений используют оригинальные форматы, которые распознаются только самой создающей программой.

Рассмотрим некоторые форматы графических файлов более подробно.

Bit MaP image (BMP) — универсальный формат растровых графических файлов, используется в операционной системе Windows. Этот формат поддерживается многими графическими редакторами.

Tagged Image File Format (TIFF) — формат растровых графических файлов, поддерживается всеми основными графическими редакторами и компьютерными платформами. Включает в себя алгоритм сжатия без потерь информации. Рекомендуется для использования при работе с издательскими системами.

Graphics Interchange Format (GIF) — формат растровых графических файлов, поддерживается приложениями для различных операционных систем. Включает алгоритм сжатия без потерь информации, позволяющий уменьшить объем файла в несколько раз. Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

Portable Network Graphic (PNG) — формат растровых графических файлов, аналогичный формату GIF. Рекомендуется для использования на Web-страницах.

Joint Photographic Expert Group (JPEG) — формат растровых графических файлов, который реализует эффективный алгоритм сжатия (метод JPEG) для отсканированных фотографий и иллюстраций. Алгоритм сжатия позволяет уменьшить объем файла в десятки раз, однако приводит к необратимой потере качества. Поддерживается приложениями для различных операционных систем. Данный формат является самым популярным.

Windows MetaFile (WMF) — универсальный формат векторных графических файлов для Windows-приложений. Используется для хранения коллекции графических изображений Microsoft Clip Gallery.

Encapsulated PostScript (EPS) — формат векторных графических файлов, поддерживается программами для различных операционных систем. Рекомендуется для печати и создания иллюстраций в настольных издательских системах.

CorelDRaw files (CDR) — оригинальный формат векторных графических файлов, используемый в системе обработки векторной графики CorelDraw.

Если вы собираетесь работать с графическим файлом только в одном данном приложении, целесообразно выбрать оригинальный формат. Если же предстоит передавать данные в другое приложение, другую среду или иному пользователю, стоит использовать универсальный формат.

На завершающем этапе урока следует задать вопросы.

Контрольные вопросы.

1. В чем состоит различие растровых и векторных графических изображений? (Векторные изображения имеют преимущество. Их можно масштабировать без потери качества в отличии от растровых.)

2. В каком случае изображение следует сохранять в формате JPEG?(В случае, если в дальнейшем изображение не будут увеличивать, изменять или редактировать и не требуется высокое качество.)

3. В каком редакторе, растровом или векторном, вы будете редактировать фотографию? (Фотографию можно редактировать исключительно в растровом редакторе, векторные программы не предназначены для обработки растровых изображений.)

4. Какой вид графики предполагает изменение размера без потери качества? (Векторная графика.)

Тема 2. Знакомство с Adobe Photoshop

Понятия, рассматриваемые при обучении темы «Знакомство с Adobe Photoshop»:

- рабочее окно;

- окно изображения;

- строка состояния;

- панель инструментов.

Основные вопросы, рассматриваемые при изучении темы «Знакомство с Adobe Photoshop»:

- назначение Adobe Photoshop;

- интерфейс программы Adobe Photoshop.

Рекомендации

При изучении этой темы необходимо рассказать о назначении программы, о возможностях, которые можно реализовать. Очень важной темой является изучение окна программы Adobe Photoshop, так как успех детей, особенно вначале изучения, будет зависеть от знания окна и его умелого использования.

Важно отработать навык обращения с окном, чтобы у ребят не возникало психологического барьера на уроках. Мало рассказать о панели инструментов, инструментальной палитре, пунктах меню, мало показать, как делать то или иное действие. Необходимо выработать навык работы с интерфейсом.

В ходе урока необходимо дать определение понятиям «рабочее поле», «панель инструментов», «панель свойств», «инструментальная палитра», «строка состояния». Преподаватель в ходе урока объясняет принципы работы с панелью свойств (как ее вызвать, закрыть, как найти необходимые параметры и их изменить) и строкой состояния.

Задание необходимо предварительно распечатать на листах A4.

Содержание

Назначение Adobe PhotoShop. Как и любой редактор изображений, Adobe PhotoShop предназначен для внесения изменений в изображение. Программа позволяет ретушировать изображение и подвергать его спецэффектам, переносить детали одного снимка на другой, вносить текст, менять соотношение цветов и даже добавлять цвет в изображения, выполненные в оттенках серого. Можно создавать новые изображения. Adobe Photoshop лучше всего подходит для создания и редактирования следующих видов изображений:

- сканированные фотоснимки;

- изображения, полученные с помощью цифровых фотокамер любого типа;

- логотипы и эмблемы с нечеткими границами, бликами и тенями;

- спецэффекты с применением фильтров и коррекции цвета.

Рабочее окно. После успешного запуска Adobe Photoshop на экране возникает рабочее окно. Строка меню обеспечивает доступ к командам. Окно изображения можно перетаскивать мышью, поместив курсор на «заголовок». Полосы прокрутки дают возможность вывести на экран части изображения, находящиеся в данный момент за пределами окна.

Окно изображения. В Adobe Photoshop можно одновременно открыть столько изображений, насколько хватит оперативной и виртуальной памяти компьютера. Каждое изображение открывается в отдельном окне.

Строка состояния. Находится над панелью задач Windows, в ней указываются выбранные (активные) инструмент и изображение.

Панель инструментов. Она содержит кнопки со значками различных инструментов. Они подразделяются на группы, начиная с инструментов выделения в верхней части панели. Выбирается инструмент щелчком мышью на его кнопке, а применяется – щелчками или перетаскиванием внутри окна изображения.

После изложения теоретического материала следует раздать учащимся листы с заданием.

Способ выполнения задания.

1. Открыть несколько изображений (от 2-10).

2. Затем любое из них «активировать» нажав мышкой на верхнюю часть открытого изображения («заголовок»).

3. Нажав на «заголовок» переместить изображение по всему периметру рабочего окна редактора.

4. Колесом мыши или с правой стороны в окошке Nаvigator («Навигатор») приблизить и отдалить любое изображение.

5. На каждом открытом файле, на заголовке имеется 3 кнопки (свернуть, уменьшить, закрыть), что поможет при работе с несколькими файлами одновременно.

6. С левой стороны находится панель инструментов. Выбрать Brush Tool («Кисть») или Pen («Карандаш») (группа рисующих инструментов) и нарисовать поверх любого изображения что угодно (например, раскрасить фон на своих фотографиях, дорисовать или создать новый рисунок).

3. Инструменты выделения.

Понятия, рассматриваемые при обучении темы «Инструменты выделения»:

- область;

- лассо;

- волшебная палочка.

Основные вопросы, рассматриваемые при изучении темы «Инструменты выделения»:

- способы выделения;

- модификация выделенных областей;

- перемещение;

- кадрирование.

Рекомендации

Необходимо, чтобы учащиеся усвоили все виды выделения и умели выбрать нужный вид выделения. Изучение способов выделения может истолковываться как бесполезная трата драгоценного времени. Но именно эта трата времени позволит позже ребятам не отвлекаться на детали и все свое внимание направить на изучаемый материал.

Для проведения практической работы необходимо данное ниже изображение заранее разметить в доступную для каждого ученика папку на персональном компьютере. Инструкцию по выполнению задания необходимо предварительно распечатать на листах формата A4 и раздать учащимся.

Содержание

В ходе урока преподаватель дает определения инструментам: «область», «лассо», «волшебная палочка». Преподаватель объясняет способы выделения при помощи разных инструментов, их преимущества и недостатки, виды лассо, а также модификацию, перемещение и кадрирование при помощи разных инструментов.

После изложения теоретического материала следует провести практическую работу. Текст задания раздать учащимся.

4. Цветовые модели в Adobe Photoshop

Понятия, рассматриваемые при обучении темы «Цветовые модели в Adobe Photoshop»:

- цвет;

- панель цвета.

Основные вопросы, рассматриваемые при изучении темы «Цветовые модели в Adobe Photoshop»:

- способы выбора и изменения цвета;

- настройка изображения.

Рекомендации

Первый урок по этой теме можно провести в виде лекции, а на втором провести практическое занятие. При проведении практического занятия учащийся учится настраивать цветовую гамму изображения, а также преобразовывать RGB- цвета в оттенки серого и получать цвета из изображения. Преподаватель объясняет, как убирать и изменять цвета, как все, присутствующие на изображении, так и выборочно.

Для выполнения практического задания необходимо данные ниже изображения заранее разметить в доступную для каждого ученика папку на персональном компьютере. Инструкцию по выполнению задания необходимо предварительно распечатать на листах формата A4 и раздать учащимся.

Содержание

Информация, которой манипулирует Adobe Photoshop для воссоздания в своем рабочем пространстве изображения, хранится в цветовых каналах файла изображения. То, каким образом распределена информация по каналам, содержимое которых формирует изображение, определяется цветовой моделью, используемой для данного изображения.

Цветовые модели:

· цветовая модель RGB

· модель HSB

· цветовая модель LAB

· CMYK

Цветовая модель RGB строится по принципу сочетания Красного (Red), Зеленого (Green) и Синего (Blue) различных яркостей. В режиме RGB осуществляется сканирование изображений, эта же модель положена в основу конструкции экрана монитора.

Про цветовую модель HSB можно сказать, что она скорее описывает качество световых волн, воспринимаемых глазом, а не цветовые составляющие. Цветовая модель HSB представлена тремя компонентами: Н - Тон (Hue), S - Насыщенность (Saturation), В - Яркость (Brightnes).

Цветовая модель LAB (еще ее называют CIELAB) была принята в качестве международного цветового стандарта Международной Комиссией по Освещению (CIE), Достоинством этой модели является ее независимость от способа производства цвета, в ее системе измерения можно описывать как цвета печати, так и цвета, излучаемые монитором. Цветовая модель LAB использует понятия Яркость (Lightness) и Интенсивность (Chroma), которые вместе составляют информацию об Освещенности (Luminance) в изображении, содержащуюся в канале L. Канал А хранит информацию о Тонах от зеленого до пурпурного, и, наконец, информация о Тонах от голубого до желтого приходится на канал В.

CMYK Color - Здесь каждая точка кодируется четырьмя составляющими. Эти составляющие соответствуют голубому, пурпурному, желтому и черному. Такая кодировка используется в полиграфии для печати на белой бумаге.

На этом уроке необходимо дать возможность ребятам самостоятельно поэкспериментировать, а затем выполнить задания.

После изложения теоретического материала следует провести практическую работу. Для проведения практической работы необходимо данные ниже изображения заранее разметить в доступную для каждого ученика папку на персональном компьютере. Инструкцию по способу выполнения задания необходимо предварительно распечатать на листах формата A4 и раздать учащимся.


Заключение

 

Данная курсовая работа представляет собой методическую разработку для учителя информатики, который проводит в школе на уроке информатики.

В курсовой работе проведен анализ предлагаемых рынком информационных услуг графических редакторов, а также рассмотрены учебные и методические материалы по тематике «Графические растровые редакторы», рассмотрены их достоинства и недостатки. На основании проведенного анализа сделан вывод, что в школьном курсе информатике недостаточно освящены эти вопросы, а такому интересному редактору как Adobe Photoshop вообще не уделено должного внимания. Кроме того, в этой главе рассмотрены психолого-педагогические особенности преподавания растровых редакторов в школьном курсе. На основании изложенного, можно сделать вывод, что свойства растровой графики предоставляют детям, даже не имеющим художественных способностей, почувствовать себя творцом, получить возможность создавать художественные образы и широкие возможности к самореализации. Реалистичность изображения, представленного в растровой графике, является несомненным достоинством при обучении детей. Реалистичность изображения создает у ребенка иллюзию возможности влиять на окружающий мир, что в свою очередь развивает творческие способности и широту мышления.

Можно сделать вывод, что уроки по теме «Изучение графического редактора Adobe Photoshop» в старших классах развивают познавательные способности учащихся, внимание, воображение, память, логическое мышление. Пробуждают стремление к творчеству.

Во второй главе работы были сформулированы вопросы, рассматриваемые при обучении растровому графическому редактору и на их основе разработаны методические рекомендации.

На основании изложенного в этой главе можно сделать следующие выводы. При подготовке к занятиям необходимо пользоваться дополнительной литературой по данному предмету. Только полное и всестороннее знание предмета поможет преподавателю корректно и правильно ответить на вопросы, поставленные пытливым умом современного школьника. Применение правильной методики обучения и показа результата работы сразу по ее выполнению может еще больше заинтересовать обучаемого, дать толчок к самообразованию и повышению квалификации в практическом применении знаний.

Основными целями при преподавании темы являются: формирование интеллектуальных умений и практических знаний в области компьютерной графики.

 


Список использованной литературы

 

1. Ростовцев Н.Н. О педагогической деятельности и методах преподавания: Мемуарные записи [Текст] / Ростовцев Н.Н., 2002. - 248с. с.

2. Степанов А.Н. Информатика: Для студентов гуманитарных специальностей: Учеб. пособие [Текст] / Степанов А.Н., 2003. - 608с. с.

3. Пономарёва Ж.Ю. Лабораторные работы по изучению возможностей графического редактора Adobe Photoshop [Текст]: к изучению дисциплины / Ж. Ю. Пономарёва // Информатика в школе. - 2011. - №6. - С. 29-32.

4. Акумбаева Г.И. Практические задания по работе с фотографиями в Adobe Photoshop [Текст]: к изучению дисциплины / Г. И. Акумбаева // Информатика в школе. - 2011. - №6. - С. 33-35.

5. Босова Л.Л. Исследовательская деятельность на уроках информатики в V-VI классах [Текст]: к изучению дисциплины / Л.Л. Босова // Информатика и образование. - 2006. - №6. - С. 36-42

6. Дуванов А.А. Основы WEB-дизайна и школьного сайтостроительства [Текст]: материалы о Школе / А.А. Дуванов // Информатика (ПС). - 2005. - №21. - С. 3-16

7. Босова Л.Л. Практикум по компьютерной графике для младших школьников [Текст]: методический материал / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова // Информатика в школе. - 2009. - №5. - С. 3-94

8. Елизова Н.А. Практические задания для самостоятельной работы учащихся в графическом редакторе Paint [Текст]: к изучению дисциплины / Н.А. Елизова // Информатика и образование. - 2009. - №8. - С. 92-101.

9. Баракина Т.В. Развитие творческого мышления младших школьников средствами графического редактора [Текст]: к изучению дисциплины / Т.В. Баракина // Информатика в школе. - 2010. - №4. - С. 76-87.

10. Андреева С.В. Информационно-деятельностная концепция школьного курса информатики [Текст]: к изучению дисциплины / С.В. Андреева // Информатика и образование. - 2010. - №5. - С. 44-61.

11. Бершадский М.Е. Применение метода карт понятий в учебном процессе [Текст]: к изучению дисциплины / М.Е. Бершадский // Школьные технологии. - 2010. - №2. - С. 65-77.

13. Кобелева Г.А. Использование возможностей графического редактора в курсе "Информатика и ИКТ" в начальной школе [Текст]: к изучению дисциплины / Г.А. Кобелева, Н.Ю. Блохина // Информатика и образование. - 2010. - №9. - С. 5-32.

13. Богатова Ю.Л. Страна разноцветных чудес и открытий [Текст]: к изучению дисциплины / Ю.Л. Богатова // Информатика в школе: Приложение к журналу "Информатика и образование". - 2010. - №8. - С. 4-40.

14. Куклина И.Д. Умная графика [Текст]: к изучению дисциплины / И.Д. Куклина // Информатика в школе. - 2010. - №8. - С. 41-59.

15. Серединцева Т.А. Мы рисуем на компьютере [Текст]: к изучению дисциплины / Т.А. Серединцева // Информатика в школе: Приложение к журналу "Информатика и образование". - 2010. - №8. - С. 60-95.

16. Босова Л.Л. Практикум по Linux для V - VII классов [Текст]: к изучению дисциплины / Л.Л. Босова // Информатика в школе: Приложение к журналу "Информатика и образование". - 2011. - №1. - С. 1-126.

17. Зеленко Г.Н. Методические основы применения редактора "Компас" в графической подготовке школьников [Текст]: к изучению дисциплины / Г.Н. Зеленко // Информатика и образование. - 2011. - №3. - С. 53-56.

18. Батршина Г.С. Развитие познавательных способностей младших школьников средствами графического редактора [Текст]: к изучению дисциплины / О.Б. Богомолова, Д.Ю. Усенков // Информатика в начальной школе. - 2011. - № 4. - С. 17-31

19. Пономарёва Ж.Ю. Лабораторные работы по изучению возможностей графического редактора Adobe Photoshop [Текст]: к изучению дисциплины / Ж.Ю. Пономарёва // Информатика в школе. - 2011. - №6. - С. 29-32.

20. Акумбаева Г.И. Практические задания по работе с фотографиями в Adobe Photoshop [Текст]: к изучению дисциплины / Г.И. Акумбаева // Информатика в школе. - 2011. - №6. - С. 33-35.

21. Кашинцева Л.Н. Развитие навыков работы в графическом редакторе у учащихся начальных классов через межпредметные связи [Текст]: к изучению дисциплины / Л.Н. Кашинцева // Информатика в школе. - 2011. - №6. - С. 51-54.

Размещено на Allbest.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: