МКОУ «Плотавская СОШ» Октябрьского района Курской области




Технологическая карта урока истории в 8 классе.

Урок разработал Черных А.А., учитель истории и обществознания

МКОУ «Плотавская СОШ» Октябрьского района Курской области

Тип урока: учебное занятие по усвоению новых знаний

Форма урока: комбинированный

Тема урока: «Образование и наука в I половине XIX века»

Цели и задачи урока:

Ø познакомить обучающихся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века, а так же с достижениями российской науки в это время;

Ø развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал;

Ø воспитывать любовь к Родине, интерес к учёбе в целом и истории в частности.

 

Учебное пособие: Данилов А.А. История России. XIX век. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. -10-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Оборудование: учебники, тетради, ноутбук, проектор, листы с документами на столах обучающихся, презентация в программе Power Point.

Основные понятия: система образования, лицей, сословность образования, военно – полевая хирургия; «нептунисты», «плутонисты».

 

 

Этапы урока Содержание курса Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Организационный   2.Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация.     3.Самоопределение к деятельности.   4.Открытие нового знания:     4.1Первичное усвоение новых знаний.     4.2 Первичная проверка понимания   4.3Первичное усвоение новых знаний.   4.4Первичное усвоение новых знаний.     4.5Первичное усвоение новых знаний.   4.6 Первичная проверка понимания   5.Этап информации о домашнем задании     6.Рефлексия Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение школьников в деловой ритм.   Мотивация. Актуализация. Слайды №1,2,3   Слайд №4     Слайд №5 Постановка целей и задач урока   Развитие образования Слайд №6 Реформа образования 1803 год Реформа образования Николая I 1828 год     Слайд №7     Историческое интервью: При ответах обучающиеся используются слайды №8,9,10,11     Слайд №12   Достижения отечественной науки. Слайды №13,14,15,16,17,18 Взаимосвязь науки и производства Слайды №19,20,21 Слайд №22 Слайд №23 Слайд №24     Звенит звонок, входит учитель. Представляется. Проверка готовности обучающихся к уроку наличие учебников, тетрадей.     Какую тему вы прошли на прошлом уроке? Давайте вспомним основное содержание темы – решив тест.   Давайте посмотрим на экран, и попытаемся сформулировать тему нашего урока. Действительно тема нашего урока: «Образование и наука в I половине XIX века»? Данная тема у вас в учебнике § 15, мы ответим в конце урока на главный вопрос: «Почему в начале XIX века происходит резкий подъем образования и науки в России?»     Давайте вспомним с вами основные мероприятия Александра I в первые годы его царствования?     Работа со схемой. Как вы думаете почему образовательные учреждения располагаются вертикально? В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров. В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, а в гимназии – 8 учителей. При Николае I в 20 е годы был создан комитет по устройству учебных заведений, он определял перечень учебных дисциплин и книг. В 20-50 е годы отношение правительства к нуждам образования несколько изменилось. Особенно после выступления «декабристов» в 1825 г. Работа со схемой. Реформа образования 1828 года.   Читаете документ и отвечаете на вопросы о месте обучения, предметах, учителях, дальнейших перспективах получения образования.   В начале XIX века в России открываются Дерптский1802, Казанский1804, Харьковский1804, Виленский1804 и Петербургский1819 университеты, 1834 Киевский.1804 год Университетский устав – право самостоятельно избирать своё руководство Вывод: Несмотря на известное расширение системы образования уровень грамотности к 50 годам не превышал 1%. В основном грамотными были представители дворянства.   Совершенствование системы образования во многом способствовало и развитию отечественной науки.   Одной из основных особенностей первой половины XIX века стало быстрое внедрение научных и технических новшеств в производство. Выдающийся металлург Павел Петрович Аносов (1796-1851) разработал четыре варианта получения булатной стали, секрет изготовления которой был утрачен ещё в середине XIII века, после монголо – татарского нашествияВ 30 годах крепостные механики Нижнетагильского металлургического завода отец и сын Ефим Алексеевич(1774-1842) и Мирон Ефимович (1803-1849) Черепановы построили первую паровую железную дорогу. Сконструировали несколько моделей паровозов. В 1843 году началось строительство первой и к тому времени самой протяженной в мире двухпутной железной дороги между Петербургом и Москвой Химики Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров создавали устойчивые химические красители для бурно развивающийся текстильной промышленности На основе разработок русских географов в 1842 году Министерство финансов издало первую экономико-географическую карту России. С начала XIX века в России начинается развиваться машиностроение. С 20 годов во многих производствах активно применяется энергия паровых машин. Много нового появилось в крепнущей тяжелой промышленности.   А теперь выберите домашнее задание. Запишите выбранный вариант в дневник.   Вспомним какую цель мы поставили на уроке? Как вы считаете, цель нами достигнута? Кого и за что вы бы похвалили? Приветствуют учителя   Обучающиеся отвечают     Обучающиеся отвечают: «Образование и наука»     Открывают учебник на стр.102   Обучающиеся вспоминают основные реформы «негласного комитета» В первые годы правления Александра I произошла заметная либерализация общества. Велись разработки конституционных проектов, был принят новый цензурный устав, расширилась черта оседлости, всем свободным сословиям было даровано право собственности на землю. Указом о «вольных хлебопашцах» (1803) дворяне получили право отпускать своих крепостных на волю с землёй. Однако самой значимой для империи и общества стала реформа школьного дела, в ходе которой в России сложилась довольно стройная система образовательных учреждений разного уровня   Ответ: преемственность образования.   Работа с документом: «Рискрипт Николая I от 19 августа 1827г» Отвечают на вопрос: Как вы понимаете слова Николая I?     Открывают конверты, в которых находятся документы и вопросы к документам   Выступления обучающихся: мини сообщения о достижениях науки Работа в тетрадях Записать по мнению обучающихся наиболее важные открытия.     Подумать над вопросом: Отличительные черты образования и науки? стр. учебника 106 Ответ: - увеличение числа высших и средних учебных заведений и обучающихся в них представителей различных слоёв населения страны; - рост численности научных работников; - достигнутые на этой основе крупные успехи русских ученых в развитии отечественной и мировой науки; - усиление практической направленности научных исследований; - укрепление связей науки с промышленным производством.   Ответить на вопрос поставленный в начале урока: Почему в начале XIXвека происходит резкий подъем образования и науки в России? Ответ: В связи с внедрением научных и технических новшеств в производство возрастает потребность в грамотных, образованных людях.   Записывают в дневник     Отвечают

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: