Тема 3. Проблема нравственного воспитания в педагогических теориях.




Задание к контрольной работе по истории педагогики

 

Контрольная работа предполагает составление аннотации на любое произведение или документ ИЗ хрестоматии по истории педагогики.

 

Примерный план аннотации

 

1. Характеристика исторического периода создания данного произведения. (Политический строй, социальная структура общества, уровень развития экономики, науки, образования).

 

2. Ключевые слова и основные понятия, используемые в данном произведении.

 

3. Определение главной проблемы, исследуемой или представленной в произведении. В работе (статье, монографии, документе) исследуется, анализируется (что?), дается характеристика (чего?).

 

4. Характеристика авторского подхода к решению проблемы. Рассматриваются такие проблемы, как... Главное внимание обращается (на что?)... Используя (что?), автор излагает (что?). Отмечается, что... Подчеркивается (что). Констатируется, что... Говорится о... Основное внимание уделяется (чему?), вопросам (чего?). Подробно освещаются вопросы (чего?). На основе анализа (чего?), показан (что?).

 

5. В заключении делаются выводы о...

 

6. Актуальность проблемы и предлагаемых подходов к ее решению в современных условиях развития образования заключается в …

 

 

Произведение для аннотации (любое) можно выбрать в следующих хрестоматиях или антологиях:

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIV – XIII вв. / Сост. Бабишин С.Д., Митюров Б.Н. – М., 1985.

2. Антология педагогической мысли России ХУШ в. – М., 1985.

3. Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. – М., 1987.

4. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х – начала ХХ вв. – М., 1990.

5. Егоров С.Н. История педагогики в России. Хрестоматия. – М., Академия, 2002.

6. История воспитания и образования в России ХУШ века. Хрестоматия. – М., 1992.

7. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: историческая хрестоматия. – М., 1993.

8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. Пискунов А.И. – М., 1971.

9. Хрестоматия по истории школы и педагогики России в первой трети XX века: П.К. Игнатьев, В.В. Зеньковский, С.И. Гессен, Д. Дьюи: Учебное пособие / Ред.-сост. Г.Б. Корнетов. – АСОУ, 2009. – 180 с.

10. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. Егоров С.М. – М., 1986.

11. Хрестоматия по истории педагогики. В 3 томах./ Сост. А. Пискунов, В. Кларин, Н. Баркова, К. Зискин, А. Рыжов – М., Сфера, 2006 Том 1 - Античность, Средневековье. Том 2 – Новое время. Том 3 – Новейшее время.

 

Планы семинарских занятий по курсу

«История педагогики»

Преподаватель Старостина Е.Н.

Тема 1. Проблема цели воспитания в истории педагогики

Вопросы для обсуждения:

1. Категория цели воспитания; целеобразование и целеполагание.

2. Цель воспитания в различных педагогических системах и теориях.

3. Развитие идеи гармоничного развития личности в истории педагогики

Задания для самостоятельной работы:

  Эпоха Основная цель воспитания Ведущие факторы, определившие ЦВ Основные черты практики воспитания
  Первобытнообщинный уклад      
  Рабовладельческий строй      
  Средние века      
  Возрождение      
  Новое время      
  Новейшее время      
  Современный этап      

1. Заполните таблицу

 

2. С помощью цитат представьте многообразие подходов к трактовке цели воспитания в истории европейской педагогики XVIII-XIX вв.

3. Изобразите модель гармонического развития личности в различные эпохи: Античности, Возрождения, советской педагогики.

Тема 2. Принцип природосообразности в истории педагогических учений.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Философы древности о природосообразности воспитания и образования. /Демокрит/.

2. Принцип природосообразности воспитания и образования в трактовке зарубежных педагогов XVII-XIX в.в. /Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег/.

3. Подходы современной педагогической науки к обоснованию принципа природосообразности воспитания и образования.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте таблицу, отражающую различия трактовок принципа природосообразности у педагогов XVII-XIX вв /

 

  Педагог     Понимание природы     Трактовка взаимосвязи природы, воспитания образования /принципа природосообраности  
     

 

2. Проанализировав разделы о принципах воспитания и обучения в учебниках и учебных пособиях по педагогике, вышедших в 70-80-х г.г. XX в., согласитесь ли Вы с мнением авторов /Ю.К.Бабанский, Н.А.Сорокин, И.Ф.Харламов и др./ о том, что принцип природосообразности исторически исчерпал себя и что в современных условиях его заменил принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся? Свой ответ постарайтесь аргументировать.

 

Тема 3. Проблема нравственного воспитания в педагогических теориях.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие идеи нравственного воспитания заложены педагогами эпохи Возрождения? (Мишель Монтень, Томас Мор, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский и др.)

2. Покажите развитие теории нравственного воспитания в трудах просветителей (Гельвеции и Дидро) и утопистов (Р.Оуэн).

3. Соотношение свободы и долга (ответственности) как основа нравственности (по произведениям Ж.-Ж.Руссо).

4. Дисциплина - средство развития нравственности (по произведениям И.Ф.Гербарта)

5. Религиозное воспитание - воспитание нравственности.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Продумайте над следующими вопросами:

- Чем вызваны изменения в подходах к решению проблем нравственного воспитания в разные исторические эпохи, в разных педагогических системах?

- В чем Вы видите сходство, а в чем отличие теоретических воззрений педагогов прошлого?

2. Раскройте сущность взглядов на нравственное воспитание в разных педагогических теориях, заполнив следующую таблицу:

 

Название пед. Цель нравств. Качества Принципы Формы и
теории, воспитания личности, нравствен. методы
системы; ее   формируемые воспитания нравств.
автор, эпоха   при достижении   воспитани
    цели нравств.   я
    воспитания    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: