Здравствуйте, меня зовут Ирина Терентьева, руководитель проекта «Доступная психология: родителям о детях»
https://psychologia-prosto.ru/
Я автор этого сборника сказок, которые помогут Вашим детям легче адаптироваться к детскому саду.
Но, чтобы сказки сработали, нужно их правильно применить!
Во-первых, эти сказки нужно читать/рассказывать/обыгрывать в спокойном состоянии ребенка, оптимально до начала посещения детского сада. Во время детской истерики и криков «Не хочу в садик» чтение данных сказок вероятнее всего не поможет.
Во-вторых, сказки лучше не просто читать, их лучше всего проигрывать с игрушками, привлекая к процессу ребенка. Таким способом можно добиться максимального эффекта, т.к. ребенок будет погружен в игру.
В- третьих, сказки, которые вы здесь видите, лишь хорошо прописанные схемы и образцы, которые написаны для среднестатистических детей. А каждый ребенок разный, поэтому переделывайте эти сказки под своего ребенка следующим образом:
-видоизменяйте героев по необходимости так, чтобы они максимально понравились вашим детям (любимый герой, животное, имя, возраст и т.п.)
-включайте описания из вашей жизни. Описание любимых игр, привычек, состава семьи и т.п. заменяйте на описание из жизни вашего ребенка.
В-четвертых, после прочтения сказки, не надо ее анализировать в ключе «Кто и что правильно/ неправильно сделал». Такой подход убивает весь эффект на корню. Обсуждать сказку следует в ключе именно действий, без оценок. Например, так: «Что сделал Мося? К чему это привело?»
Приятного чтения и легкой адаптации к детскому саду!
Как Мося в первый раз пошел в садик.
Жил-был лисенок по имени Мося. У него был красивый рыжий мех и пушистый-препушистый хвостик.
|
Однажды мама сказала, что он уже стал большой и теперь будет ходить в детский садик, а мама будет ходить на работу. Мама рассказала ему, что в садике у него будет много друзей, с которыми он будет играть, даже Ежик будет с ним вместе в саду. А еще в садике есть воспитательница-Белочка, которая учит детей рисовать, клеить, которая читаем им сказки и ходит с ними гулять. Мосе стало интересно посмотреть, что же там такое в садике.
И вот настал день, когда мама повела Мосю в детский сад. Они оба немножко нервничали и волновались, ведь это такой важный день.
Они вошли в группу садика, и Мося увидел много-много шкафчиков, на которых были нарисованы разные игрушки и зверушки.
Пока Мося разглядывал шкафчики и скамеечки, к ним подошла Белочка-воспитательница:
-Ты, наверное, Мося? А я твоя воспитательница, Белочка. Давай-ка посмотрим, где же твой шкафчик... Ах, вот он.
Белочка подвела Мосю к шкафчику с нарисованной пирамидкой.
-В этом шкафчике будет храниться твоя одежда. На крючок ты будешь вешать свою куртку, вот сюда ставить свою сменку, а на эту полочку положим твою физкультурную форму. Я научу тебя раскладывать вещи по своим местам, и скоро ты сам будешь очень быстро переодеваться и держать свой шкафчик в порядке.
Мося вместе с мамой разложили по полочкам все его вещи. Он переоделся в шортики и футболку, и тут мама сказала, что он может пойти в группу к детям.
-А ты?- спросил Мося;
-А я пока подожду здесь, ведь группа только для детей, -сказала мама и села на лавочку.
Лисенок подошел ко входу в группу и замер... Ему вдруг захотелось побыть с мамой... Он вдруг подумал, что не хочет к другим детям играть, а лучше посидит с мамой...
|
Но тут он услышал звонкий детский смех и решил одним глазком посмотреть, что же там такое веселое. Мося приоткрыл дверь и увидел, что в комнате много разных игрушек. Мальчишки построили из кубиков большую дорогу и теперь устраивают гонки, а у девочек есть целая игрушечная кухня.
-Мам, я только на минуточку и вернусь!- сказал Мося и вошел в группу.
Белочка познакомила его с остальными детками, и Мося уселся рядом с мальчиками и стал тоже играть в гонки. Играть было весело, и лисенок даже не заметил, как быстро пролетело время.
Белочка сказала, что пришло время убирать игрушки и идти гулять.
-Уже? -удивился Мося и пошел вместе с остальными детьми в раздевалку, где его ждала мама.
-Мам, можно я пойду с ребятами погулять?- спросил он.
-Конечно, если хочешь, я могу пока пойти домой, приготовлю нам на ужин что-нибудь вкусное. А ты пока погуляешь, пообедаешь и отдохнешь. Я как раз успею все сделать и приду за тобой после сна. Хочешь?
Мося задумался. Ему не хотелось, чтобы мама уходила. Но ему хотелось поиграть с ребятами, и не хотелось заставлять маму ждать.
А воспитательница предложила: "Давай, я запишу телефон твоей мамы, и если тебе захочется, чтобы мама пришла пораньше, мы ей позвоним?"
-Давайте! - согласился Мося и стал одеваться на улицу, а мама пошла готовить вкусный ужин.
На улице Мосе очень понравилось гулять, т.к. можно было поиграть и в песочнице, и с мячом, и в салочки. Ребята так набегались на прогулке, что очень сильно захотели кушать, и тогда воспитательница позвала их обедать.
|
Они снова вернулись в группу, переоделись, помыли руки и сели за стол, где уже стояли тарелки с горячим супом.
Мося не очень любил есть суп, поэтому он съел всего пару ложечек, а вот котлеты он есть любил и съел свою порцию, и даже попросил добавку.
После обеда Белочка сказала, что пришло время отдохнуть и немножко поспать. А Мося сказал, что спать он не хочет.
-Хорошо, ты можешь не спать, но отдохнуть надо, ведь на прогулке вы так много бегали. Можешь просто полежать в своей кроватке и послушать сказку, которую я буду вам читать.
Белочка показала детям их кроватки, они переоделись и улеглись. Она начала читать детям сказку и...Мося даже не заметил, как уснул.
Проснулся он от того, что воспитательница его звала полдничать.
Лисенок потянулся, оделся и пошел со всеми детками умываться и полдничать.
А потом они стали играть все вместе. Мося даже поспорил с одним мальчиком о том, кто из них будет командиром их игрушечного войска, но Белочка помогла им договориться.
-Мося, ну что, пойдем домой? - услышал он голос мамы.
- Мааам, подожди! У нас самый разгар сражения! - воскликнул Мося.
И он даже не заметил, как мама улыбнулась и прошептала "Какой же у меня уже большой сынок вырос".
А по дороге домой Мося рассказал маме о том, что они делали на прогулке, что ели, и какая у него кроватка в группе.
Когда они пришли домой, Мося увидел, что мама приготовила для него целый праздничный ужин.
Мама обняла своего любимого сыночка и сказала: "Поздравляю тебя! Ты у меня такой большой, я так тобой горжусь!"
Подсказка для родителей: сделайте для ребенка первый поход в детский сад праздником. Устройте праздничный ужин или чаепитие, чтобы ребенок почувствовал важность и значимость этого момента, и чтобы детский сад ассоциировался не только с отлучением от мамы, но и с позитивными воспоминаниями.
Эдрик и Эрика
В одном, самом обычном городе, где жили такие же люди, как мы с тобой, жила семья. А в семье этой были мама, папа и дети: Эрика и Эдрик.
И вот, когда детки немного подросли они пошли в детский садик. Там было много игрушек, у каждого был свой шкафчик для вещей и своя кроватка для отдыха. А еще в садике учили рисовать, считать, клеить и лепить.
И вот настал первый день, когда мама оставила Эрику и Эдрика в саду, а сама ушла на работу.
Эрика стала играть с другими ребятами, а Эдрик подошел к окну и стал стоять и ждать маму. И так целый день: пока Эрика играла, клеила, лепила, кушала, спала, Эдрик только стоял и грустил по маме. Ему казалось, что если он не будет по ней скучать, то мама обидится.
После тихого часа за своими детками пришла мама, и увидела, что Эрика веселая, радостная, отдохнувшая, с поделками, а Эдрик тоже радостный, ведь он соскучился по маме, но уставший.
Мама запереживала и стала спрашивать: «Эдрик, что случилось? Ты себя плохо чувствуешь? Тебя обижали?»
Но Эдрик так устал целый день ждать маму, что сил отвечать на ее вопросы у него не осталось, поэтому он просто заплакал.
Мама забрала деток домой, а вечером от усталости Эдрик заболел.
Вариант для хорошо разговаривающих детей:
-Как думаешь, мама расстроилась из-за того, что Эрика целый день играла, рисовала и т.п.? Почему?
-А расстроилась ли мама из-за того, что Эдрик целый день ее ждал и не играл? Почему?
-Что сделать Эдрику в следующий раз, когда он пойдет в садик? (оптимально проиграть с игрушками)
-Как думаешь, ему понравиться играть с другими детками, рисовать, гулять и т.п.?
-А как он тогда встретит маму? Что она ему скажет? (Оптимально проиграть с игрушками)
Вариант для неговорящих деток:
Пока Эдрик болел, Эрика ходила в садик. И каждый день из садика она приносила разные поделки. А еще каждый раз она рассказывала своему братику про то, в какие игры она там играла, как они гуляли, что ели, чему она научилась. (вставьте сюда описание любимых игр своего ребенка)
Эдрик все это слушал, и думал… а потом спросил маму: «Мам, а тебя не расстраивает, что Эрике одной в садике весело?»
Мама улыбнулась и ответила: «Солнышко мое (как вы называете ребенка), я всегда радуюсь, если тебе или Эрике весело. И я очень счастлива, что ей весело и хорошо в садике, и что ее никто не обижает. Мне было бы очень грустно, если бы вы грустили там»
И Эдрик решил, что он не хочет, чтобы мама грустила.
И вот он выздоровел и пошел вместе с Эрикой в детский сад. Они попрощались с мамой, и Эдрик сначала решил, что будет ее ждать целый день и грустить по ней. Но тут он вспомнил, что мама из-за этого только расстроиться. И тогда Эдрик решил, что лучше он сделает маме несколько подарков, а еще вечером расскажет ей истории про то, как он весело играл.
Эдрик улыбнулся и пошел играть с ребятами. Это был очень веселый день, что он даже не заметил, как весь день пролетел и за ними пришла мама.
Эрика с Эдриком побежали к маме на перегонки и стали наперебой рассказывать все веселое, что с ними сегодня случилось. А мама слушала и улыбалась.
Сказка про Зайку
В одном лесу жила Зайка, у нее были длинные красивые ушки, маленький пушистый хвостик, и серая пушистая шерстка. Зайка очень любила хрумкать морковку и играть в догонялки.
Когда Зайка подросла, ее маме пришлось пойти на работу, чтобы у них было больше денег, и чтобы они смогли покупать больше разных вкусностей, одежды, игрушек и т.п. (вставьте сюда описание того, как вы объясняете свой выход на работу)
И вот Зайка пошла в лесной детский садик. Ей было там весело, она познакомилась с остальными зверятами, они ходили на занятия физкультурой и музыкой, а еще ходили гулять, играли, рисовали и лепили.
В садике Зайке было весело, но иногда, когда у них не было занятий, или она ни с кем не играла, ей вдруг становилось так страшно. Она начинала бояться, что мама за ней не придет.
-А вдруг мама про меня забудет? А вдруг она не найдет детский садик? Что я тогда буду делать?
Такие страшные мысли появлялись в головке Зайки, и больше она уже не могла ни играть, ни гулять, ни рисовать. Зайка начинала плакать и звать маму. И никак не могла остановиться. И воспитательница, и другие зверята пытались ее успокоить, но они не могли прогнать страшные мысли.
Только когда приходила мама, Зайка успокаивалась и радовалась.
В один день, когда Зайкина мама долго ехала с работы, в садике из зверят осталось только Зайка и Ежик. Зайка начала плакать, потому что опять в голову залезли страшные мысли.
А Ежик ее спросил: «Пых, ты чего ревешь?»
-- Я боюсь, что мама не придет, – прошмыгала в слезах Зайка.
-- Да ты что! Такое просто невозможно! Ты что не знаешь, что у всех мам в сердечке есть специальный компас, который подсказываем мамам, где их дети?! Это как сигнализация, если вдруг мама захочет пойти домой без своего ребенка, то ее сердечко начнет сильно стучаться и ей напомнит, – с умным видом пропыхтел Ежик.
-- Правда?! А я и не знала! Правда есть компас? – Зайка не поверила Ежику и побежала спрашивать у воспитательницы, и у всех-всех зверей, которые еще были в саду, даже у охранника.
И все ей сказали, что это правда, и ни одна мама не может забыть или потерять своего ребенка, потому что у нее в сердце есть специальный компас.
Про Мурку.
Жила-была маленькая кошечка по имени Мурка. У нее была полосатенькая шерстка и длинные усики. А еще Мурка больше всего на свете любила есть молоко.
Однажды Мурка пошла в детский садик. На занятиях музыкой кошечка лучше всех пела, да и рисовала она очень хорошо. У нее появились друзья, Ежик и Зайка, с которыми она весело играла на прогулке и в группе.
Мурке все очень нравилось в саду. Точнее почти все, ведь она очень любила есть молоко. А молоко в садике давали редко. А суп Мурка не любила, и каши тоже, да и, скажем вам по секрету, она вообще ничего кроме молока, которое приносила мама, не ела.
Когда все детки садились кушать, Мурка сидела и ничегошеньки не ела. А когда воспитательница или нянечка ее уговаривали покушать, она отвечала: «Я буду есть только молоко, которое приносит мама!»
И так проходил день за днем. И Мурка вдруг стала замечать, что шерстка у нее перестала быть самой пушистенькой, что ее голос на музыке стал совсем тихий, и что сил играть в догонялки с Зайкой у нее совсем нет.
-- И откуда только Зайки столько сил прыгать целый день? – думала Мурка, бессильно лежа на скамеечке.
--Как откуда? Из еды! Вон Зайка и суп ест, и салат, и кашу. Силы берутся из еды! – важно пропыхтел Ежик, пробегая мимо.
--А я ем только молоко, и ничего другого есть никогда не буду! – твердо ответила Мурка.
И каждый день она ничего не ела, только ждала вечера, когда ее заберет мама и накормит дома молочком.
И каждый день Мурка становилась все слабее, и даже как будто прозрачнее. Но она все равно ничего не ела, кроме молока.
И вот однажды, когда прошло еще немного времени Мурка стала такой прозрачной и легкой, что ее даже сносило ветром.
Вариант № 1:
Но Мурка все равно ничего не ела, кроме молока. И однажды в саду она стала такой прозрачной, что ее просто не было видно. И ее не могли найти. Все ее звали, но у Мурки не было сил, чтобы откликнуться. А потом она увидела, как пришла мама и тоже звала ее, звала. А потом села и горько-прегорько заплакала. А у Мурки и сил не было даже на одну слезинку.
А потом подул ветер и Мурку сдуло. С тех пор ее никто и никогда не видел.
Вопросы для обсуждения: Почему Мурка стала прозрачной? А что она могла сделать, чтобы снова стать видимой и сильной?
Вариант № 2:
Мурке совсем не нравилось, что она стала такой слабой, бессильной, и что она не могла играть.
Однажды за обедом в детском саду, она услышала слабенький- преслабенький голосок: «Ну, дай мне хоть ложечку супа, ну пожалуйста!» Кошечка оглянулась по сторонам, но так и не увидела, кто это говорит. А потом она поняла, что это говорит ее животик.
--Нет, я ем одно молоко и ничего больше, -- упрямо ответила Мурка.
--На одном молоке у меня нет совсем сил, и у тебя тоже. Давай хоть чуть-чуть супа попробуем? –заплакал животик.
-- Ну ладно. Только одну ложечку, - ответила Мурка и съела одну ложку супа. Он не показался ей вкусным, но и не был противным, как она думала.
И вдруг Мурка заметила, что ее лапка немного перестала быть прозрачной. Тогда Мурка попробовала съесть еще одну ложку, и увидела, что она совсем перестала быть прозрачной. И Мурка съела весь суп, что был в тарелке, и у нее появились силы, чтобы догнать Зайку, чтобы громко петь на занятиях и играть с друзьями.
С тех самых пор Мурка ела в саду почти все, чтобы расти и быть сильной. А молочко она ела вечером дома с мамой.
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Надеюсь, что вашему ребенку помогли эти сказки.
Также возможно Вам будут интересны следующие материалы:
«Адаптируемся к саду? Легко!» семинар
https://psychologia-prosto.ru/wppage/adaptaciya-sad/
«Книги с полезными сказками от детских проблем» 5 мини книг
https://psychologia-prosto.ru/skazki/