Биографический текст и подходы к разработке его методологических оснований.




Биография как научная проблема.

Существующие разнонаправленные исследования биографии обнаруживают недостаток и не проработанность понятийного аппарата, концептуальных оснований биографического текста, общего для междисциплинарного пространства гуманитарных наук, позволяющие выработать критерии результатов научных поисков. Не уточнены границы понятий. Необходимость решения методологических вопросов актуализируется появлением новых виртуальных форм биографического текста в современной жизни, например, «живого журнала» и др. а также изменениями ритма, динамики современных носителей информации, и ростом все большей популярности новых направлений, в частности, «Oral History».

История разных видов биографического текста в европейской культуре соответствует истории самого формирования этой культуры. (Например, см.: С.С. Аверинцев. Плутарх и античная биография). Заметим, что биографии в изобилии писались и до Плутарха. К сожалению, тексты этих биографий почти полностью утрачены. Огромная античная биографическая литература известна только по заглавиям и лишь отчасти по фрагментам, причем последние в подавляющем большинстве случаев настолько ничтожны, что дают право судить разве что о тематике сочинений, но никак не о его позиции или словесной ткани.

С момента своего возникновения биография была жанром литературы, понимаемым очень широко. Она включала в себя тексты жизнеописаний, деяний исторических героев, жития, потом стала предметом исторического исследования и литературоведения. Со стороны других наук внимание к биографии было эпизодическим. В школе психоанализа, например, внимание к биографии подчинялось специфическим интересам. (См.: З. Фрейд. Леонардо. И др. кн.).

Отметим, что само слово «биография» имеет разные значения.

Среди значений понятия «биография» выделим еще одно, которое касается каждого человека, когда-то жившего или живущего сегодня, или того, кому еще только предстоит родиться. Это понимание биографии как реальной жизненной судьбы человека, независимо от того, отразилась она в источниках или нет, написаны о ней статьи и книги или нет.

Т.о. понятие «биография» обладает свойством амбивалентности (двойственности: лат. ambo = оба+ valentia =сила)

Мы рассуждаем только о письменном (печатном), т.е. зафиксированном биографическом тексте. Но и здесь свойство амбивалентности себя проявляет.

Как текст биография существует в разных формах.

2. Написанной самим человеком = автобиографии о себе = «авторская биография». В советское время она была частью документации при устройстве на работу, и поэтому формальной. Но есть немало автобиографических текстов, «внутренних биографий», «духовной биографии», «интеллектуальной биографии». Эти разновидности «биографического» не исчерпывают его многообразия. Каждая разновидность требует своего источниковедческого подхода и методов анализа для понимания пределов достоверного.

Биографию рассматривают, в том числе, и как авторское представление о самореализации личности. Это может быть письменным воплощением, способом самоидентификации, формой трансляции жизненного опыта человека. Перед исследователем стоит задача выявления эвристического потенциала биографического текста, изучение индивидуальных авторских мнемотехник, хранящих определенную историческую информацию, коррелируемую с конкретным типом мнемотопа, и в известной мере им определяемую.

Биографический жанр процветал в определенные эпохи. Так, автобиографизм был свойственен Серебряному веку, для которого характерна слитность биографии и творчества, автор-герой.

2. Биография, написанная о другом человеке. У автора такой биографии, то есть другого – есть свой герой (или персонаж), чью биографию он пишет, отличный от него самого, т.е. автора. В этом случае возникает проблема соотношения «я» и «другого».

И в первом случае, и во втором случае, биографический текст (биография) обладает статусом письменно выраженного свидетельства о жизни человека.

Биографический текст имеет разное происхождение и формы. Помимо автобиографии назовем такие источники, как мемуары, дневники и т.д. Они тоже очень полезны в работе в биографическом жанре, поскольку исследователя могут интересовать разные стороны или эпизоды жизни человека.

Например, исследователь ставит вопрос, в какой мере автору биографического текста (который он изучает) удалось доступными ему средствами воспроизвести себя и свое окружение в контексте его эпохи и осознать соотношение в своей жизни универсально-культурного и индивидуально-личностного.

Исследователи изучают условия появления и трансформации биографических текстов прошлых эпох в соотношении с антропологический составляющей конкретной эпохи и национальной мыслительной традицией, особенностями соотношения приватных и публичных сфер жизни, нравами, обычаями и т.д.

Исследователи непременно рассматривают соотношение изучаемого ими биографического текста (субъективное) с реальностью (объективностью) исторического бытия, эпистемологией исторического познания. Интересен в этом отношении опыт французской школы (Ж. Женнет, П. Рикёр и др.).

Антропологический поворот в гуманитарной сфере знаний поставил вопрос о стратегии изучения биографического текста и того, что уже было ранее написано, в том числе и отечественными учеными, но затем ушло на периферию исследовательского внимания и вновь оказалось востребованным в конце XX века.

Традиции русской культурно-исторической персонологии, исследование биографических форм русской культуры, ментальности русского человека, национального образа даны в работах Ф.И. Буслаева, В.О. Ключевского, Д.С. Мережковского. А.М. Панченко и др. Образы правителей – в исследованиях Н.К. Шильдера, великого князя Николая Михайловича, Н.И. Павленко и др.

Методологическая база конкретных исследований формировалась в зависимости от объекта и логики самого исследования, что вызывало необходимость обращаться к конкретным методам или сочетанию нескольких методов.

Биография рассматривается как объект исследования и как метод в историографии, исторической психологии, исторической персонологии и т.д.

Ее генерирующим методом является единство и взаимосвязи индивидуального и коллективного. Целесообразность применения биографического метода, его результативность и границы применения, - все эти вопросы рассматриваются и прописываются исследователем (или должны им рассматриваться и прописываться) в методологической части работы.

Биография обладает единственностью и неповторимостью, обеспеченной единственностью ее автора.

Из проблем, которые рассматривают исследователи биографического жанра, выделим топологию текста. Речь идет о характере связи текста и стратегии проживания жизни. «Стратегия развертывания биографического означает, что само становление биографии в ее целостности невозможно без ландшафтного освоения пространств жизни в повседневном течении. Пространство биографии в своем становлении и затем в своей завершенности предстает совокупностью топосов, образовывающихся или образовавшихся в длительности проживаемой жизни», - полагает один из специалистов.

Еще одна проблема – это биография поколения, «образ поколения». Она основывается на теоретическом конструкте «поколение». Для его анализа используются концепты «коллективная память» и «культурная память». Они полезны для понимания условий единства поколения и принципов обретения им идентичности. Исследователя интересует соотношение социального и индивидуального. Еще в 1920-е годы эти вопросы изучал Г.О. Винокур. В работе «Биография и культура» он писал: «внутренняя жизнь человека есть одновременно «ассимиляция жизненных впечатлений», творчество себя самого, результат «сознательной внутренней культуры». Винокур пытался выделить и определить сферу духовной жизни как важную для биографии.

Мы в полной мере не осознаем уже накопленное предшественниками богатство стратегий интерпретации биографического текста.

Не менее интересным представляется группировка, предложенная С.С. Аверинцевым работавших и работающих в биографическом жанре на «классиков» и «среднеарифметических» авторов. Ученый придавал особое значение голосу автора, «что-то сделавшего с привычной жанровой моделью, а не просто принявшего ее из рук предшественников».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: