Первые русские кругосветные экспедиции.





Первый проект кругосветного путешествия был разработан и подготовлен только к концу 18 века. Возглавить команду из четырех кораблей должен был капитан Г.И. Муловский, однако из-за войны со Швецией Россия отменила эту экспедицию. К тому же ее потенциальный руководитель погиб в сражении. Примечательно, что на линкоре «Мстислав», командиром которого был Муловский, служил мичманом молодой Иван Крузенштерн. Именно он, ставший проводником претворения в жизнь идеи российского кругосветного плавания, возглавит потом первую русскую кругосветку.

Крузенштерн представил свой проект кругосветного плавания Павлу I. Главной целью проекта была организация пушной торговли между Россией и Китаем. Однако эта идея не вызвала того отклика, на который рассчитывал капитан.

В 1799 г. была основана Российско-американская компания, целью которой было освоение Русской Америки и Курил и налаживание регулярного сообщения с заокеанскими колониями. Актуальность кругосветного плавания была обусловлена острой необходимостью в поддержании русских колоний на Северо-Американском континенте. Снабжение продовольствием и товарами колонистов, обеспечение поселенцев оружием (проблема частых набегов коренного населения (индейцев), а также потенциальные угрозы от других держав) - эти насущные вопросы стояли перед Российским государством. Важно было наладить регулярное сообщение с русскими колонистами для их нормальной жизнедеятельности. К этому времени стало понятно, что проход полярными морями отложен на неопределенную перспективу. Путь же по суше, через всю Сибирь и Дальний Восток по бездорожью, а дальше через Тихий океан — это очень дорогое и долгое «удовольствие».

Император Александр I поддержал Крузенштерна в его стремлении к изучению возможностей сообщения между Россией и Северной Америкой, назначив его начальником первой российской кругосветной экспедиции.

Капитаны Крузентштерн и Лисянский, получив под свое командование два шлюпа: «Надежда» и «Нева», тщательно подошли к подготовке экспедиции, закупив большое количество лекарств и противоцинготных препаратов, укомплектовав экипажи лучшими российскими военными моряками. Хорошо оснащена была экспедиция и различными современными измерительными приборами, поскольку в ее задачи входили в том числе и научные цели.

В начале августа 1803 при большом стечении народа экспедиция Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах — «Надежда» и «Нева». На борту «Надежды» находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым. Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского флота. После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии) суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 3 марта обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились. От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись. «Нева» 1 июля 1804 года пришла к острову Кадьяк и более года находилась у берегов Северной Америки. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения индейских племен тлинкитов, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы. В это же время «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский в июле 1804. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения. Летом 1805 Крузенштерн впервые заснял около 1000 км берегов Сахалина, пытался пройти на юге между островом и материком, но не смог и ошибочно решил, что Сахалин — не остров и соединен с материком перешейком. В августе 1805 Лисянский вышел на «Неве» с грузом пушнины в Китай, в ноябре пришел в порт Макао, где вновь соединился с Крузенштерном и «Надеждой». Но едва корабли вышли из порта, как снова потеряли друг друга в тумане. Следуя самостоятельно, Лисянский впервые в истории мирового мореплавания провел корабль без заходов в порты и стоянки от берегов Китая до английского Портсмута. 22 июля 1806 его «Нева» первой вернулась в Кронштадт. Лисянский и его экипаж стали первыми российскими кругосветными мореплавателями. Лишь через две недели сюда же благополучно пришла «Надежда». Но слава кругосветного мореплавателя в основном досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия. Его трехтомник «Путешествие вокруг света...» и «Атлас к путешествию» вышел в свет на три года раньше, чем работы Лисянского, считавшего задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества. Да и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе», чрезвычайно скромного. Правда, заслуги Лисянского были все же отмечены: он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию. Для него самого главным подарком была благодарность офицеров и матросов шлюпа, перенесших вместе с ним тяготы плавания и подаривших ему на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля «Нева».

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

Во время своих странствий Лисянский собрал обширную природную и этнографическую коллекцию, которая стала впоследствии достоянием Русского Географического общества (одним из инициаторов которого был Крузенштерн).

Трижды в жизни Лисянский был первым: первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым проложил путь от Русской Америки до Кронштадта, первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана.

Первая русская кругосветка Крузенштерна-Лисянского оказалась практически эталоном с точки зрения своей организации, обеспечения и проведения. Одновременно экспедиция доказала возможность сообщения с Русской Америкой. Энтузиазм после возвращения в Кронштадт «Надежды» и «Невы» был столь велик, что в первой половине 19 века организуются и совершаются более 20 кругосветных плаваний, что больше, чем у Франции и Англии вместе взятых.Иван Федорович Крузенштерн стал вдохновителем и организатором последующих экспедиций, руководителями которых были, в том числе, и члены команды его шлюпа «Надежды».

На «Надежде» совершил путешествие мичман Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, который позже в кругосветном плавании в высоких южных широтах откроет Антарктиду в 1821 году. На этом же шлюпе ходил в качестве волонтера Отто Евстафьевич Коцебу, под началом которого было проведено 2 кругосветных плавания. В 1815-18 Коцебу руководил кругосветной научно-исследовательской экспедицией на бриге «Рюрик». У мыса Горн в шторм волна смыла его за борт, он спасся, ухватившись за канат. После безуспешных поисков фантастической «Земли Дейвиса» к западу от побережья Чили, у 27° ю.ш. в апреле-мае 1816 он открыл обитаемый остров Тикеи, атоллы Такапото, Арутуа и Тикехау (все в архипелаге Туамоту), а в цепи Ратак Маршалловых островов — атоллы Утирик и Така. В конце июля — середине августа Коцебу описал берег Аляски на протяжении почти 600 км, обнаружил бухту Шишмарева, остров Сарычева и обширный залив Коцебу, а в нем — бухты Доброй Надежды и Эшшольц с полуостровом Хорис и островом Шамиссо (все названия даны в честь участников плавания). Тем самым он завершил выявление полуострова Сьюард, начатое Михаилом Гвоздёвым в 1732 году. К северо-востоку от залива он отметил высокие горы. Совместно с натуралистами «Рюрика» впервые в Америке Коцебу открыл ископаемый лед с бивнем мамонта и дал первое этнографическое описание североамериканских эскимосов. В январе-марте 1817 он снова исследовал Маршалловы острова, открыл семь обитаемых атоллов в цепи Ратак: Меджит, Вотье, Эрикуб, Малоэлап, Аур, Аилук и Бикар. Он также нанес на карту ряд атоллов, координаты которых его предшественники определили неверно и «закрыл» несколько несуществующих островов. В 1823-26, командуя шлюпом «Предприятие», Коцебу совершил третье кругосветное плавание. В марте 1824 открыл обитаемый атолл Фангахина и остров Моту-Оне, а в октябре 1825 — атоллы Ронгелап и Бикини (в цепи Ралик, Маршалловы острова). Совместно с натуралистами в обоих плаваниях Коцебу выполнил многочисленные определения удельного веса, солености, температуры и прозрачности морской воды в умеренном и жарком поясах. Они первыми установили четыре особенности приповерхностных (до глубины 200 м) океанических вод: их соленость имеет зональный характер; воды умеренного пояса менее солены, чем жаркого; температура вод зависит от широты места; сезонные колебания температуры проявляются до определенного предела, ниже которого они отсутствуют. Впервые в истории исследования Мирового океана Коцебу и его спутники выполнили наблюдения над относительной прозрачностью воды и ее плотностью.

Еще одним знаменитым мореплавателем был Василий Михайлович Головнин, который, совершив кругосветное путешествие на шлюпе «Диана», в 1817 г. возглавил экспедицию на шлюпе «Камачтка». Многие члены экипажа корабля в будущем составили цвет русского флота: мичман Федор Петрович Литке, волонтер Федор Матюшин, младший вахтенный офицер Фердинанд Врангель и другие. За два года «Камчатка» пройдя Атлантический океан с севера на юг, обогнув мыс Горн, побывала в Русской Америке, посетила все значимые группы островов в Тихом океане, затем пройдя Индийский океан и мыс Доброй Надежды, через Атлантический океан вернулась в Кронштадт. Федор Литке через два года был назначен руководителем полярной экспедиции на корабле «Новая Земля». В течение четырех лет Литке исследовал Арктику, обобщив богатые экспедиционные материалы, опубликовал книгу «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821-1824 года». Труд был переведен на многие языки и получил научное признание, картами экспедиции моряки пользовались в течение столетия. В 1826 г., когда Федору Литке не было и 29 лет, он возглавил кругосветную экспедицию на новом корабле «Сенявин». Сопровождал «Сенявин» шлюп под командованием Михаила Станюковича «Моллер». Корабли оказались разными по своим ходовым характеристикам («Моллер» значительно быстроходнее «Сенявина») и практически на всем протяжении корабли совершали плавание по одиночке, встречаясь только на стоянках в портах. Экспедиция, длившаяся три года, оказалась одной из самых успешных и богатых на научные открытия путешествий не только российских, но и иностранных. Было исследовано азиатское побережье Берингова пролива, открыты острова, собраны материалы по этнографии, океанографии, составлены многочисленные карты. Во время путешествия Литке занимался научными изыскания в области физики, эксперименты с маятником позволили ученому определить величину полярного сжатия Земли и сделать ряд других важных открытий. После окончания экспедиции Литке опубликовал «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826-1829 гг.», получив признание как ученый, и был избран членом-корреспондентом Академии наук. Литке стал одним из основателей Русского Географического общества, долгие годы был его вице-председателем. В 1873 обществом была учреждена Большая золотая медаль им. Ф. П. Литке, присуждаемая за выдающиеся географические открытия.

Доклад.


Исследование Австралии и Новой Гвинеи.


Краткие сведения из истории исследования Австралии. О существовании большого материка в южном полушарии предположительно говорили еще ученые античности (К.Птолемей и др.). Первое появление европейцев у берегов Австралии относится к эпохе Великих географических открытий. В 1605 г. голландский мореплаватель Виллем Янсзон проник на побережье залива Карпентария. В 1606 г.испанец Торрос проплыл проливом, который отделяет от материка остров Новая Гвинея. В 1643 г. голландский мореплаватель Абель Тасман обогнул материк с юга, где он встретил большой остров, позже названный его именем — о. Тасмания. Однако испанцы и голландцы долгое время сохраняли свои территориальные открытия в глубокой тайне. Только в 1770 г. восточное побережье Австралии открыл знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук. Вскоре после этого на юго-восточном побережье материка англичанами был заложен город Сидней. Первоначально внимание европейцев в Австралии привлекали хорошие пастбища, которые использовали для разведения скота, в особенности овец. С конца XVIII в. началась колонизация Австралии англичанами, ее освоение и изучение. Весь XIX век был на материке веком путешествий и географичеких открытий. В 70-е гг. XIX в. в Австралии и на Новой Гвинее жил и работал выдающийся русский путешественник и этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай.

 

Летом 1801/02 г. военный моряк Мэтью Флиндерс на судне «Инвестигейтор» закончил съемку Большого Австралийского залива, открыл там ряд островков (в том числе группу Инвестигейтор, у 134°30' в. д.) и у 136° в. д. нашел вход в другой, узкий залив, принятый им за пролив, отделяющий Новый Южный Уэльс от собственно Новой Голландии (на западе), следовательно пересекающий весь материк до залива Карпентария: так недоверчиво относились тогда к голландским исследованиям северного побережья материка. Но Флиндерс вскоре лично убедился, что это не пролив, а залив (Спенсер). Выйдя из него и следуя проливом (Инвестигейтор) сначала в восточном, а затем в северном направлении, Флиндерс снова окрылился надеждой, но разочаровался еще скорее: на севере был тоже залив (Сент-Винсент), отделенный от Спенсера узким полуостровом (Йорк), имеющим форму сапога. Из этого залива он вышел на юго-восток другим проливом (Бакстэрс), и у 36° ю. ш. перед ним открылся крупный холмистый и лесистый остров (Кенгуру — 4350 км), а у берега материка — бухта (Энкаунтер),Все названия в скобках даны Флиндерсом. Большой остров он назвал Кенгуру из-за обилия там этих сумчатых, мясом которых питался весь экипаж «Инвестигейтора». По-английски «энкаунтер» — неожиданная встреча. за которой был виден широкий лиман — устье р. Муррей.

К огорчению англичанина Флиндерса, в бухте стояло французское судно «Географ» научной экспедиции под начальством военного моряка Никола Бодена, державшегося учтиво, но сдержанно. Зато более разговорчивый научный сотрудник натуралист Франсуа Перон сообщил: французы сделали крупные открытия у южных берегов материка и он, Перон, намерен назвать исследованную приморскую полосу «Землей Наполеона Бонапарта». Экспедиция Бодена была организована Парижской Академией наук в 1800 г. по приказу правительства для исследования Новой Голландии, на часть которой Франция претендовала. Кроме «Географа», в распоряжении экспедиции находилось судно «Натуралист» под командой капитана Жака Эмманюэля Амелена. Базой служил о. Маврикий в Индийском океане, тогда принадлежавший Франции (под названием Иль-де-Франс).

В конце мая 1801 г. французы подошли к северо-западному берегу Новой Голландии и открыли в заливе Шарк (у 26° ю. ш.) п-ов Перон, а при выходе из залива — проливы Географа и Натуралиста (к северу от о. Дерк-Хартог). Наступила зима с ветрами, дождями и туманами. В тумане (во время шторма) корабли разлучились, и Боден один продолжал съемку. В июле он положил на карту отлогий песчаный берег — Эйти-Майл-Бич, где Большая Песчаная пустыня подступает к океану. Далее к северо-востоку он заснял разбросанную группу мелких островов — архипелаг Бонапарт — и открыл (вторично, после Абеля Тасмана) обширный залив, окрестив его Жозеф-Бонапарт. У побережья п-ова Арнемленд Боден обнаружил о-ва Перон.

 

На борту было много больных цингой. Для их лечения «Географ» направился к о. Тимор, куда по договоренности пришел и «Натуралист». Через три месяца корабли отплыли от Тимора и в середине января 1802 г. достигли Тасмании. Снова начались массовые заболевания цингой. Бодену пришлось задержаться там на месяц, и, воспользовавшись этим, он произвел съемку восточного берега острова. На карте появились французские названия открытых им объектов: п-ов Фрейсине, залип Ойстер и ряда более мелких островов, заливов и полуостровов.

Затем французы перешли через открытый океан к юго-западной оконечности Австралии, описали небольшой залив Географа и повернули на восток. Вскоре корабли снова разлучились; Боден, продолжая путь, открыл о. Кенгуру — независимо от Флиндерса — и дошел до бухты Энкаунтер, где и встретился с англичанами. Цинга усиливалась, и «Географ» пошел в Порт-Джэксон для лечения больных. Застав там «Натуралиста», Боден отправил его во Францию с отчетами и коллекциями, а сам же вышел на юг в середине ноября 1802 г. Он закончил обход Тасмании, повторив работу Флиндерса, перешел к Тимору, а оттуда — к Маврикию, где в сентябре 1803 г. Боден умер, а «Географ» с новыми большими зоологическими и ботаническими коллекциями вернулся во Францию.

Итак, французы почти одновременно с англичанами завершили открытие Тасмании и южного побережья Австралии. Экспедиции Флиндерса и Бодена окончательно доказали, что заливы Большой Австралийский и Спенсер совершенно не связаны с заливом Карпентария, отделены от него большим пространством суши и что, следовательно, Новая Голландия является единым материком.

Впрочем, в береговой линии юго-восточной части континента оставался небольшой «разрыв»; все моряки пропускали вход в очень удобную крупную гавань. В начале января 1802 г. этот залив (Порт-Филлип) открыл английский капитан Джон Марри. Завершив опись своей находки, он вышел в море и в западной части пролива Басса обнаружил о. Кинг. (В июне 1835 г. на северном берегу Порт-Филлипа группа колонистов основала поселок, через два года получивший название Мельбурн.)

В 1802–1803 гг. Флиндерс совершил плавание вокруг Новой Голландии. Он подробно исследовал восточное побережье к северу от 32°30' ю. ш. и проследил на всем протяжении Большой Барьерный риф

Именем Флиндерса там названы группы островов, рифов и морской проход. — длинную (2300 км) гряду коралловых образований — рифов и островов, протягивающихся почти сплошной цепью вдоль восточного побережья материка от 22°30' ю. ш. (рифы Суэйн) до 9° ю. ш. (южный берег Новой Гвинеи). Флиндерс также осмотрел Торресов пролив и нашел, что безопасный проход находится к северу от о. Принца Уэльского. Чтобы окончательно разрушить легенду, которой сам раньше верил, о морском рукаве, разделяющем материк на две части, он снова обследовал залив Карпентария и составил первую его точную карту — до о-вов Уэссел, у северо-восточного выступа Арнемленда. В 1814 г. Флиндерс выпустил в свет книгу «Путешествие к Terra Australia». Именно в ней он предложил переименовать южный материк из Новой Голландии в Австралию; раньше это была Terra Australis Incognita — «Неведомая Южная земля», теперь же она исследована, а поэтому эпитет «неведомая» отпадает. В том же, 1814 г. Флиндерс умер.

Открытие берегов Тасмании завершил китобой Джеймс Келли; летом 1815/16 г. с четырьмя спутниками он обошел остров кругом на вельботе и обнаружил на юго-западе и западе глубоко вдающиеся в сушу заливы Порт-Дейви и Маккуори.

В 1817–1821 гг. английский военный моряк Филипп Паркер Кинг завершил исследование Австралии со стороны моря, положив на сравнительно точные карты те берега материка, которые ранее были плохо изучены. Съемку он вел на тендере «Мермейд» (84 т) в 1817–1820 гг. и на бриге «Батерст» (170 т) в 1821 г. На «Мермейде» в 1818–1819 гг. плавали ботаник Аллен Каннингем и офицер Джон Оксли (см. ниже), а также австралиец Бонгари, участник обоих плаваний М. Флиндерса.

Кинг произвел новую опись северо-восточного берега континента от залива Херви (24°50' ю. ш.) до Торресова пролива, а также северного побережья — от о-вов Уэссел до Земли Дампира. На крайнем севере Австралии (11–12° ю. ш.) Кинг проник в обширный залив Ван-Димен, открыл п-ов Коберг, лесистые о-ва Мелвилл и Батерст (6200 и 2040 км²) и проследил оба пролива — Дандас и Кларенс, отделяющие эти острова от материка. В южной части Тиморского моря он открыл заливы Кембридж, Адмиралтейства и Коллиер, а далее к югу-западу, у 17-й параллели, — залив Кинг, вдающийся в сушу приблизительно на 100 км, и доказал, таким образом, что Земля Дампира — полуостров. И он пришел к убеждению, что на севере Австралии существуют очень широкие устья, через которые в море могут излиться даже крупнейшие реки. Кинг уточнил также береговую линию Западной Австралии от Земли Дампира до мыса Луин.

Открытие последних сравнительно небольших участков австралийского побережья связано с именем английского моряка Джона Клеменса Уикема, капитана прославленного корабля «Бигл». Подойдя к западным берегам континента в ноябре 1837 г., судно вошло в залив Кинг (название принадлежит Уикему). Офицер Джон Лорт Стокс на двух лодках описал южную бухту, открыл устье р. Фицрой и проследил течение реки на 40 км. Закончив в марте 1838 г. опись всего залива, «Бигл» двинулся на северо-восток, и в сентябре Уикем обнаружил, а Стокс заснял бухту, названную ими Порт-Дарвин, одну из лучших гаваней Австралии. Вернувшись на юго-запад, Уикем и Стокс в октябре описали еще один открытый ими залив Куинс-Чаннел с впадающей в него р. Викторией, стремительно несущейся к океану в высоких скалистых берегах. Эта находка подтвердила, как полагали некоторые географы, миф о гигантской реке с огромной внутренней дельтой: на опубликованной в 1827 г. карте континента изображен грандиозный поток длиной около 3,4 тыс. км, собирающий воды со всей территории Австралии севернее 30-й параллели.

Однако закончено было исследование — в основных чертах — только берегов Австралии, а ее внутренние области все еще оставались сплошным «белым пятном». И прошло много лет, пока его стерли десятки исследователей.

 

Доклад

Новые открытия и исследования Антарктиды.
Гипотеза о существовании Антарктиды связана с именем древнегреческого географа и астронома К. Птолемея, жившего в I-II вв. нашей эры. Тогда родилось предположение, что соотношение площадей суши и моря в Северном и Южном полушариях должно быть примерно одинаковым. На протяжении многих веков эта гипотеза не находила подтверждения. В 1774-1775 гг. Английский мореплаватель Джеймс Кук, совершая кругосветную экспедицию, проник в антарктические воды гораздо южнее своих предшественников. Но пробиться сквозь холод и льды к материку так и не смог. Путешествием Дж. Кука окончился первый период истории открытия и исследования Антарктиды — период предположений о существовании Антарктиды. Второй период завершился открытием Антарктиды. Честь открытия континента принадлежит русским морякам — первой русской антарктической экспедиции 1819-1821 гг. На шлюпах “Восток” и “Мирный” под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Непосредственное открытие побережья Антарктиды произошло 28 января 1820 года. Третий период начинается с изучения антарктических вод и побережий. В течение многих десятилетий к берегам Антарктиды отправляются корабли исследователей ряда стран. В 1882-1883 гг. впервые были проведены исследования Антарктиды по согласованной программе первого Международного полярного года. Четвертый период изучения Антарктиды начинается с первой зимовки на материке норвежца К.Борхгревинка в 1898 г. на берегу залива Робертсон у мыса Адэр. Этот этап завершился покорением Южного полюса в 1911-1912 гг. Экспедиция англичанина Роберта Скотта пошла к полюсу от западного края моря Росса — от залива Мак-Мердо — на шотландских пони и лыжах. Экспедиция, руководимая опытным полярным исследователем Руалом Амундсеном, отправилась на собачьих упряжках от восточного края моря Росса — от Китовой бухты. Норвежская экспедиция первой достигла Южного полюса 14 декабря 1911 года, и ее участники успешно вернулись на побережье и отплыли на Родину. Р.Скотт пришел к Южному полюсу с четырьмя товарищами на лыжах спустя 35 дней — 16 января 1912 г. На обратном пути Р.Скотт и его спутники погибли от истощения и холода… История особым образом помирила соперников в трагической гонке к Южному полюсу: там сейчас постоянно работает американская научная станция “Амундсен-Скотт”. Среди исследователей Антарктики следует упомянуть также австралийца Д. Моусона и англичанина Э. Шелктона, а также американские экспедиции 1928-1930, 1933-1936, 1939-1941 гг. под руководством Р. Бэрда. После второй мировой войны начинается современный этап исследований Антарктиды в рамках программы Международного геофизического года (1957-1958 гг.). По этой программе нашей стране отводилось исследование Восточной Антарктиды — самой труднодоступной и неисследованной части материка. Первая комплексная антарктическая экспедиция СССР (1955-1956 гг.), возглавляемая М.М. Сомовым, вышла на дизель-электроходе “Обь” из Калининградского порта и основала на берегу Антарктиды научную станцию “Мирный”. В последующие годы были созданы и другие станции внутри континента и в прибрежных районах: “Восток”, “Полюс недоступности”, “Пионерская” и другие. Центр советских антарктических исследований был перенесен на станцию “Молодежная”, где природные условия менее суровы, чем в районе Мирного. В 1959 г. 12 государств, в том числе Аргентина, Австралия, СССР, США, Япония и другие, заключили Международный договор об Антарктиде, по которому запрещается использовать континент в военных целях, предусматривается свобода научных исследований и обмен информацией о результатах работ научных станций и экспедиций. До сих пор этот Договор соблюдается, и Антарктиду образно называют “материком науки и мира”.

Доклад.

Америго Веспуччи

 

Америго Веспуччи - итальянский путешественник, исследователь Америки 9 марта 1454 — 22 февраля 1512.

Америго Веспуччи Америго Веспуччи родился (по одной из версий) 9 марта 1454 года во Флоренции (Италия), его отец был нотариусом. Получив хорошее домашнее образование, Америго в течение нескольких лет работал в торговом доме Медичи.

В 1490 году он переехал в Севилью (Испания), где продолжал работать на ту же фирму агентом. Работа заключалась главным образом в оснащении кораблей. Естественно, что при такого рода работе Америго детально изучил устройство кораблей. Также он освоил астрономию и навигацию.

В 1492 году Америго перешел на морскую службу Испании, участвовал в снаряжении второй и третьей экспедиций Христофора Колумба, и сам поддерживал с ним дружеские отношения.

В 1499-1500 годах Веспуччи совершил плавание с экспедицией Алонсо Охеды в роли штурмана, под его командованием находились два корабля, снаряженные за его же счет. Летом 1499 года Веспуччи открыл дельту Амазонки, исследовал большую часть побережья Южной Америки. Затем, в июне 1500 года вернулся в Испанию.

Америго Веспуччи продолжал участвовать в экспедициях, посвященных исследованиям Южной Америки в 1501–1502 и 1503–1504 годах. В 1505 году Веспуччи стал кастильским подданным.

В 1508 году он был назначен на пост главного пилота Испании. На этом посту Веспуччи и оставался до самой своей смерти. По рассказам современников Америго был исключительно справедливым, умным и наблюдательным человеком. Обладал талантом писателя, довольно часто преувеличивал, рассказывая о природе открытых им стран, о внешнем виде и быте индейцев и о многих еще увиденных им удивительных явлениях. Но при этом никогда не говорил о начальниках экспедиций и своей роли в этих экспедициях. Умер Америго Веспуччи 22 февраля 1512 года в Севилье.

 

Доклад



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: