Психоэмоциональные состояния – особая форма психических состояний человека:
1. переживания с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и к самому себе;
2. те состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения;
3. относительно устойчивые переживания.
Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, на общее состояние организма и на его поведение в той или иной ситуации. Они воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.
Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.
Психоэмоциональное состояние – основа здоровья личности.
Все мы в свое время были подростками и прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь взрослыми, мы можем в полной мере оценить проблемы детей этого периода жизни.
Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:
активность – пассивность;
увлечение – равнодушие;
возбужденность – заторможенность;
|
напряженность – раскрепощенность;
страх – радость;
решительность – растерянность;
надежда – обреченность;
тревога – безмятежность;
уверенность – неуверенность в себе.
Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески разговаривать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.
Однако те состояния, которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.
Процесс становления самосознания и, прежде всего, такой важной его составляющей, как самооценка, тесно связан с различными психологическими состояниями подростка, в частности, такими как тревожность, страхи, неуверенность в себе и т.п. Это своеобразные эмоциональные показатели развития как самооценки, так и самосознания.
Страхи, переживаемые подростками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением подростка быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, т.е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам.
|
Для его разрешения у подростка есть два пути: либо уйти в себя ценой потери связей со сверстниками, либо отказаться от личной свободы, самостоятельности в суждениях и оценках, полностью подчинившись группе.
Иными словами, подросток стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречивая ситуация, в которой оказывается подросток, является одним из основных источников его страхов, имеющих очевидную социальную обусловленность.
Одно из первых мест в этом ряду занимает страх не быть собой, по сути, означающий страх изменения. «Провокатором» его являются переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела. Поэтому подростки так боятся собственного физического и психического уродства, что парадоксальным образом выражается в их нетерпимости к такого рода недостаткам других людей или в навязчивых мыслях об уродстве своей фигуры.
Для подростков характерны и страхи нападения, пожара, заболеть, что особенно характерно для мальчиков, а также стихии и замкнутого пространства, более характерных для девочек. Все они носят характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти.
Возрастает в этом возрасте и число страхов в области межличностных отношений, не отмечавшиеся в предыдущих возрастах. Одним из стимуляторов таких страхов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними.
Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Поскольку ценность общения в этом возрасте чрезвычайно велика, подросток боится потерять этот единственный канал общения.
|
Последствия страхов многообразны, но главные из них – это возрастающая неуверенность как в самом себе, так и в других людях.
Первая становится прочной основой настороженности, а вторая – подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я».
Все это квалифицируется еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности. Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попытки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги.
Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тревоги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшествующим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается.
И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет отсутствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то в 16 лет у девушек этот уровень выше, чем у юношей.
Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрасте – это возрастная характеристика, перекрывающая индивидуальные особенности развития, что желательно учитывать в плане профилактики психического развития подростка.
Сопоставляя динамику тревоги с динамикой самооценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость, и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и своих возможностях.
Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства.
Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще характерна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом.
Коррекция поведения
1. Аффективно-неустойчивый тип.
Незначительный повод со стороны других сильно повышает его возбужденное состояние, вслед за чем он вовсе отказывается от работы, дерзит, грубит.
Тактика: вовремя повлиять на возбуждение и успокоить. Поэтому нужно уметь: своевременно констатировать нарастание чувства недовольства – силой внушения предотвратить возможную реакцию. Действие взглядом, тоном.
2. Неуверенный, боязливый, истеричный, депрессивный.
Он замыкается от всякого воздействия, живет интенсивной внутренней жизнью, всецело занят своими интересами (интроверт).
На него трудно влиять, т.к. он относится с недоверием, негативизмом.
Внушение не поможет, т.к. не воспринимается им. Он идет только навстречу полному душевному равновесию. Спокойные, непредумышленные беседы.
3. Слабовольные, безудержные с сильно развитым сексуальным инстинктом.
«Бездельники», «ветреные головы» – поверхностность контактов, ложь, воровство, сексуальные эксцессы.
Действовать на их чувства и настроения нельзя. Здесь нужны деловые, последовательные, строгие, нераздражающие прямолинейные действия. Главный метод – пример, действие, которое убеждает.
4. Слабый, неуверенный, робкий, зависимый.
Успокоение и подбадривание.
Подростковый возраст – нормальный и совершенно необходимый период развития человека, этот отрезок жизни не является временем патологии. Большинство подростков справляется со всеми возрастными проблемами.
1. Ни один период в жизни человека (разве что только внутриутробный) не характеризуется столь быстрыми темпами развития как подростковый.
Между быстро развивающейся девушкой и медленно развивающимся мальчиком возможен разрыв в 6 лет. Столь же велики могут быть отличия в умственном, эмоциональном и социальном развитии подростков.
2. Да, некоторые подростки еще дети, но многие (особенно в половом отношении) уже взрослые.
3. Любое развитие подростка (физическое, эмоциональное, умственное или личностное) происходит не синхронно, а неравномерно.
Хорошо развитые физически мальчики и девочки не всегда и не обязательно столь же хорошо развиты умственно и эмоционально.
Дети же с задержками физического или полового развития, наоборот, не могут быть готовы к выполнению серьезных обязанностей наряду со взрослыми.
4. Подростковый возраст – это переходный, кризисный период в жизни человека и он характеризуется своими особенностями.
Не стоит преувеличивать проблемы и трудности, равно как и преуменьшать их.
Задача взрослых, зная особенности подростка,- помочь ему в создании условий для самостоятельного и успешного разрешения им этих проблем и трудностей.
Источники:
1. https://www.stranamam.ru/post/369272/
2.https://infourok.ru/metodika-psihoemocionalnogo-razvitiya-podrostka-3533857.html
3. https://podrostok.68edu.ru/?page_id=13536