ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«История черкесского народа»
Проект подготовил:
Студент группы №12а
Белимготов Ислам Бесланович
Руководитель проекта: Еремин Владимир Николаевич
Учебный год
«ИСТОРИЯ ЧЕРКЕССКОГО НАРОДА»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Этнонимия и этнография.............................................................. 5
1.1. Особенности, характер и обычаи адыгов.................................... 9
ГЛАВА 2. Жизнь и уклад черкесского народа
2.1. Быт и культура........................................................................... 16
2.2. Традиционная одежда................................................................. 17
2.3. Пища............................................................................................ 19
2.4. Земледелие и животноводство.................................................... 22
2.5. Медицина..................................................................................... 25
ГЛАВА 3. Русско-Кавказская война 1763-1864 – забытая трагедия
3.1. Причины, ход событий............................................................... 29
3.2. Методы ведения войны царской армии..................................... 31
3.3. Итоги войны................................................................................ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................. 39
Введение
Вокруг происхождения и обозначения адыгов (черкесов) много споров. В этой работе приводятся не все доводы и исторические факты, подтверждающие изложенную ниже версию. Поскольку подробное освещение каждого факта истории потребовало бы большого количества времени и заняло бы не одну сотню страниц. Поэтому хочу обратить внимание на некоторые аспекты, которые являются как культурным, так и историческим достоянием человечества. Но без краткого обзора черкесского общества, его моральных и этических норм невозможно представить возникновение этнонима «черкес», и какую морально-психологическую нагрузку возлагали и возлагают на черкесов другие народы, именуя адыгов «черкесами». До сих пор в представлении многих народов «черкес» означает воин.
Черкесы (самоназвание - адыги) – древнейшие жители Северо-Западного Кавказа, чья история, по мнению многих российских и иностранных исследователей, корнями уходит далеко вглубь веков, в эпоху камня.
Как отмечал в январе 1854 года «Иллюстрированный журнал Глисона», «их история столь продолжительна, что за исключением Китая, Египта и Персии, история любой другой страны не более чем рассказ о вчерашнем дне. У черкесов поразительная особенность: они никогда не жили в подчинении внешнему господству. Адыги терпели поражение, их вытесняли в горы, подавляли превосходящей силой. Но никогда, даже на короткий срок, не подчинялись никому, кроме собственных законов.
Черкесы интересны еще и тем, что представляют собой единственный народ на поверхности земного шара, который столь далеко в прошлое может проследить независимую национальную историю. Они немногочисленны, но их регион столь важен, а их характер столь поразителен, что черкесы хорошо известны древним цивилизациям. Упоминания о них в обилии встречаются у Герадота, Вария Флакка, Помпония Мелы, Страбона, Плутарха и других великих писателей. Их предания, легенды, эпос представляют собой героическое повествование о свободе, которую они сохраняют, по меньшей мере, в течение последних 2300 лет перед лицом самых могущественных в человеческой памяти правителей».
Актуальность настоящей темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к истории черкесского народа в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Объектом данного исследования является история черкесского народа.
При этом предметом исследования является совокупность отдельных культурных и исторических аспектов жизни черкесов.
Целью индивидуального проекта является изучить историю черкесского народа.
В рамках достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
· Исследовать кто такие черкесы и уклад их жизни;
· Изучить культуру и быт черкесов;
· Разобрать причины, ход событий и итоги Русско-Кавказкой войны.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава 1. Этнонимы
Ады́ги (Черкесы, Черкасы), (самоназвание адыгэ) — общее название близкородственных племен в России объединяющее адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов. Общая численность в России по переписи 2010 года 718 727 тысяч человек. Проживают также в Турции, Сирии, Иордании, странах Европы, США и в других странах Ближнего Востока. Черкесская диаспора насчитывает около 7 миллионов человек. Черкесы говорят на адыгском языке, входящим в абхазо-адыгскую языковую группу и имеющим два литературных диалекта — западный (адыгейский) и восточный (кабардино-черкесский).
В советское время черкесский народ, имеющий единое самоназвание (Адыгэ) и говорящий на двух диалектах одного языка (Адыгабзэ), был разделен на четыре народа — «кабардинцев», «адыгейцев», «шапсугов» и «черкесов». Название «черкесы» закрепилось за кабардинцами и бесленеевцы проживающими в Карачаево-Черкесии.
Предки адыгов (зихи, керкеты, меоты и др.) известны в северо-восточном Причерноморье со II тысячелетия до н. э. На основе языковых данных часто выдвигается гипотеза о родстве адыгского языка с хаттами или протохеттами, жившими в Анатолии.
Ещё Геродот писал, что проживающий здесь народ именует себя «атехи», но в разные эпохи, у разных народов у адыгов было много имен. Атехи не имеют отношения к адыгам.
Живший в XV веке на Кавказе генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что Зихами зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их черкасами, и на их собственном наречии имя им адыги.
Несмотря на общее наименование и самоназвание «адыгэ» (черкесы, адыги), в советской и современной российской литературе (в том числе в современной российской этнографии) в отношении адыгских субэтносов используются 4 основных этнонима:
· Кабардинцы (черкесы / адыги Кабардино-Балкарии) — один из двух коренных народов Кабардино-Балкарской Республики. Самым крупным адыгским субэтносом в республике являются кабардинцы, что и послужило основанием для названия республики. Адыги (черкесы) — самый многочисленный народ, проживающий в республике, они составляют более 55 % её населения;
· Черкесы (черкесы / адыги Карачаево-Черкесии) — один из коренных народов Карачаево-Черкесской Республики. Ныне проживают в основном в северных и западных районах Карачаево-Черкесии. Общий для всех адыгов экзо этноним «черкесы» в советское время был закреплён за адыгами, проживавшими в этой местности. В основном, это были бесленеевцы и кабардинцы;
· Адыгейцы (черкесы Адыгеи) — коренное население Республика Адыгея и Краснодарского края. В советское время этот выдуманный этноним был закреплён за всеми адыгами, проживавшими за Кубанью. Ныне проживают в Адыгее и в некоторых районах Краснодарского края (в основном у Черноморского побережья от Анапы до Сочи, в Успенском районе и в городе Краснодаре);
Шапсуги — коренное население исторической Шапсугии. Проживают в Туапсинском районе и городе Сочи (Лазаревский район) Краснодарского края, а также в Адыгее.
С эпохи позднего Средневековья у адыгов начали складываться ряд этнографических групп, в основном имевших территориально-политическое происхождение, в то время как их культура, традиция и быт мало чем отличались.
По окончании Кавказской войны жанеевцы, хегайки, хетуки, чебсин и гоайе больше не встречаются. Большинство адыгов было выселено в Османскую империю, ныне на Кавказе не осталось убыхов, натухайцев, егерукайцев, хатукайцев, махошевцев.
Черкесы
С XIII века все эти названия вытесняются экзо этнонимом «черкесы». С этого же времени для обозначения страны проживания данного народа на Северном Кавказе употребляется топоним Черкеcия. При употреблении этнонима «черкесы» следует иметь в виду следующее:
· в ХV−ХIХ вв. это был общеупотребительный экзо этноним адыгов в европейских и русских источниках;
· в зарубежной и значительной части российской литературы для обозначения всех адыгов до сих пор употребляется этноним «черкесы».
· в части советской и современной российской литературы под этнонимом черкесы понимаются адыги — жители Карачаево-Черкесии (адыги с языком черкесским).
О самоназвании «адыг (адыгэ)»
Точное происхождение этнонима «адыг (адыге, адыгэ)» пока не установлено. Самым древним упоминанием в истории данного самоназвания в независимых источниках является книга генуэзского путешественника Дж. Интериано, изданная в Венеции в 1502 г., в которой он сообщал:
«Зихи — называемые так на языках: простонародном греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют — «адига»».
В указанном выше заключении Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук, отмечается, что все черкесы (адыги) неизменно называли себя адыгэ, хотя при этом имели значение «локальные наименования, с которыми идентифицировали себя отдельные этнополитические образования — натухай, абадзех, жанэ, кабардэй и др.», но, «несмотря на некоторые различия социального и культурного характера, с историко-этнографической точки зрения это единый черкесский (адыгский) народ».
Численность
В настоящее время в России черкесы проживают на территории шести субъектов Российской Федерации: Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Северная Осетия-Алания (Моздокский район). В трёх из них, адыгские народы являются одной из титульных наций: черкесы в Карачаево-Черкесии, т. н. адыгейцы в Адыгее, т. н. кабардинцы в Кабардино-Балкарии.
Общая численность адыгов в Российской Федерации по переписи 2010 года 718 727 человек, в том числе:
· Кабардинцы: 516 826 человек;
· Адыгейцы: 124 835 человек;
· Черкесы: 73 184 человек;
· Шапсуги: 3 882 человек.
Диаспора
Большинство адыгов проживают за пределами России. Точных данных о численности диаспор, как правило, нет, ориентировочные данные представлены ниже:
· Турция: 3 000 - 6 500 тыс. человек;
· Иордания: 80 - 170 тыс. человек;
· Сирия: 50 - 160 тыс. человек;
· Ливия: 35 тыс. человек;
· Германия: 32 тыс. человек;
· США: 7 тыс. человек;
· Израиль: 4 тыс. человек;
· Великобритания и Франция: 2 тыс. человек;
· Нидерланды: 2 тыс. человек.
Всего за пределами России, по разным данным, от 5 до 7 миллионов адыгов.
Большинство верующих адыгов - мусульмане-сунниты.
Язык имеет два литературных диалекта — адыгейский и кабардино-черкесский, входящие в Абхазо-адыгскую группу Северокавказской семьи языков. Большинство адыгов двуязычны, и помимо родного языка владеют государственным языком страны проживания; в России это русский язык, в Турции — турецкий и т. д.
Письменность адыгов базировалась на обще черкесском алфавите на основе арабской графики. В 1925 году письменность адыгов была переведена на латинскую графическую основу, а в 1937 - 1938 годах был разработан алфавит на основе кириллицы.
За рубежом самая многочисленная диаспора адыгов представлена в Турции, где их численность составляет около 7 млн человек. Также проживают во всех странах Ближнего Востока. В частности, наиболее крупные диаспоры существуют в Иордании, Сирии, Ираке, Саудовской Аравии и т. д.
В Израиле почти всё черкесское население страны проживают в селениях Кфар-Кама и Рихания.
В Северной Африке проживают в Египте. В Ливии, Тунисе и Судане большинство черкесов являются потомками черкесских мамлюков, покинувших Кавказ ещё в эпоху Позднего Средневековья, и на данный момент являются сильно арабизированными.
Диаспора также представлена в некоторых странах Европы (в основном в Германии, Франции и некоторых балканских странах), в Северной Америке и Австралии.