О самоназвании «адыг (адыгэ)»




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«История черкесского народа»

 

Проект подготовил:

Студент группы №12а

Белимготов Ислам Бесланович

Руководитель проекта: Еремин Владимир Николаевич

Учебный год

«ИСТОРИЯ ЧЕРКЕССКОГО НАРОДА»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. Этнонимия и этнография.............................................................. 5

1.1. Особенности, характер и обычаи адыгов.................................... 9

ГЛАВА 2. Жизнь и уклад черкесского народа

2.1. Быт и культура........................................................................... 16

2.2. Традиционная одежда................................................................. 17

2.3. Пища............................................................................................ 19

2.4. Земледелие и животноводство.................................................... 22

2.5. Медицина..................................................................................... 25

ГЛАВА 3. Русско-Кавказская война 1763-1864 – забытая трагедия

3.1. Причины, ход событий............................................................... 29

3.2. Методы ведения войны царской армии..................................... 31

3.3. Итоги войны................................................................................ 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................. 39


Введение

Вокруг происхождения и обозначения адыгов (черкесов) много споров. В этой работе приводятся не все доводы и исторические факты, подтверждающие изложенную ниже версию. Поскольку подробное освещение каждого факта истории потребовало бы большого количества времени и заняло бы не одну сотню страниц. Поэтому хочу обратить внимание на некоторые аспекты, которые являются как культурным, так и историческим достоянием человечества. Но без краткого обзора черкесского общества, его моральных и этических норм невозможно представить возникновение этнонима «черкес», и какую морально-психологическую нагрузку возлагали и возлагают на черкесов другие народы, именуя адыгов «черкесами». До сих пор в представлении многих народов «черкес» означает воин.

Черкесы (самоназвание - адыги) – древнейшие жители Северо-Западного Кавказа, чья история, по мнению многих российских и иностранных исследователей, корнями уходит далеко вглубь веков, в эпоху камня.

Как отмечал в январе 1854 года «Иллюстрированный журнал Глисона», «их история столь продолжительна, что за исключением Китая, Египта и Персии, история любой другой страны не более чем рассказ о вчерашнем дне. У черкесов поразительная особенность: они никогда не жили в подчинении внешнему господству. Адыги терпели поражение, их вытесняли в горы, подавляли превосходящей силой. Но никогда, даже на короткий срок, не подчинялись никому, кроме собственных законов.

Черкесы интересны еще и тем, что представляют собой единственный народ на поверхности земного шара, который столь далеко в прошлое может проследить независимую национальную историю. Они немногочисленны, но их регион столь важен, а их характер столь поразителен, что черкесы хорошо известны древним цивилизациям. Упоминания о них в обилии встречаются у Герадота, Вария Флакка, Помпония Мелы, Страбона, Плутарха и других великих писателей. Их предания, легенды, эпос представляют собой героическое повествование о свободе, которую они сохраняют, по меньшей мере, в течение последних 2300 лет перед лицом самых могущественных в человеческой памяти правителей».

Актуальность настоящей темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к истории черкесского народа в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Объектом данного исследования является история черкесского народа.

При этом предметом исследования является совокупность отдельных культурных и исторических аспектов жизни черкесов.

Целью индивидуального проекта является изучить историю черкесского народа.

В рамках достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

· Исследовать кто такие черкесы и уклад их жизни;

· Изучить культуру и быт черкесов;

· Разобрать причины, ход событий и итоги Русско-Кавказкой войны.

Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список использованной литературы и приложения.

 

 


Глава 1. Этнонимы

Ады́ги (Черкесы, Черкасы), (самоназвание адыгэ) — общее название близкородственных племен в России объединяющее адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов. Общая численность в России по переписи 2010 года 718 727 тысяч человек. Проживают также в Турции, Сирии, Иордании, странах Европы, США и в других странах Ближнего Востока. Черкесская диаспора насчитывает около 7 миллионов человек. Черкесы говорят на адыгском языке, входящим в абхазо-адыгскую языковую группу и имеющим два литературных диалекта — западный (адыгейский) и восточный (кабардино-черкесский).

В советское время черкесский народ, имеющий единое самоназвание (Адыгэ) и говорящий на двух диалектах одного языка (Адыгабзэ), был разделен на четыре народа — «кабардинцев», «адыгейцев», «шапсугов» и «черкесов». Название «черкесы» закрепилось за кабардинцами и бесленеевцы проживающими в Карачаево-Черкесии.

Предки адыгов (зихи, керкеты, меоты и др.) известны в северо-восточном Причерноморье со II тысячелетия до н. э. На основе языковых данных часто выдвигается гипотеза о родстве адыгского языка с хаттами или протохеттами, жившими в Анатолии.

Ещё Геродот писал, что проживающий здесь народ именует себя «атехи», но в разные эпохи, у разных народов у адыгов было много имен. Атехи не имеют отношения к адыгам.

Живший в XV веке на Кавказе генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что Зихами зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их черкасами, и на их собственном наречии имя им адыги.

Несмотря на общее наименование и самоназвание «адыгэ» (черкесы, адыги), в советской и современной российской литературе (в том числе в современной российской этнографии) в отношении адыгских субэтносов используются 4 основных этнонима:

· Кабардинцы (черкесы / адыги Кабардино-Балкарии) — один из двух коренных народов Кабардино-Балкарской Республики. Самым крупным адыгским субэтносом в республике являются кабардинцы, что и послужило основанием для названия республики. Адыги (черкесы) — самый многочисленный народ, проживающий в республике, они составляют более 55 % её населения;

· Черкесы (черкесы / адыги Карачаево-Черкесии) — один из коренных народов Карачаево-Черкесской Республики. Ныне проживают в основном в северных и западных районах Карачаево-Черкесии. Общий для всех адыгов экзо этноним «черкесы» в советское время был закреплён за адыгами, проживавшими в этой местности. В основном, это были бесленеевцы и кабардинцы;

· Адыгейцы (черкесы Адыгеи) — коренное население Республика Адыгея и Краснодарского края. В советское время этот выдуманный этноним был закреплён за всеми адыгами, проживавшими за Кубанью. Ныне проживают в Адыгее и в некоторых районах Краснодарского края (в основном у Черноморского побережья от Анапы до Сочи, в Успенском районе и в городе Краснодаре);

Шапсуги — коренное население исторической Шапсугии. Проживают в Туапсинском районе и городе Сочи (Лазаревский район) Краснодарского края, а также в Адыгее.

С эпохи позднего Средневековья у адыгов начали складываться ряд этнографических групп, в основном имевших территориально-политическое происхождение, в то время как их культура, традиция и быт мало чем отличались.

По окончании Кавказской войны жанеевцы, хегайки, хетуки, чебсин и гоайе больше не встречаются. Большинство адыгов было выселено в Османскую империю, ныне на Кавказе не осталось убыхов, натухайцев, егерукайцев, хатукайцев, махошевцев.

 

Черкесы

С XIII века все эти названия вытесняются экзо этнонимом «черкесы». С этого же времени для обозначения страны проживания данного народа на Северном Кавказе употребляется топоним Черкеcия. При употреблении этнонима «черкесы» следует иметь в виду следующее:

· в ХV−ХIХ вв. это был общеупотребительный экзо этноним адыгов в европейских и русских источниках;

· в зарубежной и значительной части российской литературы для обозначения всех адыгов до сих пор употребляется этноним «черкесы».

· в части советской и современной российской литературы под этнонимом черкесы понимаются адыги — жители Карачаево-Черкесии (адыги с языком черкесским).

О самоназвании «адыг (адыгэ)»

Точное происхождение этнонима «адыг (адыге, адыгэ)» пока не установлено. Самым древним упоминанием в истории данного самоназвания в независимых источниках является книга генуэзского путешественника Дж. Интериано, изданная в Венеции в 1502 г., в которой он сообщал:

«Зихи — называемые так на языках: простонародном греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют — «адига»».

В указанном выше заключении Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук, отмечается, что все черкесы (адыги) неизменно называли себя адыгэ, хотя при этом имели значение «локальные наименования, с которыми идентифицировали себя отдельные этнополитические образования — натухай, абадзех, жанэ, кабардэй и др.», но, «несмотря на некоторые различия социального и культурного характера, с историко-этнографической точки зрения это единый черкесский (адыгский) народ».

Численность

В настоящее время в России черкесы проживают на территории шести субъектов Российской Федерации: Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Северная Осетия-Алания (Моздокский район). В трёх из них, адыгские народы являются одной из титульных наций: черкесы в Карачаево-Черкесии, т. н. адыгейцы в Адыгее, т. н. кабардинцы в Кабардино-Балкарии.

Общая численность адыгов в Российской Федерации по переписи 2010 года 718 727 человек, в том числе:

· Кабардинцы: 516 826 человек;

· Адыгейцы: 124 835 человек;

· Черкесы: 73 184 человек;

· Шапсуги: 3 882 человек.

Диаспора

Большинство адыгов проживают за пределами России. Точных данных о численности диаспор, как правило, нет, ориентировочные данные представлены ниже:

· Турция: 3 000 - 6 500 тыс. человек;

· Иордания: 80 - 170 тыс. человек;

· Сирия: 50 - 160 тыс. человек;

· Ливия: 35 тыс. человек;

· Германия: 32 тыс. человек;

· США: 7 тыс. человек;

· Израиль: 4 тыс. человек;

· Великобритания и Франция: 2 тыс. человек;

· Нидерланды: 2 тыс. человек.

Всего за пределами России, по разным данным, от 5 до 7 миллионов адыгов.

Большинство верующих адыгов - мусульмане-сунниты.

Язык имеет два литературных диалекта — адыгейский и кабардино-черкесский, входящие в Абхазо-адыгскую группу Северокавказской семьи языков. Большинство адыгов двуязычны, и помимо родного языка владеют государственным языком страны проживания; в России это русский язык, в Турции — турецкий и т. д.

Письменность адыгов базировалась на обще черкесском алфавите на основе арабской графики. В 1925 году письменность адыгов была переведена на латинскую графическую основу, а в 1937 - 1938 годах был разработан алфавит на основе кириллицы.
За рубежом самая многочисленная диаспора адыгов представлена в Турции, где их численность составляет около 7 млн человек. Также проживают во всех странах Ближнего Востока. В частности, наиболее крупные диаспоры существуют в Иордании, Сирии, Ираке, Саудовской Аравии и т. д.

В Израиле почти всё черкесское население страны проживают в селениях Кфар-Кама и Рихания.

В Северной Африке проживают в Египте. В Ливии, Тунисе и Судане большинство черкесов являются потомками черкесских мамлюков, покинувших Кавказ ещё в эпоху Позднего Средневековья, и на данный момент являются сильно арабизированными.

Диаспора также представлена в некоторых странах Европы (в основном в Германии, Франции и некоторых балканских странах), в Северной Америке и Австралии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: