Концепция лекарст. обеспечения РБ, одобренная Постановлением СовМина РБ от 13 августа 2001г. № 1192, явл. неотъемлемой частью политики государства в области здравоохранения, предст. совок-ть направлений реформирования лекарственного обеспечения в стране и определяет долгосрочную НЛП на основе отечественного и международного опыта в этой области.
Основными задачами государства в области лекарств. обеспечения: наиболее полное насыщение внутр. рынка эффективными ЛС, в первую очередь – относящимися к республик. перечню основных ЛС; расширение ассортимента отечественных высокоэф-х ЛС, имеющих устойчивый конкурентный спрос; повышение качества, безопасности и эффект-ти ЛС; рациональное исп-ние ЛС; упорядочение системы их льготного/бесплатного отпуска; совершенствование системы реализации ЛС; обеспечение стабильного финансирования лекарств. обеспечения организаций здравоохранения; совершенств. подготовки специалистов; развитие взаимовыгодного международ. сотрудничества.
В целях соц. защиты населения, обеспечения доступности ЛС в РБ осущ-ся госрегулирование цен как в сфере их производства, так и в сфере обращения. Рациональное исп-ние ЛС основ. на внедрении протоколов обследования и лечения пациентов в амбулаторно–поликлинич. и стационарных организациях здравоохранения и их постоянном совершенствовании; обеспеч. контроля за исп-нием ЛС; надлежащей подготовке мед. и фарм. работников. При закупке ЛС предпочтение отдается генерическим ЛС, содержащим одно и то же ЛВ в одинаковой дозе и в той же ЛФ, что и оригинальные ЛС.
Перечень основных лекарственных средств
Основу современной фармакотерапии составляют 3–3,5 тыс. субстанций, из которых производят до 300 тыс. наименований ЛС.
|
К Перечню основных ЛС относятся ЛС, предназнач. для удовлетворения первоочередных потребностей большинства населения в области здравоохранения. Эти ЛС отбираются на основе фактических данных, характеризующих их значимость для общественного здравоохранения. Основные ЛС д/б всегда в достаточном кол-ве и в соответствующих лекарственных формах.
Критериями включения в эту группу ЛС явл-ся безопасность и эффективность, четко сформулированные терапевтические характеристики и доступная цена. Отбор ЛС определяется многими факторами, в том числе – структурой заболеваемости населения, количеством и уровнем организаций здравоохранения, квалификацией мед. работников, финансовыми ресурсами, экологическими и демографическими факторами.
Перечень основных лекарственных средств Республики Беларусь
С 1992 года Минздравом РБ утверждается Перечень основных ЛС (по 1997 год включительно назывался Перечнем жизненно необходимых ЛС и изделий медицинского назначения). Последняя редакция утверждена Постановлением Минздрава РБ от 4 апреля 2014 г. № 25.
Перечень основных лекарственных средств содержит 6 таблиц.
Название ЛС упоминается в настоящем перечне основных ЛС один раз во всех ЛФ и располагается в наиболее значимой фармакотерапевт. группе.
К основным ЛС относятся также комбинир. ЛС (готовые и аптечного изготовления), состоящие из ЛС, включ. в настоящий перечень основных ЛС.
Основные принципы государственной политики в сфере обращения ЛС:
1. Государственное регулирование обращения лекарственных средств;
|
2. Доступность лекарственных средств;
3. Поддержка и развитие международного сотрудничества
Вопросы гос. регулирования в сфере обращения лекарственных средств в РБ нашли отражение в главе 2 Закона «О лекарственных средствах.
Гос. политику в сфере обращения ЛС определяет Президент РБ, реализацию обеспечивает Совет Министров РБ, а реализует МЗРБ путем:
- государственной регистрации лекарственных средств;
- лицензирования фармацевтической деятельности;
- государственного контроля за качеством лекарственных средств;
- контроля за побочными реакциями на лекарственные средства;
- гос. надзора за соблюдением условий промышленного производства, аптечного изготовления, реализации, хранения, транспортировки и мед. применения в организациях здравоохранения ЛС;
- изъятия из обращения некачественных и фальсифицированных ЛС
- осуществления иных функций, предусмотренных законодательством РБ
Местные исполнительные и распорядительные органы проводят государственную политику в сфере обращения ЛС в пределах компетенции, определяемой законодательством РБ.