Книга замечаний и предложений (книга) – документ единого образца, предназн-ый для внесения замечаний (заявлений и жалоб) и (или) предложений о деятельности организации, ИП, качестве производимых ими товаров, выполняемых работ, оказ-мых услуг в соотв-ии с абз. 13 ст. 1 Закона об обращениях.
Правила ведения. Книга должна быть в наличии:
1)в организациях;
2)вобособленных подразд-ях организаций, располож. вне места нахождения организаций;
3) у ИП;
4) в местах реализации организациями (ИП) товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Перечень мест реализации организ-ми, ИП товаров, вып-ния работ, оказания услуг, в которых ведется книга, утвержден Пост-ием. Перечень является закрытым (исчерпывающим).
Имеющаяся у организации (ИП) книга должна строго соотв-вать форме, утвержденной Пост-нием, и должна быть получена в устан-ном порядке. Порядковые номера в книге проставляются с начала календарного года, т.е. с каждого послед-его календарного года необходимо заново начинать нумерацию. Сведения о результатах рассмотрения замечаний и (или) предложений и отметка о направлении ответа гражданину (дата и регистр-ный номер ответа), в т.ч. уведомлении о продлении срока рассмотрения изложенных в книге замечаний и предложений, вносятся в книгу не позднее последнего дня срока рассмотрения изложенных в книге замечаний и предложений. Копии ответов гражданам хранятся вместе с книгой по месту ее ведения. По законод-ству замечания и (или) предложения, внесенные в книгу, являются письменными обращениями (п. 1 ст. 10 Закона об обращениях), соответственно на них распр-ются требования законод-ва о рассмотрении письменных обращений. В частности, письменные обращения считаются рассмотренными, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы. На замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, в обязательном порядке должен быть дан письменный ответ.
|
Исключения, когда письменные ответы на обращения не направляются заявителям, определены законодателем:
1) если для решения вопросов совершены опред-ные действия (оказаны услуги) в присутствии заявителей. Результаты рассмотрения указанных обращений оформляются посредством совершения заявителями соотв-ющих записей в книге, заверяемых подписями заявителей, или составления отдельного документа, подтверждающего совершение этих действий;
2) при отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законод-ва, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности такие обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются;
3) при рассм-нии анонимных обращений, т.е. обращений заявителей, в которых не указаны ФИО (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы) либо наименование юр. лица (полное или сокращенное) или его место нахождения. Такие обращения не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении;
4) при поступ повторного обращения от заявителя, переписка с которым прекращена, такое обращение оставляется без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя.
|
Сведения о ходе и результатах рассм-ния замечаний и (или) предложений и отметка о направлении ответа гражданину (дата и регистр-ный номер ответа), в т.ч. уведомлении о продлении срока рассм-ния изложенных в книге, должны быть внесены в книгу не позднее последнего дня срока рассмотрения изложенных в книге замечаний и предложений. Книга должна вестись до полного заполнения всех страниц, предназ-ных для внесения замечаний и (или) предл-ний и инфор-ции обих рассм-нии. В случае полного заполнения всех страниц книги, предназ-ных для внесения замечаний и (или) предложений и инф-ции об их рассмотрении, организации и ИП обязаны в течение 5-ти календарных дней обратиться в налоговый орган за получением новой книги. Нарушение установ-ного для обращения в налоговый орган за получением новой книги срока является нарушением порядка ведения книги.
Ответственность. Административная ответ-сть за нарушение законод-ва о книге замечаний и предложений установлена ст. 9.24 Кодекса РБ об админ-ных правонар-ях.
Нарушения могут выражаться, в частности:
1) в отсутствии книги, в т.ч. отсутствие книги в местах и объектах, указанных в перечне мест реализации организациями, ИП товаров, выполнения работ или оказания услуг, в которых ведется книга, утвержденном Постановлением;
2) нарушении руков-лем госоргана, иной организации или уполномоченным лицом, ответственным за ведение книги замечаний и предложений, либо ИП порядка ведения книги замечаний и предложений в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у ИП, а также в местах реализации ими товаров (выполнения работ, оказания услуг);
|
3) непредъявлении книги по первому требованию гражданина;
4) нарушении устан-ного срока рассм-ния изложенных в указанной книге замечаний и предложений;
5) неинформир-нии гражданина в устан. срок об отказе в удовлет-нии замечания и предложения.
Одним из нарушений порядка ведения книги является ее утрата. Не составление акта утраты, при утрате книги организациями, который обязателен. Требования к форме, содержанию акта утраты Положением и иными актами законод-ва не установлены, но в соотв-ии с Инстр-ей по делопроиз-ву для придания акту юр. силы в нем необх-мо указать: наимен-ие док-та, наимен-ние орг-ции, дату, место сост-ния, обстоят-ва утраты, подпись руков-ля или лица, ответств-го за ведение книги, печать организации. Сроки для представления акта утраты не определены, но, учитывая требования Постановления и Закона об обращениях граждан о необх-сти ведения книги, акт утраты должен быть составлен незамед-льно и представлен в инспекцию Министерства по налогам и сборам РБ по месту постановки на учет для получения новой книги. Санкцией ст. 9.24 КоАП предусмотрен штраф в размере от 4-ех до 10 базовых величин.