Происхождение названия д. Абатурово Нижегородской области и аналогичных топонимов в других регионах России




В двухтомнике «Материалы по истории Нижегородского края к. XVI – н. XVII века», изданном РГАДА (Российский государственный архив древних актов) в 2015 году, записаны две деревни с названием Обатурово, начиная с 1612-1613 годов. Одна из них и сейчас находится в Кстовском районе, а другой, в Богородском районе, давно уже не существует. Однако в те времена у нее было второе название Хвостово.

А сколько вообще названий «Абатурово» на карте России? На сегодняшний день нашлось 14 топонимов с названием «Абатурово» (с различными вариантами написания). Все они расположены на территории Древней Руси в восьми современных областях России:

Рис.1 Иллюстрация возможных путей появления топонимов «Абатурово» на карте Новгородских земель.

I. Вологодская область: 1д. Абатурово Никольского района. Ранее записана как д. Аботуровская, затем Оботурово расположена на трассе Никольск – Великий Устюг, 2д. Абатуриха Вожегодского района, 3 ‒ д. Жихнево Устюженский район (в XVII веке называлась Оботурово), сейчас не существует.

II. Нижегородская область: 4 – д. Абатурово Кстовского района расположенная на пути из Н.Новгорода в Казань. На карте Менде за 1850 год она обозначена как Батурово. В 2-х томнике РГАДА упоминается с 1612-13 года как Обатурово, 5д. Обатурово (она же Хвостово) в Богородском районе. Записана в 2-х томнике РГАДА, но на карте Менде этих названий уже нет. В настоящее время отсутствует.

III. Костромская область: 6 ­– д. Абатурки на юго-востоке Буйского района. В царское время называлась Абатурово. Располагалась на тракте Галич – Буй, 7д. Абатурки (Большие и Малые) назападе Буйского района.Эти деревни есть на карте 1878 года под ред. И.А. Стрельбицкого, 8д. Абатурка насеверо-востоке Буйского района. Все эти деревни опустели и превратились в урочища.

IV. Архангельская область: 9д. Абатурово Няндомского района расположена недалеко от трассы Каргополь – Няндома – Шенкурск.

V. Ивановская область: 10д. Оботурово вШуйском районе.На карте Менде 1850 года записана как д. Оботурова. В настоящее время данный топоним отсутствует.

VI. Тверская область: 11д. Абатурово Кимрского района. Отмечена на карте Менде 1853 года.

VII. Ярославская область: 12 – д. Абатурово Углического района (между г. Углич и г. Ростов). Раньше относилась к вотчине Чудова монастыря и писалась как сельцо Оботурово. 13 – Село Харинское Мышкинского района, прежнее название Оботурово (Абатурово).

VIII. Ленинградская область: 14сельцо Абатурово в Бокситогорском районе. Ранее это было имение Унаковских на берегу Шидрозера в Тихвинском уезде. Так записано в «Записках моряка. 1803- 1819г.» С.Я. Унаковского. На юго-западном берегу на склонах холмов, примыкающих к воде, на протяжении более полутысячи лет вплоть до 20-х годов прошлого века находилась деревня и усадьба Абатурово. В XV веке деревней Обатуровской владел служилый человек Макар Качалов. В 1582 году его поместье перешло к новым владельцам Сидору Палицыну и его племяннику Никите Палицыну. В XVIII веке сельцом Абатуровым Никольского Пелушского погоста Тихвинского уезда владеет дворянин Яков Унковский. В настоящее время данный топоним отсутствует.

Таким образом, из 14 деревень с названием Аба (Обо-) турово сейчас осталось только шесть. Причем, чем дальше от Великого Новгорода, тем больше сохранилось этих населенных пунктов в наше время. Это относится к Архангельской, Вологодской и Нижегородской областям. Остальные деревни превратились в урочища или сменили свои названия. Можно предположить, что происходил перенос топонима на вновь осваиваемые земли, а старые поселения постепенно забрасывались. Первопоселенцы с именем Абатур (Обатур) активно продвигались на восток в направлении древних торговых путей Новгородской республики с другими территориями (см. рис. 2)

 

 

Рис. 2 Торговые связи древнего Новгорода с другими городами в XIII веке.

 

Данное предположение подтверждается словами филолога и писателя Льва Успенского, который в своей книге «Слово о словах» написал так: «Изоглоссы – линии, соединяющие между собой пункты, в которых наблюдаются одни и те же слова, одинаковые формы слов, сходные грамматические явления. Эти линии пролягут от Новгорода на восток, обрисовывая пути, по которым предприимчивые новгородцы колонизировали некогда Приуралье, другие потянутся от Великих Лук к юго-западу, указывая на старые связи южных псковичей с белорусами…»

В книге Н.В. Морохина «Наши реки, города и села» (Нижегородской обл.) дается трактовка топонима Абатурово ссылкой на других авторов: «АБАТУРОВО – д., Кстовского района. От марийского «ава» - мать и «тур» - край: «родное место» (Трубе, 1962) или эрзянского «ава» - мать и «турва» - губа (особенности расположения на склоне большой ложбины?) (Русинов, 1994). Другая т.з. – от русского диалекта «абатур» - упрямец (Гордеев, 1990), которое может выступать как прозвище первопоселенца». Однако данный топоним не может иметь марийское или мордовское происхождение по ряду причин:

Во-первых, ареал распространения этого названия по европейской части России далеко выходит за пределы традиционного проживания данных народов (см. рис. 1).

Во-вторых, именно для славянской топонимики характерны форманты на концах слов –ин, -инво, -ово, -ево, -иха и др., а у фино-угорских народов к которым относятся марийцы и мордва совершенно другие форманты в названиях (-енгер, -га, -нур; -лей, -ай, -ки, -куша и др.)

В-третьих, первая часть слова содержит все-таки – аба (- або), а не – ава, что с марийского языка переводится как мать. Можно предположить, что произошла замена марийского звука «в» на русский «б», что вполне возможно и часто происходило при колонизации русскими марийских территорий, но не во всех же 14 населенных пунктах! Должно же хоть где-то остаться первозданное звучание названия, а такого установить не удалось.

В-четвертых, в Тверском топонимическом словаре В.М. Воробьева 2005 г. дается однозначное толкование названия д. Абатурово от личного мужского имени Абатур (Оботур).

В-пятых, существует легенда о первопоселенце д. Абатурово Никольского района Вологодской области. Опубликована она в местной газете «Авангард» от 16 июля 2020 года Пановым Р.А. – писателем, краеведом, коренным жителем д. Абатурово. Стоит заметить, что всякая легенда не с потолка берется, а имеет какое-то зерно истины. Вот краткое ее изложение со слов автора:

«Давным-давно из Новгородских земель пришли в эти места два брата Оботур и Аксентий. Поселились они по разные стороны реки Юг и основали деревни Оботурово и Аксентьево. Люди они были грамотные и писали друг другу послания на берестяных грамотах, которые отправляли на стрелах, пущенных из лука с противоположных берегов реки. Деревня Абатурово начиналась с починка, отделявшегося от соседней деревни полем, рядом с дорогой на Великий Устюг. В этой легенде также говорится о нападении чудского вождя по имени Кипша (р. Кипшеньга) на починок и о последующей женитьбе Абатура на его сестре Офимии. Так стала называться речка Офимкина, на которой и расположена д. Абатурово».

Великому Новгороду принадлежало все Заволочье – земли от Сухоны до Белого моря и до Урала. Надо отметить, что фамилия Новгородцев достаточно распространена в Никольском районе Вологодской области. А деревень с названиями Новгородово, Новгородовская довольно много в Грязовецком, Сямженском, Тарногском районах Вологодской области. К этой легенде можно добавить информацию из книги местного краеведа В.Н. Поникарова «К истории Никольских деревень»:

 

 

«АБАТУРОВО.

Сохранившиеся письменные источники отмечали, что первое упоминание об этом населенном пункте зафиксировано в писцовой книге 1623 - 1626 годов. Составители описания начала XVII столетия записали тогда существовавшее на речке Офимовке поселение с четырьмя живущими дворами, которое имело, правда, несколько иное название — деревня Аботуровская.

 

Рис.3 Фрагмент карты Европейской России из атласа Стрельбицкого 1865-1930 г.г.

 

Ко времени проведения второго писцового описания 1678 - 1683 годов в деревне Оботуровской (сохраняется орфография источника) насчитывалось восемь жилых дворов. Кроме того, «осьмой жеребей» поселения по повелению властей от 28 декабря 1680 года был отдан во владение прежнему его владельцу Трифонку Васильеву сыну Ординых, который, по всей видимости, в конце XVII века постоянно проживал в деревне Животово. Составители писцовых книг после детального изучения этого обстоятельства в государственный кадастр внесли запись о запустении «осьмого жеребья», которое, по их мнению, произошло почти за десятилетие до валового описания. Следует отметить, что в конце XVII века некоторая часть жителей деревни носила фамилию Ельциных. Потомки Ельциных в Абатурово живут и сегодня. Название деревни произошло от древнерусского мужского личного имени Оботур».

В.И. Даль пишет, что Оботур употребляется в костр., владим., твер. губерниях в значении «упрямец, грубый, упорный и скрытный человек». В волог. губ. в значении «лентяй, лодырь »; в сарат. «бестолковый человек». В.А. Никонов полагает, что фиксируемое в XVI –XVII веках Абатур – нецерковное имя, в происхождении которого автор не исключается связь с белорусским батура – «балагур, пустомеля». Ю.А. Федосюк комментирует фамилию в варианте Абатуров: «Абатур во многих говорах – упрямый, своенравный человек». Е.А. Грушко и Ю.М. Медведев выводят фамилии Обатуров и Оботуров из прозвищ со значениями «озорник, шалун» и «упрямец, неслух».

Интересную статью под названием «Нахалы» и «оглобли» написал Сергей Белобородов в газете «Городские вести» №22 от 17.03.2017 года. Ссылаясь на архивные источники XVII –XVIII веков он пишет, что «этот населенный пункт (речь идет о д. Абатурово Кстовского района Нижегородской обл.) всегда обозначался как «Оботурова». Деревня стояла у «большой дороги» - тракта, связывавшего Нижний с Казанью, поэтому многие мужики занимались извозом, почтовой гоньбой и содержали постоялые дворы». Данный факт подтверждает преимущественное расположение деревень Абатурово на важных торговых путях. На карте Менде по Нижегородской губернии за 1850 год деревня записана как «Батурово», возможно, что это описка.

Противоречивая информация встречается в статье В.И. Чернышева «Темные слова в русском языке», написанной 50 лет назад: «В данных современного русского языка мы имеем прежде всего запас темных словарных архаизмов, которые в известной части могут быть выяснены изучением памятников письменности или показаниями недавно еще богатой живыми архаизмами областной русской речи и жизни». Приводит несколько примеров таких слов, в том числе и слово «Аботур». Читаем далее: «В неодинаковых формах, но с весьма устойчивым содержанием (упрямый человек) данное слово известно в разных великорусских говорах: волог., владим., моск., сарат., ярослав., рязан., костр., твер., олонец., белорус. Мы не можем упустить из виду, что слова Аботур, Оботур, Батура были известны в русском языке уже с конца XV века, но исключительно как прозвища, и в качестве таковых не имели ясного лексического содержания. Содержание и распространение приведенным словам дала историческая личность и деятельность Стефана Батория, с выдающимся качеством которого, а именно – непреодолимой настойчивостью, народная мысль и связала бессодержательное раньше слово».

Таким образом, автор связывает имя польского короля с великорусским областным словом «аботур», считая его не чем иным, как обратившимся в нарицательное название фамильное имя Стефана Батория. Однако прозвище встречается намного раньше, чем родился С. Батория (1533 год), на что сам автор и указывает. Получается, что слово существовало, но без лексического значения? Этого быть не могло, ведь каждое слово откуда-то берется и наделяется изначально определенным смыслом, как справедливо утверждал Лев Успенский.

Обратим внимание на еще одно значение термина Аба род в составе этнической группы сагайцев хакасского народа. Этот род происходил от шорского города, расположенного в XVIII веке около г. Кузнецка (хак. Абатура) на реке Аба.Тур в шорском словаре означает вставать, заступиться, подниматься, пробуждаться, стать, стоять. Следовательно название Абатура можно перевести как «стоянка рода». Аналогично переводится название города Абакан, где частица «кан» означает путь, дорога. Таким образом, Абакан – это путь к племени Аба. В районе их обитания протекала река, которая и получила название Аба.

От таких разнообразных толкований можно прийти к выводу о том, что слово «абатур» неоднозначно и достаточно архаично. Самое раннее упоминание человека с именем Абатур относится к 1398 году, когда в Заволочье началась настоящая война. Новгородцы выступили «поискати своих вотчин». Анфал, брат двинского воеводы Ивана Никитина, был в числе главных действующих лиц, определявших ход событий в Заволочье. Описание его жизни встречается в летописях и преданиях.
По одной из народных легенд Никольского района, боярин Анфал попал в эти глухие и укромные места (место впадения р. Анданги в р. Юг), спасаясь от преследования своих соотечественников – новгородцев. Здесь же он и скончался, а его воины основали поселения, которые стали называться Андангскими починками. Легенда указывает и на непосредственную причину гибели Анфала: его самого и пришедшую с ним дружину якобы погубили местные богатыри, в их числе был и Абатур.

Предположим, что в основе имени Абатур лежит топонимический термин Або (Турку) – город в Финляндии, ранее принадлежавший и новгородцам, и шведам, и финнам. Как такое могло получиться? Попробуем разобраться.

За многовековую историю нашего государства одни имена собственные исчезали, а другие создавались заново. Топонимы, в основе которых лежат географические термины, подвергались процессу онимизации, который является древнейшим способом образования собственных имен. Возникая для обозначения одного объекта, имя часто переходило на другой объект. Например, географический термин «казан» перешел в разряд ономастической лексики в виде гидронима Казанка, который подвергся процессу трансонимизации (переход названия из одного разряда в другой) и образовался полисоним (название города) Казань. У тюркских народов с давних времен бытовали имена Казан, Казанбек, Казанбай, Казанча и др. В перечни имен православных календарей вошли имена Нил, Лидия, Африкан, Адриан (житель Адрии), Далмат (житель Далмации). Древнеславянское имя Дунай связано с культом реки Дунай. Так же могло произойти и с именем Аботур (житель Або - Турку).

На северном конце торгового пути «из варяг в греки», на реке Волхов у озера Ильмень стоял один из самых древних русских городов Новгород. Благодаря своему выгодному положению на стыке водных путей Новгород постепенно стал важным центром торговли со Скандинавией, Данией и северными германскими городами. Мало того, новгородские купцы со своими товарами выходили из Балтийского моря в Северное, через Гибралтар проникали в Средиземное море и доходили до Италии и Византии. До XI века главная часть заморской торговли Руси проходила через Киев. С XI в. роль Новгорода повысилась, и в дальнейшем заморская торговля перешла почти исключительно в руки новгородских купцов. Территория современной Финляндии до реки Кемийоки находилась под властью новгородцев.

 

Перейдем непосредственно к истории города Або (Турку).

 

 

Город имеет два официальных названия, кроме общеизвестного «Турку», его так же называют «Або». Это шведское название. Такие нюансы связанны с тем, что Турку официально двуязычный город. Шведское название города Åbo состоит из двух слов: å («река») и bo («жить») и переводится как живущие вдоль реки. Финское название Turku этимологически связано с древнерусским търгъ (в настоящее время - торг).

Турку или Або, расположенный на юго-западе Финляндии, имеет тысячелетнюю историю. Первые поселения появились здесь еще в эпоху каменного века в месте, где река Аурайоки впадает в Ботнический залив Балтийского моря, что подтверждается многочисленными археологическими находками предметов материальной культуры и захоронений. Как и многие средневековые города Турку возник не в одночасье. Удобные места для обитания были заселены еще в древности. Считается, что он был основан новгородцами исключительно как торговое поселение на подвластной им тогда территории финского племени емь и первоначальное назвался «Торг» - рыночное место. Такой интерес к этой местности на протяжении веков связан с исключительно удачным географическим положением на перекрестке водных и сухопутных дорог. Уже тогда река была центром торговли. Так что нет ничего удивительного в том, что через Турку проходила и знаменитая Королевская дорога. В средние века сюда приплывали на кораблях гонцы, торговцы и посыльные, чтобы потом продолжить свой путь в Санкт-Петербург по суши. Дорога была важнейшим путем всей Скандинавии.

Або был основан в 1157 г. шведами на месте финского местечка Турку. Официальной датой основания города считается 1229 год. В этот год папа Григорий IX велел перенести резиденцию епископа на реку Лурайоки. Однако до этого здесь уже существовало торговое поселение-порт основанное новгородцами. И оно называлось просто «Торг» (от этого названия и произошел финский вариант «Турку»). Здесь новгородцы активно торговали со шведами. А когда южная часть Финляндии перешла в руки Шведского короля Эрика IX, город был переименован в шведское «Кабы», от которого и произошел современный вариант второго названия города — Або. В 1318 году новгородцы полностью сожгли город, но после заключения мира Або стал вновь отстраиваться. В 1323 году был заключён Ореховский мир, установивший границы между Новгородской землёй и Шведским королевством. Столкновения с Новгородской республикой прекратились, и началось процветание города. К этому периоду относится и вступление Або в Ганзейский союз.

В XIV веке попытки Швеции установить контроль над Ботническим заливом вынудили Новгород в 1370-х годах начать строительство замка около дельты реки Оулуйоки. Швеция ответила основанием своего замка поблизости. Новгород напал на замок в 1377 году, но не смог его взять. В следующем году римский папа Григорий XI вмешался в конфликт и издал буллу о начале Крестового похода против Новгорода. Вскоре после этого русским пришлось оставить западное побережье Финляндии.

Во время русско-шведской войны 1590—1595 годов русские войска подошли к Або-Турку, но взять город не смогли. В 1713 году в ходе Великой Северной войны Петр I начал военные действия в Финляндии и 28 августа русские войска под начальством Петра I и генерал-адмирала графа Фёдора Апраксина заняли столицу Финляндии Турку.

Во время русско-шведской войны-реванша, начатой Швецией в 1741—1743 годах, русские войска под начальством графа Якова Брюса 8 сентября 1742 года заняли Турку. В городе находилась резиденция российского генерал-губернатора. После заключения Абоского мира, завершившего войну, город вновь был возвращён Швеции.

В феврале 1808 года Россия и Швеция вновь начали русско-шведскую войну и войска генерала Дмитрия Шепелева заняли Або-Турку. По Фридрихсгамскому мирному договору, подписанному в 1809 году, Финляндия отошла к России под официальным названием Великого княжества. Турку являлся столицей Финляндии до 1812 года, пока российский император не решил перенести столицу в Хельсинки, поближе к России. До сих пор Турку претендует на звание второго (а то и первого) города в Финляндии, хотя по числу жителей (170 тысяч) он всего лишь на четвертом месте. Город Турку связывал и продолжает связывать Россию и Швецию. До сих пор по трассе E 18, проходящей через порт, можно доехать по суше непосредственно до Стокгольма.

На основании анализа исторических событий, карт и документов можно сделать вывод, что возможно имя-прозвище Абатур, Аботур, Оботур появилось у человека – выходца из г. Або (Турку). Возникший в месте впадения реки в море, Або (Турку) находился практически в центре региона Балтийского моря, являясь воротами, как на запад, так и на восток. Активное использование этого географического преимущества разными странами стало залогом его успешного развития и процветания.

Впервые имя Аботур встречается в легендах Никольского края в конце XIV века (1398 год). В официальных документах это имя впервые встречается в 1495 году – холоп в Черенчиньском погосте (Новгородская земля). К этому времени бывшее новгородское поселение с названием «Торг» успело поменять свое название на финское «Турку» и шведское «Або». А настойчивые новгородцы продолжали неоднократно атаковать эту территорию. Можно предположить, что в конце XIII - начале XIV веков и возникло имя (прозвище) Аботур – выходец из этих мест с неким отрицательным значением (см. выше).

Именно в Новгородской губернии находилась до 1920-х годов д. Абатурово на протяжении 500 лет на берегу Шидрозера, т.е. с начала XV века. Хотя располагалась д. Абатурово на берегу озера с вепсским названием – Шидрозеро, сама она к вепсскому языку не имеет отношения. Это не вепсский топоним и не марийско-мордовский, как упоминалось ранее. В XIV веке активно осваивается территория Присвирья (р. Свирь) новгородскими словенами, которые появились на этом водном пути еще несколько столетий назад. Под их натиском вепсы вынуждены были отодвинуться из Присвирья на новые, малозаселенные или совсем пустые места, в том числе и Прионежье (из книги Муллонена И. Очерки вепсской топонимии).

Таким образом, можно утверждать, что все названия деревень Абатурово однозначно происходят от личного мужского имени – прозвища Абатур (Оботур); что большинство деревень с названием Абатурово расположено или располагалось вдоль крупных торговых дорог (направлений), а вероятность появления имени Абатур от названия местности (города) требует дальнейшего обсуждения и подтверждения.

 

 

Халецкая А.Р. – член общества «Нижегородский краевед», член СВРТ,

г. Н. Новгород, 2020 год

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: