Предмет и Метод правового регулирования исполнительного права




 

Предметом правового регулирования исполнительного права выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства. В исполнительном производстве речь идет лишь об общественных отношениях и действиях, подвергнутых правовой регламентации, т.е. правоотношениях и действиях, являющихся по своей сути юридическими фактами. В исполнительном процессе не могут складываться неправовые отношения, по крайней мере, для его субъектов имеют значение лишь те связи и действия, которые предусмотрены законодательством, и в том виде, в котором они должны быть произведены. Кроме того, предмет исполнительного права сужается и в том смысле, что регулируемые правоотношения должны обладать признаком официальности, т.е. государственной оформленностью.

Исполнительное право является процессуальной отраслью права и, как любая процессуальная отрасль права, характеризуется тем, что регулирует правоотношения в их динамике. Потому в предмет его регулирования входят не только юридические связи между участниками правоотношений, но и процессуальная деятельность по реализации этих связей. Предмет правового регулирования исполнительного права достаточно сложен. Его основу составляет совокупность отношений, складывающихся между органами принудительного исполнения, с одной стороны, и взыскателем, должником и иными участниками исполнительного производства - с другой. Вступлением судебного решения в законную силу процессуальные отношения участников гражданского процесса с судом прекращаются.

Практически принудительная реализация юрисдикционных актов не является отдельным, однородным правоотношением, а выступает в качестве целой системы определенных производств по исполнению конкретных актов. Дифференциация исполнительных процедур производится по различным признакам в зависимости от:

- вида (сущности) исполняемого акта;

- обязанного субъекта (граждане, коммерческие и некоммерческие организации, органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, иностранные юридические и физические лица);

- характера действий, которые должны быть совершены должником;

- системы юридических действий, характерных для конкретного вида исполнения (В. В. Ярков).

Проводят дифференциацию отношений по принудительному исполнению и другие исследователи исполнительного производства. Выделяют три формы принудительного исполнения, когда:

1) требования, содержащиеся в исполнительном документе, совершает за должника иное лицо (банк, работодатель, но не судебный пристав-исполнитель);

2) обязанные действия могут быть совершены только должником лично, и судебный пристав-исполнитель посредством санкций добивается от должника совершения таковых действий;

3) "должник при всем своем желании не сможет исполнить лично" требования исполнительного документа (в качестве примера приводится судебный акт об аресте имущества в целях обеспечения иска) (Д. М. Чечот).

 

Методом правового регулирования отрасли исполнительного права является совокупность юридических средств, правовых приемов и способов, посредством которых российское государство регламентирует и воздействует на общественные отношения, возникающие по поводу и в связи с исполнением юрисдикционных актов, указанных в ст. 12 Федерального закона об исполнительном производстве. В результате такого комплексного, системного воздействия формируется общая модель правомерного поведения участников исполнительного производства, которая в силу особенностей норм исполнительного права как специфической отрасли права, соответствует именно отношениям, возникающим в сфере исполнительного производства.

Метод правового регулирования отношений, возникающих в ходе исполнительного производства, характеризуется сочетанием императивных и диспозитивных начал.

У сторон исполнительного производства существует определенная свобода распоряжения собственными правами. Они вправе в конкретном правоотношении выбрать один из возможных вариантов поведения, совершать или отказаться от совершения каких-либо действий.

Основой диспозитивности в исполнительном праве выступает диспозитивность гражданских и иных материальных правоотношений, характеризующихся юридическим равенством сторон. Между тем с каждым этапом процесса защиты права объем диспозитивных полномочий должника уменьшается. В гражданском процессе диспозитивности в отношении должника уже гораздо меньше, чем в гражданском праве. Диспозитивные права субъекта, чьи действия в материальном правоотношении оказались соответствующими установленной законом модели, всегда сохраняются или переходят в новое качество.

Основным направлением развития исполнительного права является позиция, что в соответствии с принципом диспозитивности возбуждение исполнительного производства определяется главным образом волей заинтересованных в исполнении лиц-взыскателей. Взыскатель может отказаться от взыскания, от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю, что ведет к прекращению исполнительного производства. Взыскатель и должник вправе в ходе исполнительного производства заключить мировое соглашение, которое после его утверждения судом также ведет к прекращению исполнительного процесса.

К диспозитивным правам взыскателя, влияющим на движение исполнительного производства, относят также право на передачу представителю отдельных диспозитивных полномочий.

Что касается должника, то он вправе в установленный срок исполнить юрисдикционный акт добровольно, указать наиболее удобное время исполнения (такое же право принадлежит и взыскателю). Вместе с тем эти правомочия должника практически дискредитированы за счет полномочий судебного пристава-исполнителя, от субъективного усмотрения которого зависит их реализация. Так, возможность добровольно выполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, полностью зависит от срока, устанавливаемого судебным приставом-исполнителем должнику на добровольное исполнение. Закон ограничивает лишь верхний предел срока пятью днями, оставляя возможность органу исполнения уменьшить время на добровольное исполнение до минимальных пределов, делая тем самым для должника выбор практически невозможным. Если же в исполнительном документе уже указан срок исполнения, то судебный пристав-исполнитель установит именно этот срок. В тех же случаях, когда подобный "выбор" должнику предоставляется, он не диспозитивен, а, скорее, выступает в роли правового стимула.

Федеральный закон об исполнительном производстве в п. 12 ст. 30 устанавливает, что срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено законом. Таким образом, должник вправе сделать выбор до определенного момента, пока механизм принудительного исполнения не начнет действовать. Такое ограничение диспозитивности вполне оправданно, так как в ходе исполнительного производства происходит реализация юрисдикционных актов, вынесенных ранее с соблюдением диспозитивных и состязательных начал судопроизводства, либо иных принципов деятельности органов, чей акт приводится в исполнение, а главная задача исполнительного производства - преобразовать "бумажное" решение в действительность. Поэтому диспозитивные начала в исполнительном производстве имеют тенденцию их постепенного поглощения императивностью метода исполнительного производства.

В настоящее время в исполнительном праве законодатель придает большое значение императивности метода правого регулирования, отношениям власти и подчинения. Во всех процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, на одной из сторон всегда участвует судебный пристав-исполнитель. Отношения власти и подчинения, составляющие содержание императивного метода правового регулирования, возникают в исполнительном производстве в процессе осуществления судебными приставами-исполнителями своих полномочий между ними как субъектами власти и должником как субъектом подчинения. При этом властные полномочия судебного пристава-исполнителя распространяются не только на непосредственных участников исполнительного производства, но и на иные органы, организации, других должностных лиц и граждан на территории РФ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (ст. 6).

4.Принципы исполнительного права

Принципами исполнительного права являются выраженные в правовых нормах, регулирующих порядок исполнительного производства в Российской Федерации, исходные положения, образующие основу всей отрасли исполнительного права, отражающие ее сущность, ключевые начала и идеи, закономерности строения и развития.

Принципы должны гарантировать своевременное, правильное и эффективное исполнение юрисдикци-онных актов, защиту прав участников исполнительного производства и показывать роль государства в регулировании правоотношений, входящих в предмет исполнительного права.

1) принцип законности;

2) принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) принцип уважения чести и достоинства гражданина;

4) принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

5) принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Принцип законности является общеправовым принципом. Согласно ст. 15 Конституции РФ все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ.

Судебный пристав-исполнитель в своей деятельности обязан руководствоваться законами, т.е. правильно применять нормы исполнительного и иных отраслей права.

Кроме того, принцип законности проявляется в том, что участники исполнительного производства обязаны подчиняться закону и согласовывать свои поступки с действующим законодательством, что обеспечивается наличием штрафных и иных мер ответственности, содержащихся в санкциях норм исполнительного права.

Принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения означает, что исполнительные действия и меры принудительного исполнения должны быть совершены в установленные сроки. Так, по общему правилу исполнительные действия должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. При этом срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований не может превышать пять дней со дня получения им постановления о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются в рабочие дни с 6 до 22 часов. Исключения из этого правила допускаются только в случаях, не терпящих отлагательства, с обязательным получением разрешения старшего судебного пристава в письменной форме.

Важное значение в исполнительном праве имеет принцип уважения чести и достоинства гражданина, который в одинаковой степени распространяется на всех участников исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и охраняемых законом интересов граждан.

Особое значение указанный принцип приобретает в аспекте правового положения должника. Ни в коей мере нельзя умалять достоинство личности должника, унижать его. Принимая во внимание, что основой принудительного исполнения выступает общеправовой метод принуждения, в исполнительном праве в большинстве случаев необходимо вести речь лишь об одном виде физического принуждения, а именно направленного на материальную сферу должника.

Тем не менее Закон об исполнительном производстве предусматривает возможность привода лица, уклоняющегося от явки по вызову судебного пристава-исполнителя (ч. 5 ст. 24)[1], но и здесь должен быть соблюден принцип уважения чести и достоинства гражданина..

Принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, корреспондирует гражданскому процессуальному законодательству. Так, ст. 446 ГПК РФ устанавливает перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. В частности, к такому имуществу относятся: жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих с ним, это помещение является единственным пригодным для постоянного проживания; земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности; предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, и др.

К легально закрепленным принципам исполнительного права относится также принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. Он означает, что при обращении взыскания на имущество должника, наложении на него ареста, совершении от имени и за счет должника определенных действий и т.д. должна соблюдаться их соразмерность и соизмеримость с объемом требований взыскателя на основании исполнительного документа. Этот принцип в первую очередь обращен к субъекту применения мер принудительного исполнения – судебному приставу-исполнителю. К недостаткам действующего законодательства следует отнести отсутствие установленных критериев соотносимости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: