Несмотря на непрекращающиеся дискуссии по поводу того, является ли исполнительное право самостоятельной отраслью права, исполнительное право занимает в системе российского права особую нишу.
Наиболее близкими отраслями, от которых необходимо отграничить исследуемую отрасль, для исполнительного права являются гражданское процессуальное право и арбитражное процессуальное право. Для исполнительного права, гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права характерны некоторые общие принципы, задачи, близкие институты. Так, целевые установки гражданского судопроизводства (основные - защита прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, охрана общественных и государственных интересов; факультативные-укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений) находят отражение и в исполнительном производстве в виде общей цели как характерной для любого вида юрисдикционной деятельности.
Заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в настоящее время рассматриваются по правилам, установленным ст. 329 АПК, отсылающей к гл. 24 АПК, и ст. 441 ГПК, отсылающей к гл. 23 и 25 ГПК. Однако близость исполнительного права, гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права должна рассматриваться лишь с позиции соотношения одной отрасли с другой, так как у этих отраслей российского права специфические предметы и методы правового регулирования, собственная нормативная база и субъектный состав. То есть в данном случае речь идет о взаимодействии одной органически целостной, внешне и внутренне организованной отрасли с другой.
|
Связано исполнительное право и с конституционным, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, административным, гражданским, трудовым, семейным правом, с прокурорским надзором. Так, ст. 71 Конституции РФ определяет, что установление системы органов исполнительной власти - прерогатива Российской Федерации. Исполнительное право служит формой принудительной реализации установленных юрисдикционными актами гражданских, семейных, трудовых, административных и иных обязанностей, когда содержащиеся в этих актах предписания не исполняются сторонами добровольно. Прокурорский надзор определяет полномочия прокуроров по надзору за законностью деятельности судебных приставов-исполнителей в Российской Федерации.
ГК регулирует вопросы проведения торгов и обращения взыскания на имущество должника, находящееся в совместной собственности супругов. Семейным правом, а именно СК, урегулирован порядок исполнения исполнительных документов суда по спорам, связанным с воспитанием детей, порядок взыскания алиментов по исполнительным листам и судебным приказам. Источники трудового права устанавливают особенности исполнения решений о восстановлении на работе, порядок исполнения решений комиссии по трудовым спорам.
Если исходить из классификации отраслей права, предложенной С. С. Алексеевым, то исполнительное право следует отнести к специальной отрасли права, а не к вторичному образованию - комплексной отрасли или подотрасли.
6. Система исполнительного производства.
Исполнительное производство (исполнительное право) является упорядоченным правовым образованием, характеризующимся внутренней организацией, а также тесным взаимодействием всех своих структурных элементов.
|
Система исполнительного производства может быть квалифицирована как традиционная, имеющая в качестве своей первоосновы пандектную систему права, состоящую из двух частей: общей и особенной.
Общая часть исполнительного производства (права) включает основополагающие положения, институты, относящиеся ко всему исполнительному производству:
- понятие, предмет и метод исполнительного права;
- принципы исполнительного производства;
- субъекты исполнительного производства;
- исполнительные документы;
- стадии исполнительного производства;
- сроки и извещения в исполнительном производстве;
- расходы в исполнительном производстве.
Особенную часть исполнительного производства (права) составляет совокупность норм, регламентирующих особенности реализации различных исполнительных документов по отдельным категориям взысканий и в отношении различных субъектов:
- обращение взыскания на имущество должника - организации;
- обращение взыскания на доходы должника - физического лица;
- исполнение исполнительных документов неимущественного характера;
- особенности обращения взыскания на отдельные виды имущества должника;
- защита прав при совершении исполнительных действий;
- и другие.
Тем не менее систему исполнительного производства как отрасли права вряд ли возможно на сегодняшний день признать окончательно устоявшейся, поскольку она находится еще в стадии своего формирования.
|
Система исполнительного производства как отрасли законодательства в самом общем виде представляет собой упорядоченную совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительного производства. Иными словами, это система законодательства об исполнительном производстве. В идеале система отрасли права должна находить свое отражение в отраслевом законодательстве, однако действующее в этой сфере законодательство, несмотря на Закон об исполнительном производстве 2007 г., отвечает указанному требованию не в полной мере. Исправить ситуацию, как представляется, способен кодифицированный законодательный акт - исполнительный кодекс, на целесообразность разработки и принятия которого неоднократно обращалось внимание в юридическом сообществе.
7. Источники правового регулирования исполнительного производства.
Регулирование исполнительного производства как стадии арбитражного процесса осуществляется самыми различными правовыми актами, что объясняется комплексным характером данной правовой сферы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законодательство России об исполнительном производстве состоит из данного Федерального закона, Федерального закона "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Данный перечень не носит исчерпывающего характера, иные федеральные законы также могут содержать нормы исполнительного законодательства.
АПК прямо относится к числу источников исполнительного законодательства.В соответствии со ст. 182 АПК решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном АПК и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства: выдача исполнительного листа, немедленное исполнение решения арбитражного суда, процедура выдачи дубликата исполнительного листа, ответственность за неисполнение судебного акта, поворот исполнения судебного акта и др.
ГПК. Поскольку нет иного перечня видов имущества граждан (включая имеющих статус индивидуальных предпринимателей), на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, то следует руководствоваться ст. 446 ГПК.
ГК. Здесь урегулированы: порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализация, порядок проведения торгов. Имеют непосредственное значение в исполнительном производстве нормы ГК о собственности, об обязательствах и другие положения ГК, так или иначе связанные с совершением конкретных исполнительных действий, оценкой фактических обстоятельств в стадии исполнительного производства.
Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже". Здесь урегулированы вопросы порядка исполнения решений международных коммерческих арбитражей (разд. VIII).
Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации". Здесь урегулированы вопросы порядка оспаривания и исполнения решений третейских судов, обращения за исполнительным листом и порядка его выдачи.
Нормативные акты Правительства России. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" Правительство РФ может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства на основании и во исполнение данного Федерального закона и иных федеральных законов. Например, среди них можно выделить постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. N 934 "Об утверждении порядка наложения ареста на ценные бумаги".
Международные договоры. Они носят приоритетный характер по сравнению с российским законодательством. К числу международно-правовых документов, содержащих правила исполнительного производства, можно отнести, например, Соглашение государств СНГ от 20 марта 1992 г. "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности", Нью-Йоркскую (1958 г.) конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, Соглашение между Республикой Беларусь и Россией о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов РФ и хозяйственных судов Республики Беларусь и др.
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. В качестве источников исполнительного законодательства Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не называет нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов РФ. Однако при решении целого ряда процедурных вопросов исполнительного производства в настоящее время практически нечем воспользоваться, кроме как актами федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка России.
Задача 1
Судебный пристав-исполнитель при исполнении судебного акта о взыскании денежных средств с государственного предприятия заметил противоречия между разд. 7 АПК и Федеральным законом об исполнительном производстве. Старший судебный пристав-исполнитель посоветовал ему применить АПК, так как кодекс, по его мнению, имеет юридическую силу выше, чем обычный закон.
Правомерно ли разъяснение старшего судебного пристава-исполнителя?
Найдите в разд. 7 ГПК, разд. 7 АПК и Федеральном законе об исполнительном производстве нормы, регулирующие применение мер ответственности за нарушения, допущенные в ходе исполнительного производства. Какие из найденных норм необходимо применять, когда должником выступает юридическое лицо?
Задача 2
Какие из названных вопросов регулируются Общей частью исполнительного права:
-задачи исполнительного производства;
-сроки исполнения юрисдикционных актов;
-полномочия представителей;
-особенности исполнения решений иностранных судов; расходы, связанные с исполнительным производством.
Задача 3
Исполняя решения суда об истребовании имущества из чужого незаконного владения, судебный пристав-исполнитель установил, что часть имущества, которое подлежит изъятию у должника, находится у его матери, проживающей вдругом городе, на территорию которого не распространяются функции судебного пристава-исполнителя, возбудившего исполнительноепроизводство.
Учитывая такую ситуацию, судебный пристав-исполнитель предложил взыскателю получить отдельный исполнительный лист на истребование имущества должника, находящегося у его матери, и обратиться в органы ФССП России по месту жительства матери должника.
Прав ли судебный пристав-исполнитель?
Куда обратиться взыскателю с административным исковым заявлением, если он
считает, что действие судебного пристава-исполнителя нарушает его права?
Задача 4
В конце года судья затребовал от судебного пристава-исполнителя справку об исполнении вынесенных им в течение года решений, по которым были выданы исполнительные листы. Судебный пристав-исполнитель отказался предоставить требуемую информацию, пояснив, что жалоб или заявлений об оспаривании его действий в этом году не поступал; следовательно, судья не вправе контролировать его действия по осуществлению процесса исполнения.
Оцените доводы судебного пристава-исполнителя.
Как менялись функции суда в исполнительном производстве в результате проводимых в России реформ?
Задача 5
Судебный пристав-исполнитель получил по почте заявление о возбуждении исполнительного производства от Петрова, в отношении отца которого суд вынес решение об удовлетворении иска о возмещении морального вреда, причиненного публикацией в газете сведений, не соответствующих действительности. В письме указывалось, что сам отец не может явиться в органы ФССП России, так как находится в психиатрической лечебнице.
Судебный пристав-исполнитель, затребовав из канцелярии суда гражданское дело, направил в редакцию газеты предложение о добровольном исполнении решения суда, добавив, что в случае быстрого исполнения размер возмещения будет снижен.
Нарушены ли судебным приставом-исполнителем принципы исполнительного права?
Какие последствия имеют нарушения принципов исполнительногоправа и его отдельных норм?
Задача 6
Миронова обратилась с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия судебных приставов-исполнителей своего paйона к председателю районного суда, указав, что четыре года назад ей судебным решением было присуждено 150 000 руб. с компании «Стройсервис». Однако до настоящего времени судебный пристав-исполнитель не передал ей взысканную сумму, а канцелярия суда не выписала исполнительноголиста.
Как выяснилось при рассмотрении заявления, ранее Миронова в органы ФССП России РФ не обращалась.
Какое решение должен вынести судья по заявлению Мироновой?
Как проявляется действие диспозитивности в исполнительном производстве?
№2
Субъекты исполнительного производства
План практического занятия
1. Понятие и виды субъектов исполнительного производства.
2. Органы принудительного исполнения.
3. Судебные органы в исполнительном производстве.
4. Лица, исполняющие требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
5. Стороны исполнительного производства.
6. Лица, содействующие исполнению.
1. Определение круга субъектов исполнительного права и установление их четкого правового статуса являются неотъемлемым элементом в изучении процесса исполнительного производства.
Под субъектами права понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей.
В свою очередь, субъектами исполнительного производства признаются лица, наделенные в законодательном порядке специальными полномочиями в области исполнительного производства, либо обладающие материальной заинтересованностью в осуществлении принудительного исполнения, либо содействующие исполнению законных требований. Причем особое место в рамках этого вида занимают субъекты, наделенные властными полномочиями. К ним относятся: органы принудительного исполнения, суды, прокуратура, некоторые государственные органы и органы местного самоуправления. Главным отличительным признаком указанных субъектов выступает властный характер их деятельности, благодаря чему и становится возможным принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Кроме перечисленных выше к этому виду можно отнести так называемых субъектов делегированных полномочий - банки, иные кредитные организации, лица, выплачивающие должнику периодические платежи, а также организации и иные лица, выплачивающие должнику периодические платежи; эмитенты, держатели реестра или депозитарии. Специфика их правового статуса заключается в том, что, несмотря на отсутствие у них собственно властных полномочий, они тем не менее принимают активное участие в принудительном исполнении вследствие наделения со стороны государства их особыми полномочиями в сфере исполнительного производства (наложение взыскания на денежные средства, находящиеся у них на счетах; удержание выплачивающихся должнику-гражданину периодических платежей; списание с лицевого счета или со счета депо должника и зачисление на лицевой счет (счет депо) взыскателя эмиссионных ценных бумаг).
2. Лица, обладающие материальной заинтересованностью в осуществлении принудительного исполнения.
К таким субъектам относятся стороны исполнительного производства - взыскатель и должник. Рассмотрение сторон исполнительного производства в качестве лиц, обладающих материальной заинтересованностью в осуществлении принудительного исполнения, обусловливается тем фактом, что взыскатель и должник - это всегда субъекты некоего материального (как правило, обязательственного) правоотношения, реализующие в процессе исполнительного производства свои материальные права и обязанности.
3. Лица, содействующие исполнению законных требований.
Эти субъекты своими действиями создают условия для принудительной реализации судебных актов, актов других органов и должностных лиц. В частности, к подобным субъектам можно отнести переводчиков, понятых, специалистов, лиц, которым судебным приставом-исполнителем передается под охрану или на хранение арестованное имущество, органы внутренних дел. Отличительной особенностью правового положения указанных лиц является отсутствие у них самостоятельного процессуального значения и подчиненная функция по ходу исполнительного производства.
Несмотря на существенные различия между правами и обязанностями перечисленных субъектов исполнительного права, можно выделить то общее, что их объединяет: деятельность указанных лиц так или иначе обеспечивает принудительное исполнение актов юрисдикционных органов в рамках исполнительного производства. Выполняя свою законодательно установленную функцию в исполнительном производстве, каждый из данных субъектов способствует правильному и своевременному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.