Оптико-физические методы исследования.




Исследование керамических изделий в УФ-диапазоне излучения, проводимые на античных памятниках, выявляют доделки в гипсе, ширину и глубину швов, позднюю роспись и лак. Источник: "Реставрация музейной керамики" ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря, Москва 1999
  Нанесение декоративно-защитных покрытий на восполненные участки поверхности (тонирование)
Подготовка поверхности восполнения к нанесению декоративного покрытия Нанесение декоративного покрытия на подготовленную поверхность восполнения Приложение 2 Методика золочения восстановленных фрагментов на фарфоре Тонирование позолоты Реставрационные материалы и инструменты  
 
63. Фрагмент пилона (часть настольного украшения из Египетского сервиза). Бисквит. После удаления загрязнений, расклеивания и удаления восполнений предыдущей реставрации 64. Фрагмент пилона. После склеивания, восполнения утрат и тонирования 65. Альбарелло. Майолика, синяя роспись. Утраты, восполненные гипсополимером 66. Альбарелло. Восполнения, тонированные с частичным восстановлением свободной росписи 67. Блюдо. Два подхода к тонированию восполнений: а) восстановление повторяющегося орнаментального мотива по центральному кругу; б) тонирование в цвет фона в местах, где роспись невосполнима 68. Тонирование с помощью аэрографа 69. Инструменты позолотчика 70. Ваза. Фрагмент с доделкой по горлу, подготовленной под золочение сусальным золотом 71. Ваза. Фрагмент с золочением доделки сусальным золотом на гладкой поверхности, соседствующей с авторским золочением Завершающим этапом реставрационных работ является нанесение декоративно-защитных покрытий на восполненные фрагменты черепка изделий. На практике этот метод чаще всего называют тонированием, или тонировкой, и золочением поверхности восполнений. Реставрационные материалы, применяемые в настоящее время, и позволяют в различной степени приближенности имитировать такие особенности разнообразных керамических изделий, как цвет черепка, глазури, фактурные отличия поверхности, а также различные художественные приемы декорирования: кистевую роспись, деколь, элементы орнамента, печать, штампы, позолоту (см. разд. 1). Но при этом следует обращать внимание на то, что возможность допустимости имитации регламентируется общими методологическими принципами (см. разд. 5). Так, например, при реставрации уникальной (археологической, авторской, древней до XVIII в.) керамики восполненные утраты либо вовсе не тонируются, чтобы подчеркнуть сохранившуюся часть оригинала, либо тонировки выполняют, используя при этом ряд декоративных приемов, позволяющих легко отличать восполнения. К таким приемам декорирования можно отнести осветление тона по сравнению с общим фоном; нанесение краски и лака таким способом, при котором образуется отличие фактуры восстановленной поверхности от подлинника. Если, допустим, керамическое изделие покрыто глазурью и имеет блестящую поверхность, то в процессе восполнения керамического материала фрагменты следует выполнить в тон черепка, но не имитировать глянец. Кроме того, для первой ценностной группы керамики исключается воспроизведение элементов декора (кистевой росписи, орнамента и т.д.). Для керамики второй и третьей ценностных категорий допускается более полная имитация цвета и декора, но при безусловном использовании прямых аналогий. Однако если объем восполняемых утрат значительный, а техника воспроизведения рисунка достаточно сложная, то следует отказаться от полной имитации. При этом возможно восстановление незначительных элементов росписи на участках, прилегающих к оригинальным, где четко читается продолжение линий рисунка или встречаются повторяющиеся элементы росписи, которые можно копировать. В остальном же лучше ограничиться приближенной имитацией, используя приемы нейтрализации привнесенных доделок. К таким приемам можно отнести смягчение цветовой контрастности, воспроизведение рисунка размытыми тонами, восполнение ручной росписи техникой пуантели, трафарета, ретуши, нанесение краски аэрографом. Таким образом, тонированные участки должны всегда иметь признаки отличия от авторских: применяемые материалы (краски), манера исполнения, фактура красочного слоя и т.д. Материалы, применяемые при выполнении тонировок и их консервации, должны обеспечивать возможность профилактического ухода за экспонатом в условиях музейного хранения, то есть быть устойчивыми к средствам профилактической обработки (см. разд. 3). При имитации позолоты рекомендуется использовать сусальное и твореное золото, следует свести к минимуму применение металлизированных порошков (бронзы, меди и других) на лаке, так как эти покрытия в силу их химической нестабильности со временем видоизменяются. Следует отметить, что от правильного выбора материалов и методов декорирования восполнений в большой степени зависит успех всей реставрационной работы над памятником, поэтому эти операции требуют от исполнителя особо корректного решения этой задачи. Подготовка поверхности восполнения к нанесению декоративного покрытия Перед началом тонирования необходимо убедиться в том, что восполнения не имеют изъянов, тоесть вмятин, царапин, следов абразивной обработки. Материалы и инструменты 1. Мастиковочные массы — для дополнительной обработки швов, соединяющих восполнение с поверхностью подлинника. 2. ПВА-темперные белила — для выявления дефектов восполнений поверхности. 3. Надфили, наждачная бумага, бормашина. Метод работы Швы, соединяющие восполнение с подлинником, должны быть ровными, гладкими, не иметь выступов или признаков проседания. Если какие-либо из недостатков обнаружены, следует еще раз провести шпаклевку в соответствующих участках, как и их абразивную обработку. Необходимость такой тщательной подготовки объясняется тем, что средствами тонирования (красками) никогда не удается замаскировать какие-либо изъяны, даже малозаметные: после нанесения красочного слоя они, напротив, будут еще более выявленными. Иногда, даже при внимательном осмотре, трудно определить огрехи обработанной поверхности. В таких случаях можно прибегнуть к пробной тонировке: нанести на поверхность восполнения тонкий слой ПВА-темперных белил, просушить его, после чего недоработки на поверхности будут заметны. Белила следует снять и провести необходимую доработку поверхности. При обработке поверхности восполнения следует предусмотреть и тот момент, когда слой краски, наносимый при декорировании, будет иметь некоторую толщину: при тонировании водорастворимыми красками она незначительна, а при нанесении цветной грунтовочной массы имеет слой от 1 до 3 мм. Нанесение декоративного покрытия на подготовленную поверхность восполнения Эту работу выполняют, в зависимости от поставленной задачи, двумя способами: 1. Кистью или аэрографом. 2. Тонким слоем специальной светостойкой грунтовочной массы. Тонирование водорастворимыми красками Материалы и инструменты 1. Водорастворимые краски. Акварель характеризуется высокой прозрачностью и чистотой цвета. В состав акварели входят тонкодисперсные минеральные и органические пигменты, связующим являются растительные прозрачные клеи — гуммиарабик и декстрин, в качестве пластификатора содержится глицерин. Светостойкость акварельных красок обозначается на этикетках звездочками, для тонировок следует использовать наиболее светостойкие. Кроме того, надо учитывать, что некоторые пигменты при смешивании акварельных красок способны вступать в химические соединения, что впоследствии может привести к изменению цвета. На изменение цвета в смесях красок со временем могут влиять такие краски, как кадмий желтый и оранжевый, краплак, ультрамарин, изумрудная зелень. Часто при реставрации фарфоровых изделий для тонирования восполнений требуются белые или непрозрачные краски. С этой целью применяют ПВА-темперные титановые белила. Эта краска характеризуется хорошей устойчивостью к воздействию окружающей среды, укрывистостью и светостойкостью. Для получения необходимых оттенков в белила добавляют немного акварели нужного тона. Другие краски ПВА-темперные применять не рекомендуется, так как они со временем склонны к изменению цвета. По той же причине не применяются казеино-масляная темпера и масляные краски. Для выполнения работы потребуются кисти и белая палитра, которую можно заменить белой керамической плиткой. Подготовленную на палитре смесь красок (нужный колер) при подборе цвета вначале можно нанести на полоску белой бумаги, которую после просушки сравнивают с цветом подлинника, а затем корректируют в соответствии с требуемым оттенком. Водный раствор акварельных красок — для работы аэрографом. Нужный тон (оттенок) вначале следует ориентировочно подобрать на палитре, а затем, используя найденные краски, приготовить водный состав красок, в несколько большем количестве для заполнения резервуара в краскораспылителе. Водный раствор красок должен иметь жидкую консистенцию, чтобы равномерно ложиться на тонируемую поверхность. Кроме того, чтобы не засорять отверстие в распылительном устройстве, приготовленную краску необходимо процедить через двойной слой марли. 2. Кисти колонковые — для нанесения красочного слоя, синтетические — для нанесения защитного покрытия. 3. Аэрограф, краскораспылитель, выпускаемый промышленностью для художественно-графических работ методом распыления красочных составов. В качестве источника сжатого воздуха могут быть использованы компрессоры типа УХ-1м Киевского завода «Киевприбор», можно также применять и другой вид компрессоров, например, от вышедшего из строя холодильника. 4. Светлый пластилин — для изоляции участков поверхности, окрашиваемых с помощью аэрографа. 5. Электрофен — для просушивания красочного слоя, наносимого аэрографом. 6. Калька, папиросная бумага; поролоновая или войлочная прокладка; тонкая игла; сажа или толченый графит — для копирования рисунка, восполняемого по прямой аналогии. 7. Лаки на основе кремнийорганических смол МФСН, МСН-7, КО-921 в виде растворов 30%-й концентрации в толуоле или ксилоле — для консервации защитными покрытиями тонировок водорастворимыми красками. 8. Колонковые или синтетические кисти — для нанесения слоя защитного покрытия. Метод работы Как указывалось выше, краску для тонирования фона можно наносить кистью или аэрографом-распылителем. Методом распыления краски пользуются при тонировании крупных по размеру фрагментов? На практике иногда применяют комбинированный способ, когда общий фон восполняется аэрографом, а элементы росписи по этому фону — кистью. Работая аэрографом, следует подготовить поверхность восполнения: изолировать ее участки, не подлежащие тонированию, от распыляемой краски. С этой целью тонируемый участок ограничивают тонкими пластилиновыми полосками, которые закрепляют по контуру данной поверхности. Каждый нанесенный распылителем слой следует просушивать электрофеном: жидкий слой краски может стекать по поверхности, кроме того, такая просушка дает возможность быстро корректировать цвет высохшей краски. Тонировочный слой наносится только в пределах поверхности восполнений, но при растушевке краски на границе с подлинником допускается незначительный заход ее на поверхность изделия (не более 1—2 мм). Восполнение утрат декорирования, как правило, чаще всего производят по прямой аналогии, но при этом возникает необходимость копирования рисунка. Вначале рисунок копируют с помощью кальки или папиросной бумаги, затем, подложив под нее поролоновую или войлочную прокладку, тонкой иглой накалывают контур рисунка. Для перенесения рисунка на поверхность восполнения прозрачную бумагу прикладывают к ней и припорашивают сажей или толченым графитом. При этом на поверхности остается контур рисунка, по которому акварелью выполняют роспись. В тех случаях, когда тонировки выполняются водорастворимыми красками (кистью или аэрографом), они всегда подлежат консервации водостойким защитным слоем. Важным требованием к такого рода покрытиям является их светостойкость, и в наибольшей степени этому требованию отвечают лаки на основе кремнийорганических смол МФСН, МСН-7 и КО-921 Кроме того, известно о применении в качестве лакового покрытия растворов ПВБ или ПБМА. Перед консервацией защитным покрытием тонировка должна быть тщательно просушена, так как нанесение лака на влажную основу может вызвать последующее растрескивание и шелушение красочного слоя. Лак может быть нанесен кистью или туго свернутым ватным тампоном. Это зависит от размеров поверхности и характера тонировок. Лак наносят послойно: после высыхания первого слоя можно наносить второй, время просушки приблизительно 1 сутки. Как правило, первый слой частично впитывается грунтом и не всегда дает хороший блеск, иногда этого достаточно для закрепления тонировки и имитации матовой поверхности, в других случаях наносят второй или третий слой лака. Тонирование грунтовочной массой Так принято называть способ декорирования восполнений, при котором приближенная имитация достигается путем нанесения на поверхность восполненного фрагмента тонкого слоя белой или цветной массы с последующей абразивной обработкой. Требования к такой массе — светостойкость, хорошая связь с поверхностью восполненного фрагмента, возможность обработки мягкими абразивами. Материалы и инструменты 1. Грунтовочные массы, приготовленные на основе кремнийорганических смол (МНС-7, КО-921). В качестве наполнителя в этих массах могут быть использованы сухие титановые белила, тальк, мраморная и фарфоровая пудра, керамическая крошка. Для окрашивания массы добавляют сухие пигменты, художественные мелки (пастель) различных оттенков. Все эти добавки позволяют выполнять довольно близкую имитацию цвета и фактуры керамики. Для приготовления масс требуется 30 —40%-й раствор смолы, в толуоле или ксилоле, который смешивают с сухими наполнителями до образования пастообразного состояния. 2. Смолы МСН-7 или КО-921 — для предварительного нанесения на поверхность восполнения. 3. 30%-е растворы МСН-7 или КО-921 в ксилоле или толуоле — в качестве дополнительного декоративного покрытия при имитации глазурного покрытия на тонировке. 4. Шпатели — для нанесения грунтовочных масс. 5. Электрофен — для просушки нанесенного на восполнение слоя грунтовочной массы. 6. Наждачная бумага — для обработки отвержденной грунтовочной массы. Метод работы Сразу же после приготовления грунтовочная масса шпателем наносится на основу. Для получения сцепления с поверхностью восполнения рекомендуется предварительно нанести на нее тонкий слой смолы в чистом виде (без добавок). В зависимости от температуры и влажности воздуха, а также от консистенции массы время высыхания ее от 1 до 2 суток. Для ускорения отверждения желательна просушка при температуре 50 —70° С (лампа, электрофен). После этого можно приступить к обработке грунта при помощи абразивных шкурок. Если на восполнении имитируется глазурное покрытие и необходимо придать ему блеск, то поверхность дополнительно покрывается лаком [3]. В целом же грунтовочная масса, приготавливаемая на основе кремнийорганических смол, характеризуется водостойкостью и не требует дополнительных защитных покрытий лаком, в приведенном выше примере лак служит лишь декоративным целям. Следует отметить, что на кремнийорганические грунтовки при необходимости наносятся только те лаки, на основе которых приготовлены массы (МСН-7, КО-921), так как эти массы имеют свойство отторгать другие лакокрасочные покрытия. Золочение восполнений на фарфоре Процесс золочения является одним из наиболее трудоемких способов восполнения имитационного декоративного покрытия на доделках. Подробное описание этих процессов изложено в специальной литературе, а также в методическом пособии, разработанном в отделе керамики ВХНРЦ (Егоренко И. Ф. Методика золочения восстановленных фрагментов на фарфоре. См. Приложение 2) и ориентированном на реставраторов, имеющих практический опыт работы с произведениями керамики (первая и высшая категории). В данном разделе приведены необходимые сведения о материалах, применяемых при выполнении данных работ, и даны рекомендации по процессам, на которые следует обратить внимание для успешного овладения методикой по золочению. Суть этого метода заключается в нанесении листового (сусального) или твореного золота на специально подготовленную поверхность. Сусальным золотом называют тончайшие листки, выкованные ручной ковкой. Твореное золото — это порошковое золото, которое готовят путем затирания (творения) листового золота на клеевом связующем, способ его приготовления также описан в указанной методике и дается в специальном руководстве по золочению. Твореным золотом пользуются при восстановлении рисунков и орнаментов с тонкой проработкой и деталировкой элементов росписи, так как оно наносится кистью, как акварельная краска, и затем полируется или гравируется. Листовое сусальное золото служит для имитации позолоченных поверхностей, оно может быть различных оттенков, но при ограниченном выборе или наличии только одного тона можно, при необходимости, прибегнуть к тонировке золота после его закрепления на доделке. При выполнении позолоты сусальным золотом большое значение имеет предварительная подготовка поверхности доделки, так как в случае даже незначительных (невидимых на глаз) изъянов (царапин, потеков лака, неплотного совмещения по шву доделки с экспонатом, осевшей пыли) после накладки золотого листа все эти недостатки выявляются и ухудшают качество позолоты. Если доделка выполнена из пористых, недостаточно плотных материалов (гипс, керамика), то при подготовке под золочение потребуется нанести дополнительный слой грунта (левкаса), тогда как плотные, гладкие поверхности на основе циакрина или эпоксидной смолы в такой грунтовке не нуждаются. Традиционный способ золочения доделок на фарфоре производится на лак мордан — так называемое морданное золочение. Он включает в себя следующие основные операции: 1. Нанесение на поверхность восполнения тонкого слоя грунтовочного лака, который придает ей гигроскопичность, твердость, гладкость — качества, которые необходимы для того, что после накладки золотого листа исключить проседание позолоты, обеспечить эффект равномерного блеска. С этой целью используют один из лаков марки: ЯН-54, ЯК-1, ПФ-283 (бывший С-4). 2. Обработка просохшей лаковой поверхности мягким абразивным материалом до устранения дефектов, образовавшихся при нанесении лака (неровности, затеки лака, попадание пыли и т.д.). 3. Нанесение лака мордан, за счет которого происходит сцепление листового золота с грунтом. 4. Золочение (нанесение листов золота на поверхность). 5. Тонирование золоченой поверхности. Следует отметить, что все операции, связанные с подготовкой поверхности под золочение, а также и сам процесс нанесения листов золота должны проводиться в чистом помещении, с тем чтобы исключить попадание пыли на лаковую поверхность; при этом нежелательно движение воздуха (форточки, окна должны быть закрыты). Первая операция — нанесение одного из лаков, как правило, проводится неоднократно (до 2-3 раз). Каждый последующий слой наносится кистью после просушки предыдущего. Слой лака должен быть тонким, ровным, без натеков и засорки. Консистенция лака не должна быть слишком вязкой, густой лак разбавляют соответствующими растворителями. Для лаков ЯК-1 и ПФ-283 — это уайт-спирит или разбавитель № 2 (для масляной живописи). Каждый из указанных лаков имеет различный срок сушки: так, ЯН-54 просыхает в течение 16—18 суток, ЯК-1 — 6 — 7 суток, а ПФ-283 — 24 — 36 часов. Сушка проводится при комнатной температуре, на это время экспонат помещают в специальный шкаф или под колпак, чтобы избежать попадания пыли или других загрязнений. После нанесения второго слоя лака и его просушки поверхность шлифуют порошком тонкоизмельченной пемзы (порошок должен быть просеян через сито с размером отверстий 3600 отверстий на 1 см2). Шлифовку проводят влажным тампоном из сукна или фетра, круговыми движениями, осторожно, чтобы не снять лаковый слой. Эту процедуру производят до тех пор, пока поверхность не станет матовой, гладкой и абсолютно ровной. Следующая подготовительная операция — это нанесение лака мордан, который, как уже указывалось, служит для закрепления листов золота на поверхности. Лак наносят кистью, а затем ватным тампоном растирают по всей поверхности досуха. Листки золота наносят в тот момент, когда лак еще не совсем просох, при этом золото хорошо закрепляется и после протирки ватным тампоном не стирается. Если лак пересох, то при протирке тампоном золото сходит; в тех случаях, когда просушка лака недостаточна, золото тонет и приобретает матовый тон (не блестит). Поэтому важно определить момент возможного нанесения листов золота, когда, по выражению практиков, лак приобретает нормальный отлип. Для определения необходимой степени высыхания лака мордан делают предварительные пробы на идентичных образцах, с тем чтобы определить, через какое время можно приступить к золочению. Период просушки лака может составлять от 6 до 16 часов. По мере высыхания лака на образцах делают несколько проб: через определенные промежутки времени накладывают кусочки золота и каждый раз проверяют качество позолоты. По удовлетворительной пробе (листки золота хорошо закрепляются на поверхности и имеют равномерный блеск) замечают время просушки лака мордан. Этим завершаются подготовительные операции, после чего можно приступать к золочению. Золочение. Процесс золочения производится специальным золотарным инструментом, к нему относятся: замшевая золотарная подушечка, стальной нож, кисть (беличьи или колонковые различных номеров), веерообразная кисточка лапка (из беличьих хвостов), зубки полировальные (кремневые, агатовые, медвежий зуб). Перед золочением листочек золота из книжечки переносят на золотарную подушечку, которая имеет замшевую основу. В зависимости от размеров фрагмента, подлежащего золочению, лист разрезают на кусочки требуемой конфигурации или цельным переносят на подготовленную поверхность. Делается это при помощи веерообразной кисточки, которую слегка смазывают каким-либо жиром (сливочным маслом, вазелином), это позволяет захватывать кусочки золота с подушечки и осторожно переносить их на подготовленный грунт. Прилипшее к поверхности золото сразу же прижимают ватным тампоном или короткой кисточкой (флейц) для лучшего сцепления и выравнивания его. При накладывании золота нужно следить, чтобы не было пропусков, промежутков, то есть незакрытых мест. В случае образования разрывов, просветов их заделывают этим же способом. Через 50-60 минут после золочения поверхность слегка полируют (протирают) чистым ватным тампоном. При этом излишек неприставшего золота удаляется. Качественная позолота должна быть равномерно блестящей. Приложение 2 Методика золочения восстановленных фрагментов на фарфоре Целью настоящей методики является суммирование многолетнего опыта реставрации керамики ВХНРЦ им. акад. И.Э.Грабаря. Предлагаемый раздел является частью общей методики по реставрации художественной керамики и касается способов золочения. И ориентирован на реставраторов, имеющих практический опыт работы с произведениями керамики, I и высшей квалификационных категорий (см. Положение о реставраторах Министерства культуры СССР от 27.02.73). В ВХНРЦ для придания экспонату целостного экспозиционного вида, помимо консервации, восполнения утрат, ведутся процессы восстановления тонировочного покрытия — золочение реставрационных доделок на фарфоре. Керамика — не существующий в природе материал, созданный обжигом. Но доделки на фарфоре, как и все подготовительные работы под тонировку, золочение, делаются из материалов, не требующих обжига, покрываются лаками, высыхающими при комнатной температуре (в связи с тем что старые фарфоровые экспонаты нельзя подогревать, в них могут развиться скрытые трещины или появиться новые). Крайне трудно имитировать холодным способом очень интенсивный глянец и разные цветовые оттенки драгоценного металла — обожженной позолоты на фарфоре. Для этого необходима палитра оттенков сусального золота, имеющаяся в государственном стандарте. А располагая всего одним оттенком золота, реставраторы вынуждены выполнять рисунок, орнамент, патину — тонировочными средствами. Инструменты позолотчика Качество работы зависит во многом не только от мастерства исполнителя, но и от применяемого инструмента. Плохо, когда в позолотном деле приходится пользоваться недоброкачественными, малопригодными инструментами. Инструмент позолотчика делится на черновой и золотарный. Черновым пользуются при выполнении черновых и подготовительных операций, к нему относятся: 1. Кисти разных форм и размеров (беличьи, колонковые, щетинные и барсучьи). 2. Флейцы разных форм и размеров. 3. Стальные инструменты разных профилей и размеров: скальпели, шпатели, зонды, цировочные крючки. 4. Шкурка разных номеров. 5. Пемза, хвощ. 6. Вата, губка, замша, ветошь. Золотарные инструменты: 1. Замшевая золотарная подушечка с ширмой. 2. Золотарный двусторонний стальной нож с закругленным концом. 3. Кисти (беличьи, колонковые, барсучьи) разных размеров и профилей. Веерообразная кисточка «лапка» (из беличьих хвостов). 4. Флейцы больших и малых размеров (беличьи, колонковые, барсучьи). 5. Зубки разных профилей и размеров (кремневые, агатовые, сердоликовые), медвежий зуб. 6. Золото листовое сусальное. 7. Вата, губка, замша. Весь этот золотарный инструмент должен храниться в специальной шкатулке. 8. Бронза (порошок), серебро, поталь. Морданное золочение Подготовка под золочение. Приступая к золочению, необходимо тщательно подготовить рабочее место, так как пыль, мусор, попадая на подготавливаемую под позолоту поверхность, снижает ее качество. В Эрмитаже, Петродворце, Екатерининском дворце оборудованы специальные комнаты для разных видов работ: 1. Комната для черновых работ. 2. Для покрытия лаком. 3. Для длительного просушивания лака. Для мелкой пластики необходимы герметические шкафы. 4. И непосредственно для золочения, для керамики. Первым условием качественной позолоты на лаках является хорошая обработка поверхности доделочных фрагментов, подлежащих золочению, которые должны быть точно соединены с основой фарфорового экспоната, так чтобы даже на ощупь граница не ощущалась. С идеально отшлифованной (абразивными материалами), гладкой поверхности удаляется пыль (кисти, флейцы), промывается влажной губкой, насухо вытирается ветошью или замшей и просушивается. После этого можно приступить к первой операции под золочение — покрытию одним из лаков: ЯН-54, ЯК-1, ПФ-283, копаловый (см. Материалы). Лаковая подкладка придает поверхности твердость, гладкость, снижает гигроскопичность, что исключает проседание позолоты, от этого зависит ее блеск и эффект полированности. ЯН-54 Покрытие производится в два приема. Первый раз покрывают подготовленную поверхность тонким слоем масляного лака и дают хорошо просохнуть. Каждый слой сушится до восемнадцати дней (без сиккатива) и три — шесть дней с сиккативом. При нанесении второго слоя лака поверхность шлифуют вначале водостойкой шкуркой, затем порошком пемзы. Для этого берут кусочек фетра или сукна, слегка смачивают водой, опускают в порошок пемзы и приступают к шлифовке лака. Протирать нужно осторожно, чтобы не снять лаковый слой. Пемзу перед работой необходимо просеять через сито, лучше всего с отверстиями 3 600 отверстий на 1 см2. Отшлифованную поверхность промывают дистиллированной водой мягкой греческой губкой и насухо протирают замшей или ветошью. Когда поверхность станет матовой гладкой и ровной, ее покрывают вторым слоем того же лака, следя за тем, чтобы на лак не осела пыль и не попал мусор — экспонат переносят в специальную комнату или убирают в шкаф, в который не проникает пыль, либо покрывают колпаком — от этого процесса будет зависеть покрытие золотом. Подготовка поверхности может осуществляться и другими лаками: ЯК-1, копаловый, ПФ-283. Они отличаются только по времени высыхания. ЯК-1 сохнет 6-7 дней, копаловый — 15-20 дней, ПФ-283 — 36 часов. Все лаки не требуют добавления сиккатива и просушиваются при комнатной температуре, так как фарфоровые экспонаты опасно подогревать: могут развиться скрытые трещины или появится новые. Лаки ЯК-1 и ПФ-283 в случае загустения разбавляют уайт-спиритом (разбавитель № 2) или пиненом (разбавитель № 4) на 15 — 20%, фильтруют. После полной просушки лака поверхность полируют порошком трепела, до тех пор пока лак не сделается блестящим, опять промывают губкой и быстро протирают замшей или ветошью. Лак мордан Теперь приступают ко второй операции, за счет которой происходит сцепление золота с лаком (грунтом). Мордан должен быть не очень густым, для этого его разводят уайт-спиритом и процеживают через плотный капрон. Проверяют время его просыхания на опытных образцах — делают пробы. Лак наносится кистью (барсучьей или колонковой) с последующим растиранием (тампоном из ваты, обернутой ветошью) до тонкого слоя «досуха». Через 12—18 часов проверяют, насколько он высох, для этого на поверхность (опытную) накладывают небольшие кусочки золота. Если лак сохранил нормальный отлип, золото пристает хорошо и после протирки тампоном не сходит. Если же мордан пересох, то при протирке ватой золото сходит, не пристает, в этом случае поверхность вновь приходится покрывать лаком мордан. В том случае, когда мордан сохраняет сильный отлип и золото приобретает матовый тон («тонет») — его необходимо еще раз просушить. После проверки качества высыхания мордана приступают к золочению. Золочение Существует два способа нанесения золота. На большие ровные плоскости золото накладывают с «книжки», для этого необходимо листок золота подвести к поверх- ности и прижать его другой кистью (колонковой, беличьей, барсучьей) или ватным тампоном, обернутым ветошью, рядом накладывают следующий лист золота (от центра), заходя на первый, для того чтобы не образовалось просвета и линия швов была ровной. Просветы и разрывы ретушируются золотом. При золочении мелких участков и рельефных поверхностей листы золота переносят на золотарную подушечку, где его расправляют и режут стальным ножом на нужные части (кусочки) и накладывают беличьей «лапкой», слегка смазанной каким-либо жиром (вазелином, сливочным маслом), на поверхность, предназначенную для золочения, прижимают ватным тампоном или короткой кистью. Все разрывы и просветы сразу заделываются (фликуются) — накладываются кусочки золота тем же способом. Поверхность нового золота через 40 — 50 мин. протирают ватой до глянца — в обратном направлении наложения золота. Она должна быть блестящей и однотонной. Тонирование позолоты 1. Как правило, восстановленные участки резко отличаются своим свежим видом на общем фоне старинной позолоты экспоната, и их приходится приглушать — создавать искусственную патину тонировочными средствами. Универсального способа патинировки свежего золота не существует. Каждый раз реставратор должен составлять тонировочное покрытие, ориентируясь на общий доминирующий тон золоченой фактуры фарфора. Здесь решающим является высокая художественная грамотность работающего, чувство цвета, тона, а также наличие вкуса. Для этого пользуются сухими тонкотертыми пигментами, кроющими и лессировочными красками на различных лаках. 2. Тон нового золота под авторский можно подводить органическими пигментами «ВС-О» со СВЭД по методике, разработанной и применяемой в ГосНИИР. Тонирование производится 2,5 —5%-ми растворами органических пигментов «ВС-О» (водно-специальные пигменты органические). Тонирование позолоты Подбор необходимого тона производится смешением двух-трех цветов следующих красителей: желтый «ВС-О», желтый «ЗХ» «ВС-О», красно-коричневый «ВС-О», черный «В». Для равномерного распределения на тонируемой поверхности в пигменты добавляется 8—11 %-й раствор СВЭДа в отношении 1:1. При точечных утратах и небольших потертостях чистыми без СВЭДа. 3. Приготовление матового раствора. Если вызолоченной на мордан поверхности необходимо придать матовый тон, ее покрывают с кисти тонким слоем специально приготовленной эмульсии. Раствор состоит из пищевого желатина, шафрана, бензойной смолы (росного ладана). Приготовление раствора 1. Бензойную смолу или росный ладан растворить в спирте (ректификате) в соотношении 1:10. 2. Приготовить на 1 литр воды 20%-й раствор желатина. 3. Смешать оба раствора в равных частях. Состав должен быть молочного цвета. Процедить через плотный капрон, добавить для подцветки настой шафрана на спирте. В этот раствор для придания разных оттенков можно добавить и сухие пигменты — для подведения под основной тон позолоты фарфора. Раствор наносится на вызолоченный участок, если необходимо доделке придать матовый эффект, для сочетания матовой и полированной поверхности золота, восстановить орнамент, цировку (нанесение глянцевого рисунка) или патину. Золоченая деталь в сочетании с матовым отливом создает желаемый декоративный эффект. Серебрение и «золочение» поталью Иногда реставрация требует покрыть доделанный фрагмент серебром или смешанно золотом и серебром по рисунку либо поталью. В любом случае процесс серебрения и наложения потали идентичен процессу золочения. Серебряные листы или поталь разрезают на мелкие части ножом на замшевой подушечке и накладывают на мордан. После укладки и притирки серебра (потали) чистой ватой, углубления в лепном орнаменте прижимают мягкой кистью (беличьей, барсучьей). Серебро (поталь) на большие поверхности можно накладывать с «книжки». Для избежания окисления на поверхность наносят защитный слой лака, например, МСН-7. Бронзирование В отдельных случаях допускается с экспонатами невысокого достоинства имитация позолоты бронзированием. Бронзирование может быть выполнено на лак мордан, цапон, тинктуру (краску), МСН-7. Все подготовительные (грунтовые) операции те же, что и при обычном золочении. Бронзирование припорохом (на отлип) На липкую, покрытую морданом поверхность бронзовая пудра наносится в сухом виде кистью. Порошок хорошо пристает к липкой поверхности. Излишки после полного высыхания сметают кистью. Бронзирование на лаках Этот метод обеспечивает большую устойчивость бронзировки к потемнению и создает антикоррозийную защиту. Бронзовая пудра разводится лаком (МСН-7), и хорошо подготовленная, загрунтованная поверхность бронзируется этим составом. Слой должен быть тонким и ровным, с четкими линиями контура. Также можно употреблять типографскую бронзу (пудра до нужной консистенции разводится лаком МСН-7). Творение золота Есть еще один способ золочения, так называемое «твореное» золочение, он очень удобен и эффективен при реставрации и восстановлении тонкого рисунка и орнамента на доделанных поверхностях фарфорового экспоната. Для приготовления твореного золота в отделке керамики применяется палехский метод. Берется 10 листов золота размером 12x7 см (удобно для процесса творения), палехская рецептура для высококачественного золочения. В чистое чайное блюдце с высокими краями насыпают два грамма гуммиарабика порошком, добавляют несколько капель воды, размешивают указательным пальцем до получения густой клейкой массы. Лист золота аккуратно переносится в эту жидкость, так чтобы оно равномерно легло на зеркало блюдца, и тщательно перетирают. Так постепенно снимаются остальные листы, добавляется другим пальцем вода, и перетирается золото. Это первая стадия творения. Продолжают растирать золото, делают это тем же указательным пальцем, двигая его то в правую, то в левую стороны с большим нажимом, в продолжение полутора часов, с добавлением нескольких капель воды — вторая стадия. После исчезновения комочков золото мелко растворится — это видно глазом и ощущается пальцем. Добавляют еще


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: