Что важней: процесс или результат?




После послания Президента Федеральному Собранию в феврале 2020 года тема конституционных поправок вышла в список наиболее обсуждаемых тем, уступая, правда, коронавирусу и Украине. Конституция, по определению – главный закон, определяющий основы устройства и формирования государственной власти, системообразующее политическое и экономическое устройство общества. Конституция фактически является учредительным нормативным правовым актом. И в то же время многие страны обходятся без нее. Почему?

Формально конституции пишутся и принимаются от имени народа, но фактически их разрабатывают и продвигают в правовое пространство элиты политических сил, которые приходят к власти и стремятся в правовом отношении закрепить и продекларировать свое политическое кредо, узаконить политический строй общества, которое эти силы будут строить и защищать. И в этом заключен смысл и значение конституции. Так, например, советская Конституция в явном виде утверждала власть трудящихся (диктатуру пролетариата), отмену частной собственности на средства производства, строительство социализма по принципу «Кто не работает, тот не ест», руководящую роль Коммунистической партии. В Конституции России после победы контрреволюции в 1993 году было закреплено право частной собственности, принцип конкуренции в отношениях между людьми и организациями, либеральные положения о приоритете прав личности. Получается над интересами общества. Иными словами, Конституция 1993 года закрепила правовую основу для построения либерального (читай эгоистичного, разобщенного выгодой), капиталистического государства, хотя и в завуалированном, замаскированном виде. Идеология либерализма и капитализма была внедрены в Конституцию по факту, несмотря на продекларированный запрет на любую идеологию. Разумеется, Конституция России закрепила и основные положения формирования главных институтов власти, хотя это можно было сделать и без нее в федеральном законе.

Все остальные рассуждения в действующей Конституции о социальных гарантиях, правах являются лишь прикрытием жестокой правды смены экономического и политического строя, смены идеологии «человек человеку товарищ и брат» на идеологию «человек человеку, если и не волк, то уж точно не брат, а конкурент», «кто смел, тот и съел», пусть хоть и не доел до конца.

За пределами идеологической сути конституции, которая определяет базовые отношения между трудом и капиталом, либерализмом или сотрудничеством, этнические и религиозных отношения, суверенитет и т. п., этот правовой акт является самым слабым с точки зрения правоприменительной практики в силу общности многих формулировок. Речь идет о таких положениях, например, в Конституции России, как «Российская Федерация – социальное государство» (ст. 7 ч. 1). Что это такое? Что такое «достойная жизнь?» Половина населения России «достойно» живет на зарплату чуть более 30 тыс. руб. в месяц, а руководители олигархических структур для достойной жизни получают миллионы в месяц, а то и в день. Муниципальные и губернские высокие начальники для достойности их жизни оплачиваются из бюджетов в размере сотен тысяч рублей в месяц. Да, государство помогает выплатить ипотеку молодым семьям, беря на себя бремя расходов в объеме 5-10% от стоимости квартиры в зависимости от ее цены. При этом «достойно» живущий гражданин России, 10-20 лет во всем себя урезая и используя свое конституционное право на жилье, выплачивает остальное и за это время еще столько же банкирам за пользование кредитом. Так здорово у нас социальное государство строится, что народ размножатся отказывается.

Настоящие предложения Президента, проталкиваемые буквально на бегу, никак не послужат общественному прогрессу в России, они лишь в очередной раз могли бы отвлечь общественное мнение от реальной политики, от распродажи остатков общенародной собственности в соответствии с Постановлением Правительства РФ, подписанным 31 декабря 2019 г. (такой новогодний подарок олигархату накануне отставки), от стагнации экономики и социальной сферы. Сегодня Конституция используется, как инструмент для популизма и манипулирования общественным сознанием, когда, безусловно, поддерживаемые изменения, правда, неконституционного уровня и принципиально ничего не меняющие в социальной жизни (типа индексации пенсий и уравнивания МРОТ и прожиточного уровня), предлагаются в одном пакете с неочевидными для массового сознания мерами укрепления президентской власти и конъюнктурно меняющими статус в политической структуре общества Госсовета, одной из многочисленных совещательных политической структур, призванных лишь демонстрировать развитость демократии и стоявшей до сего времени на «запасном пути». Даже способ изменения Конституции используется неконституционный. Поправки в главы 1, 2 и 9 должны приниматься только Конституционным собранием или всенародным голосованием. Сейчас поправки готовит некая рабочая группа, параллельно с их прохождением в Госдуме, а всенародное голосование будет иметь рекомендательный характер.

Однако власть, похоже, сделала очень рискованный для себя шаг. Она привлекла внимание к Конституции и, похоже, не может стараниями всех политических ток-шоу оставить дискуссию в заданных рамках. Ящик Пандоры открыт и народ заговорил об обществе и его проблемах, о самое себя. К чему придет народ сказать сложно, но нет сомнений, что результат будет неожидаемый. При этом здесь речь не только и даже не столько об итогах голосования, а о росте общественного сознания. Ведь многие увидят: Король то голый, - и воскликнут: Так вот оно в чём дело!

Сегодня идей по внесению изменений в Конституцию и аргументов в их защиту предостаточно. Однако с точки зрения исторической перспективы и с учетом высокой динамики общественного прогресса предлагается, без претензии на полноту и юридическую отточенность, включить в общественный дискурс следующие поправки, даже если большинство из них не имеет шансов в настоящее время быть принятыми, в первую очередь, из-за их отвержения нынешней властной и околовластной элитой.

В Российской Федерации устанавливается власть трудящихся. Должностные лица органов исполнительной власти и местного самоуправления и члены представительных органов государственной власти и местного самоуправления при назначении или избрании на эти должности обязаны передать свои доли в коммерческих обществах в муниципальную или государственную собственность в соответствии с порядком установленным законом.

Главы исполнительных органов местного самоуправления в России избираются на муниципальных выборах местным сообществом.

Совет Федерации Российской Федерации формируется в составе представителей субъектов Федерации по два человека, избираемых органом представительной власти субъекта Федерации.

Основным источником благосостояния трудоспособных граждан России является труд. Возможность получения любой ренты регулируется законом. Природные ресурсы и земля принадлежат народу. Пользование землей и природными ресурсами регулируется законом.

В Российской Федерации обеспечивается право и возможность участия каждого в общественно полезном труде.

В Российской Федерации поддерживается развитие коллективных форм собственности на средства производства: общенародная, коллективная, семейная. Естественные монополии, инфраструктурные и стратегически важные предприятия находятся в общенародной собственности. Критерии отбора и состав стратегически важных предприятий определяются законом.

Предприятия и объекты жилищно-коммунального и социального обеспечения в России находятся в муниципальной или общенародной собственности.

Российская Федерации обладает монопольным правом на эмиссию рубля, внешнюю торговлю и трансграничное движение капитала.

Банковская система Российской Федерации существует для хранения финансовых ресурсов субъектов экономической деятельности, кредитования развития экономики и потребительских расходов домашних хозяйств. Банковская процентная ставка определяется государством.

Российская академия наук является самоуправляемой организацией для проведения научных фундаментальных, поисковых и прикладных исследований.

В Российской Федерации используется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц.

Пенсионное обеспечение граждан России по старости и другим основаниям осуществляется государством на уровне не ниже двух третей средней заработной платы в субъекте Федерации. Пенсионный возраст мужчин не может превышать 60 лет, а женщин – 55 лет.

Минимальный размер оплаты труда в субъекте Федерации не может быть менее двух уровней прожиточного минимума в субъекте Федерации. Прожиточный минимум в субъекте Федерации ежегодно устанавливает представительный орган государственной власти субъекта Федерации.

Статьи Конституции, противоречащие перечисленным положениям, подлежат исключению или переработке.

Такие изменения позволили бы принципиально изменить устройство общества и вернуть Российскую Федерации на единственно возможный путь прогресса – возрождение социализма и подлинного национального суверенитета на основе стратегического управления.

Руководитель фракции КПРФ в Совете депутатов г. о. Ивантеевка Трошин Д.В.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: