Периодические издания аграрной прессы




Глава1. Аграрная пресса России

Становление аграрной прессы и ее современное состояние

 

Развитие системы аграрной прессы, как и всей российской журналистики, в постсоветский период, носит противоречивый характер, во многом обусловленный кризисными явлениями в жизни общества. Несмотря на потери и трудности, аграрная прес­са выжила: в стране издаются десятки специализированных газет и журналов, рассчитанных как на сельских жителей, так и на го­рожан-землевладельцев. Наряду с традиционной «Сельской жиз­нью» выходят еженедельник «Крестьянская Россия», хорошо известная читателям газета «Ваши 6 соток». В последние годы появи­лись и новые издания: «АиФ» на даче», «Мой прекрасный сад», «Сельскохозяйственный оптовик» и др. Есть аграрные издания и в регионах.

Если говорить об аграрной теме в современной российской журналистике в целом, то следует отметить две тенденции. С одной стороны, аграрная периодика расширила свою тематику, с дру­гой — общественно-политические издания увеличили объем аг­рарной проблематики.

Аграрный вопрос в России всегда был одним из главных. Об­суждение в печати проблем деревни всегда вызывало большой об­щественный интерес. Не случайно имена видных журналистов были связаны в советский период именно с аграрной темой. Достаточно обозначить журналистику 50—80-х гг. такими именами, как Вален­тин Овечкин, Борис Можаев, Георгий Радов, Юрий Черниченко, Иван Васильев.

Проблемность нынешнего положения аграрной прессы кроет­ся в том, что утрачены многосторонние связи с читателями. Так, одна из самых массовых в прошлом газета «Сельская жизнь» сни­зила свой тираж с 10 млн. до 100 тыс. экз., а вместо одной тысячи ежедневно получаемых редакцией писем сейчас приходит не бо­лее ста. Исчезли когда-то традиционные рубрики «Газета выступи­ла» или «По следам наших выступлений». Издание просто инфор­мирует. Аналитические и организующие начала уже не имеют преж­ней актуальности.

Для советской печати была характерна активная аграрная про­паганда, ведущая свою родословную от «Сельскохозяйственной лаборатории "Бедноты"» и сменных полос «Крестьянской газе­ты», предназначенных для отдельных республик, краев и областей (позднее этот опыт использовали газета «Сельская жизнь» и неко­торые областные и краевые издания). Кроме специализированных газетных изданий, ориентированных на массового сельского чита­теля, в стране выходили отраслевые издания журнального типа — центральные и республиканские, рассчитанные на специалистов сельскохозяйственного производства. В роли главного пропаганди­ста аграрных идей партии и арбитра по всем спорным вопросам выступала не «Сельская жизнь» (что было бы логично), а орган ЦК КПСС — газета «Правда». Так, в середине 70-х гг. «Правда» публиковала по 3—4 сельскохозяйственных передовых статьи в ме­сяц (до 40 и более в год).

Аграрная пропаганда была рассчитана одновременно на все слои населения и на отдельные группы представителей сельскохозяй­ственного труда и специалистов сельского хозяйства. Соответственно аграрной проблематикой занимались как общеполитические, так и специализированные и отраслевые издания.

 

Периодические издания аграрной прессы

 

Современная аграрная периодика достаточно представительна. Сами названия изданий говорят о разнообразии прессы, пишу­щей для села и о селе: «Сельская жизнь», «Нива России», «Крес­тьянские ведомости», «Крестьянская Россия», «Сельский коммер­сант» и т.д. Среди десятков крупных российских аграрных изданий можно назвать как традиционные журналы («Животновод», «Земледелие»), так и новые («Фермер», «Новый фермер»). В боль­шинстве своем эти издания распространяются по подписке.

Во многих областях появились специализированные, рассчитан­ные на село издания. В Ярославле вышла «Северная пчела», заявлен­ная издателями как «крестьянская газета России». Популярным стал у горожан и «Ярославский садовод и животновод», выходящий с приложениями. Сельская тематика занимает значительный объем газетной площади в районных изданиях. Ярославская районная об­щественно-политическая газета и название взяла исходя из сути про­блематики — «Ярославский агрокурьер».

Среди других региональных изданий можно упомянуть пермс­кую «Крестьянскую газету», газеты «Притяжение земли» (Ивано­во), «Сотка» (Тверь), «Земля Нижегородская» (Нижний Новго­род), «Сам хозяин» (Казань), «Фазенда» (Самара). Эти издания, рассчитанные на садоводов и огородников, фермеров и дачников, выходят тиражом от 5-7 до 10—15тыс. экз. Они дают информацию о специфике сезонных работ, полезные советы, публикуют мате­риалы в помощь агрохимическому самообразованию и т.п.

Стремление горожан самим хозяйствовать на земле отразилось в появлении целого ряда специализированных изданий: «Дачни­ки», «Наша дача», «Ваши 6 соток», «Граунд» и др. Такие приклад­ные, как правило, издания подчеркнуто аполитичны и носят су­губо «инструментальный» характер.

Для развития современной аграрной прессы большое значение имеют издания, которые принято считать одновременно и обще­ственно-политическими. Назовем некоторые из них. На информа­ционном рынке закрепилась «Сельская жизнь». Практически весь тираж газеты распространяется через подписку. Выходит «Сельс­кая жизнь» три раза в неделю (дважды на 4 полосах форматом А-2 и один раз «толстушкой» на 16 страницах форматом А-3). Основ­ная проблематика связана с экономикой и социальной практикой. «Сельская жизнь» не избегает проблем текущей политики. Тради­ционными остаются рубрики «Зеленая аптека», «Астрологический календарь огородника», «Новые книги» и т.д. В газете немало «внут­ренней» рекламы.

Несмотря на общие трудности и резкое падение тиража, «Сель­ская жизнь» остается своего рода флагманом аграрной прессы. Ее читают и анализируют в президентских структурах. Она авторитет­на среди политиков-аграриев, на нее делаются ссылки.

Возобновленная в 1991 г. газета «Крестьянская Россия» (ос­нована в апреле 1906 г.) является общественно-политической и сельскохозяйственной газетой. Ее тираж — 100 тыс. экз. (20 тыс. экз. идет по подписке), аудитория же издания, по мнению са­мой редакции, гораздо больше — «более 420 тысяч по всей Рос­сии». Этот еженедельник выходит на 16 полосах, имеет ежеме­сячный журнал-приложение «Сельскохозяйственный продоволь­ственный рынок» с семитысячным тиражом и объемом от 60 до 120 страниц.

Основные разделы издания — «С пылу с жару» (актуальная информация дня), «О чем говорят» (политика, астрология, на­родная медицина), «Ваше право» (юридические консультации на все случаи жизни), «Сад и огород», «Страницы истории», «Се­мейный кошелек». Немало страниц отведено под раздел «Бесплат­ные объявления», который имеет рубрики: «Разное»; «Живность, семена и саженцы»; «Недвижимость, земля»; «Работа»; «Знаком­ства»; «Техника и технология».

Три раза в месяц на 16 полосах выходит всероссийская газета «Нива России». Ее тираж колеблется в пределах от 35 до 100 тыс. экз. Представление о содержательной структуре издания дают на­звания разделов: «События, факты, мнения», «Информация и анализ», «О хлебе, земле и реформе», «Институт бизнеса», «Ваш дом, ваше подворье», «Прошлое и настоящее».

Среди изданий, ориентированных на горожан, заметна вось­миполосная еженедельная массовая газета «Дачники: ваш дом, сад и огород»; ее тираж более 100 тыс. экз. Газета выходит в московс­ком издательстве «Пресса», а сама редакция расположена в одном из подмосковных совхозов. К основным разделам относятся «Дела житейские», «Сад», «Мастерская», «Юридическая консультация», «Разные разности». Издание имеет ежемесячное приложение «Дач­ный калейдоскоп».

Газета «Ваши 6 соток» выходит дважды в месяц на восьми по­лосах. Ее тираж — 150 тыс. экз. Это издание сугубо практического назначения, с обилием материалов-консультаций, советов. Чита­телей информируют, просвещают о болезнях растений и о спосо­бах прививки, о зимней витаминной подкормке, о качествах раз­личных сортов овощей и т.д.

Газета «Наша дача» при относительно небольшом тираже (50 тыс. экз.) и ежемесячном выпуске распространяется во многих российских

регионах, а также в Белоруссии, Молдавии, Узбекистане и Украине. Читательское внимание привлекают полосные разделы «Сад и огород», «Сделай сам», «Лекарственная грядка», «Старин­ные рецепты».

Своя специфика есть у газеты «Граунд» — московского ежене­дельника, имеющего подзаголовок «Собственникам недвижимос­ти в Подмосковье». В этом издании (тираж 70 тыс. экз.) приводятся основные данные по продаже земельных участков (направления и удаленность от Москвы, размер участка, вид собственности, ос­военность участка, стоимость и т.д.)- Немало полезной информа­ции содержат разделы «Строительные материалы: что, где, по­чем», «Советы специалиста», «Консультации, юриста».

Особое место в аграрной прессе занимают фермерские изда­ния — газеты и журналы, появившиеся в ходе развития фермерс­кого движения. Нужно подчеркнуть, что опыт издания фермерс­ких газет небогат, труден и подчас неудачен. В качестве примера можно привести восьмиполосный еженедельник ассоциаций кре­стьянских (фермерских) хозяйств «Российский фермер» (тираж колебался от 15 до 50 тыс. экз.).

«Российский фермер» выходил форматом А-2. У издания была качественная композиционно-графическая модель, публикации отличались высоким уровнем авторского мастерства и глубиной содержания. Казалось бы, изданию суждена долгая жизнь. Но газе­та не сумела стать «голосом» российского фермерства, не нашла своей ниши и оптимального варианта распространения тиража.

Проблемы фермерства занимают большое место в московских «Крестьянских ведомостях», издающихся с начала 90-х гг. Особым спросом пользуется в Центральной полосе, а также на Кубани и в Ставрополье издающаяся в Ростове-на-Дону издательским домом «Крестьянин» межрегиональная еженедельная газета «Крестьянин». Это издание, выходящее форматом А-3, тиражом от 90 до 130 тыс. экз., рассчитано на жителей села и уделяет большое внимание фермерству; с читателями говорит на простом, доступном им язы­ке, получает много писем и активно работает с ними.

К «фермерским» изданиям принадлежит и газета Московского крестьянского союза «Фермер Подмосковья» (формат А-4, 8 полос, тираж 5 тыс. экз.) и издающаяся фермерами России «Крестьянская газета» (Пермь, формат А-2), издание ивановских фермеров «При­тяжение земли» (формат А-4, 16 полос, тираж 10 тыс. экз.).

Три года назад в газетно - журнальном мире появился такой свое­образный тип издания, как газета-альманах. «Новый землевладе­лец» издается в Москве и рассказывает о вековом опыте земле­дельцев. На его страницах пропагандируются суперэлитные семена и новейшая технология, позволяющие добиться высоких урожаев. «Новый землевладелец» созвучен газете «Землевладелец», выхо­дившей в конце XIX в. Издание имеет формат А-3, выходит 2 раза в месяц на 24 страницах 40-тысячным тиражом, с недавнего вре­мени в цвете. Учредители и издатели — агрофирма «Семко» и ре­дакция газеты. Газета-альманах «Новый землевладелец» имеет восьмистраничное ежемесячное приложение «Муха» (формат А-4, ти­раж 10 тыс. экз.). Это приложение — своеобразное продолжение мини-газеты «Муха», издававшейся в начале века.

Заслуживают упоминания такие газеты, как «Сельский ком­мерсант» (среди учредителей — Министерство сельского хозяй­ства и продовольствия РФ), «Земля и труд» (еженедельная газета профсоюза работников агропромышленного комплекса России), «Ветеринарная газета» (учредитель — трудовой коллектив редак­ции), «Пасека» (газета Роспчеловодсоюза).

Названные издания, за исключением двухнедельника «Вете­ринарная газета» и ежемесячника «Пасека», выходят еженедельно на 8 полосах форматом А-3. «Сельский коммерсант» ориентируется на работников АПК, фермеров и сельских предпринимателей (из­дается с 1991 г.). Такой же «возраст» и у профсоюзного еженедель­ника «Земля и труд». Основанные годом позже «Пасека» и «Вете­ринарная газета» адресованы пчеловодам и ветеринарам, ферме­рам, владельцам домашнего скота.

В процессе становления новой российской аграрной периоди­ки произошло четкое разделение аграрных газетных изданий на две группы. Издания первой группы (к ним можно отнести, на­пример, «Сельскую жизнь» и «Крестьянскую Россию») рассчита­ны на земледельцев, землевладельцев и всех сельских жителей, а издания второй группы («Дачники», «Ваши 6 соток» и т.п.) — на горожанина-земледельца и землевладельца. Последние, за редким исключением, дают в основном практическую сельскохозяйствен­ную информацию, не связанную с миром текущей политики.

Отдельную группу образуют фермерские издания. Можно пред­положить, что в дальнейшем с воссозданием на российской земле местных органов самоуправления появится еще один класс сельс­ких изданий — земские газеты, которые будут писать о социально-экономической и культурной жизни села, отражая интересы и точки зрения этих структур гражданского общества. Не исключено так­же, что некоторые из существующих ныне районных газет перей­дут в разряд земских изданий.

При разном тираже аграрные газеты имеют чаще всего восьми­полосный объем. Почти каждая из них практикует одно- и двухпо­лосные разделы и достаточно большое внимание уделяет разнообразной рекламе. Периодичность выхода у них различная. Некото­рые из федеральных и региональных аграрных газет рассчитаны на читателей, как России, так и СНГ.

В аграрной периодической печати рядом с газетными издания­ми существуют и журнальные — журналы и бюллетени. Их насчи­тывается не менее трех десятков.

В группу научно-теоретических и научно-практических журна­лов входят: «АПК: экономика, управление» (прежде — «Эконо­мика сельского хозяйства», основан в 1921 г.: ежемесячник пред­назначен для ученых и руководителей АПК, сотрудников и сту­дентов сельскохозяйственных вузов), «Достижения науки и техники АПК» (издается с 1987 г.; этот выходящий один раз в два месяца журнал ориентирован на работников АПК, фермеров); «Извес­тия Тимирязевской сельскохозяйственной академии» (основан в 1878 г.; выходит ежеквартально, рассчитан на ученых-специалис­тов), «Мелиорация и водное хозяйство» (выходит с 1949 г. 6 раз в год; предназначен для специалистов-мелиораторов), «Механиза­ция и электрификация сельского хозяйства» (издается с 1930 г.; ежемесячник рассчитан на специалистов АПК); «'Тракторы и сель­скохозяйственные машины» (ежемесячник издается с 1930 г., ори­ентирован на специалистов отрасли); «Экономика сельского хо­зяйства и перерабатывающих предприятий» (ежемесячник осно­ван в 1926 г.; предназначен для экономистов, юристов, руководителей предприятий, сотрудников и студентов вузов).

Все эти журналы, за исключением «Известий Тимирязевской сельскохозяйственной академии», являются изданиями Министер­ства сельского хозяйства и продовольствия РФ. К ним небольшой группой примыкают журналы научно-производственного и науч­но-технического характера. Среди них — «Ветеринария» (ежеме­сячник издается с 1924 г. и рассчитан на врачей-ветеринаров, спе­циалистов АПК, фермеров, научных работников, владельцев до­машнего скота и животных); «Молочная промышленность» (выходите 1934 г. ежеквартально для специалистов отрасли); «Мо­лочное и мясное скотоводство» (издается с 1956 г. 6 раз в год для специалистов АПК, фермеров); «Мясная промышленность» (вы­ходит с 1923 г. 6 раз в год для специалистов отрасли); «Пчеловод­ство» (издается с 1921 г. 6 раз в год для пчеловодов-профессиона­лов и любителей). Сюда же можно отнести ежемесячный массовый научно-производственный журнал для широкой аудитории «Эко­номика сельского хозяйства России», выходящий с 1994 г., а так­же массовый ежемесячный иллюстрированный журнал для работ­ников АПК и сельских жителей «Животновод» (издается с 1987 г.). Особую группу составляют публицистические научно-практические журналы «Фермер» и «Земля России», выходящие соответ­ственно с 1990 и 1991 гг.

Издаются и журналы информационно-рекламного характера: «Агропромышленная реклама и информация» (выходит с 1989 г.; предназначен для руководителей АПК, деловых людей); «Агрохимбизнес» (издается с 1991 г.; распространяется среди произво­дителей и потребителей химической продукции) и информаци­онно-рекламный бюллетень Ассоциации крестьянских (фермерс­ких) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России «Вестник АККОР».

Для специалистов АПК, фермеров, владельцев дачных участ­ков, сельских жителей выпускаются международные издания. О достижениях мировой науки и практики в агропромышленном комплексе рассказывает «Международный сельскохозяйственный журнал». Этот научно-производственный журнал издается Мини­стерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, выходит один раз в два месяца.

Другое издание подобного типа — российско-американский ежеквартальный журнал для независимых землевладельцев и садо­водов «Новый фермер». Начал выходить в 1991 г. Адресован широ­кой аудитории — фермерам, арендаторам, работникам колхозов или совхозов, жителям села, горожанам, имеющим дом в дерев­не, членам садоводческих товариществ.

Каждый номер содержит практические советы лучших фермеров и садоводов США и бывшего Советского Союза. Среди популярных разделов и рубрик — «Сделай сам», «Маркетинг», «Лучшие советы наших читателей». Многообразна и проблематика издания.

Отдельную группу составляют журнальные приложения. Назо­вем некоторые из них: приложение к журналу «Сельская новь» «Приусадебное хозяйство» выходит с 1981 г. Ежемесячник пред­назначен для владельцев приусадебных участков, садоводов и ого­родников. Более оперативное приложение (еженедельник) к тому же журналу — «Приусадебное хозяйство. Субботний курьер». Выхо­дит с 1994 г., рассчитано также на садоводов и огородников. В от­личие от основного приложения, имеющего 64 страницы, «Суб­ботний курьер» печатается на 4—8 полосах.

Для сельских школьников с 1993 г. издается другое приложение к журналу «Сельская новь». Называется оно «Стригунок». Этот дет­ский иллюстрированный журнал для младшего и среднего школь­ного возраста выходит один раз в два месяца на 4—8 страницах. Ту же периодичность при 64 страницах имеет выходящее с 1985 г. при­ложение «Живая вода» к журналу «Мелиорация и водное хозяй­ство», рассчитанное на специалистов-мелиораторов.

Объем аграрных журнальных изданий колеблется от 32 стра­ниц (журналы «Молочная промышленность» и «Механизация и электрификация сельского хозяйства») до 148 и 224 страниц (со­ответственно журналы «Тракторы и сельскохозяйственные маши­ны» и «Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии»). Реклама занимает от 0,5 до 13 журнальных страниц, в зависимости от цели и назначения издания. Распространяется по России, СНГ, странам Балтии.

Перспективы развития аграрной прессы – вопрос сложный. В значительной мере ее будущие зависит от того, как будет развиваться страна. Однако стоит надеяться на то, что будут создаваться издания, ориентированные на те аудитории и тематические ниши, которые еще имеют, хоть малую значимость.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: