Особенности воспитательной системы школы №129




Проблемы и особенности воспитательной деятельности в МБОУ СОШ №129 г. Екатеринбурга

Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, организация, программа воспитательной системы.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности программы воспитательной работы МБОУ СОШ №129 города Екатеринбурга. В программе представлены цели и задачи воспитательной работы, основные направления деятельности, представлен подход МБОУ СОШ №129 к воспитательному процессу.

Keywords: upbringing, educational system, organization, the program of the educational system.

Annotation. In the article features of the program of educational work of MBOU school № 129 of the city of Ekaterinburg are considered. The program presents the goals and objectives of educational work, the main areas of activity, the approach of the MBOU School № 129 to the educational process is presented.

 

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, теоретики и практики воспитательной работы пришли к выводу о необходимости многое изменить в подходе к воспитательному процессу.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний национальной культуры, развитие его способности жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни.

Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании – это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.

Реализация принципа адаптивности, формирование личностно-ориентированной школы требует такой воспитательной среды, которая продуктивно работала бы на воспитание толерантности, трудолюбия, лидерства, формирование общей культуры учащихся, развитие задатков детей с разными возможностями. Воспитательная среда школы должна предоставлять возможность детям пробовать себя в разных видах деятельности и способствовать успешности учащихся.

В воспитательной работе МБОУ СОШ № 129 главным, определяющим является создание условий для целенаправленного саморазвития ребенка как уникальной личности, неповторимой индивидуальности, способной проявить свою активность в познании, общении, игре, спорте – то есть в предметно-практической и духовно-нравственной деятельности.

Программа воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как образованного человека, гражданина, патриота; личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию.

Особенности воспитательной системы школы №129

1. Воспитательная доминанта. Умение педагога ненавязчиво помочь ребёнку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей в решении личных проблем, эмоционально и психологически поддержать успешность воспитательной работы в целом.

Воспитательная доминанта предполагает расширение воспитательного «поля», включает личность в многогранную интеллектуальную и психологически положительную насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

2. Компенсаторная (или психотерапевтическая) – возможность индивидуального развития у учащихся тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Занятие по интересам создают «ситуацию успеха», помогают ребёнку в изменении его статуса.

3. Эмоциональная насыщенность. Её важность объясняется необходимостью противостоять «засушенности» учебного процесса, где логика учебных занятий может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте.

4. Расширение культурного пространства. Знакомство ребёнка с ценностями культуры происходит с учётом его личных интересов, национальных особенностей, традиций микросоциума.

5. Социальная адаптация и профессиональное самоопределение школьников. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать, используя занятия по интересам, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства её достижения.

Не меньшее значение, чем образовательные процессы, для развития личности школьника приобретает понятие «образовательное пространство» - система взаимоотношения в едином коллективе школы (коллектив детей, педагогов, обслуживающего персонала, администрации, родителей), система функционального оформления и оснащения помещений школы, эстетическое и санитарно-гигиеническое состояние здания, что может органически, естественным путём повлиять на становление качеств личности ребёнка и его отношение к окружающему миру.

Мы характеризуем образовательное пространство как свободное, комфортное, доброжелательное, многообразное, развивающее, располагающее к общению.

Для достижения данного уровня педагог-воспитатель должен удовлетворять современным требованиям и качествам:

· Педагог сознаёт свою личную ответственность и свою значимость в воспитании детей.

· Педагог является исследователем своей деятельности: умеет анализировать и прогнозировать образовательные и воспитательные результаты, способен обобщить свой опыт работы.

· Педагог полностью разделяет ценностную ориентацию и стратегическую линию школы, сохраняя при этом право на отстаивание позиции при обсуждении жизнедеятельности школы и полную самостоятельность в выборе задач, содержания воспитания.

Организация воспитательной работы регламентируется планом воспитательной работы школы.

Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком XXI века, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научить её делать выбор и находить способы его реализации. Но и то, и другое должно совершаться в контексте лучших традиций классического воспитания и образования и наших, сложившихся за годы существования школы №74.

Реализация целей и задач предполагает:

1. Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей.

2. Возрождение системы семейного воспитания и включение семьи в воспитательную систему школы.

3. Последовательную ориентацию на культуросообразность воспитания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека.

4. Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности.

5. Обеспечение социально - педагогической защиты детей, формирование чувства самоценности и психологического комфорта.

Содержанием воспитательного процесса в МБОУ СОШ № 74 выступают следующие комплексно-целевые программы:

«Интеллект»

Данная программа включает мероприятия, направленные на развитие познавательной деятельности учащихся, работу кружков, проведение предметных недель, проведение олимпиад и научно-практических конференций, конкурсов, создание проектов.

«Патриот»

Программа включает мероприятия, направленные на формирование гражданской позиции учащихся, воспитание патриотических чувств, уважительного отношения к своей Родине.

«Общение»

Программа включает в себя все мероприятия, способствующие развитию коммуникативных компетенций и создающие условия для успешной адаптации личности (встречи, конкурсы, праздники).

«Здоровье»

Включает спортивные мероприятия и мероприятия по воспитанию здорового образа жизни.

«Труд»

В программу включены все профориентационные мероприятия, а также трудовые десанты по уборке территории школы, субботники, ДБЧ и дежурство по школе.

«Семья и школа»

Программа направлена на активизацию позиции родителей в образовательно-воспитательном процессе, их партнёрское участие в решении воспитательных задач. Наряду с традиционными формами (родительские собрания, «Родительский всеобуч», консультации и т. п.) используются нетрадиционные формы вовлечения родителей в жизнь школы. Для каждой возрастной группы обучающихся разработана система традиционных дел, рассчитанных на активное участие родителей как в подготовке, так и проведении мероприятия.

 

 


Список использованной литературы:

1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика - М.: Ассоциация Профессиональное образование, 1999. - 904с.

2. Венгер Л.А. Психология развития. - М.: ПЕР СЭ, 2006. -176 с

3. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога.// Профессиональное образование №10, 2002 - С.8.

4. Дьяченко М.И. Психология высшей школы. - Мн.: Тесей, 2003. – 351 с.

5. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.: Издательство МГУ, 1986. - с.102

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: