4. разрабатывают стратегическое планирование продаж в определенных экономических сегментах;
5. информируют всех участников товарообмена;
6. организуют встречи и переговоры участников товарообмена;
7. несут ответственность за риски связанные с продажей товара;
Осуществляют финансирование товародвижения.
Жаворонкова Н. П. в своей статье выделила несколько прогрессивных форм торговли [3]:
- торговые автоматы (торговля без продавцов);
- продажа через Интернет (электронная торговля);
- торговля по каталогам (с доставкой по почте из любой страны);
- социальные магазины (предназначены для малообеспеченного населения);
- разносная торговля (косметическая сеть «Эйвон»).
Для того, чтобы доставлять товар от производителя к потребителю необходима целая система действий, основанная на удовлетворении потребностей покупателей и оптимизацией расходов по его перемещению и изменению экономического статуса.
Такая система действий называется товародвижением.
Товародвижение включает транспортировку, обработку заказов, упаковку, приемку, хранение, отпуск, товароснабжение, розничные сети, поддержание запасов, складирование, любую форму информации о товаре или услуге. Среди перечисленных процессов товародвижения особо выделяют транспортировку, хранение, контакты с потребителем. Все элементы образуют систему товародвижения, призванную сформировать необходимый уровень обслуживания потребителя.
Как указывает Ф. Котлер, уровень обслуживания зависит от следующих факторов[4]:
- скорости выполнения заказа (времени от отправки заказа до получения товара);
- возможности срочной доставки товара по специальному заказу;
- готовности принять обратно поставленный товар, если в нем обнаружен дефект, и заменить в кратчайший срок доброкачественным (а в известных случаях - принять обратно товар без выяснения причин отказа от него);
- обеспечения различной партионности отгрузки (количества изделий в упаковке, рассматриваемой как одно транспортное место) по желанию покупателя;
- умения воспользоваться наиболее подходящим видом транспорта;
- высокоэффективной службы сервиса;
- хорошо поставленной складской сети;
- достаточного уровня запасов как товара, так и запасных частей к товарам всей номенклатуры, в том числе и снятых с производства;
- уровня цен, по которым оказываются услуги товародвижения покупателю.
При продвижении продукта применяется стратегия «проталкивания» и стратегия «вытягивания».
Рассмотрим на рисунке 2 схемы стратегий «проталкивания» и «вытягивания».
Стратегия Стратегия
«проталкивания» «вытягивания»
производитель |
производитель |
оптовые торговцы |
оптовые торговцы |
розничные торговцы |
розничные торговцы |
потребители |
потребители |
Рис.2. Схема стратегии «проталкивания» и «вытягивания» (по Ф. Котлеру).
Стратегия "проталкивания" (pull - стратегия) - это стратегия принуждения посредников к пополнению ассортимента данным товаром; созданию запасов; поиск лучшей торговой площади; стимулированию потребителей с целью добиться сотрудничества с посредником на добровольных началах.
Основные методы внедрения стратегии проталкивания товара: привлекательные условия для посредников; доступные способы продвижения товара; использование торговых агентов.
Стратегия "вытягивания" (push - стратегия) – это стратегия направлена на создание спроса на товар у потребителей, влекущая увеличение спроса у посредников на этот товар.
Ф. Котлер определил основные методы этой стратегии, такие как: реклама; торговая марка; бонусы и скидки; раздача товара; купоны; выставки и ярмарки.
По изученному материалу можно сделать ряд выводов:
1. правильно выбранный посредник позволяет минимизировать расходы производителя на сбыт продукции и удовлетворить потребности покупателя;
2. посредники изыскивают все новые и новые пути и средства продажи товаров;
3. играют огромную социальную роль, так как создают рабочие места;
4. отслеживают качество;
5. несут ответственность за продажи перед производителями;
6. анализируют соответствующие рынки товаров;
7. крупные предприятия-посредники аккумулируют и перераспределяют финансовые потоки;
8. именно посредники стимулируют создание инновационных товаров;
Посредники играют не последнюю роль в экономике страны, так как торговля как отрасль занимает 2 место после промышленности.
Список литературы
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
Егоршина А.П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования// Учебное пособие. – Н.Новгород:НИМБ,2001. – 624с.