Малкольм Гладуэлл «Гении и аутсайдеры»




Когда игрока отбирают в команду со звездным составом, с ним занимаются лучшие тренеры, он играет с более сильными товарищами, принимает участие в большем количестве игр и тренируется в 2-3 раза больше. Обретает мастерство и имеет больше шансов быть востребованным

«Самоисполняющееся пророчество» - ложное определение влечет за собой новое поведение, которое превращает это определение в реальность. Роберт Мертон

«Эффект Матфея» из нового Завета: «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимается и то, что имеет» - перед успешными людьми часто открываются особые возможности, ведущие к еще большему успеху. Лучшим студентам учителя уделяют больше всего внимания. Эффект Матфея проявляется при наличии 3-х факторов: разделения, распределения, дифференцированного опыта.

Небольшое изначальное преимущество ребенка, родившегося в начале года, перед ребенком, родившимся в конце года, сохраняется надолго. Лучше, чтобы он был старшим.

Многие учителя путают развитость и способности

Не были выявлены те, кто, вкалывая изо всех сил, так и не вырвались вперед. Различие только в том, насколько упорно люди трудятся. Лучшие работают не просто больше, а гораздо больше.

О какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 тысяч часов ПРАКТИКИ

10000 часов = 3 ч практики в день = 20 ч в неделю на протяжении 10 лет

Без регулярной шлифовки сам по себе талант ничего не значит

Учиться терпению и внимательности, выносливости и дисциплине

Он хотел учиться. И это у него не отнять

Гениальность, амбициозность, решительность, дальновидность, полная сосредоточенность на достижении успеха

Лучшие учителя дают возможность узнать очень многое

Желание – весомая составляющая

Ключевой фактор талантливости – способность работать часами – до того момента, когда уже трудно разобрать, где заканчиваются природные способности и начинается готовность вкалывать

Мы придаем чрезмерное значение врожденным способностям

Наиболее важный фактор – благоприятные возможности. Этот элемент недооценивается

Уникальные возможности для особенных людей представляются скорее правилом, чем исключением

Молодые достаточно свободны и дерзки для того, чтобы продвигать новые идеи

«Выпала уникальная возможность работать в поте лица»

Связь между успехом и коэффициентом интеллекта существует лишь до определенного уровня

Обаяние и блестящий ум, смекалка, железная воля

«Практический интеллект» - знание того, что, когда и кому сказать, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов

Воспитательных философий всего две, граница между ними проходит ровно по границе между классами.

Состоятельные: Принимают активное участие в жизни детей, приобщают их к разным видам деятельности, расспрашивают о тренировках и товарищах. Не просто отдают приказания, а ведут задушевные беседы и дискуссии. Хотят, чтобы дети делились мыслями. Если дети не успевают по какому-то предмету, родители обращаются к учителям. Выступая в качестве посредника от имени ребенка. Имеют дело с администрацией. «Совместное развитие» - активно стимулируют и оценивают таланты, умения и побуждения ребенка. Дают детям разнообразный жизненный опыт, формируют представление о «правомочности», прививают привычку к уважительному отношению к себе.

Бедные: Игра – самостоятельные развлечения на улице. Для родителей действия детей не имеют отношения к их взрослой жизни. Не помогают развивать таланты. Боятся иметь дело с администрацией, предпочитают ни во что не вмешиваться. Склонны полагаться на «естественное развитие». Считают, что обязаны заботиться о ребенке, но развиваться он должен самостоятельно. Дети из бедных семей отличаются «выраженной сдержанностью, недоверием и зажатостью», не умеют добиваться желаемого и не знают, как подогнать ситуацию под свои цели. Не знают своих прав. При тех, кто старше или властнее ведут себя тихо и смиренно, отводят глаза в сторону.

В нравственном отношении ни один из описанных стилей нельзя считать лучше другого. Дети из бедных семей зачастую лучше воспитаны и менее капризны, умеют занять себя в свободное время, и отличаются самостоятельностью. Дети из обеспеченных семей постоянно приобретают разнообразный жизненный опыт, учатся работать в команде, комфортно общаться со взрослыми, осознают право озвучивать свои мысли и идеи.

Многое определяет среда, в которой ты живешь.

Многим не хватает социального окружения, которое подготовило бы их к жизни во внешнем мире

В одиночку никто не добивается успеха (?)

Везение – это выигрыш в лотерею. Но важно воспользоваться представившимися возможностями

Война не просто вырывает человека из жизни, но и дает ему шанс

Я был уверен, что мне во всем будет сопутствовать удача

Учился проводить маркетинговые исследования, осваивал производство, практиковался в ведении переговоров, отслеживал новомодные тенденции

Работая за жалкие гроши в ужасных условиях, он мог наблюдать за действиями преуспевающих людей и набираться опыта

Работу, которая приносит удовлетворение отличают независимость, сложность и взаимосвязь усилий и награды (все 3 свойства – содержательная работа). Удовольствие нам доставляет не размер заработное платы, а ощущение реализованности

Если упорно трудиться и не отступать, найти верное применение уму и воображению – весь мир будет у твоих ног

Преуспевание евреев традиционно принято объяснять их образованностью и принадлежностью к интеллектуальной культуре. Они издавна считались «книжной нацией». Практический интеллект и смекалка рождались из наблюдений. Благодаря силе убеждения и инициативности добивались

Успех — это не случайность. Он порождается предсказуемой и результативной совокупностью обстоятельств и возможностей

«культура чести» - Этим термином обозначают культуру, в которой от репутации мужчины зависит его самоуважение и общественное положение. Им приходится быть агрессивными и словами и поступками доказывать свою силу. Стычки обязательно должны происходить прилюдно. Триумф культуры чести помогает объяснить, почему на американском юге так высок уровень криминала.

Зачастую мы настороженно относимся к обобщениям применительно к культурным группам — Ведь именно так возникают расовые и этнические стереотипы.

Лингвисты называют смягчающим приемом, под которым понимаются попытки сгладить значение произносимого. Мы прибегаем к смягчающему приему, когда проявляем вежливость, испытываем стыд или смущение либо выражаем почтение по отношению к вышестоящим лицам. В других обстоятельствах оно только мешает. Смягчающий прием объясняет одну из самых больших загадок авиакатастроф. В коммерческих авиакомпаниях капитаны экипажа и вторые пилоты делят летные обязанности пополам. Но как свидетельствует история, гораздо чаще катастрофы происходят тогда, когда капитан «на первых ролях»

«Измерения Хофстеда» на сегодня — одна из самых популярных парадигм межкультурной психологии (Он ездил по миру и проводил собеседования с сотрудниками компании, расспрашивая их о том, как они разрешают те или иные конфликты, как строят совместную работу и как относятся к вышестоящему руководству) Эта шкала получила название «коллективизм-индивидуализм». Самое крайнее положение на стороне индивидуализма занимают Соединенные Штаты. На противоположном конце шкалы располагается Гватемала.

Второе измерение, выделенное Хофстедом, — «неприятие неопределенности». Насколько культура терпима к неизвестности будущего

Индекс дистанции власти (ИДВ). Измерение дистанции власти показывает, насколько та или иная культура ценит и уважает иерархию.

Корейская пословица: «Кто много болтает, мало говорит».

Мы, люди, способны примерять новую личность и входить в новые роли — и это делает нас свободными. Мы не узники своего культурного наследия. Но прежде чем решить, куда двигаться, мы должны осознать, откуда пришли.

В отличие от пшеничных, рисовые поля не расчищаются, а «возводятся». Недостаточно выкорчевать деревья и кустарник, убрать камни и вспахать поле. Рисовые поля высекаются на горных склонах затейливым каскадом уступов или кропотливо сооружаются на болотах и речных равнинах. Рисовое поле требует орошения, поэтому его должны окружать дамбы. Необходимо выкопать каналы, соединяющие поле с ближайшим водным источником, и соорудить в дамбах заслонку с тем, чтобы поддерживать оптимальный для посевов уровень воды.

Само поле должно иметь толстый слой глиняной основы, иначе вода будет сразу уходить в землю. В глину рис не высадишь, значит, на эту основу нужно насыпать толстый мягкий слой ила. Глинистый слой должен быть идеально ровным, в противном случае вода будет стекать к одному краю поля, и часть посева окажется залитой, а остальное засохнет. Рис требует регулярного внесения удобрений — а это само по себе искусство. Крестьяне традиционно использовали для подкормки органические отходы и смесь сожженного компоста, речного ила и конопли. Применять удобрение нужно было в правильно выбранное время и с осторожностью: его избыток вреден так же, как и недостаток.

Когда подходило время посева, китайские крестьяне могли выбирать из сотен разнообразных сортов риса. Чтобы не остаться без урожая, крестьяне одновременно высаживали несколько сортов. Зерна проращивали, а через несколько недель молодые ростки высаживали в землю ровными рядами на расстоянии 15 см друг от друга.

Пропалывать их надо было вручную, ежедневно и старательно, поскольку другие растения легко могли задушить молодые ростки. Иногда каждый росток по отдельности обрабатывался бамбуковым гребнем — так уничтожались насекомые-вредители. При этом крестьянам приходилось регулярно и многократно проверять уровень воды и следить за тем, чтобы она не сильно нагревалась под летним солнцем. А когда рис вызревал, крестьяне слаженной командой собирали урожай как можно скорее, чтобы успеть высадить вторую партию и получить до наступления зимы еще один урожай.

На завтрак в Южном Китае едят конджи — кашу из белого риса с салатом-латуком, побегами бамбука и паштетом из рыбы. Без риса обойтись невозможно. Если вы хотите добиться чего-то в этой части страны, вам обязательно нужно выращивать рис. В этом мире рис занимает главное место.

Азиатам хорошо дается математика. Почему? Потому что люди хранят цифры в отрезке памяти, не превышающем двух секунд. За эти две секунды мы наиболее легко запоминаем все, что читаем или произносим. Китайский язык, в отличие от английского, позволяет уложить все семь цифр в две секунды.

Их система счета отличается логичностью. Одиннадцать — это десять-один. Это различие дает азиатским детям два преимущества. Во-первых, они гораздо быстрее обучаются считать. Во-вторых, азиатским детям гораздо легче выполнять основные арифметические действия, например складывать. Попросите азиатского ребенка сложить три десятка семь и два десятка два, и в голове у него сразу возникнет готовое решение, заключенное в самих словах: пять десятков девять.

Азиатская система счета прозрачна. Бездумная зубрежка заменяется системой, логика которой поддается постижению. Культурное наследие имеет большое значение.

Размер рисового поля составляет, как правило, один му, что равняется одной пятнадцатой гектара (1 га - 10 000 кв м). Это размер гостиничного номера. Западная агрокультура тяготеет к автоматизации. Но в Японии или Китае крестьяне не могли позволить себе покупку техники; к тому же нехватка земли не позволяла разбивать новые поля. Поэтому крестьянам, приходилось повышать урожайность за счет рационального распределения времени и грамотных решений.

Сравнение китайских и русских пословиц. «Бог не даст — и земля не родит» — вот типичная русская пословица. Фатализм и пессимизм, характерные для репрессивной феодальной системы.

Китайские:

— «Без крови и пота нет пищи»;

— «Не ждите пищу с небес; надейтесь на свои две руки, несущие тяжесть»;

— «Бесполезно просить об урожае, он зависит от тяжкого труда и от удобрения»;

«Семья человека, который круглый год встает до зари, бедствовать не будет».

Азиатские студенты всегда уходят из библиотеки позже всех. Вера в труд — это красиво.

Успех складывается из настойчивости, упорства и готовности разбираться с задачей, которую большинство людей бросили бы.

При сдаче тестов TIMMS (Тенденции в международном математическом и естественно-научном образовании) ученикам предлагается заполнить анкету, содержащую 120 вопросов. Количество ответов в анкетах TIMMS варьируется в зависимости от страны. Те студенты, которые могут сохранять концентрацию в течение длительного времени и терпеливо отвечать на вопросы нескончаемой анкеты, лучше остальных справляются с решением математических задач. По утверждению Боу, мы можем предсказать, какое место займет каждая из стран, не задавая ни единого вопроса по математике. Нужно лишь дать участникам задание, показывающее, насколько усердно они умеют работать. По большому счету можно даже обойтись и без такого задания. Чтобы определить, какие страны покажут лучшие результаты по математике, достаточно определить, в каких культурах приоритет отдается стараниям и усердному труду.

Единственное преимущество богатых перед детьми из неимущих слоев — это результаты обучения за пределами школы. Первые все три летних месяца проводят с пользой для своего образования.

У детей, отстающих в учебе, имеется одна-единственная проблема: они недостаточно учатся.

В азиатских школах нет таких длительных летних каникул. И это объяснимо. Народы, которые верят в то, что успех обеспечен тому, кто 365 дней в году встает до зари, вряд ли позволят своим детям отдыхать три месяца подряд.

KIPP - Обязательное занятие по развитию мышления. Ежедневно английскому языку и математике, час на естественные науки, час на социальные, час на музыку, игра в оркестре. Методично, упорно, пытаясь не просто с помощью остальных найти ответ, а ответить на вопрос, можно ли прийти к ответу несколькими путями.

Наше обучение строится отчасти на выносливости, отчасти на мотивации. Отчасти на стимулах, вознаграждении и развлечениях. И отчасти на старой доброй дисциплине.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: