УТВЕРЖДЕНЫ
Протокол заседания кафедры
От 26.03.13 № 9
Заведующий кафедрой
__________ Е.Ф. Нестер
Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогическая психология»
Для студентов 3 курса дневной формы получения образования
Факультета педагогики и психологии
Специальности Практическая психология.
Дополнительная специальность 1-03 04 04-02 Практическая психология. Технология (обслуживающий труд)
(6 семестр, 2012 / 2013 уч. г.)
- Психология личности педагога.
- Место педагога в современном обществе.
- Педагогические умения.
- Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя.
- Профессионально-педагогические качества педагога (А. К. Маркова).
- Личностные качества педагога.
- Эмоциональная и волевая саморегуляция в деятельности педагога.
- Профессиональное выгорание.
- Понятие способностей в психологии.
- Сущность педагогических способностей.
- Структура педагогических способностей.
- Базовые педагогические способности.
- Общие способности в структуре педагогической деятельности.
- Формирование и развитие педагогических способностей.
- Виды стилей педагогической деятельности.
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
- Профессионализм педагога.
- Профессиональная Я-концепция учителя.
- Профессиональное самосознание учителя.
- Авторитет учителя и его составляющие.
- Способы повышения профессионального мастерства педагога.
- Общая характеристика взаимодействия.
- Виды педагогического взаимодействия.
- Образовательный процесс как взаимодействие и сотрудничество.
- Общая характеристика сотрудничества.
- Взаимодействие субъектов образовательного процесса.
- Специфика педагогического общения.
- Трактовки педагогического общения в психолого-педагогической литературе.
- Функции педагогического общения.
- Средства педагогического общения.
- Стили руководства и стили психолого-педагогического общения.
- Культура речи педагога.
- Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе.
- Рефлексия в процессе педагогического общения.
- «Барьеры» в педагогическом взаимодействии и общении.
- Конфликты в системе «учитель-ученик».
- Конфликты в педагогическом коллективе и способы их разрешения.
- Психология педагогического коллектива школы.
- Стили руководства педагогическим коллективом.
- Взаимодействие и сотрудничество в педагогическом коллективе.
- Сплоченности и организованность педагогического коллектива.
- Психологическое обеспечение деятельности педагога.
- Принципы организации психологической службы школы.
- Этапы работы психологической службы школы.
- Роль директора школы и психолога в формировании благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
- Основные характеристики развивающего обучения.
- Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
- Дидактическая система развивающего обучения Л. В. Занкова.
- Сравнительная характеристика традиционного и развивающего обучения.
- Понятие и сущность методов воспитания.
- Формы воспитательного процесса.
- Принципы воспитания.
- Методы самовоспитания и самообразования.
- Особенности воспитания на разных возрастных этапах.
- Особенности развития личности в межличностном взаимодействии.
- Методы и стили семейного воспитания.
- Психологическое здоровье как результат воспитания.
- Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
- Гуманизация процесса обучения и воспитания.
- Понятие и сущность педагогической деятельности.
- Структура педагогической деятельности.
- Основные характеристики группы профессий «человек-человек» (Е. А. Климов).
- Творческий характер деятельности педагога.
- Функции педагогической деятельности.
- Уровни продуктивности педагогической деятельности.
- Педагогическая направленность.
- Мотивация педагогической деятельности.
- Психологические проблемы совершенствования педагогической деятельности и формирования психологического мастерства.
Составитель: Нестер Е.Ф.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.1 Бархаев, Б. П. Педагогическая психология / Б. П. Бархаев. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
1.2 Берне, Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. В. Берне. - М., 1986.
1.3 Брунер, Д. С. Психология познания: За пределами непосредственной информации / Д. С. Брунер. – М., 1977.
1.4 Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
1.5 Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я Гальперин. - М., 1985.
1.6 Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М., 1986.
1.7 Занков, Л. В. Обучение и развитие / Л. В. Занков. - М., 1975.
1.8 Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М., 2005.
1.9 Иващенко, Ф. И. О психологии воспитания / Ф. И. Иващенко. - Мн., 2006.
1.10 Ильясов, И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. - М., 1986.
1.11 Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова. - М., 1990.
1.12 Педагогическая психология / под ред. Н. В. Клюевой. – М., 2006. – 399 с.
1.13 Реан, А.А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 1999. - 416 с.
1.14 Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 544 с.
1.15 Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. - М.: Академия, 1999. – 288 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
2.1 Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. - М., 2002.
2.2 Амонашвили, Ш. А. Обучение: Оценка: Отметка / Ш. А. Амонашвили. - М., 1980.
2.3 Ананьев, Б. Г. Педагогические приложения современной психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
2.4 Бодалев, А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. - М., 1988.
2.5 Брушлинский, А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. - М., 1983.
2.6 Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2 т. / Ж. Годфруа. - М., 1992.
2.7 Грехнев, B. C. Культура педагогического общения / В. С. Грехнев. - М., 1990.
2.8 Демидова, И. Ф. Педагогическая психология / И. Ф. Демидова. - Ростов/н-Д., 2003.
2.9 Ермолова, Н. В. Диагностика и коррекция учения у дошкольников и младших школьников / Н. В Ермолова. - М., 1991.
2.10 Загвязинкий, В. И. Теория обучения. Современная интерпретация / В. И. Загвязинский. - М., 2001.
2.11 Казанская, В. Г. Педагогическая психология / В. Г. Казанская. - СПб, 2003.
2.12 Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса / Я. Л. Коломинский. - Мн., 1997.
2.13 Коломинский, Я. Л. Психология педагогического взаимодействия / под ред.Я. Л. Коломинского. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
2.14 Лазурский, А. Ф. О естественном эксперименте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980.
2.15 Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - М., 1999.
2.16 Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. / Р. С. Немов М., 1994.
2.17 Обухова, Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: За и против / Л. Ф. Обухова. - М., 1981.
2.18 Орлов, Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера / Ю. М. Орлов. - М.,1987.
2.19 Осницкий, А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности / А. К. Осницкий. - М., 1986.
2.20 Охитина, Л. Т. Психологические основы урока / Л. Т. Охитина. - М., 1994.
2.21 Петровский, В. А. Психология воспитания / В. А. Петровский. - М., 1995.
2.22 Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. - М, 1991.
2.23 Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. - М., 1999.
2.24 Рогов, Е. И. Учитель как объект психологического исследования / Е. И. Рогов. - М., 1998.
2.25 Родионов, В. А., Ступницкая, М. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе / В. А. Родионов, М. А. Ступницкая. - Ярославль, 2001.
2.26 Роджерс, К. Эмпатия // Психология эмоций: Тексты. - М., 1993.
2.27 Талызина, Н. Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе / Н. Ф. Талызина. - М., 1983.
2.28 Фридман, Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - М., 1991.
2.29 Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение / С. Г.Шевченко. - М., 1999.
Составитель: преподаватель Нестер Е. Ф.