Архимандрит Пимен (Благово).




(1827 — 1897)

Дмитрий Дмитриевич Благово родился 28 (10) сентября 1827 года в Москве на Плющихе. Ребенка крестили в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Бережках, а его восприемником стал князь В. Волконский. Род Благово не был простым, он был связан кровными узами с ветвями знатнейших фамилий: Татищевых, Римских – Корсаковых, Мещерских, Милославских[1]. Вырос Дмитрий в подмосковном имении Горки. Рано потеряв отца, он воспитывался матерью и бабушкой, им удалось привить наследнику истинный христианский дух. Получив достойное домашнее образование, Дмитрий поступает в 1845 году на юридический факультет Московского Университета. Уже здесь, всем близко знавшим Дмитрия Благово, было ясно, что он особая личность. Поражала его сдержанность, прямота суждений, ясный ум и кротость. Как вспоминал близко знавший друг Загоскин: «Н и единого дурного слова не исходило из уст скромного Благово; его чистая, честная душа гнушалась всего безнравственного и порочного» [1]. Не сочувствуя миру, Дмитрий продолжает посещать светские балы, живет так, как живут все.

В университете он начинает пробовать себя в качестве поэта. На прилавках появляется книга «Два стихотворения Лаго» подписаны они Д.Д. Лаго, те, кто хоть немного был знаком с автором становиться сразу ясным фамилия – Д.Д. Благово.

По окончании университета в 1849 году, Благово поступает на службу в канцелярию Московского военного генерал - губернатора графа А.А. Закревского, который, кстати, получив отставку, так же закончил свои дни в Италии. Но душа молодого человека явно противится такого рода жизни, и требует чего-то более возвышенного.

«И жалки, мелочны, преступны

Ему казались те дела,

В которых он, не видя зла,

Жизнь изживал без наслажденья

И, не сочувствуя им сам,

Лишь из мирского угожденья

Шел по избитым колеям»[2].

Литературные вкусы его складывались под влиянием писательницы графини Е. Растопчиной, покровительствовавшей молодому беллетристу и посвятившей ему стихотворение «Начинающему поэту (Дмитрию Дмитриевичу Благово».

«Так под наитием небесным

Благоговейно преклонись,

Объят восторгом неизвестным,

За дар свой Господу молись!»[3]

 

Наконец Дмитрий решает полностью посвятить себя творчеству. Он мечтал о спокойной семейной жизни, о той самой, в которой можно и себя выразить, и приобрести опору. Благово часто посещает дом Е. Растопчиной, где воспитывалась её дочь Лидия, отвечавшая его интересам к поэзии. Но вопреки ожиданиям всех, Благово жениться на молодой соседке по имению, восемнадцителетней красавице баронессе Нине Петровне Услар, девушке совсем не соответствующей его духовным запросам. Ей он посвящает цикл лирических стихотворений:

«…Отныне чуждый для вселенной,

я для неё лишь буду жить»[4].

 

Через два года, Д. Благово уходит в отставку с чином титулярного советника, и полностью решает посвятить себя творчеству. Супруга родила ему двоих детей.

Но вскоре начинается черная полоса. Умирает старший сын, жена убегает с гусарским офицером, оставляя на руках у Дмитрия четырехлетнюю дочь Вареньку – ей и суждено будет стать наследницей отца. Она же, после кончины отца составила список, в котором, в разделе «Из Евангелия» перечислено 14 стихотворений, в цикле «Подражание псалмам» - 6, под названием «Духовные стихотворения» - 7, «Думы» - 15. (Спустя много лет Варвара Дмитриевна вышла замуж за профессора-историка Дмитрия Александровича Корсакова). Ошеломленный таким поворотом судьбы, Благово спустя несколько месяцев дают жене разводное письмо вместе с подмосковным имением в с. Горки, и берет всю вину за случившееся «на себя», оправдывая тем самым беглянку в глазах общества. В последствии он её назовёт «красивой куклой, но пустой» [5].

Несколько оправившись от жестоких ударов судьбы, Благово теряет свою горячо любимую мать. Все эти события подвигли Благово уйти в монастырь. В 1867 году, он уходит в подмосковный, Николо – Угрешский монастырь. Монастырь в этот период широко известен - настоятелем его является преп. Пимен (Мясников).

Краткое и пошловатое мнение столь крупного поворота в его судьбе выразил один современник «Несчастный женился на красавице, которая, прожив с ним два года или три, от него убежала. Он совершенно потерял голову и пошел в монастырь» [6] (Б.Н. Чичерин. Москва сороковых годов).

Другой, более глубокий исследователь жизни архимандрита Пимена (Благово) писал: «…Думается, однако, что врожденная и глубоко развитая религиозность Благово все равно привела бы его рано или поздно к служению Богу на том или ином поприще; он выбрал самую радикальную форму этого служения – монашество (конечно, не без влияния семейных обстоятельств)» [7].

Послушник Дмитрий Благово за период жизни в монастыре, а это 13 лет, написал автобиографическую поэму «Инок» (1874), в которой излагает свою собственную судьбу, с одним, правда, несоответствием: бывшая супруга, согласно поэме, тоже уходит в монастырь. Кроме того, он опубликовал глубокое исследование «О значении монашества в истории России» (1869), «Исторический очерк Николаевского Угрешского монастыря» (1872 г.), «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию» (1875-1876 гг.), «Архимандрит Пимен, Настоятель Николо - Угрешского монастыря» (1810-1880 гг.), «Рассказы бабушки» (1878). Подготовил для чтений в Обществе истории и древностей доклады: «Письма иеромонаха Сергия Святогорца», «Письма Иннокентия, епископа Пензенского», «Письма Игнатия, епископа Кавказского».

В 1880 году умирает любимый наставник, духовный отец – преп. Пимен (Мясников). Дмитрий переходит в Толгский мужской монастырь Ярославской губернии. Наконец, спустя 15 лет, Святейший Синод признаёт развод, и в 1882 году Дмитрий принимает монашеский постриг с именем Пимен. В 1884 году иеромонах Пимен был вызван в Петербург, возведен в сан архимандрита и направлен в Рим настоятелем посольской Церкви. Выбор о. Пимена на это места был не случайным: священноначалие всегда внимательно относилось к кандидатам на это место, назначая туда, во-первых исключительно монахов (дипломатический жест в сторону католического целибата) и, во-вторых, ученых монахов.

О своих впечатлениях о новом месте о. Пимен писал так: «Я благополучно прибыл в Рим 1 февраля <1885г.>; через четыре часа по приезде служил всенощную, а на другую литургию…Церковью я остался весьма доволен…с посланником я сошелся с первого свидания, и с тех пор мы в самых приязненных и хороших отношениях. В начале марта я представился королю, а в апреле – королеве, и был принят ими весьма приветливо и не только благосклонно, но и радушно и почетливо. Посещал музеи в Ватикане. Одежду монашескую я не снимал, везде хожу в клобуке и в кресте, и не замечаю, чтобы кто-либо относился ко мне враждебно» [8].

И здесь в дали от Родины, о. Пимен продолжал труды во благо отечества: строит странноприимный дом, где паломники имели право на безвозмездный недельный постой; собирает книги для библиотеки, в том числе редкие издания для русского археографического института в Константинополе, а также редкие издания для Императорской публичной библиотеке. На эту деятельность обращает внимания и тогдашний обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев. В одном из писем архимандриту Пимену, он между прочим отмечает: «Вотъ, еще приходиться благодарить Васъ за присылку интересныхъ и полезныхъ книжекъ. Жаль однако если вамъ приходиться тратиться на ихъ пріобрѣтеніе» [9]. А главное - он продолжает писать.

Окончил свой жизненный путь архимандрит Пимен 9 (21) июня 1897года. Вся его жизнь стала как бы ответом на Евангельский призыв, высеченный на надгробной плите: «Пріидите ко Мнѣ вси труждающіеся и обрѣменении, и Азъ упокою вы» (Мф.11,28). Похоронен о. Пимен на кладбище A catholic (Testaccio) в Риме.

 

 


[1] Благово - русский дворянский род, восходящий к началу XVI ст. и записанный в VI часть родословных книг Московской и Тверской губерний. Елизарий Шемякич упоминается в 1572 г., на свадьбе короля ливонского Магнуса с княжной Марьей Владимировной Старицкой. В 1580 г. он ездил в Польшу с дипломатическим поручением. - Борис Петрович был послом в Царьграде в 1584 и 1585 годах. - Афанасий Иванович служил воеводой в Березове в 1594 г. - Петр Владимирович Старший два раза ездил в Польшу дворянином при посольстве. В 1589 и 1601 годах находился при датском принце Густаве. - Иван Владимирович и Иван Степанович в начале XVII века были воеводами: первый - в Сургуте, второй - в Рязани. Благовы или Благово служили в XVII веке стольниками, дворянами московскими и стряпчими. Так, Афанасий Федорович был патриаршим стольником; Василий Алексеевич - стольником царицы Натальи Кирилловны, Петр Васильевич - стольником царицы Прасковьи Федоровны. Два последних - Василий Алексеевич и Петр Васильевич, а также Константин и Андрей Григорьевичи, из числа семи Благовых, владевших населенными имениями в 1699 г. - были стольниками Петра Великого. Род Благово продолжается и поныне.

 


[1] Цыт. по: Д.Д. Благово. Рассказы бабушки, с.359.

[2] Благово Д.Д. Инок – М.: Николо-Угрешский монастырь, 2005. – с. 28.

[3] Цыт. по: Д.Д. Благово. Рассказы бабушки, с.369

[4] Цыт. по: Д.Д. Благово. Инок, с.8.

[5] Цыт. по: Д.Д. Благово. Рассказы бабушки, с.366.

[6] Цыт. по: Талалай М.Г. Монах, историк, поэт. К 100-летию со дня смерти архимандрита Пимена (Благово) // Русская мысль, Париж № 4188. 11.09.1997. - С. 16.

[7] Талалай М.Г. Монах, историк, поэт. К 100-летию со дня смерти архимандрита Пимена (Благово) // Русская мысль, Париж № 4188. 11.09.1997. - С. 16.

[8] Письмо от 30 июля 1886 г. – РГБ, ф.35, карт. 1, ед.13.

[9] Ф. 548 карт.8, ед.89. Победоносцев, Константин Петрович.

Письма к Пимену (Благово). От 5 марта 1890г.

 

Литература:

1. Д.Д. Благово. Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений. – Ленинград: «Наука», 1989.

2. Д.Д. Благово. Инок. – М.: Николо-Угрешский Ставропигиальный монастырь, 2005.

3. Талалай М.Г. Монах, историк, поэт. К 100-летию со дня смерти архимандрита Пимена (Благово) // Русская мысль, Париж № 4188. 11.09.1997.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: