Общая характеристика Отдела Античного мира ГЭ




Отдел Античного мира – один из старейших в Эрмитаже. C 1805 года античные собрания, как и штат сотрудников, входили в состав I и II отделений Императорского Эрмитажа. В 1863 году, во время реформы штата, было учреждено Отделение древностей. С 1919 года оно подразделялось на Отдел греко-римских древностей и Отдел археологии Юга России. В 1930 году подразделение было преобразовано в Отдел античного общества, а с 1941 года именуется Отделом Античного мира.
Формирование античных собраний началось задолго до оформления музея, в эпоху Петра I – по распоряжению императора в 1719–1720 годах были приобретены первые в России античные скульптуры, в том числе статуя Венеры Таврической. (у папы Климента XI) Во второй половине XVIII века, благодаря страстному увлечению коллекционированием императрицы Екатерины II, создается ядро античных собраний – коллекция резных камней, приобретенных у знатных европейских и русских семей, герцога Л.-Ф. Орлеанского, семьи Медичи, Л. де Бретейля, Ж.-Б. Казановы, П. Кроза а также коллекция античных скульптур, купленная у Дж. Лайд Брауна в 1785–1787 годах. Важной вехой в истории классических древностей стало открытие публичного музея, для которого в 1852 году по приказу императора Николая I был построено специальное музейное здание – Новый Эрмитаж. По замыслу архитектора Лео фон Кленце отделка интерьеров соответствовала тематике представленных памятников. В залы Эрмитажа переместили антики из царских резиденций, а также коллекции, купленные у Пицатти, Демидовых, Лаваль. В 1861 году, с поступлением коллекции Дж.-П. Кампана, классические древности Эрмитажа достигли европейского уровня собраний; античность заняла все залы первого этажа здания Нового Эрмитажа. Помимо покупок, важным источником пополнения античных коллекций с начала XIX века стали археологические раскопки в греческих городах-колониях на побережье Черного моря. В 1859 году была учреждена Императорская Археологическая комиссия, в задачу которой входило руководство раскопками, подготовка отчетов, научная публикация памятников и распределение находок, лучшие из которых поступали в Эрмитаж. Окончательный облик собрания приобрели в послереволюционный период (1920–1930-е), когда происходит централизация коллекций, в отдел поступают антики из национализированных частных собраний, пригородных музеев-дворцов, музеев Академии художеств, Академии наук, Центрального училища технического рисования (А.Л. Штиглица) и других музеев.

Сегодня эрмитажная коллекция классических древностей насчитывает свыше 170 000 предметов, наиболее значительными являются собрания расписных ваз, резных камней, античной скульптуры, археологических памятников Северного Причерноморья, античных ювелирных изделий, терракот и предметов из бронзы. Экспозиции античного искусства размещены в двадцати двух залах, они занимают весь первый этаж здания Нового Эрмитажа и Сивков переход. С 1998 года и по настоящее время отдел реализует программу реконструкции постоянных экспозиций, в рамках которой проведена реставрация интерьеров и реконструкция экспозиций двадцати галерей. Особенность экспозиционной программы – сохранение стиля музея XIX века, неоклассическая стилизация в создании новых постоянных выставок античного искусства в Новом Эрмитаже, разработка экспозиций на основе новейших научных и реставрационных открытий.
В отделе работает 6 археологических экспедиций: Березанская, Античная комплексная, Мирмекийская, Нимфейская, Херсонесская и с 2006 г – Стабианская, 1 российская экспедиция в Италии.

 

- Экспозиция находится в здании Нового Эрмитажа (Лео Кленце – Николай I посетил в Германии музеи построенные по проектам этого архитектора. Ему понравилось и он сделал заказ). Проектировал зад 2 этажа в дворцовом

1й этаж в стиле неогрек. Стены облицовка мрамором –стилистика стен храма Рима Греции, в кач архит элементов пилоны или колонны. Потолки росписи античного характера или лепнины. Полы каменные, мозаика или рисунок из цветного камня. Стиль определялся собственными предпочтениями. тогда 3 зала было посв античности. Теперь все эти залы

Уникальность – все интерьеры аутентичны их реставрируют в соответствии с историческим обликом (1852 г)

Состав

- античные скульптуры, вооружение, стекло, бронзы, изделия из серебра, античные мозаики, терракоты, эпиграфические памятники, ювелирные изделия, глиптика, вазы, нумизматика, древнеримский скульптурный портрет, саркофаги, греч золото (найдены на юге России в Крыму)

 

Начало формироваться рано - в 18 в. русские императоры приобретали античные памятники

Петр I - 80 античных бюстов (гл Венера)

Екатерина II- 1783-1784 Лайд Браун – античн пам-ки (260) для украшения Царского села

Для украшения загородных резиденций, в кол сосуды, хранились в Таврическом дворце и Академии художеств

Лучшие переместили в Новый Эрмитаж после открытия

1852 графини Лаваль и герцога Кампано 1861-1862 (подняла уровень до мирового)

 

Состав: скульптура, рельефы, глиптика, вазы, ювелирное искусство, бронза, живописи античной нет

 

Зал эллинизма (121) в осн римская скульптура, есть по греческим лекалам, греч монеты, серебро, ювелирные украшения, терракота, украшения (Танагра – город, где нашли), кот клали в могилы для сопровождения в загробном мире. Статуэтки попали благодаря Сабурову.

+ Два зала (открыли в 2017) – резных камней. 15 в до н. э и в 5 в. камни с углублёнными изображениями (в качестве печатей), с к. века начинают резать камеи – с выпуклыми изображением.

Камея Гонзага, [1](3 в. до н. э.) названая так по имени ее владельцев - мантуанских герцогов Гонзага, является одним из самых прославленных шедевров античности. В глиптике (искусство миниатюрной резьбы на цветных минералах) выпуклые изображения - камеи - появились в эпоху эллинизма (конец IV - I в. до н.э.). Центром их производства стала Александрия в Египте. Неизвестный александрийский мастер III в. до н.э. на крупном куске арабского сардоникса вырезал парный портрет обожествленных правителей Египта Птолемея II Филадельфа и его жены и сестры Арсинои II. Резчик, как и поэт Феокрит, уподобил супругов "владыкам Олимпа", брату и сестре Зевсу и Гере, заключившим "священный брак". Мужественное с патетическим выражением лицо царя контрастирует со спокойным, классически правильным профилем Арсинои. Мастер обыграл все живописные возможности камня: оба лика он вырезал в среднем светлом слое агата, из-под которого просвечивает третий, сероватый, слой - фон, поэтому лицо Арсинои кажется затененным. Волосы, шлем и эгида Птолемея-Зевса помещены в верхнем, коричневом, слое камня, светлые вкрапления которого использованы для изображения розетки на шлеме, а также голов Медузы и Фобоса (персонификация Ужаса) на эгиде. Крупные камеи из агата, материала более твердого, чем сталь, делали не один год, и работа стоила очень дорого. Камея Гонзага свидетельствует о роскоши птолемеевского двора.

Зал 127 – Зал Августа

Культура Рима с 1 в до н. до 1 в н. э время правления Октавиана Августа Цезарь внучатый племянник Кая юлия Цезаря

Из Кампаны 1861-1862 – 1 в н.э.

Статуя императора Октавиана Августа в образе Юпитера

Обожествлённый Август – в образе Юпитера – тело идеально (в греч трад), лицо портретно но идеализировано.

Помпеянский зал 129

Зал декоративно прикладного искусства Рима – благодаря росписям на стенах и потолке носит название Бронзовая утварь, украшения погребальные. Сосуды, столовые, некоторые найдены в Помпеях

Двадцатиколонный зал (130) Идея Кленце – древний храм. Общий вид зала с двумя рядами монолитных колонн из сердобольского гранита создает впечатление греческого храма. Капители колонн, кессонированный потолок и стены покрыты росписью, мотивы которой восходят к декору античных ваз. Пол в подражание античной традиции выполнен в технике каменной мозаики; шкафы из карельской березы и амаранта были специально спроектированы для экспонирования ваз. На экспозиции представлена коллекция искусства Древней Италии конца IX-II в. до н.э., в основном это вазы из Этрурии и областей Южной Италии. Раньше назывался зала раскрашенных ваз

В основном этрусские вазы.

Гидрия. 'Царица ваз' Создано: Южная Италия. IV в. до н.э. (собр Кампана) греч работы но сделана в Италии, украшены лепниной. Русский писатель Григорович назвал царицей.

Одним из самых замечательных произведений керамики Великой Греции несомненно является большая гидрия, широко известная как "Царица ваз". Эта ваза с узкой шейкой и яйцевидным туловом почти сплошь покрыта черным лаком. Край отогнутого венчика украшен поясом позолоченных ов (яйцевидным орнаментом). Тулово, за исключением узкого пояса, сплошь декорировано узкими вертикальными ребрами; покрытые блестящим лаком, они напоминают отделку металлических сосудов. Пояс на тулове украшен рельефами, изображающими грифонов, львов и пантер. Однако главным украшением вазы является рельефная композиция на плечиках сосуда, изображающая божества преимущественно элевсинского круга. Мы видим мать олимпийских богов Рею, богиню подземного царства Гекату с факелом в руке, бога земледелия Триптолема на колеснице, запряженной крылатыми змеями, юного Диониса с тирсом в руке, богиню земледелия и плодородия Деметру, божество подземного царства Евбулея, Афину, сидящую на скале, Артемиду с двумя факелами в руках и Афродиту. Все эти фигуры были вначале вылеплены из глины, а затем приклеены жидкой глиной к сосуду. Они богато украшены белой, синей и пурпурной красками, а также позолотой. Мотивы этих изображений восходят к ряду скульптурных оригиналов IV в. до н.э. Однако нужно отметить, что своеобразная замена рисунков раскрашенными барельефами могла быть также связана со стремлением вазописцев идти в ногу с достижениями монументальной живописи, заимствуя свойственные ей объемно-пластическую моделировку и богатство колорита.

Зал колыванской вазы (128) [2] По первоначальному замыслу архитектора Лео фон Кленце зал должен был стать главным вестибюлем императорского Нового Эрмитажа. Перекрытый сводом с лепным декором, зал украшен арочными лоджиями и колоннами белого мрамора. Стены облицованы искусственным мрамором, до возведения которых в зале была установлена Колыванская ваза из яшмы высотой 2,57 м. и весом 19 т. (арх. А.И. Мельников, 1843 г., Колыванская фабрика). Здесь представлены памятники эпохи императоров Траяна и Адриана (конец I - II в.) - часть великолепного собрания римского скульптурного портрета. Вакх

ЗАЛ № 107 Зал Юпитера.

Зал Юпитера входит в анфиладу музейных залов Нового Эрмитажа, возведенного в1842-1851 гг. по проекту Лео фон Кленце. Стены и пилястры облицованы зеленым искусственным мрамором (стюком), своды декорированы лепниной. В оформление потолка включены медальоны с портретами знаменитых скульпторов. В зале размещена экспозиция римской скульптуры. На панораме можно видеть один из шедевров коллекции – портрет императора Люция Вера (имп. с 161 г.), соправителя Марка Аврелия (161-180 гг.). Бюст и статуя последнего также представлены в этой части зала. Статуя Марка Аврелия представляет большой интерес как памятник истории реставрации, собирательства и вкуса своего времени. Она состоит из разновременных частей: торс выполнен в XVIII в. в Италии и восходит к изображениям типов греческих атлетов, «портретная» голова создана римским мастером во II в. Заслуживает внимания саркофаг конца II в. со сценами из истории о Федре и Иполлите, выполненными в высоком рельефе.

16 тонн самая большая статуя в кол.

Шедевры:

Портрет сириянки, (2 в.)проработаное лицо. Пластика глаза, индивидуальны и исполнены экзотического шарма. Кажется, что на губах «Сириянки» блуждает улыбка, которая меняется в зависимости от ракурса и освещения портрета. Тонкая моделировка придает лицу необычайную живописность, которая выделяет этот памятник на фоне известных шедевров эпохи Антонинов. Сложная высокая прическа соответствует моде 60-х гг. II века

Бюст императора Люция Веры (2 в.) Портрет Люция Вера (130-169, император с 161), соправителя императора Марка Аврелия (161-180), призван олицетворять военную мощь Рима. Люций Вер представлен в образе полководца после Парфянского триумфа (165). Он одет в тунику и панцирь, украшенный рельефом - с маской Медузы на груди и перуном на надплечниках. Энергичный поворот головы, широко расправленные плечи придают его облику уверенность и силу. Портрет отличается виртуозным мастерством исполнения: отполированный мрамор тонко моделированного лица контрастирует с завитками бороды и локонами прически, тщательно исполненными с помощью бурава. Античный автор сообщает, что Люций Вер "так заботился о своих золотистых волосах, что посыпал голову золотыми блестками, чтобы волосы у него еще более отливали золотом". Выражение самодовольства подтверждает слова биографа императора: "В противоположность следовавшему правилам философии Марку Аврелию, Люций Вер отличался распущенностью нравов и чрезмерной склонностью к разгульной жизни". Сохранилось много его портретов, из которых эрмитажный бюст - шедевр официального искусства II в.

Портрет императора Филиппа Араба Древний Рим, Середина III в Филипп Араб (ок. 204-249, император с 244) - выходец из варварской среды. В борьбе за власть он опирался на войско и использовал любые средства - от клеветы до убийства. Расправившись в 244 г. с императором Гордианом III (238-244), Филипп стал главой государства, и при нем в 247 г. праздновали тысячелетие Рима. Император изображен облаченным в тунику и тогу, прямые складки которых не передают фактуру ткани. Условно, короткими насечками трактованы волосы и борода. Черты лица обобщены. Поверхность бюста лишена тонкой моделировки. Однако сходство с оригиналом грубого, как бы обветренного в походах, лица не вызывает сомнений. Асимметрия черт придает особую живость выражению, в котором воля и жестокость соединились с настороженностью и затаенной тревогой. Упрощенный и экспрессивный пластический язык появился в римском искусстве под влиянием варварской периферии и отвечал вкусам новых владык империи.

Портрет императора Бальбина Портрет Бальбина принадлежит к группе портретов III в. так называемых "солдатских императоров". Бальбин находился у власти в 238 г. По словам античного автора, в тот момент он был необходим государству "ввиду мягкости своего характера и безупречности своей жизни, которая с детских его лет вся прошла в занятиях наукой и литературой". Однако "нет возможности держать в узде воинов, если душа их полна ненависти". Император, избранный сенатом и ставший неугодным солдатам, был убит. Портрет Бальбина - один из шедевров эрмитажной коллекции. Неизвестный скульптор показал императора в трагический момент его жизни. По-римски реалистично передано немолодое лицо, полные обрюзглые щеки, резкие морщины на лбу, безвольный асимметричный рот. Особое внимание уделено глазам с усталым и рассеянным взглядом. Поверхность бюста тщательно проработана, но появились новые приемы в обработке мрамора - это условная передача волос короткими насечками, нанесенными ударами шпунта.

Зал эллинизма –зал 109 Зал Диониса в Новом Эрмитаже создан для выставки древней скульптуры. Его стены отделаны темно-красным стюком (искусственным мрамором), на фоне которого эффектно выделяются мраморные статуи. Римская декоративная скульптура, в основном повторявшая греческие образцы, некогда украшала сады, библиотеки, галереи и портики. Название залу дала большая статуя Диониса (II в.) входившая в коллекцию императрицы Екатерины II в Царском Селе. Особого внимания заслуживают статуи силена Марсия (вторая пол. III в. до н.э.) и Афродиты - так называемой " Венеры Таврической" [3](II в.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: