античные скульптуры северного Причерноморья




крупное собрание античной скульптуры, найденной в греческих городах-колониях на Юге России. Значение южнорусских памятников очень велико: искусство этого региона в музеях западной Европы и США практически не представлено; наряду с собраниями в Москве, Керчи, Херсонесе, Киеве, Одессе, коллекция Эрмитажа помогает понять особенности античной культуры региона, расположенного на периферии античного мира.

Первые памятники коллекции начали поступать в Эрмитаж в конце XVIII – начале XIX века, это были предметы, обнаруженные при строительных работах или в результате случайных раскопок. Позже археологические исследования Северного Причерноморья получили более систематический характер, и к середине XIX века, с открытием Императорского Эрмитажа, причерноморские находки экспонировались уже в особом, Керченском зале.

Новый этап в исследовании начался с создания в 1859 году Археологической комиссии, на которую было возложено руководство раскопками в России, издание отчетов и распределение по музеям найденных вещей, лучшие из которых по-прежнему поступали в Эрмитаж. В советский период, в 1930-х и 1960-х годах, были учреждены основные античные экспедиции, ставшие важным источником пополнений коллекций. Сейчас Эрмитажная коллекция античной скульптуры, происходящей из Северного Причерноморья, насчитывает более 1000 памятников. Эти находки происходят из Ольвии, Херсонеса, Фанагории, Тамани, Боспорского царства, то есть главных центров. Самый ранний памятник собрания датируется VI веком до н. э., самый поздний – серединой IV века. На месте древних Пантикапея, Фанагории, Гермонассы, Горгиппии, Танаиса и других поселений были найдены многочисленные постаменты с надписями, рассказывающие о статуях богам, правителям, римским императором и членам их семей. В раскопках общественных и частных зданий найдены произведения мелкой пластики, посвятительной и культовой, на территории некрополей – надгробные рельефы и статуи. Памятники изготавливались из очень разных материалов – бронзы, мрамора, местного известняка, гипса, полудрагоценных камней и даже стекла. Подавляющее большинство скульптур импортировались из метрополии, однако часть монументов создавалась в местных мастерских, в особенности это касалось массовой продукции. На первых порах культура колонистов, переселившихся на северные берега Черного моря, носила чисто эллинский характер. Архаическая и раннеклассическая скульптура в коллекции немногочисленна. Из наиболее ранних произведений строгого стиля заслуживает внимания надгробие с головой юноши, которое относится к ионийской школе. Пример культовой пластики – голова Кибелы, созданная греческим скульптором V века до н. э. под влиянием работавшего в Афинах Агоракрита. С IV века до н. э. и в эпоху эллинизма начался подъем художественного творчества Северного Причерноморья. Произведения монументальной скульптуры этого времени были найдены практически во всех античных центрах: в Пантикапее – статуя Диониса и торс «Боспорского царя », в Херсонесе – голова юноши стиля Скопаса, в Ольвии – голова патетического бога. Колоссальный торс «Боспорского царя», обнаруженный в Пантикапее в 1800 году, близок статуе Мавсола, правителя Карии IV века до н. э. Хотя на Боспоре отсутствуют монументы, подобные Галикарнасскому Мавсолею, памятники говорят о том, что боспорских царей, как и малоазийских правителей, уже на раннем этапе изображали в виде богов. Эта особенность согласуется с устойчивой традицией героизации, которая сохранилась на Боспоре до позднейших времен. Статуя правителя относится к малоазийской художественной школе, сохранившей тесную связь с афинскими мастерами. В IV веке до н. э. была изваяна статуя Диониса из Пантикапея, выполненная под влиянием стиля Праксителя. Эпоха эллинизма отмечена изменениями во всех направлениях искусства, аналогично античному искусству Средиземноморья. Афины утратили первенство, возникли новые художественные центры, поставлявшие продукцию во все уголки Античного мира. Произведения Александрии и Пергама появились на северном побережье Черного моря, через посредство Родоса, или благодаря прямым контактам. Влияние художественных течений эллинизма сказалось на изменении стиля мраморной скульптуры. Эллинистическая скульптура Ольвии тяготела к приемам Александрийской школы в живописности, нежной мягкой проработке форм. Пример Пергамского стиля – голова Митридата VI Евпатора, возможно, выполненного мастером-греком на Боспоре (см. раздел Эллинистическая скульптура). Последний, римский, период античных городов Северного Причерноморья стал временем расцвета портрета, что наглядно показывают памятники эрмитажной коллекции. Широкую известность приобрел бронзовый портрет боспорской царицы, выполненный в 30-х годах н. э. Памятник представляет собой причудливую смесь эллинистических, восточных и римских черт. Царский эллинистический по духу благодаря харизматичности образа правителя, он исполнен восточной торжественности и символизма. Возможно, мастер, создавший бюст, имел отношение к художественной традиции северной Сирии. Две парных надгробных статуи, найденные в Керчи, были выполнены в Малой Азии. Композиция скульптуры мужчины повторяет распространенный мотив погребальной пластики Греции, но его живое ассиметричное лицо и густая шапка волос, напоминающая прически боспорян на надгробиях, – всецело местный элемент. Негреческая деталь одежды – шаровары, заправленные в мягкие сапожки. Со II века до н. э. до II века н. э. на Боспоре в большом количестве производились надгробные рельефы из местного известняка, где физиономия боспорского стиля проступила наиболее отчетливо. Эти черты – суммарность, неподвижность – часто соединяются с обстоятельностью изложения и «наивным» реализмом. В общей массе боспорские рельефы неоднородны; исследователи признают разные источники влияния, в первую очередь, аттическое и малоазийское. На этом фоне, однако, ясно выделяется группа местного стиля. Тематика рельефов повторяет погребальные мотивы, известные во всей античной ойкумене. Это сцена прощания умершего с его близкими, «загробная» трапеза, основная идея которой заключается в приобщении умершего к героям, сцена выезда всадников. Своеобразные черты искусства региона, сложившиеся в результате адаптации традиции, нашли продуктивное продолжение в искусстве поздней античности и раннего Средневековья.

- античное стекло

В собрание античных изделий из стекла, которое насчитывает около 3000 предметов, входят экспонаты, поступившие из частных собраний графов Шуваловых, графов Строгановых, А. А. Бобринского и других, а также из Центрального училища технического рисования (А. Л. Штиглица) и Русского археологического института в Константинополе. Следует упомянуть покупки у римского антиквара А. Пиццати и его парижского коллеги М. Сиваджана, а также у российских коллекционеров античных памятников Ю. Х. Лемме и А. В. Новикова. Важнейшую часть собрания представляют собой предметы, найденные при раскопках древнегреческих городов-колоний в Крыму и Побужье (Пантикапея, Нимфея, Херсонеса, Ольвии). Помимо самой разнообразной посуды – кувшинов, чаш, тарелок, бутылей, стаканов, флаконов – сюда входят такие изделия из стекла, как бусы, вставки в перстни, ложечки, витые палочки, пронизи в виде мужских голов и даже портретная женская головка.

Ранние античные изделия (конца VI – V века до н. э.), главным образом, миниатюрные флаконы для благовоний, создавались из непрозрачного стекла, такого, какое производилось на Древнем Востоке, в Месопотамии и Египте еще во 2-м тысячелетии до н. э. Оттуда же была заимствована и так называемая техника сердечника: на металлический прут надевали впоследствии удалявшийся сердечник, глиняную болванку в форме будущего сосуда, на которую накручивали жгуты горячего стекла; соединяясь, они создавали стенки сосуда, которые затем украшали зигзагообразными орнаментами, чаще всего из желтых, бирюзовых и белых стеклянных нитей. Подражание формам сосудов из драгоценных металлов привело к применению в стеклоделии техники литья в форме. Остывшую отливку с помощью полировки и резьбы украшавших ее орнаментов превращали в изысканное произведение искусства. Требовавшая особой виртуозности мозаичная техника, распространившаяся в I веке до н. э., дала возможность создавать чаши, флаконы и ожерелья, по разнообразию колористической гаммы и узоров выдерживающие конкуренцию с изделиями из агата и яшмы, и даже превосходящие их в нарядности, благодаря использованию золотой фольги. В основе такой техники лежало использование заготовок, представлявших собой пучки сваренных вместе разноцветных стеклянных «стволиков», образовывавших в сечении нужный узор. Разогретую заготовку после растягивания разрезали на поперечные пластинки, которые укладывали в форму, заполняя свободное пространство толченым стеклом нужного для фона цвета. Нагретое вновь стекло заполняло форму, подвергаясь прессовке; после остывания окончательно обрабатывали полировкой. Такие изделия очень ценились. Коренной переворот в стеклоделии произошел в середине I века до н. э. и ознаменовался изобретением стеклодувной трубки, инструмента для свободного выдувания, который позволял превращать в кувшины, бутыли и другую посуду стеклянный пузырь, полученный из горячей заготовки благодаря вдуванию в нее воздуха. С этого момента стекло обрело тонкость и прозрачность. Мастерские стеклодувов распространились по всей территории Римской империи и за ее пределами. В Сирии они специализировались на выдувании в форме, негативной разборной матрице из глины или камня. Такая техника разрешала не только изготавливать предметы с рельефными декором и надписями, но также создавать самые разнообразные фигурные сосуды или повторять их, меняя цвет и детали, такие как венчики, ножки или ручки, которые дорабатывались вручную. Самые поздние изделия, датирующиеся IV–V веками, происходят из мастерских Египта и Сирии. Исключение составляет дно сосуда с изображением семейного портрета римского производства. Наиболее важные экспонаты выставлены в зале 127 (зал Августа) и в залах 115–117 (искусство античных городов Северного Причерноморья).

- античные бронзы

Коллекция античного металла Государственного Эрмитажа – 1 из лучших в мире после собраний Лувра и Британского музея. Она охватывает период с середины 2-го тысячелетия до н. э. и до самого падения античной цивилизации в V веке н. э.

Главную ценность собрания, насчитывающего около 3000 предметов, представляют изделия мастеров Древней Греции, доримской Италии (до начала III века до н. э.) и Древнего Рима. Лучшие из них экспонируются в залах архаики, Двадцатиколонном, эллинизма, Августа и Помпеянском. Основная часть коллекции поступила в XVIII веке (из собрания Екатерины II); XIX веке (из раскопок в Помпеях, собраний итальянских коллекционеров А. Пиццати и маркиза Дж.-П. Кампаны, жены французского посланника графини А. Г. Лаваль, графов Голицыных, графа А. Д. Блудова); XX веке (из собраний графов Строгановых и Кабинета древностей Русского археологического института в Константинополе). Состав и качество коллекции Государственного Эрмитажа позволяют проследить различные этапы в развитии античного искусства вообще и бронзовой пластики в частности. В коллекции представлены многочисленные статуэтки, портреты, художественно исполненные вазы, фигурные украшения, зеркала, предметы наступательного и оборонительного вооружения, украшения конской упряжи, предметы быта (светильники, домашняя утварь, печати, фибулы, весы с гирями и т. п.). Большинство произведений отличается высоким уровнем исполнения, а некоторые просто уникальны. Из произведений древнегреческих мастеров архаического периода наибольший интерес представляют статуэтки юношей (куросов) и девушек (кор), часто являвшихся посвятительными дарами или служивших подставками для различных предметов. Фигурки животных использовались для декоративных и посвятительных целей.

Эпоха классики (начало V – IV век до н. э.) – переломный период в истории греческого искусства. В некоторых произведениях еще обнаруживается смешение, а порой и противопоставление архаических и реалистических черт. В коллекции широко и полно представлены изделия мастеров практически всех народов, населявших Апеннинский полуостров в доримскую эпоху. В эпоху раннего железа (IX–VII века до н. э.) на территории северо-западной Адриатики, как и на Апеннинском полуострове, было широко распространено производство художественных бронз. Характерный образец изделий этого времени – курильница в виде птицы. Древние жители острова Сардиния экспортировали на Апеннинский полуостров и далее, на территорию Европы, изделия весьма характерные для своей культуры, такие как статуэтки воинов и сосуды в виде лодок с бычьими головами.

В конце VIII – VII веке до н. э. на торевтику Средней и Восточной Италии оказывает влияние искусство Востока. Примером такого влияния служат панцирные пластины, украшенные изображениями фантастических животных.

Наступивший во второй половине VI века до н. э. расцвет этрусской торевтики, когда крупнейшим центром бронзового литья становится город Вульчи, дает нам такие образцы художественной бронзы, как треножник с изображениями подвигов Геракла – одно из лучших произведений этрусского бронзового литья этого периода.

Интересный и сложный процесс заимствования этрусками греческих форм доспеха и системы его орнаментации демонстрирует этрусско-коринфский шлем с нащечниками, украшенными фигурами кабанов, который был выполнен, вероятно, также в мастерской города Вульчи.

Монументальная этрусская скульптура из бронзы сохранилась в небольшом количестве. Уникальные произведения этрусской монументальной пластики – крышка погребальной урны, исполненная в виде возлежащего юноши, и часть фигуры химеры, вероятно, стоявшая у входа в гробницу.

В IV–III веках до н. э. крупным центром производства художественной утвари становится город Пренесте (соврем. Палестрина) в Лации, где получает развитие производство ларцов для туалетных принадлежностей (цист) и зеркал с гравированными изображениями – специфическая отрасль этрусской торевтики.

Большая бронзовая фигура этрусского демона также интересна тем, что этрусский мастер исполнил ее под влиянием греческих традиций. Шедевр эрмитажного собрания – портретный бюст неизвестного римлянина эпохи гражданских войн I века до н. э., отождествляемый с портретом Секста Помпея. Хороший образец монументальной бронзовой пластики времени Антонинов являет собой портрет мальчика, по-видимому, Анния Вера – сына императора Марка Аврелия. В императорскую эпоху распространился обычай украшать медальоны-фалары и гири для весов портретными изображениями лиц, родственных императорскому дому. Множество римских бронзовых изделий – предметы домашнего обихода; подобно греческим мастерам, римские торевты помещали на бытовых предметах рельефы или миниатюрные рельефные фигурки, нередко инкрустированные серебром. Коллекция античных бронзовых памятников Государственного Эрмитажа – самая значительная на территории Российской Федерации и по праву занимает одно из ведущих мест среди подобных коллекций крупнейших музеев мира.

Античные терракоты

Эрмитажное собрание античных терракот (изделий из обожженной глины) насчитывает более 3000 экспонатов. Оно включает разнообразные статуэтки и рельефы, всевозможные посвятительные приношения в храмы и погребения. Самая ранняя статуэтка – микенский идол – датируется XIV–XIII веками до н. э., наиболее поздние экспонаты относятся к III веку н. э.

Особенно плодотворными для мастеров-коропластов (греч. кора «девушка, кукла», пластес «лепщик») оказались архаический период и эпоха эллинизма, достойно представленные в нашей коллекции. Складывавшееся на протяжении более чем ста лет собрание условно делится на две части: одна – предметы, поступившие в музей в составе частных коллекций и отдельные приобретения через Экспертную фондово-закупочную комиссию; другая – предметы, найденные во время археологических раскопок, проводившихся на юге России до 1917 года и в советское время.

В 1851 году, к открытию Музея древностей при Императорском Эрмитаже, были приобретены терракоты из собрания итальянского коллекционера А. Пиццати. Особенно ценные коллекции поступили в последней четверти XIX века. Первое место среди них принадлежит собранию графа П. А. Сабурова, который с 1870 года провел около десяти лет в Греции в качестве русского посла. Коллекция другого русского дипломата, А. Д. Блудова, находившегося с 1861 по 1865 год при греческом дворе, также оказалась в Эрмитаже. Попавшие сюда же терракоты из музея Голицыных в основном были куплены в Италии. Многие статуэтки приобретены в составе больших собраний керченских древностей Е. М. Кирьякова, Жюля Лемме, А. В. Новикова. Позднее, в 1926 году, добавились экспонаты из собрания графов Строгановых.

Наиболее важные экспонаты выставлены в залах 111 (архаическое искусство), 121 (искусство эпохи эллинизма), 115–117 (искусство античных городов Северного Причерноморья), 130 (искусство древней Италии).

Вазы Греции

Государственный Эрмитаж обладает крупной коллекцией вазописи Восточной Греции VII – VI вв. до н. э. (несколько сотен целых сосудов и фрагментов). Основную часть их составляют предметы из раскопок в Северном Причерноморье, но некоторые значительные памятники поступили из частных коллекций. Собрание Эрмитажа иллюстрирует все основные явления в истории развития гончарного искусства Восточной Греции. Наиболее ранние произведения – это вазы и фрагменты в стиле «дикого козла» (дикий козел встречается в росписях подобных ваз чаще всех других персонажей). Фрагмент с изображением козла относится к самой ранней фазе развития этого стиля, когда в середине VII в. до н. э. на юге Ионии, в городе Милет только начали производить вазы, расписанные фризами с фигурами животных и орнаментами ориентализирующего стиля. В искусстве Греции ориентализирующий стиль существовал со второй половины VIII до начала VI в. до н. э. Сейчас исследователи считают, что восточногреческий ориентализирующий стиль вазописи зародился в городе Милет, хотя раньше его называли «родосским» или «родосско-ионийским». Ойнохоя из кургана Темир-гора дает представление о средней фазе развития стиля «дикого козла», а амфора-стамнос – о памятниках позднего периода. Своеобразный вариант этого стиля существовал на острове Хиос (уникальный образец хиосской продукции – кубок с фигурой жреца – хранится в Эрмитаже). Вазописцы Восточной Греции применяли для росписи своеобразную технику «пропущенной линии»: фигуры рисовали лаком и оставляли светлыми («пропускали») их внутренние контуры (очертания глаз, мышц, перьев, лепестков и т. д.). Орнаменты в росписях на восточно-греческих вазах так пышны и так плотно заполняют фон, что эти росписи часто называют ковровыми. О мастерстве восточно-греческих художников в области орнамента свидетельствуют уникальные фрагменты тарелок, найденные на острове Березань. В середине VI в. до н. э. в вазописи Восточной Греции стали использовать чернофигурную технику, заимствованную из искусства Коринфа и Афин. Лучшие чернофигурные вазы расписывали во второй половине VI в. до н. э. в Клазоменах, на острове Хиос и в Милете. В Эрмитаже хранятся такие прекрасные милетские чернофигурные вазы как амфора с комастами и фрагмент ойнохои с женской головой. Среди образцов чернофигурной вазописи из Клазомен такие жемчужины эрмитажной коллекции как амфора с оленем. С клазоменской традицией были связаны также северо-ионийские мастерские, откуда вышли аск с осьминогами и ойнохоя с комастами. Со второй половины VI и в V в. до н. э. в Восточной Греции производили расписные вазы с поясками (полосками лака). Местные мастера славились еще и фигурными сосудами – такими как сосуд в форме головы воина и алабастр с женской полуфигурой. В античном собрании Государственного Эрмитажа есть несколько ваз геометрического стиля. Они поступили в музей из разных частных коллекций. Геометрический стиль существовал в искусстве древней Греции приблизительно с 1050 по 700 гг. до н. э. Расписные глиняные вазы этого стиля отличаются строгостью форм и украшены геометрическими орнаментами (отсюда название). Вазы геометрического стиля впервые были найдены в Афинах (Греция, Аттика). Возможно, что геометрический стиль вазописи возник именно там. В истории развития афинского геометрического стиля вазописи различают протогеометрический период (ок. 1050 – 900 гг. до н. э.), а также ранний (ок. 900 – 850 гг. до н. э.), средний (ок. 850 – 760 гг. до н. э.) и поздний (ок. 760 – 700 гг. до н. э.) геометрические периоды. Произведения мастеров каждого из них отличаются характером орнаментов и форм сосудов. В Эрмитаже хранятся среднегеометрический кувшинчик с круглым туловом, изготовленный на островах Эгейского моря, а также произведения среднего и позднего геометрического периода из Афин (пиксиды и крýжки) и из других областей Греции. Афинские вазы дают возможность проследить все фазы развития геометрического стиля и художественную манеру его мастеров. Так же как в бронзовом веке вазы геометрического стиля расписывали в силуэтной технике. Вазописцы просто рисовали кистью силуэты фигур и орнаменты. Круги проводили при помощи циркуля, параллельные линии – инструментом наподобие гребня с несколькими кистями, а концентрические круги – таким же гребнем, соединенным с циркулем. На вазах геометрического стиля встречаются изображения людей и животных – примером тому служат кружка с птицами и ойнохоя с лошадкой. Сосуды украшали не только росписью, но и лепными фигурами. В Эрмитаже хранится фигурка лошади, некогда помещавшаяся на крышке афинской пиксиды. Под влиянием искусства Афин вазы геометрического стиля начали создавать в других районах Греции. В мастерских на островах Эгейского моря была расписана двуручная чаша, некогда находившаяся в коллекции Генриха Шлимана, а в Беотии были созданы кратер с птицами и ойнохоя. Вазы древнего Кипра из коллекции Государственного Эрмитажа (их около полусотни) - это характерные образцы эпохи античного керамического искусства, приобретенные и полученные в дар от частных собирателей и официальных лиц Республики Кипр.

Около двух десятков ваз поступило из коллекции Русского археологического института в Константинополе. Основная часть памятников относится к первой половине I тысячелетия до н.э. В этот период сосуды, как правило, изготавливали на гончарном круге, а не вручную, как раньше. В результате, они стали стройнее, но однообразнее по форме. До середины VIII в. до н.э. в росписях преобладали геометрические узоры. Один из самых характерных - группы концентрических кругов. Во многих городах Кипра работали мастерские, где производили глиняные сосуды разных форм и размеров, покрытые светлой облицовкой. В коллекции Государственного Эрмитажа представлены образцы обеих основных групп кипрской керамики - вазы с росписью по белому фону, исполненной темно-коричневой краской, и вазы с двухцветной росписью, в которой встречаются красная и черная краски. Двухцветная вазопись развивалась в мастерских разных художественных центров Кипра с конца II тысячелетия до н.э. В Эрмитаже есть сосуды с двухцветной росписью архаического времени (второй половины VIII - начала V в. до н.э.), а также более ранняя амфора кипрского геометрического периода. Несколько небольших сосудов дают представление о продукции тех мастерских, где, подражая ближневосточным ремесленникам, делали вазы с красной облицовкой и росписью черной краской. Во второй половине VIII и в VII вв. до н.э. вазопись Кипра переживала период наивысшего расцвета. Гончары производили множество сосудов с двухцветной росписью: большие амфоры, кувшины самых разнообразных форм и размеров, блюда, чаши и вазы иных форм. Чаще всего их украшали линейными и геометрическими орнаментами. Однако самые роскошные росписи включают растительные узоры, фигуры людей и животных. В Эрмитаже хранится один из шедевров подобного рода - ойнохоя с изображением богини и лучника.

Глиптика

Коллекция глиптики эпохи Августа и Римской империи насчитывает несколько тысяч экспонатов и составляет основу коллекции античных резных камней. Камеи и инталии этого периода (I век до н. э. – IV век н. э.) экспонируются в залах Августа (127) и Помпеянском (129) Нового Эрмитажа, некоторые предметы представлены в Золотой гостиной Зимнего дворца.

Собрание начало формироваться в конце XVIII века при Екатерине II, которая приобретала геммы у знаменитых европейских коллекционеров, ученых и антикваров, а также представителей знатных родов, например герцога Луи-Филиппа Орлеанского и советника Сен-Мориса (Париж), директора Академии художеств Ж.-Б. Казановы (Дрезден), хранителя Кабинета древностей Ж. де Франса (Вена). При Александре I в XIX веке в музей поступили коллекции русского дипломата Н. Ф. Хитрово и сотрудника русского посольства в Вене Ж.-Б. Маллиа, чуть позже – геммы дипломата Д. П. Татищева и графа Л. А. Перовского. В XX веке собрание Эрмитажа пополнили национализированные коллекции графов Строгановых и князей Юсуповых, завещанные музею геммы московского минералога Г. Г. Лемлейна, а также предметы из раскопок на юге России.

Коллекция гемм эпохи Августа и Римской империи характеризуется большим разнообразием форм, техник, сюжетов и пород минералов. В I веке до н. э. в Рим переезжают знаменитые резчики из Греции, Александрии, Малой Азии, что обусловило особый интерес к произведениям глиптики и привело к расцвету этого вида искусства. Стало модным не только украшать все пальцы перстнями с геммами, но также и владеть собственной коллекцией гемм. Особенную популярность в это время получают выполненные в камне индивидуальные и групповые портреты как частных лиц, так и представителей правящих династий (например, камея с изображением Августа, Ливии и Нерона). Их использовали как личные или официальные печати, а также в качестве награды, знака особого расположения и доверия, или подтверждения особых полномочий и символа политической лояльности; при этом нередко портреты снабжались дополнительными эмблемами, намекавшими на отдельные события или особенно значимые понятия (например, камея с аллегорическим изображением победы Августа при Акциуме). Символика в целом становится все более популярной. Зачастую все поле геммы в эпоху Римской империи занимают знаки и эмблемы, буквы, слова и надписи, имевшие особый смысл для владельца. Такие инталии принято называть гностическими геммами или магическими амулетами. Они были предназначены для защиты и охраны хозяина от злых сил, привлечения божественного покровительства, получения красоты, богатства или здоровья. Подобные геммы представляют собой любопытный образец синкретизма, где тесно переплетены народные верования, доктрины различных религиозных сект, астрология и бытовая магия (например, амулет с изображением богов – покровителей планет). Наряду с изображениями исторических персонажей и магических символов в римской глиптике нередко встречаются мифологические сюжеты и сцены, созданные под влиянием знаменитых литературных, живописных и скульптурных источников. Это могут быть изображения всего одной фигуры или даже только головы либо пышные многофигурные композиции, украшающие поверхность камня любой формы и размера (например, камея с изображением вакханки, сатира и амура). В технике изготовления произведений глиптики можно отметить сохранение старых традиций и приемов. Это отразилось в широком распространении камей и инталий, а также возросшей популярности миниатюрной круглой скульптуры из цветного камня. Наряду с этим происходит изобретение нового приема – так называемых выпуклых гемм (например, гемма с изображением Гелиоса). Эрмитажная коллекция глиптики эпохи эллинизма насчитывает несколько сотен экспонатов и является одной из лучших в мире. Геммы этого периода (конец IV века до н. э. – I век н. э.) позволяют проследить основные этапы развития и художественные направления в развитии камнерезного искусства. Около 200 камей и инталий экспонируются в зале 121 (эллинизма) Нового Эрмитажа, некоторые предметы представлены в Золотой гостиной Зимнего дворца.

Собрание эллинистической глиптики Эрмитажа при помощи советников и консультантов императрицы Екатерины II в основном сложилось уже в XVIII веке. До нее владельцами предметов были знаменитые европейские коллекционеры, ученые и антиквары: Доменико Гримани (Рим и Венеция), Якопо Нани (Венеция), Фульвио Орсини (Рим), герцог Луи-Филипп Орлеанский и Пьер Кроза (Париж), лорд Беверли (Англия), директор Академии художеств Ж.-Б. Казанова (Дрезден), хранитель Кабинета древностей Ж. де Франс (Вена), а также принцесса Елизавета-Шарлотта Палатинская (Баварская), императрица Жозефина Богарне и многие другие; русские коллекционеры дипломаты Д. П. Татищев и Н. Ф. Хитрово, княгиня Е. И. Голицина, камергер А. С. Власов. Некоторые образцы происходят из археологических раскопок в Северном Причерноморье.

Античная глиптика в эпоху эллинизма переживает небывалый подъем. Походы Александра Македонского, освоение новых территорий, знакомство с другими культурами отразилось и в искусстве резьбы на камне: расширяется тематика и техника резьбы. Именно в этот период традиционные инталии (геммы с углубленными изображениями) дополняются новым изобретением – камеями с выпуклыми рельефами, которые стали своеобразной «живописью в камне», поражающей зрителя красотой и изяществом. Пластические свойства скульптуры и колорит картины теперь сливаются воедино в одном произведении – камее. Эрмитажное собрание эллинистических камей позволяет ярко продемонстрировать гармоничное сочетание природных свойств минерала сардоникса – многослойного агата – и виртуозной резьбы, с помощью которой мастера достигали тончайших цветовых нюансов и светотеневых эффектов.

Особого внимания заслуживают получившие необычайно широкое распространение в эпоху эллинизма портреты обожествленных правителей и полководцев, их супругов и детей (Александра Македонского, царей из рода Птолемеев, Клеопатры, Береники, Арсинои). В центре зала 121 можно увидеть шедевр коллекции Эрмитажа – камею Гонзага с парным профильным портретом Птолемея Филадельфа и Арсинои.

Наряду с изображениями исторических персонажей резчики большое внимание уделяют мифологическим сюжетам и сценам, созданным под влиянием знаменитых литературных или живописных источников (например, воспитание Ахилла, суд над Орестом, Персей и Андромеда, Орфей с лирой, Ганимед с орлом). При этом встречаются как виртуозно-лаконичные изображения всего одной фигуры или бюста (камея с изображением головы Зевса в профиль), так и пышные многофигурные композиции, украшающие поверхность камня любой формы, размера и конфигурации (миниатюрная амфора «Аллегория могущества любви»). Большая часть экспонатов коллекции отражает религиозные предпочтения эпохи, где важное место занимают изображения божеств, ставших особенно популярными в этот период или заимствованных из негреческих культов (Эрот, Психея, божества Дионисийского круга, Эос, Ника-Виктория, Гигиейя, Серапис).

Одним из достижений глиптики эпохи эллинизма, связанным с освоением новых территорий, стало использование новых видов минералов, привезенных с Востока. Очень ярко и эффектно выглядят инталии, исполненные на полупрозрачных камнях – гранатах (альмандинах), сардах, бериллах, аметистах, – когда цвет, прозрачность, игра света природного материала гармонично сочетается с тончайшей виртуозной резьбой.

Инталии, служившие в качестве личных печатей, амулетов, украшений, тематикой изображений тесно связаны с религиозными представлениями и эстетическими предпочтениями эпохи. Огромное количество инталий украшают портреты реальных исторических персонажей – правителей и полководцев (Александр Македонский, Митридат Евпатор). Не менее популярны, как и на камеях, были сцены мифологического содержания и изображения богов и богинь, наиболее «актуальных» для этого периода (Фортуна, Исида, Зевс-Аммон, нимфы Галены). Наибольшее распространение получили сюжеты с сатирами, менадами и Дионисом, культ которого находился под официальным покровительством при многих эллинистических дворах, особенно в Египте, когда Птолемей XII провозгласил себя «Новым Дионисом».

Коллекцию эллинистических гемм Эрмитажа дополняют монеты и металлические перстни с резными изображениями, выполненные, как правило, из бронзы или золота. Считается, что штампы для отливки монет и подобных перстней также выполнялись резчиками по камню. Поэтому часто можно проследить общие черты между произведениями глиптики и изделиями из металла.

Эрмитажная коллекция краснофигурной аттической керамики представляет основные этапы развития техники от ее зарождения до упадка. Это произведения, создававшиеся аттическими гончарами и вазописцами с последней трети VI и до середины IV в. до н.э. Коллекция включает в себя более 2000 краснофигурных аттических ваз и фрагментов, лучшие из которых экспонируются в зале Архаики (№ 111), Афины (№ 112) и Овальном (№ 113), а также залах искусства Северного Причерноморья в здании Нового Эрмитажа. Ядро основного собрания составляют вазы, поступившие в музей в XIX – начале XX вв. из коллекций итальянских собирателей – доктора медицины Пиццати (1834) и маркиза Кампана (1862), отечественных собирателей – графа А. Блудова, Г. Черткова, А. Абазы, графини Лаваль, М. Боткина (1928). Другую часть эрмитажного собрания краснофигурных аттических ваз составляют находки из раскопок эрмитажных археологических экспедиций на о. Березань, в Ольвии, Мирмекии, Нимфее, Пантикапее.

Краснофигурная техника росписи пришла на смену чернофигурной в последней трети VI в. до н.э. На протяжении полувека они сосуществовали, хотя предпочтение отдавалось краснофигурной, позволявшей рисовать на вазах более сложные многофигурные композиции и персонажей в разнообразных ракурсах и позах (позже в чернофигурной технике расписывали лишь панафинейские амфоры – особый род керамики, служившей наградой победителям спортивных состязаний в Афинах). Гончар лепил вазу, вазописец наносил рисунок (предварительно нацарапав эскиз на поверхности – его следы нередко видны в росписях, если посмотреть на вазу под углом). В отличие от чернофигурных ваз на краснофигурных черным закрашивались не силуэты фигур, а фон. Фигуры оставались в цвете глины (в Аттики она была оранжево-красного цвета), а детали внутри не закрашенных силуэтов мастер рисовал рельефными (что ощущается если провести по поверхности вазы пальцем или посмотреть на нее под углом) тонкими линиями, обмакивая кисть в жидкий глиняный состав, который при обжиге приобретал блестящий черный цвет – условно его называют «черным лаком». Мелкие складки на одеждах, мускулы на обнаженных телах, завитки волос на висках иногда наносились разбавленным составом – получался не черный, а коричневый и даже золотисто-желтый цвет. Головные повязки, перевязи мечей и прочие мелкие детали наносились красной краской (приобретавшей после обжига пурпурный оттенок). В поздних краснофигурных вазах рисунок нередко дополнялся мелкими накладными деталями из жидкой глины, которые потом покрывались позолотой (серьги и ожерелья женщин, крылья Эротов, сандалии, пояса). Также в вазах конца V – IV вв. до н.э. обильно ис



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: