Раздробленная на маленькие княжества, Германия 15 в. оставалась средневековой. Черты позднего средневековья несет Картина «Поклонение Младенцу Христу» неизв худ к 15-н.16вв. переходный период. Попытка освоения новых ит и нидерландских веяний. Стремясь передать объем фигур, глубину перспективы, не созд цельной пространств композиции.
Картина «Сельский праздник» Ганса Вертингера 1я треть 16 в. – соед этап, крестьянская тематика, входила в серию 12 месяцев и предст октябрь, сценки нар гулянья
Петровская галерея. (255)
Количественно много - Около 400 картин, неровного кач-ва, мало картин раннего позднего средневековья, картин 17-18 больше. Причина в истории формирования. Не интересовались, пытались купить Дюрера, но оказывалось не он. Гольбейн. Лукас Кранах старший. Коллекция немецкой гравюры – важное искусство для Германии (Дюрера воспринимали как графика) репродукционная техника. Не больше 3х месяцев выставляется.
1 из самых ранних картин «Христос на страшном суде с предстоящими Марией и Иоанном Крестителем» неизв худ-ка (дар Екатерине I 1712)гамбургская школа, нейтр золотой фон, средневек иерархия, фигура Христа выделена размерами. «Тот, кто избран в Совет… да будут перед ним равны бедный и богатый, чужой и друг….» грешники по левую. Праведники по правую
Месса святого Григория неизв худ-ка Судя по надписи в нижней части картины, она относится к типу картин-индульгенций, широко распространенных в XV-XVI вв. Папа Григорий IX, имя которого упоминается в надписи, декретировал систему таких картин. Эрмитажная работа, вероятно, была посвящена человеку, изображенному в левом нижнем углу. Сюжет основан на легенде конца XIII в., возникшей в римской церкви Санта-Кроче ин Джерузалеме. Согласно ей, когда папа Григорий Великий служил мессу в этой церкви, присутствующие усомнились в реальности существования Христа в просфоре. По молитве папы Христос явился на алтаре, увенчанный тернием и с кровоточащими ранами. Рядом с Христом изображены орудия страстей - плеть и розги, на втором плане - крест, губка и копье. Эти реликвии хранились в Риме, в церкви Санта-Кроче. По сторонам алтаря находятся Богоматерь и св. Иоанн Богослов, на первом плане - папа Григорий в тиаре и епископ. 30 серебряников, петух, молоток лестница, донатор. Текст вызывал вопросы (более поздний текст, под ним есть другой, но стирать верхний слой не решились)
|
Амброзиус Гольбейн Портрет молодого человека (поступила 1774-1783) Эрмитажная картина - одна из последних работ рано умершего художника, старшего брата знаменитого Ганса Гольбейна Младшего. Умер в 25 лет, Произведения Амброзиуса Гольбейна встречаются в музейных собраниях очень редко. "Портрет молодого человека" - единственное достоверное произведение мастера. В конце XIX в. внизу под рамой картины были обнаружены инициалы "AHB" (Ambrosius Holbein Basiliensis). Картина является эталоном для других атрибуций. Имя изображенного неизвестно: на его берете помещена монограмма, но она не расшифрована. Однако богатый костюм и оружие молодого человека позволяют судить о его высоком положении в обществе. В портрете ощущается влияние итальянской ренессансной живописи, но немецкому мастеру присуще большее внимание к индивидуальным чертам в облике модели. Для творчества Амброзиуса Гольбейна характерна некоторая суховатость живописи. Архитектурный фон передан в манере, напоминающей орнаментальную гравюру.
|
Гл место среди произведений нем живописи 15-16 вв. принадлежит картинам Лукаса Кранах Старшего [1] представлен портретами, картиной «Мадонна с Младенцем под яблоней», мифологической композицией «Венера и Амур» – первым в искусстве Северной Европы изображением обнаженной языческой богини.
Мадонна с Младенцем под яблоней (пост в 1851)Символика этой картины связана с христианским догматом о грехопадении и спасении рода человеческого: младенец Христос держит в руках яблоко и хлеб как символ искупления первородного греха ценою своей плоти. Богоматерь выступает здесь как вторая Ева, искупившая грех прародительницы рода человеческого. Это тип протестантской Мадонны, олицетворяющей истинную земную церковь. Великолепная панорама с гладью озера и синеющей у горизонта цепью гор напоминает о том, что Кранах - один из создателей жанра пейзажа в западноевропейской живописи. Красочная гамма, построенная на сочетании красного и золотисто-желтого цветов с изумрудно-зеленым и холодно-голубым, свидетельствует о замечательном колористическом даровании художника.
В " Женском портрете " (пост до 1797) Лукаса Кранаха Старшего, одного из наиболее значительных мастеров немецкого Ренессанса, некоторое время хотели видеть изображение принцессы Сибиллы Клевской, невесты Иоганна-Фридриха Саксонского. Известная своей красотой, она блистала при дворе саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Но скорее всего, портрет изображает не конкретную личность, а воплощает представление Кранаха об идеальной женской красоте. Подобный тип молодой дамы часто встречается в творчестве Кранаха начиная со второго десятилетия XVI в.: овальное, заостряющееся к подбородку лицо, слегка раскосые узкие глаза, маленький рот. Мастерски обыгранное художником сочетание красных и зеленых тонов придает колориту изысканность. Прихотливая извилистая линия очерчивает золотые украшения, вьющиеся кудри, детали костюма и элегантной шляпы. Дополняет произведение пейзаж, открывающийся за темным занавесом. Возможно, изображена конкретная местность.
|
Венера и Амур (из кол-я Брюля 1769) Картина являлась первым на севере Европы изображением богини любви обнаженной (до этого так изображали только Еву), а также первым в творчестве Кранаха живописным произведением на тему античной мифологии. Интерес к искусству итальянского Ренессанса соединяется в картине со строгой религиозной моралью немецкого гуманизма. Латинская надпись предостерегает: "Всеми силами гони Купидоново сладострастие,/ Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера." Автором двустишия был, вероятно, кто-то из виттенбергских гуманистов, друзей художника. Мастер отказался от сложной разработки цвета, подчеркнув пластическую лепку тел, монументально выступающих на черном глухом фоне. Единственные яркие пятна - бирюзовые бусы на шее Венеры и красные у Амура. Удлиненные пропорции тела Венеры, своеобразная текучесть контура предвещают характер образов, типичных для более поздних работ художника. "Венера и Амур" - шедевр раннего периода творчества Кранаха.
Георг Пенц живописсец и гравер ученик Дюрера, раб в разл городах Германии, преим в Нюрнберге. «Портрет пфальцграф Оттгенриха Пфальцского » поздняя работа. Это портрет коллекционера и мецената. Сказалось посещение Италии, фигура объемна, проработка деталей, фигура властителя, яркий пример нем Ренессанса.
Тесные связи с Италией Ганс фон Ахен (из кельна) аллегорич композиции и картины на мифологические сюжеты. Полотно «Аллегория мира, искусства и изобилия » (из Гоцковского 1764). Центр фигура аллегория мира с оливковой ветвью, фигура со сферой и палитрой – наука и иск-ва, с чашей – изобилие. Восхваляет императора правителя и мецената. Вспышки света, загад улыбка – отзвуки маньеризма.
Юрген Овенс Автопортрет (Семенова-Тян-Шанского) – портрет в портрете, работал в Голландии, влияние Рембрандта.
Антон Рафаэль Менгс [2] – крупн представитель нем неоклассицизма 2й половины XVIII в. Картина «Персей и Андромеда » (поступило в 1780)- программное произв классицизма. Любопытна судьба картины. Заказчик – англичанин (Уильям Уинн, в 1778 она была отправлена в Англию. В пути попала в руки французских пиратов, продавших ее в Испанию, где ее купил морской министр Франции, При посредстве Мельхиора Гримма она была приобретена для Екатерины II. Огр популярность Менгса. Работал в Риме. Дрездене, Мадриде. Член многих академий. Государственный Эрмитаж обладает одной из лучших в мире коллекций картин Менгса, написанных в разные периоды его творчества. Самая знаменитая среди них - "Персей и Андромеда"[3] на сюжет "Метаморфоз" Овидия. Она была выставлена в Палаццо Барберини в Риме в 1777 г. и вызвала восторг зрителей. Менгс обратился к античному наследию в поисках совершенных художественных форм. Замысел произведения был навеян принадлежавшей жене художника камеей (ныне она хранится в собрании Эрмитажа). Образцом для фигуры Персея послужила статуя Аполлона Бельведерского; фигура Андромеды заимствована с античного рельефа на вилле Памфили в Риме. Упорядоченность ясно читаемой композиции, идеально правильный рисунок, мастерство скульптурно-объемной моделировки фигур, величественный риторический жест главного героя - все указывает на то, что программное произведение мастера создано по строгим канонам классицизма, убежденным приверженцем которого был Менгс.
Видное место среди сторонников неоклассицизма занимала Ангелика Кауфман [4]. Полотна на мифологические сюжеты единств женщина член лондонской королевской академии святого Луки в Риме и членом Венецианской академии. Самоучка. Историч сюжеты, что необычно для женщин. Вергилий, читающий "Энеиду" Октавии и Октавиану_Августу Сюжетом произведения послужило событие из древнеримской истории, о котором рассказал латинский писатель Макробий (V в.). Изображен момент, когда Октавия, сестра императора Августа, теряет сознание, слушая стихи Вергилия, напомнившие ей о смерти рано погибшего сына Марселия. Художница создает характерную для классицизма уравновешенную композицию, в которой на фоне светлого неба выделена центральная группа из трех женских фигур. В проеме арки видны Капитолий и храм Юпитера Громовержца. Эффектные позы персонажей напоминают умело разыгранную мизансцену; герои передают свои чувства выразительными жестами. Сквозь условность и нормативность классицизма в картине проступает сентиментальность. Приглушенные цвета создают мягкую цветовую гамму. Творчество Ангелика Кауфман, чрезвычайно популярной в свое время художницы, привлекало высокопоставленных заказчиков из разных стран Европы, в том числе и из России, где ее работы стали известны благодаря князю Н.Б. Юсупову - любителю и знатоку искусства, засыпавшему художницу щедрыми заказами. В Государственном Эрмитаже хранится одиннадцать картин Ангелики Кауфман.
«Автопортрет»
Пополняли коллекцию нем живописи и наши императрицы – нем. принцессы.
[1] Лу́кас Кра́нах Ста́рший (Верхняя Франкония, 4 октября 1472 — Веймар, 16 октября 1553) — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «Дунайской школы живописи»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. Лукас Кранах родился в Кронахе, Верхняя Франкония. Дату его рождения и фамилию отца, работавшего в Кронахе художником, исследователям установить не удается. С рождения Кранах носил фамилию Зюндер (другие варианты произношения — Зундер, Зондер), впоследствии стал называться Лукасом и взял в качестве фамилии название родного городка, звучавшее тогда как Кранах. Предположительно, изобразительному искусству Кранах изначально учился у своего отца[1]. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города. Лукас Кранах был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты, неоднократно писал портреты своего друга Мартина Лютера и финансировал издание Библии, переведённой последним на немецкий язык. Ранние произведения художника поражают новаторством замысла, с помощью которых он выражает противоречивость своей эпохи. Став придворным художником, достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев немалое число своих известных современников. Работая над портретами, Кранах относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не идеализировал своих заказчиков, хотя и не особенно стремился проникнуть в их внутренний мир. Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре. Основанная им династия просуществовала до XVII века.
[2] Менгс, Антон Рафаэль 22 марта 1728, 29 июня 1779, Рим— самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма. Сын саксонского придворного художника— датчанина по происхождению. Начала рисования изучал вместе со своей сестрой под руководством отца с отцом жил в Риме, где изучал античное искусство и работы старых мастеров (Рафаэля, Корреджо). Возвратившись в Дрезден, в 17 лет получил должность кабинетного художника. приехал в Рим вторично. Перешёл в католицизм и сочетался браком с римской натурщицей Маргеритой Гуацци. вернулся в Дрезден. В 1751 году назначен главным придворным художником, с годовым жалованием 1000 талеров. Уже в новой должности получил заказ на исполнение алтарной композиции «Вознесение» для придворной церкви в Дрездене. Он выехал в Рим, чтобы начать работу над картиной рядом с произведениями итальянских художников, и посетил попутно Венецию и Флоренцию. Благодаря протекции кардинала Алессандро Альбани герцог Нортумберлендский заказал Менгсу для своей галереи копии произведений Гвидо Рени, Аннибале Карраччи, Рафаэля, в том числе фрески последнего «Афинская школа». В конце 1755 года Менгс познакомился с Иоганном Иоахимом Винкельманом, который вскоре стал самым близким его другом и оказал большое влияние на формирование взглядов художника в области теории живописи. Покровительствовал Менгсу испанский дипломат и меценат Хосе Николас де Азара. В 1755 году художник получил от папы Климента XIII звание рыцаря «Ордена Золотой шпоры». Весной 1756 года он начал на вилле Альбани фресковую роспись плафона и люнетов («Парнас», тондо «Рим» и «Гений»). Эта работа Менгса считается ключевым произведением немецкого классицизма, сам же мастер удостоился от Винкельмана звания «величайшего художника своего времени» В конце 1759 года прибыл в Неаполь для работы над алтарной композицией «Введение Марии во храм» для Королевской капеллы в Казерте, писал портреты членов королевской семьи. После того, как Карл IV Неаполитанский наследовал за отцом испанский королевский престол, Менгс вернулся в Рим. В 1761 году художник уехал в Мадрид, где совместно с Джованни Баттистой Тьеполо оформлял Новый королевский дворец. Работал он также и в загородных королевских резиденциях Аранхуэсе и Ла-Гранхе. Гонорары обоих мастеров при испанском королевском дворе были чрезвычайно высоки. В октябре 1766 года из-за ссоры с Винкельманом Менгс навсегда прекратил общение с ним. С 1772 по 1773 год Менгс находился в Неаполе, снова работая над портретам членов королевской семьи. В 1773 году автопортрет Менгса в галерее Уффици был помещён на почётном месте — под картиной Рафаэля. В 1774 году был избран президентом римской Академии Святого Луки. В том же году он снова приехал в Испанию, там познакомился с молодым Гойей, талант которого, вероятно, оценил и помог тому получить место художника Королевской шпалерной мануфактуры святой Варвары. Менгс и сам создавал картоны для этой мануфактуры. Из-за болезни — он плохо переносил мадридские холодные зимы — Менгс вернулся в 1777 году в Рим. Умер 16 июня 1779 года. Похоронен в римской церкви Санти-Микеле-э-Маньо. В семье Менгсов было двадцать детей, семерым из них после смерти художника испанский король Карл назначил пенсион. Менгс поддерживал хорошие отношения со многими знаменитыми современниками, кроме Винкельмана, например, с маркграфиней Вильгельминой Байрейтской и Джакомо Казановой, который неоднократно упоминает художника в своих мемуарах. При жизни Менгс пользовался международной славой, современники видели в нём нового Рафаэля. Он был членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида, придворным художником короля Саксонии и Польши и короля Карла IV Неаполитанского. Его книга, посвящённая Винкельману Gedanken uber die Schonheit und den Geschmack in der Malerei («Мысли о красоте и вкусе», впервые — Цюрих 1762, переиздано 1765, 1774, 1788) использовалась во многих академиях как учебник. Сборник сочинений Менгса, вышедший на итальянском языке в Парме (1780, переиздан в 1783 и 1787), был переведён на испанский (Мадрид, 1780, 1797); французский (Амстердам, 1781; Регенсбург, 1782; Париж, 1787); немецкий (Халле, 1787) и английский (Лондон, 1796) языки. Блестящий портретист, Менгс умело сочетал барочную парадность и точную передачу индивидуальных черт модели. Ему позировали самые могущественные люди эпохи, от папы Климента XIII до Фридриха Великого, королей Саксонии, Испании и императрицы Екатерины II. Менгс, прекрасный знаток античного и современного искусства, вслед за Винкельманом проповедовал отказ от излишеств стиля рококо и возврат к классическим нормам. Он разработал строгие правила выбора моделей и сюжетов для художественного произведения. Он призывал соединить античную красоту с лучшими чертами творчества Рафаэля, Тициана и Корреджо. Следование великим мастерам прошлого художник считал единственным путём достижения идеальной красоты, той, которая не существует в природе, а является результатом отбора самого наилучшего. Он критиковал живописцев XVII и XVIII веков, первых за чрезмерное увлечение светотеневыми эффектами и избыточные драматизацию и религиозный пафос, вторых — за тематику, лишённую моральных и образовательных устремлений[6]. Как теоретик он получил громкую известность в интеллектуальных кругах Европы и оказал сильное влияние на развитие новейшей живописи. Менгс стремился прежде всего к красоте форм и к соблюдению точных правил композиции, законов светотени и определенных приёмов живописи масляными красками, фресковой росписи, техники акварельного и пастельного рисунка. Слава художника угасла вскоре после смерти. В XIX веке Менгса считали «холодным и неискренним»[7], тем не менее отдавая должное ему как портретисту. Менгс считал себя первым неоклассицистом, в то же время он был одним из последних мастеров барокко. По мнению Рудольфа Виттковера (нем.)русск.: «В конечном счете, он [Менгс] в такой же степени завершает традицию, как и начинает новую Одним из курьёзов в истории искусств является фреска «Юпитер целует Ганимеда», созданная в 1758—59 годах (Национальная галерея, Рим). Это произведение послужило поводом для ссоры между Винкельманом и Менгсом. Менгс, впечатлённый результатами раскопок Помпей и Геркуланума, виртуозно использовал приёмы античных художников и создал своё произведение (возможно, это была копия подлинной фрески). Несмотря на возражения некоторых скептиков, произведение сразу же было принято за античный оригинал (в том числе и Винкельманом в его «Истории искусства древности»). Раскрытие подлога ударило по репутации Винкельмана и навсегда поссорило его с Менгсом. Неизвестно, какими соображениями руководствовался художник, идя на подобную мистификацию. По словам Гёте, Менгс признал своё авторство только перед смертью.
[3] Сказание повествует, что Персей – сын Зевса и дочери аргосского царя Акрисия, Данаи, – возвращаясь из дальнего путешествия, волею богов оказался в царстве эфиопского царя Кефея. На спине он нёс мешок с головой поверженного чудища – страшной горгоны Медузы, от одного взгляда на которую люди превращались в камень. Восседал герой на крылатом коне Пегасе, родившемся из крови этой самой горгоны, а на ногах его были волшебные сандалии-самолёты, позволявшие при необходимости парить над землёй. Меч на поясе, прекрасный облик и бесстрашие в глазах – всё это присутствовало в нём, по законам жанра. Таким он предстал перед молодой царевной Андромедой (тоже, разумеется, прекрасной – иначе и не бывает), прикованной на берегу моря к скале на съедение чудищу, грозившему погубить всё царство, если ему на обед не подадут царскую дочь. Как видно, бывают и такие фантазии. Андромеда и Персей полюбили друг друга с первого взгляда, но прежде, чем созывать гостей на брачный пир, жениху предстояло победить этого страшного гурмана. Змей не замедлил появиться в волнах. Момент встречи любовников запечатлел на своём бессмертном полотне фламандский живописец Питер Пауль Рубенс Разумеется, никаких шансов пообедать у морского змея не было – в сказках ведь добро всегда побеждает зло. Исполненный неземной отваги, герой бросился на врага и, пролетая над ним в своих волшебных сандалиях, раз за разом вонзал меч в блестевшую на солнце чешую, пока чудище не скрылось навек в морской пучине. Андромеда и Персей обнялись, после чего он сказал ей примерно ту же фразу, что и комар Мухе-Цокотухе в сказке Чуковского: «…и теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться!». Юную царевну, ещё не вполне пришедшую в себя после чудесного избавления от чудища и окончательно сражённую известием о скором замужестве, Персей освободил от оков и в сопровождении её родителей – царя Кефея и царицы Кассиопеи – повёл во дворец. Новое испытание и долгожданная награда Все вокруг поздравляли молодых, но, как оказалось, несколько преждевременно. Желая проверить крепость их любви, боги уготовили ещё одно испытание, через которое должны были пройти Персей и Андромеда. История эта началась ещё до того, как невеста оказалась прикованной к скале. Дело в том, что брат короля по имени Феней был обручён с нею, но, узнав о претензиях морского чудища, трусливо ретировался. Теперь же, когда опасность миновала, он явился на свадебный пир в сопровождении воинов и предъявил свои права на Андромеду. Его коварный расчёт строился на том, что в одиночку жених не сможет противостоять его отряду, но Феней не знал о некоем тайном оружии, которым обладал Персей. Отбиваясь от нападавших, герой был прижат ими к мраморной колонне, отчего его положение казалось безнадёжным. Но тут он неожиданно для всех вынул из мешка голову поверженной им горгоны Медузы, при взгляде на которую все враги вместе со своим предводителем обратились в каменные изваяния. После этого Андромеда и Персей продолжили брачное пиршество со своими гостями, а по его завершении отбыли на остров Сериф, где жила мать новоиспечённого супруга – Даная. Там Персею предстояло совершить ещё один подвиг – на то он и герой. Дело в том, что на Серифе его матушка оказалась не случайно, а привели её туда весьма любопытные обстоятельства. Сундук в морских волнах Как повествует легенда, Даная была единственной дочерью некоего царя Акрисия, которому была предсказана смерть от руки собственного внука. Чтобы оградить дочь от возможных женихов и тем самым обезопасить себя, царь поместил её под замок, но верховный бог Зевс, сражённый красотой девицы, проник к ней. Плодом их тайной любви и стал будущий герой Персей. Узнав о случившемся, Акрисий приказал поместить молодую мать и её едва появившееся на свет дитя в деревянный сундук и пустить его в сине-море. Дальше всё как у Пушкина – и туча по небу шла, и бочка, то есть, сундук по морю плыл, пока не прибило его к некоему острову. Вот только назывался он не Буян, а Сериф, и правил на нём коварный и похотливый царь Пелидект Воспылав к Данае страстью, он тут же пожелал на ней жениться, на что получил отказ, поскольку сердце красавицы принадлежало её возлюбленному Зевсу. Не имея привычки слышать возражения, царь попытался действовать силой, но на защиту матери встал Персей, который во время плаванья в сундуке рос «не по дням, а по часам», а в царском дворце окончательно возмужал. Чтобы лишить Данаю её заступника, царь отправил юношу в дальние края совершить там подвиг и привезти в доказательство своей доблести голову горгоны Медузы – страшилища с пучками змей вместо волос, при одном взгляде на которое, как уже говорилось, все превращались в каменные изваяния. Прерванное пиршество Пелидект надеялся, что сын Данаи не вернётся живым из этого опасного путешествия, однако боги Олимпа рассудили иначе. Медуза и прочая вражья сила, встретившаяся на пути героя, была повержена, после чего Андромеда и Персей неожиданно появились в его дворце. Не веря словам героя о том, что злое чудище побеждено, царь потребовал доказательства и... получил его Достав из мешка роковую голову, Персей поднял её высоко вверх, так чтобы все присутствовавшие гости (а происходила эта сцена во время пиршества) могли её видеть. Результат оказался именно тем, на который он и рассчитывал: царь Пелидект и все его собутыльники мгновенно окаменели. Кстати, почему же колдовство не действовало на самого героя? Оказывается, как и во время своей первой встречи с Медузой, столь печально закончившейся для злой горгоны, так и впоследствии, доставая из мешка отрубленную голову, он пользовался гладкой поверхностью щита как зеркалом, избегая прямых взглядов на чудовище. Отражение же не имело никакой магической силы. Пророчество, исполнившееся на стадионе Персей и Андромеда, миф о которых завершился столь счастливым образом, не пожелали оставаться на острове Сериф, а вместе с Данаей вернулись в город Аргос, где всё ещё правил царь Акрисий, некогда отправивший свою дочь с внуком плавать по морю в сундуке. Великодушный Персей простил его и, несмотря на зловещее предсказание, давшее толчок всей последующей истории, вовсе не помышлял убивать. Но однажды во время атлетических соревнований, столь популярных в Древней Греции, он неудачно метнул диск и, угодив им прямёхонько в лоб своему деду, невольно исполнил пророчество. Унаследовав, таким образом, престол, герой правил долгие годы вместе со своей красавицей женой, подарившей ему многочисленное потомство. Дети Персея и Андромеды не уронили славу родителей и также стали героями многочисленных древнегреческих мифов. Сюжет, переживший столетия В последующие века легенда, рождённая под солнцем древней Эллады, нашла своё отражение во многих областях мировой культуры. Её отдельные эпизоды стали сюжетами многочисленных живописных произведений, наиболее известное из которых создал Рубенс. «Персей и Андромеда» – так именуется этот шедевр, хранящийся ныне в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Битвы с драконами и освобождение красавиц легли в основу бесчисленных средневековых баллад и сказаний. Кстати, христианский святой Георгий Победоносец, пронзивший копьём змия, также совершил свой подвиг, спасая девицу от чудовища, поселившегося в озере недалеко от ближневосточного города Гевала. –
[4] Дочь художника Йоганна Йозефа Кауфмана, выросла в Форарльберге, Австрия. Самостоятельно выучила несколько языков, много читала, увлекалась музыкой (соревнование поэзии, музыки и живописи — частый сюжет картин Кауфман). Рисовать начала с 6 лет, с 12 лет работала как профессиональный живописец. В 1754 побывала с отцом в Милане, с 1764 жила в Италии (Рим, Венеция). В Риме познакомилась с Иоанном Иоахимом Винкельманом, немецким историком искусств, который стал ее первым сторонним учителем. В 1766 по предложению английского посла и его супруги уехала в Лондон, где прожила 15 лет. Её портрет написал Рейнольдс (1766), она в ответ написала портрет Рейнольдса. Была среди основателей Королевской Академии художеств, участвовала в росписи собора Св. Павла. В 1781 году вернулась в Рим. Подружилась там с Гёте, написала его портрет. Её последняя выставка состоялась в Риме в 1797 году. Живопись Кауфман (портреты, библейские, исторические, литературные и античные мифологические сюжеты) развивается в рамках классицизма. Очень рано приобрела широкую европейскую известность. В 1762 стала членом флорентийской Академии художеств, с 1765 — член Академии Св. Луки в Риме, с 1768 — Французской и Британской Королевской академии. В 1810 году её биографию написал известный итальянский историк Джованни Баттиста де Росси, с тех пор её жизнь не раз становилась сюжетом романов. Художница была знаменита и в современной ей России, ода «К Анжелике Кауфман» (1798) принадлежит Державину. Произведения Кауфман тиражировались и, таким образом, популяризировались в Европе, граверами Ф. Бартолоцци и Г. Скородумовым в технике пунктира (наиболее подходящей для передачи нюансов живописного полотна). Её почитателем был Фальконе (бывший также другом и почитателем творчества Рейнольдса). В 1774 году, во время работы в Петербурге над памятником Петра I, Фальконе делился с английским путешественником Рэкселлом своими впечатлениями от работ художницы и сообщил, что «является обладателем почти всех её произведений»[2]. Великая княгиня, а затем императрица Мария Фёдоровна, супруга императора Павла I, писала миниатюры на стекле с произведений художницы. Гравюры с произведений Кауфман служили образцом для создания скульптуры. В частности, их использовал скульптор Ф. Шубин, работая над серией медальонов для украшения Мраморного зала Мраморного дворца в Петербурге. В её честь назван кратер Кауфман на Венере.
Державин написал оду «К Анжелике Кауфман» (начало 1795):
Живописица преславна,
Кауфман, подруга муз!
Если в кисть твою влиянна
Свыше живость, чувство, вкус,
И, списав данаев, древних
Нам богинь и красных жен,
Пережить в своих бесценных
Ты могла картинах тлен…