Синтаксические средства.




ЕГЭ № 26

Языковые средства речевой выразительности

 

Это единственное задание (не считая сочинения), за которое выпускник может получить максимум 4 балла!

Внимательно прочитайте рецензию (то, что выделено жирным шрифтом). Обратите внимание на такие слова, как троп, лексическое средство, синтаксическое средство, т.к. они являются подсказкой, которой грех не воспользоваться.

Все языковые средства, о которых идёт речь в задании, можно разделить на 3 группы:

1. тропы,

2. лексические средства,

3. синтаксические средства.

Рассмотрим, какие конкретно языковые средства входят в каждую группу.

 

Тропы.

Тропы - это обобщённое название стилистических приёмов, состоящих в употреблении слова в переносном значении.

Метафора - вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот. Например: Сыплет черёмуха снегом. (снег подобен цветущим кистям черёмухи). Колесом за сини горы солнце красное скатилось (солнце подобно колесу).

Метафора – переосмысление значение слова на основе сходства явлений или их признаков. | Сравните: медведь (животное), медведь (неуклюжий человек).

Метафора близка сравнению, но в отличие от него более лаконична. Волосы, как копна – копна волос.

Значение: повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.

Метонимия - замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь. Например: Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. (метонимия "все флаги" заменяет многословное выражение "корабли всех стран под различными флагами").

Метонимия - переосмысление значения слова на основе смежности понятий, их связи. | А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён (связь между местом и людьми, которые находятся в нём). Не то на серебре – на золоте едал (связь между предметом и материалом, из которого он изготовлен). Читаю Пушкина (связь между книгой и поэтом).

Значение: приём краткой выразительной речи, экономия лексических средств.

Ирония (притворство) - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Например: Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона.

Ирония - троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. | В басне Крылова в обращении к ослу: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»

Значение: создание комического эффекта.

Гипербола (преувеличение) - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. Например:...дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни.

Гипербола – образное словоупотребление, преувеличивающее какое-либо явление. | На столе… арбуз – в семьсот рублей арбуз. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить тридцать пять тысяч одних курьеров.

Значение: на гиперболах строится образность сатирических произведений. Гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.

Олицетворение - разновидность метафоры, перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Например: Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.

Олицетворение – стилистический приём, с помощью которого неодушевленные предметы, явления природы предстают в образе человека или другого живого существа. | Скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разревелась.

Значение: повышает эмоциональную выразительность текста.

Синекдоха (обобщение) - частный случай метонимии, обозначение целого через его часть. Например: Швед, русский колет, рубит, режет.

Синекдоха - переосмысление значения слова по количественному признаку. | И слышно было до рассвета, как ликовал француз (француз в значении французской армии).

Значение: придаёт речи краткость и выразительность, усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл.

Литота (простота) - обр азное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Литота – выражение, уменьшающее какое-либо явление. | Мальчик с пальчик.

Значение: одновременное употребление литоты и гиперболы резко и сильно подчёркивает создаваемый образ. Стилистический приём двойного отрицания. Служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.

Эпитетобразное определение предмета или действие. Например: На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн.

Эпитет – троп, выступающий в предложении в роли определения или обстоятельства образа действия. Образное определение, придающее речи выразительность. | Тихие долины полны свежей мглой. Лениво и бездумно стоят подоблачные дубы.

Эпитетом может быть метафора или метонимия. | Вся комната янтарным блеском озарена.; Гремят раскаты молодые – метафорический эпитет. Идёт-гудёт зеленый шум – метонимический эпитет.

Значение: Создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощается мироощущение писателя. Эпитет в описании природы как средство выражения чувства, настроения. Выражение внутреннего состояния человека.

Антономазия (переименование) – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного, вид метонимии. Например: в русском языке закрепилось использование в переносном значении слов Донкихот, донжуан, ловелас и др.

Значение: этот троп часто используется в публицистике. В его основе – переосмысление имён исторических деятелей, писателей, литературных героев. В художественной литературе используется как средство образной речи.

Аллегорияиносказательное изображение предмета или явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты (в баснях, загадках). Выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном художественном образе. Например: в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость – Зайца, хитрость – Лисы. Аллегорический смысл может получать иносказательное выражение: «пришла осень» может означать «наступила старость».

Значение: широко используется в эзоповом языке – манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств. Используется для того, чтобы обойти цензуру. С помощью аллегории иносказательно выражаются идеи глубокого философского содержания.

Перифраза или перифраз (описательное выражение) – стилистический приём, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета или явления описательным выражением. Например: Лев – царь зверей. Унылая пора, очей очарованье (вместо «осень»).

Перифраз - оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием, содержащем элемент характеристики подчеркивания какой-либо стороны качества, признака описываемого предмета, явления или лица. | Cатиры смелый властелин — Фонвизин. Создатель жанра высокой комедии — Мольер. Туманный Альбион — Англия. Страна восходящего солнца — Япония.

Значение: подчёркиваются существенные стороны, характерные признаки предмета или явления.

Художественный символобразные слова, которые замещают наименование жизненного явления, понятия предмета условным его обозначением, напоминающим это явление и придающим ему новый, глубинный смысл. Например: Дождь – символ печали и слёз. Кукушка – символ одинокой тоскующей женщины. Берёза – символ России.

Значение: придаёт слову новый, глубинный смысл.

Сравнение - сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. | Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

 

Оксюморон — соединение противоположных по смыслу слов. | Жаркий лёд.

 

Лексические средства.

Омонимы - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, Водопроводная система систематически выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы в работе.

Значение: придают языку живость, выразительность. Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура. Например: Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок.

Синонимы - это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить.

Значение: свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств.

Синонимы — это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. | Кавалерия — конница; большой — огромный, громадный; бояться — робеть, страшиться; жара — зной.

Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Например, рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.

Значение: делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания контраста.

Антонимы — это слова, противоположные по своему лексическому значению. | Друг — враг, горячий — холодный, убеждать — разубеждать.

Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении. Например: отпечатки и опечатки (имеют разные приставки), безответный и безответственный (имеют разные суффиксы).

Общеупотребительная лексика - слова, известные всем говорящим на русском языке, употребляемая во всех стилях речи, стилистически нейтральная. Например, весна, вода, земля, ночь.

Значение: обозначает жизненно важные предметы, действия, признаки, явления.

Диалектизмы - это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Например: кочет - петух, гутарить - разговаривать, балка - овраг.

Значение: вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа.

Диалектизмы — слова, употребляемые лишь жителями определённой местности. | Кочет (петух), гуторить (говорить), балка (овраг), бучило (глубокая яма с весенней водой).

Профессионализмы - это слова, которые используются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными; термины - слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки. Например, абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика); окно - свободное время между уроками в речи учителя.

Значение: используется в художественной литературе и публицистике как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного пейзажа, речевой характеристики определённой сферы деятельности человека.

Жаргонизмы - слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой. Например, выделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного знака), лагерный жаргон.

Значение: жаргон используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита.

Арго - диалект определённой социальной группы людей (первоначально воровской язык - "феня"), создаваемый с целью языкового обособления (аргонизмы употребляются как условный знак, как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не могли понять значение этих слов). Например: балерина - отмычка; кипиш - беспорядок, шу; шухер - опасность; малина - притон.

Значение: используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажа или создания особого колорита.

Эмоционально окрашенные слова - слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Например: кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить неправду, а говорить её нагло), жаждать (не просто желать, а желать страстно).

Значение: служат для выражения отношения говорящего к тому, о чём он говорит, а также для характеристики говорящего.

Архаизмы - устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке. Например: младой - молодой, злато - золото; око - глаз, уста - губы, узреть - увидеть.

Значение: служат для создания колорита древности при изображении старины. Выполняют яркую стилистическую роль, выступая как средство создания гражданско-патриотического пафоса речи. Являются источником возвышенного звучания речи.

Архаизмы — это устаревшие синонимы современных слов. | Длань (рука), ланиты (щёки), чело (лоб), выя (шея), перси (грудь), паче (больше), зело (очень), тать (вор, грабитель). Таким образом, архаизмы в отличие от историзмов называют понятия и сейчас существующие, но обозначаемые другими, современными словами.

 

Историзмы - слова, служившие названием исчезнувших предметов. понятий, явлений. Например: тивун - должностное лицо в древней Руси, гривна - денежная единица Киевской Руси, лакей - человек, служивший в богатых домах.

Значение: служат для создания колорита древности, минувшей эпохи, придают описанию прошлых времён историческую достоверность.

Историзмы — это устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие в наше время предметы и понятия (названия, принадлежащие к социально-экономическим отношениям прошлого, предметам быта, орудиям труда и т. д.). | Боярин (высший жалованный сан Московской Руси), камзол (короткая мужская одежда), соха (сельскохозяйственное орудие), алтын (монета достоинством в три копейки). В современном русском языке синонимов к историзмам нет.

 

Неологизмы - новые слова, возникающие в языке. Например: видеотелефон, аэробус, Интернет.

Значение: служат для обозначения тех новых понятий. которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. Являются своеобразным приёмом усиления выразительности.

Заимствованные слова - слова, пришедшие в русский язык из других языков. Например: грамота, парус, кедр (из греческого); бутерброд, шпроты, ландшафт (из немецкого); вуаль, пальто, такси (из французского); тенор, опера, флейта (из итальянского); матрос, каюта, катер (из голландского); баскетбол, тренер, комфорт (из английского).

Значение: источник пополнения словаря.

Старославянизмы - заимствования из близкородственного языка, связанные с крещением Руси, развитием духовной культуры.

Особенности:

а) сочетания РА, ЛА, ЛЕ, соответствующие русским ОРО, ОЛО, ЕРЕ. Например: нрав - норов, врата - ворота, злато - золото, брег - берег, плен - полон.

б) сочетание ЖД, соответствующее русскому Ж. Например: вождь, одежда, нужда.

г) суффиксы СТВИЕ, ЧИЙ, ЫНЯ, ТВА, УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ. Например: действие, кормчий, гордыня, битва, горящий, несущий.

д) приставки ИЗ, ИС, НИЗ. Например: изыди, низвергнуть.

Значение: воссоздают колорит эпохи, придают иронический оттенок.

Традиционно-поэтические слова - группа слов, которая сформировалась на рубеже 18-19 веков, употреблялась преимущественно в поэзии. Главный источник - славянизмы. Например: брег, глас, десница, чело, ланиты, огнь, куща, лилей, розы, мирты, длань, златой, сладкозвучный, древо, вешний, денница.

Значение: в прошлом высокая экспрессивная лексика, без которой не обходилось ни одно поэтическое произведение. В современном языке ироническое употребление, стилизация.

Народно-поэтические слова - слова, характерные для устной народной поэзии. Например: детинушка, долюшка, дороженька, лазоревый, кручина, бесталанный, муравушка, думушка.

Значение: создают эмоциональное впечатление, служат средством выражения общенационального русского характера.

Разговорная лексика - это слова. которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи. Например: газировка (газированная вода), белобрысый (блондин, человек с очень светлыми волосами), жвачка (жевательная резинка).

Значение: в книжной речи данному контексту придаётся разговорный оттенок. Используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей.

Просторечные слова - слова. выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. Просторечные слова стоят на границе литературного языка, часто не желательны даже в обычной беседе. Например: башка (голова), муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании).

Значение: средство речевой характеристики героев.

Книжная лексика - слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике. Например: гипотеза (научное предположение), генезис (происхождение), адресат (лицо, которому послано письмо).

Значение: средство речевой характеристики героев, явлений.

Термины - слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве. Например: катет, гипотенуза, морфология, спряжение, глагол.

Значение: служат для точного, строго научного определения научных и специальных понятий. Используются для характеристики изображаемой среды и языка.

Термины - слова, употребляемые в различных отраслях знаний для точного определения того или иного понятия. | Поэты «серебряного века» при всем многообразии своих художественных устремлений (символизм, акмеизм, футуризм) явились творцами единого культурного феномена.

 

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. Например: работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса.

Значение: придают речи яркость и выразительность.

Фразеологизмы, или фразеологические обороты - устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением. | Работать засучив рукава (работать усердно), броситься очертя голову (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег на голову (неожиданно), прийти в замешательство (смутиться).

 

Крылатые слова - яркие и меткие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, а также народные пословицы и поговорки. Например: Не в коня корм. Как мало прожито, как много пережито.

Значение: как образное средство раскрытия внутреннего облика персонажа, характеристики его речевой манеры.

 

Эмоционально-экспрессивная лексика - слова, которые носят оценочный характер (в отличие от нейтральной лексики). Например: слова с положительной окраской - доблестный, лучезарный; слова с отрицательной окраской - выскочка, брехня.

Значение: использование эмоционально-экспрессивной лексики связано со специфическим заданием, определённой стилистической направленностью текста.

 

Просторечные слова - слова, употребляемые в целях сниженной оценки предмета речи. | Шарахнуть - ударить.

 

Лексический повтор - повтор одного и того же слова для усиления эмоционального воздействия. | Моя жизнь — не цепь упущенных возможностей и не время, потраченное напрасно. Это моя жизнь!

 

Лексико-синтаксические средства.

Оксюморон – прием, когда одно понятие определяется через свою невозможность. В результате оба понятия отчасти теряют смысл, и образуется новое значение. Особенность оксюморона в том, что он всегда провоцирует смыслопорождение: читатель, столкнувшись с вопиюще невозможной фразой, начнет «достраивать» смыслы. Писатели и поэты часто пользуются этим приемом, позволяющим сказать о чем-то кратко и емко. В ряде случаев оксюморон бросается в глаза («Живой труп» Л. Н. Толстого, «Горячий снег» Ю. Бондарева), в других он может быть менее заметен, обнаруживает себя при более вдумчивом прочтении («Мертвые души» Н. В. Гоголя – ведь у души нет смерти, «мертвая зелень ветвей» у пушкинского анчара – ведь зеленая листва у дерева знак жизни, а не смерти).

Катахреза – нарочито алогичное высказывание, имеющее выразительный смысл. «Да она же рыба! И руки-то у нее какие-то белые, рыбьи». Ясно, что у рыбы рук быть не может, метафора построена на катахрезе.

Антитеза – резкое противопоставление чего-либо, подчеркнутое синтаксически. Классическим примером антитезы является пушкинская характеристика отношений Ленского и Онегина:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Обратим внимание, что у Пушкина подчеркнутая антитеза отчасти снимается следующей строкой, что делает ситуацию неоднозначной.

Стилистические фигуры

 

Антитеза — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их признаков. Противоположность подчёркивается союзами, интонацией и выражается обычно антонимами. | То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник.

 

Градация — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. | При одном предположении подобного случая вы должны были... испустить ручьи... реки, озёра, океаны слёз!

 

Параллелизм — фигура, которая представляет собой однородное синтаксическое построение соседних предложений или их частей. |

Там — солнца луч и в зной оливы сень,

А здесь — и гром, и молния, и слёзы.

Разновидностями параллелизма являются анафора и эпифора.

 

Анафора, или единоначатие, — повторение начальных частей (слов, словосочетаний, частей предложения) в тексте или его фрагменте. |

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И верной правды торжеством...

 

Эпифора — фигура, обратная анафоре. Это выразительное повторение слов или словосочетаний в конце предложений и абзацев одного текста. | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник?

 

Инверсия — расположение отдельных слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено общими синтаксическими правилами. Необычность синтаксического построения выделяет тот или иной член предложения, усиливает образность слов, усиливает воздействие речи. | Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России?...Время придёт — и будет Россия новая.

 

Бессоюзие и многосоюзие — фигуры речи, основанные на намеренном пропуске или, напротив, повторении союзов. В первом случае речь становится лаконичной и динамичной. |

Швед. русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

 

Ряд однородных членов. | Я, конечно, в том числе видел и небо, как можно видеть его из
домашнего окна, из окна электрички, сквозь ветровое стекло автомобиля, над
крышами московских домов, в лесу, в просветах между деревьями и когда просто
идёшь по луговой тропе, по краю оврага, по косогору.

 

Парцелляция – членение предложения на отдельные смысловые части, либо добавление к предложению части, несущей большую смысловую нагрузку. | Звон будильника. Пора вставать.

 

Риторический вопрос - стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. | Иль нам с

Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?

 

Вопросно-ответная форма изложения – автор задает вопрос и отвечает на него. | Что такое
Интернет? Некое гигантское скопище информации. В него можно «войти», что-то оттуда «скачать» и спокойно «выйти» — забыть о его существовании до следующего раза.

 

Синтаксические средства.

Риторическое обращение - условное обращение к кому-либо в рамках монолога. Это обращение не открывает диалога и не требует ответа. В действительности это утверждение в форме обращения. Так, вместо того, чтобы сказать «Мой город изуродован» писатель может сказать: «Мой город! Как тебя изуродовали!»

Это делает утверждение более эмоциональным и личным.

Синтаксические средства можно разделить на 2 группы:


1. связанные с повторами

повтор,

анафора,

эпифора,

стык,

многосоюзие,

бессоюзие,

синтаксический параллелизм,

градация

2. не связанные с повторами

риторический вопрос,

риторическое восклицание,

риторическое обращение,

парцелляция,

инверсия,

перифраз,

эллипс


 

 

 

Задания:

 

1. (15)Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали...

(29)И все помнят её уроки, её мысли, её доброту и широту её взглядов.

(13)Как любила учительница своих учеников! (20)Но как она тосковала по этой России!

(17)Она говорила: «У Лопахина есть умение жить, но нет культуры, а у Раневской есть культура, но совершенно нет умения жить». (22)Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво».

(10)Я долго плакала, когда закончила читать повесть, и это были просветлённые, благодарные слёзы.

 

«Создавая образ замечательного учителя, автор использует такие синтаксические средства, как _____ (в предложениях 15, 29) и _____ (например, предложения 13, 20), также такой приём, как _____ (в предложениях 17, 22). Искренность и глубина чувства, испытанного Н. Горлановой, когда она читала книгу о Елене Николаевне, показана с помощью такого тропа, как _____

(просветлённые, благодарные слезы в предложении 10)».

Список терминов:


1) сравнительный оборот

2) термин

3) восклицательные предложения

4) цитирование

5) риторический вопрос

6) эпитет

7) парцелляция

8) ряды однородных членов

9) гипербола


 

2. «(4)Детей не оттащишь от компьютера. (5)Сидят сутками. (б)Какие-то аськи, агенты, чаты, форумы...»

«(7)Я не понимаю, какое может быть от этого удовольствие. (8)Но сын сидит у монитора, смеётся чему-то, а то и кулаком по столу бьёт. (9)Мне кажется, он сходит с ума — разговаривает сам с собой».

«(10)Раныие играл в видеоигры, это отнимало много времени, уроки забросил, а теперь вообще из рук вон — будто его нет дома. (11)Целыми днями в Сети, говорит, у них там тусовка...»

(13)Потом выясняются детали: вместе с увлечением компьютерными разговорами стала падать успеваемость, ребёнок всё время проводит дома, сидит и смотрит в экран.

(14) Уроки подросток не делает, по дому не помогает, на улицу не ходит, спортом не занимается.(18) Как решалась эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками?(19) Скорее всего, они из неё просто выросли...(23)К чему я всё это говорю? (24)К тому, что вот телевидение оказалось не опасным само по себе.

 

«Рассказывая о том, что беспокоит сегодня родителей подростков, автор использует такой приём, как__________________ (предложения 4—6, 7—9, 10—11), а также такое синтаксическое средство, как______________ (в предложениях 13, 14). Использование такого лексического средства, как__________________ («сходит с ума» в предложении 9, «из рук вон» в предложении 10), подчёркивает обеспокоенность родителей создавшимся положением. С помощью такого приёма, как ___________________(предложения 18—19, 23—24), А. Иванова стремится привлечь читателей к размышлению ».

Список терминов:


1) литота

2) термин

3) фразеологизм

4) цитирование

5) риторический вопрос

6) эпитет

7) парцелляция

8) ряды однородных членов


9) вопросно-ответная форма изложения

 

3. (1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(4)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта.

(6)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману.

(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности.

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений.

 

«Автор начинает беседу с читателем, используя такой приём, как ______________(предложение 1). Стремясь раскрыть сложные понятия, Б. Бим-Бад прибегает к использованию такого синтаксического средства, как ______ (например, в предложениях 4, 6, 8), а также такого приёма, как _______(в предложении 16).Описывая процесс мышления, автор использует такой троп, как _______(«мучительного спора», «жёсткого требования» в предложении 23)».

Список терминов:


1) литота

2) фразеологизм

3) эпитет

4) цитирование

5) противопоставление

6) восклицательное предложение

7) парцелляция

8) ряд однородных членов

9) вопросно-ответная форма изложения


 

4. (24)Это благо, если его подобрали с поля боя, если опознали при этом и если ротный, составляя списки потерь, второпях не перепутал, не пропустил его фамилии. (25)Это благо, если донесение попало в вышестоящий штаб и если тот штаб не окружили потом, не сожгли, не разбомбили с воздуха вместе с писарскими сундуками и сейфами.

(10) Как и все остальные здесь, я тоже не знал никого из этого списка, но имена неотвратимо притягивали к себе.

(3)Говорил он безо всяких бумажек, любил цифру и умел её подать, а потому слушали его всегда с оживлённым вниманием.

(5) Праведников Г.А., рядовой. (6)Проскурин С.М., рядовой. (7)Пыжов А.С., лейтенант. (8)Рогачёв М.В., мл. сержант. (9)Родионов Н.И., рядовой...

 

«Описывая прошедшую войну, Евгений Носов использует такой приём, как ________ (например, «Это благо, если...» в предложении 24, «Это благо, если...» в предложении 25). Такие тропы, как ______(«имена неотвратимо притягивали к себе» в предложении 10), _______(«с оживлённымвниманием» в предложении 3), и такое синтаксическое средство, как ______ (предложения 5—9), помогают передать чувства героя-рассказчика».

Список терминов:

1) анафора 6) эпитет

2) метафора 7) диалектизм

3) сравнительный оборот 8) риторический вопрос

4) назывные предложения 9) риторическое обращение

5) литота

 

5. (26) В этом смысле буквы умрут только вместе с живым человеческим словом. (8) Во-первых, идеограммы понятны независимо от языка (химические формулы, математические символы), во-вторых, они не только сокращают запись, но и помогают научному мышлению (прогресс математики обязан главным образом введению специальной символики, созданию «языка математики»). (9)А в-третьих, такая символика становится понятной не только любому человеку, но и компьютерам. (16)И только в последние годы XX века стало ясно, что не последнее слово принадлежит здесь лингвистам, которые занимаются не только примитивной идеографией первобытных племён, но и современной научной идеографией.

 

«Лингвиста А. Кондратова беспокоят изменения, происходящие в современном языке. Этим обусловлено появление в тексте такого тропа, как _____ («буквы умрут» в предложении 26), в сочетании с таким лексическим средством, как ______ («пиктография», «идеограммы», «буквенно-идеографическое письмо»). ______(в предложениях 8, 9) и ______(«примитивной» — «современной» в предложении 16) помогают автору быть убедительным».

Список терминов:

1) термины

2) риторический вопрос

3) эмоционально-оценочные слова

4) гипербола

5) олицетворение

6) контекстные антонимы

7) вопросно-ответная форма изложения

8) сравнительный оборот

9) вводные слова

 

Ответы

1) 8, 3, 4, 6

2) 4, 8, 3, 9

3) 4, 8, 5, 3

4) 1, 2, 6, 4

5) 5, 1, 9, 6

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: