ЕГЭ № 26 Средства художественной изобразительности.
Теоретическая часть
Умение анализировать лирические произведения, эпизоды прозаического текста составляет один из важнейших навыков литературной и языковой подготовки. Среди других требований этой работы наиболее трудным является нахождение в тексте изобразительных выразительных средств, а также определение цели их использования автором. В приведенной ниже таблице представлены основные средства художественной речи, примеры их использования. С некоторыми из них вы уже знакомы, другие сможете определить в процессе учебы в нашем лицее.
Языковое средство
| Определение
| Пример
| Анафора (единоначатие)
| Повторение слов или словосочетаний в начале предложения
| Руки отпускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое.
Руки отпускаютсяот постоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. Руки отпускаются, когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем всё «до лампочки».
Вот от чего опускаются руки!
(Р.Рождественский)
| Антитеза (противопоставления)
| Резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста
| Всю мировую литературу я разделяю на 2 типа – литература дома и литература бездомья.
Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии.
Безумный безудержДостоевского- и мощный замедленный ритмТолстого. Как динамичнаЦветаева и как статична Ахматова! (Ф. Искандер)
| Вопросно-ответная форма изложения
| Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником,привлекает его к обсуждению важных вопросов,заставляет задуматься над ними.
| Многие считают,что бороться с проявлениями фашизма- дело правоохранительных органов.
Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится -это задача нас всех.
| Гипербола
| Художественное преувеличение.
| Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела,чем водородная бомба 20 века.Имя это болезни -ксенофобия(И.Руденко).
| Градация
| Синтаксическая конструкция,внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.
| Вед и правда:что толку смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости,если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадкосмеяться над человеком.(Л.Пантелеев)
| Гротеск
| Художественное преувеличение до невероятного, фантастического.
| Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди.(В.Солоухин)
| Инверсия
| Обратный порядок слов в предложении. (При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное - после него, дополнение -после управляющего слова, обстоятельства образа действия –перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке,чем это установлено грамматическими правилами).
| Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.(М.Неверов)
Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя(Н.Гладков)
Не верю яв добрые помыслы нынешних новых русских. (Д.Гранин)
| Ирония
| Вид иновысказывания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
| Продаются мужские костюмы,фасон один. А цвета какие? О, огромный выборцветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато серый, грифельный, аспидный, наждачный, цвет передального чугуна, кокосовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах. (И.Ильф, Е.Перов)
| Композиционный стык, или палилогия
| Повторение в начале нового предложения слова из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
| Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годынаш народ жил одним: все для фронта, все для победы, потому что только после нее возможна простая человеческая жизнь. Жизнь, ради которой погибли миллионы.
| Контекстные (или контекстуальные)анонимы
| Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются анонимами только в исходном тексте.
| Комплекс неполноценности способен загубитьчеловеческую душу. А может возвыситьдо небес. Нечто подобное творится с атомной энергией. Ею можно обогретьвесь земной шар. А можно расколотьего на тысячу частей.(С.Довлатов)
| Контекстные (или контекстуальные) синонимы
|
| Была, правда, старая настольная лампа, купленная в коммисионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний,поэтому ничем не дорогая(Д.Гранин)
То было ведение…
Предо мною появились два ангела..два гения.
Я говрю: ангелы..гении- потому что у обоих на нажженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого взымались сильные длинные крылья.(И.Тургенев)
| Лексический повтор
| Повторение в тексте одного и того же слова.
| - Эти люди– ваши родственники?
-Да, - сказал он.
- Все эти люди – родственники?
-Безусловно, - сказал он.
-Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох? (С. Довлатов)
| Литота
| Художественное приуменьшение.
| Мы со своими амбициями – меньше муравьев лесных.(В. Астафьев)
| Метафора (в том числе развернутая)
| Перенесение на предмет или явление какого – либо признака другого явления или предмета (развернутая метафора – это метафора. последовательна осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом
| Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, ………опрокинулся и затонул.
Она очищается, душа – то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра ….(Н. Гоголь)
| Метонимия
| Перенос значение (переименование) на основе смежности явлений.
| Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом (В. Шукшин) Траурный Моцартзазвучал под сводами собора (В. Астафьев). Черные фраки носились врось и кучами там и там. (Н. Гоголь).
| Однородные члены предложения
| Синтаксическое средство выразительности, позволяющее а)подчеркнуть различные качества чего-либо
Б)увидеть динамику действия
В) в деталях увидеть, услышать, понять что –либо.
| Пением органа наполнены своды собора. С неба. сверху. плывет то рокот, то гром, то нежный голосвлюбленных, то зов весталок. то рулады рожка, то звукиклавесина, то говор перекатного ручья ….
Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, прочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.
Если суждено нам умереть, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. (В. Астафьев)
| Оксиморон
| Соединение в образе или явлении несовместимых понятий.
| Сладостные мученияиспытал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно- радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне. (Н. Кривцов)
| Окказионализмы
| Индивидуально- авторские неологизмы.
| Как бы нам самим следить, чтобы наши правда не поширялисьза счет прав других.(А. Солженицын)
| Олицетворение (персонификация)
| Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.
| Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы но они оказываются слабоватыми для него,и он ползет, пресмыкаясь, все дальше…..Он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться, на какую бы опереться надежную земную опору.(В.Солоухин)
| Парцеллярия
| Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части.
| Жил в Германии хрупкий болезнетворный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Его звали Моцарт. (С.Довлатов)
| Перифраза
| Описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова.
| Особое место занимало у него в словаре слово «золото».
Золотом называлось все, что хотите. Уголь и нефть-«черное золото».Хлопок-«белое золото». Газ -«голубое золото». (В.Войнович)
| Риторический вопрос
| Выражение утверждения в вопросительной форме.
| Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восторге от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В.Астафьев)
| Риторическое восклицание
| Выражение утверждения в восклицательной форме.
| Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (В.Сухомлинский)
| Риторическое обращение
| Фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится.
| Милые мои!Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет?(В.Войнович)
И вы, душевно убогие вандалы, тоже кричите о патриотизме? (П.Вощин)
| Сарказм
| Едкая ирония.
| И каждый раз, откровенно халтуря на работе(«сойдет..!», что-то слепляя на авось («перемелется..!»),что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя(«да ладно, обойдется..!»),закрывая глаза на собственную небрежность («плевать..!») мы же сами, своими руками, собственным так называемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы! (Р.Рождественский)
| Сравнительный оборот (в том числе развернутое сравнение)
| Сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано:
1) с помощью сравнительных союзов как, точно, будто, словно, что, как будто и т.п.
|
Ночь, словно сумрачное ораторио старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов…
| 2) С помощью слов похожий на,похож на, подобен, напоминает, Схож с…
| И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта.
| 3)Родительным падежом существительного.
| Лак на скрипке был цвета крови.
| 4)Творительным падежом существительного.
| Старый мэтр никогда не бывал на мессе, потому что его игра была настолько бешеным взлетом к невозможному, быть может, запретному…
| 5)Сравнительный оборот.
| Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и,как тонкая ледяная струйка воды,заливало спокойный огонь творчества.
| 6)Отрицанием (т.е не сопоставлением, а противопоставлением одного предмета или явления другому).
| Не скрипка- душамузыканта звучала в этой тоскующей мелодии.
| 7)Придаточным сравнительным.
| Рядом с ним, быть может, уже давно, шел невысокий гибкий незнакомец с бородкой черной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображали немецких миннезингеров
(автор всех примеров- Н.Гумилев)
| Синтаксический параллелизм
| Одинаковое(параллельное)построение нескольких рядом расположенных предложений абзацев.
| Что такое канцелярит?
Это-вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит застойность, неподвижность.
Это-нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже –родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь.
Это-вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими.(Н.Гоголь)
| Эпитет
| Художественное определение,т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определенном слове какое-нибудь его отличительное свойство.
| Есть только моя присмерительная, бесплотнаядуша, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга….Пусть рухнут своды собора, и вместо палача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люд в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы. (В.Астафьев)
| Эпифора
| Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.
| Как французы повлияли на Пушкина- мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского –мы знаем.Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу- мы знаем.
| |
Варианты выполнения заданий
а) Из данного отрывка выпишете по одному примеру олицетворения, сравнения и эпитета.
Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, все раскутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…
И.С.Тургенев «Голуби» (из цикла «стихотворения в прозе»)
Ответ:
1) Визжит ветер – олицетворение
2) стреляет как из пушки – сравнение
3) рьяный ливень – эпитет
б) Рисуя картину грозы, И.С.Тургенев использует сравнения. Выпишите их из текста, ответьте на вопрос: с какой целью автор применяет данные художественные средства?
Ответ:
мечется как бешенный
словно в клочья разорванные облака
закачался отвесными столбами ливень
стреляет как из пушки
При помощи сравнений автор рисует могучее движение природы, тревожное и в то же время очищающее. Буря и гроза внушают герою повествования страх и одновременно это для него – потеха! Можно представить себе в этой картине и бешеное, неукротимое животное, готовое растоптать все живое, и тяжелые потоки воды, издали похожие на движущие столбы, и можно услышать канонаду приближающегося боя.
Тест 1.
Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.
1. Под ним струя светлей лазури.
(М. Лермонтов.)
|
| 2. Богатырский конь через лес перепрыгивает.
(Былина)
|
| 3. Задремали звёзды золотые.
(С. Есенин.)
|
| 4.Впереди – пустынный сентябрьский день.
(К. Паустовский.)
|
| 5. Вода устала петь, устала течь,
Сиять, струиться и переливаться.
(Д. Самойлов.)
|
| 6. Спать одуванчики ложились спать вместе с нами,
детьми, и вместе с нами вставали.
(М. Пришвин.)
|
| 7. Она щебечет и поёт
В преддверье бора,
как бы оберегая вход
В лесные норы.
(Б. Пастернак.)
|
| 8. В багрец и золото одетые леса.
(А. Пушкин.)
|
| 9. Скоро Осень проснется
и заплачет спросонья.
(К. Бальмонт.)
|
| 10. Но предстоит еще заледенеть,
И уж не петь, а, как броня, звенеть.
(Д. Самойлов.)
|
|
Тест 2.
Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.
1.Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня? (А.Пушкин)
|
| 2.Мальчик с пальчик.
|
| 3. Лес, словно терем расписной. (И.Бунин)
|
| 4.Когда народ….
Белинского и Гоголя
С базара понесет. (Н.Некрасов)
|
| 5.О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)
|
| 6.Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б.Пастернак)
|
| 7.Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень,
Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)
|
| 8.Мы с тобой не виделись сто лет!
|
| 9.Гораздо интереснее казались морские коньки. (В.Катаев)
|
| 10. И пунша пламень голубой. (А. Пушкин)
|
|
|
|