I Фонетические средства (фоника)




ЕГЭ № 26 Средства языковой выразительности.

 

1. Экспрессивная функция:

- эмоциональность — отражение личностного взгляда человека на мир, выражение оценки, чувства;

- наглядность - способствует наглядному отражению картины внешнего мира, внутреннего мира человека;

- оригинальное отражение действительности - показ предметов и явлений с новой, неожиданной стороны;

- отражение внутреннего состояния пишущего;

- привлекательность речи, эстетичность.

2. Стилистическая функция заключается в том, что языковые средства придают тексту определённую стилистическую окраску: книжную, разговорную; помогают создать комический эффект.

3. Смысловая функция: языковые средства несут дополнительную смысловую нагрузку, т.е. происходит приращение смысла.

4. Текстообразующая функция: языковые средства выразительности создают ткань текста, участвуют в построении текста.

 

I Фонетические средства (фоника)

 

1. Аллитерация - повторение согласных; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону:

- Полно ч ной порою в болотной глу ш и/ Ч уть слы ш но, бес ш умно ш уршат камы ш и – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей

2. Ассонанс - повторение гласных; усиливает образность, выразительность

речи, её смысловую сторону:

- Л ю бл ю берез у р у сск ую

То светл ую, то гр у стн уюпередает легкую грусть, нежность

3. Звукоподражание - слово, передающее звуковое впечатление явления,

предмета; имеет иллюстративный характер:

- Мяуканье, хихиканье, тараторить, дребезжать,

- Вот дождик вкрадчиво прокапал (Твард.).

4. Интонация - бывает ораторская, эпическая, разговорная,

5. Ритм - создаёт настроение, усиливает эмоциональные средства;

ритм может приобретать насмешливую интонацию, имитировать народную песню и т.д.

6. Паузы - бывают: логические – подчеркивают слово в лексике;

- эмоциональные - передают речь неторопливую, взволнованную, объективное повествование.

7. Рифмы - в поэтической речи.

 

II Лексические (тропы)

 

1. Эпитет - образное, художественное определение предмета, действия (чаще выражается прилагательным; может быть существительным, наречием, глаголом); типы эпитетов; общеязыковые (трескучий мороз); народно-поэтические ( краснаядевица); индивидуально-авторские (мармеладное настроение,- Чехов):

- Золотая роща.

- Заливались весёлые птахи.

- Лазурь небесная смеётся.

- Гордо реет буревестник.

- Поэт - эхо мира.

2. Сравнение - сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого:

- И берёзы стоят, как большие свечки.

- Ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста.

- Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень

иль верная жена (П.) - (развёрнутое сравнение, т.е. используется сразу два образа)

3. Метафора - слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в

Котором содержится скрытое сравнение на основе сходства:

- Целый день осыпаются с клёнов силуэты багряных сердец (Н.Забол.)

- Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (развёрнутая метафора, т.е. нанизывание метафор).

- Поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает.

- Ситец неба голубой.

- Поля шляпы (стёртая метафора)

4. Олицетворение - явления, предметы, изображающиеся как живые существа и наделяемые их свойствами:

- Звезда с звездою говорит.

- Спит черёмуха в белой накидке.

- Время бежит.

5 Метонимия - слово, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи междупредметами, явлениями:

- Я три тарелки съел.

- Медь не померкла (доспехи).

Молчалины блаженствуют на свете (Тр.).

6. Синекдоха - замена множественного числа единственным, yпотре6ление целого вместо части (и наоборот):

- Все флаги в гости будут к нам (в значении: государства).

7. Аллегория - иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах)

- Хитрость - в образе лисицы,

- Мужество и сила - в образе Ильи Муромца.

- Красота - в образе Аполлона.

8. Гипербола - преувеличение свойств, качеств:

- Я сто раз говорила.

- Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега (А.К.Т,).

9. Литота - преуменьшение свойств, качеств:

- В двух шагах отсюда.

- Ваш шпиц не более напёрстка (Гр.).

10. Перифраза - пересказ, описательный оборот, содержащий оценку:

- Белокаменная столица (Москва).

- Унылая пора! Очей очарованье, (осень).

11. Каламбур - игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии:

- Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для её тряпок – я не в состоянии (П.).

- Мой дорогой, очень дорогой портной (Ч.).

12. Паронимы - слова, близкие по звучанию, но разные по значению; нередко для характеристики персонажа, подчеркивания смысла:

- Розыск сбежавшего жениха не обвенчался успехом.

- Потоки патоки.

- Служить бы рад - прислуживаться тошно (Гр.),

13. Оксюморон- сочетание логически несовместимых, понятий:

- Убогая роскошь наряда,

- Звонкая тишина.

- «Горячий снег».

14. Синонимы - слова, близкие по значению; используются для перечисления, точности, градации, чтобы избежать тавтологии:

- Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная

(контекстуальные синонимы).

- Прошёл месяц. Пробежал второй. Пролетелтретий.

15. Устаревшие слова - архаизмы, ис торизмы; используются для воссоздания исторической обстановки и речи героев, для создания торжественности стиля:

- Златой порфирою блистает, покрыта лаврами, глава (П.).

16. Неологизмы - новые слова - общеязыковые или авторские - для создания художественного эффекта:

- Я влюблён, я очарован, словом, я огончарован (П.).

- Пусть сосны бурей омамаены (Хл.).

17. Просторечная и диалектная лексика - придаёт тексту выразительность, употребляется в речи персонажей:

- А вчерась мне была выволочка (Ч.).

- Пахнет рыхлыми драчёнами, У порога в дежке квас (Ее).

18. Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов; помогают строить текст, придаютему шутливую окраску; средство речевой характе­ристики персонажа:

- Первый дачный блин вышел, кажется, комом (Ч;).

- Дело не в новой метле, а в том, как она метёт,

19. Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении или в тексте:

- Ветер, ветер на всём белом свете (Бл.).

- Роман классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный (П.).

20 Крылатые выражения - афоризмы, имеющие авторство:

- Как белка в колесе (Кр.).

- Привычка свыше нам дана, замена счастию она (П.).

21. Пословицы, поговорки;

- Что написано пером, не вырубишь топором.

- Нет худа без добра.

22. Ирония - вид тропа, употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм:

- Посмотрите, каков Самсон! (о слабом, хилом

человеке).

- Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши (Кр.).

23. Парадокс - неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод:

- Тише едешь - дальше будешь.

 

Эпитет Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения Художественное, образное определение И вы не смоете всей вашей чернойкровью Поэта праведнуюкровь. Парус одинокий; весёлый ветер; болтушкасорока; жадновсматривается. Вечером синим, вечером лунным был я когда-то весёлым и юным
Сравнение Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются творительным падежом, формой сравнительной степени прилагательного или наречия, оборотами со сравнительными союзами Как море бесшумное, волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит
Метафора Троп, на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов Употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии Летят алмазныефонтаны С веселым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз); Сонноеозеро, слов моих сухие листья, луковкицерквей, теплыйприем, цепьгор, хвостпоезда. Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой
Развернутые метафоры Несколько метафор, связанных между собой по смыслу В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть
Метонимия (переименование) Замена одного слова другим, смежным по значению. Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) Читая Булгакова… (его книги) Весь пансионпризнавал превосходство Д.И. Писарева Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе
Синекдоха Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними Каждую копейкув дом несет (деньги); И слышно было до рассвета, как ликовал француз(французская армия) Пуще всего береги копейку
Аллегория Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи Лиса– аллегория хитрости, заяц- трусости
Ирония Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому Употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Такой ты умный! (=глупый)
Олицетворение Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами
Гипербола Преувеличение Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение Одни дома длиною до звёзд, другие – длиною до Луны В сто сорок солнцзакат пылал
Литота Преуменьшение Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка; Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.
Перифраз(а) Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты Лев = царь зверей Нефть = черное золото Утро года = весна Солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»)
Синонимы 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2)Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться. 2) Останкинская игла(башня); говор(ропот) волн; шум шелест) листвы.
Антонимы Слова, имеющие противоположенные значения Коварствои любовь; Белейлишь блеск, чернеетень.
Архаизм Устаревшее слово или оборот речи Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутьемне явился...
Диалектизм Слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм) Петух – кочет, ковшик - корчик, разравнивать граблями - скородить
Жаргонизм Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского.
Неологизм Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий «Бездарь» вместо «бездарность»
Афоризм Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор «У сильного всегда бессильный виноват»
Фразеологизм Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение

 

III Стилистические фигуры

Анафора (лексический повтор) Повтор частей в начале строк (единоначатие) Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание Это утро, радость эта, Этамощь и дня и света, Этотсиний свод, Этоткрик и вереницы, Этистаи, этиптицы… Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской
Эпифора (лексический повтор) Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или близко расположенных друг к другу строк, фраз Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Композиционный стык (лексический повтор) Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его Все сделала для меня Родина. Родинаменя выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
Антитеза Противопоставление Это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия Волос длинный– ум короткий; Я вчеразадыхался от счастья, а сегоднякричу от боли. И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви
Градация Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение На лице светились, горели, сиялиогромные синие глаза. Но ты должен понятьэто одиночество, принятьего, сдружитьсяс ним и духовно преодолеть... Тёмные, душные, скучные комнаты
Оксюморон Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег
Инверсия Изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше) Обратный порядок слов Он пришёл – пришёл он; Досадно было, боя ждали; Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням. – (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара») Досадно было, боя ждали
 
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Параллелизм бывает прямой: Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль и отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветерветку клонит, Не дубравушка шумит - То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза
 
Эллипсис Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста Конструкция со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения для усиления динамичности Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня.
Парцелляция Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Многосоюзие (полисиндетон) Однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения Какое странное, иманящее, инесущее, ичудесное в слове дорога! Икак чудна она сама, эта дорога. Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.
Бессоюзие Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями Швед, русский колет, рубит, режет…   Спускаются длинные тени, Горят за окном фонари, Темнеет высокая зала, Уходят в себя зеркала.    
Риторическое восклицание Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств Кто не бранивал станционных смотрителей!
Риторический вопрос Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя Вопрос, не требующий ответа Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят» Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?
Риторическое обращение Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения Обращение к неодушевлённому предмету Прощай, немытая Россия! Ах ты, степь моя, привольная!
Умолчание Намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу Сознательно выраженная не до конца мысль Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону врем умереть.
Парадокс Суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению Трус умирает много раз, храбрец - только однажды; Торопись медленно; Чем хуже, тем лучше
Оценочная лексика Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов Пушкин – это чудо.
Экспрессивная лексика Слова выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач

 

IVСинтаксические средства (стилистические фигуры)

 

1. Инверсия - изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:

- Вывели лошадей. Не понравились они мне.

- Зимы ждала природа.

2. Эллипсис - пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в

Стилистических целях:

- Тёркин мой - к огню поближе (Твард.).

- Я за свечку, свечка - в печку (Чук.).

3. Умолчание - незаконченное высказывание, используется для выражения напряженной, взволнованной речи:

- Я страдал... Я хотел ответа... Не дождался... Уехал... (Ее).

4. Вопросительное предложение - синтаксическая организация речи для

смыслового и эмоционального выделения центров, создаёт манеру беседы:

- Что же такое эта сигнализация?

- Как выйти из кризиса?

5. Риторический вопрос - вопрос, в котором содержится утверждение:

- Кто же не радовался солнечному лучу?

- Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? (Ее.).

6.Риторическое обращение -выделение важных смысловых позиций, идей;

- Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к милой до порога (Ее).

7. Риторическое восклицание - для демонстрации высшей точки концентрации чувств:

- О времена, о нравы! (Цицерон).

- Да здравствует Солнце, да скроется тьма! (П.).

8. Период - синтаксическая структура, в которой 1-ая часть – эпическое повествование, 2-ая — вывод:

- Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда и красота, если хоть в малой степени есть,- то не заслуга ли это в первую очередь великой литературы? (Каз.).

9. Параллелизмы - сходное расположение элементов, однотипное построение;

- Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.

- Книга - хранилище знаний, Книга - вместилище всего великого опыта человечества. Книга - неистощимый источник эстетических раздумий.

10 Градация - «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления:

- Не жалею, не зову, не плачу,...

- Звериный, чужой, неприглядный мир.

11. Антитеза - стилистическая фигура контраста, сопоставление,противопоставление противоположных понятий:

- Глупый осудит, а умный рассудит.

12. Анафора - повтор, повторение начальных слов:

- Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами. (Леонов).

13. Эпифора - повтор, повторение конечных слов:

- Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник? (Г.).

1 4. Композиционный СТЫК - повтор слова в середине фразы или на стыке двухпредложений:

- О весна без конца и без края, без конца и без края мечта- (Бл.).

15. Присоединительные конструкции, парцелляция - разделение пред­ложения на части; является средством экспрессии, создания новых смыслов:

- Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали его ждать.

- Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала, Бурлила. Требовала простора.

- На дворе осень. Поздняя (Аст.).

16. Именительный представления - изолированный номинатив, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания усиливает его звучание:

- Долгожители. Думаешь о них, и в памяти возникают Мафусаилы нашего времени...

17. Разговорные синтаксические конструкции - особая организация речи

которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля:

- С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе (Пан.)

- А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду (Непомн,).

18. Односоставные предложения, неполные предложения, ряды однородных членов, вводные структуры и др. - могут быть средством выразительности:

- Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя (Ее).

- Фёкла, за доктором! (М.Г.).

- За всё я отвечаю в этом мире - за вздохи, слёзы, горе и пот и (Март.).

- К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце (Пришв.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: