Истребитель МиГ-3, найденный под Звенигородом.




 

Летом прошлого года на авиасалоне «МАКС-2007» в г. Жуковском был продемонстрирован истребитель времен Великой Отечествнной войны МиГ-3, восстановленный до летного состояния специалистами российской компании «Авиареставрация» из Новосибирска. При поддержке и участии многих общественных и государственных организаций и поисковых команд была проведена масштабная многолетняя работа по поиску и эвакуации из труднодоступных и заболоченных лесных массивов севера и северо-запада России останков нескольких самолетов, пригодных для восстановления. Из шести найденных аварийных МиГ-3, находящихся в разной степени сохранности, удалось собрать два экземпляра, один из которых и был показан на МАКС-е.

Малодоступные районы Карелии, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Мурманской, Тверской областей традиционно считаются наиболее перспективными для поисков раритетной авиатехники. Однако, как показывает опыт, подобные находки возможны и в довольно густонаселенных районах, в том числе и в Подмосковье, где осенью и зимой 1941-1942 гг. происходили ожесточенные воздушные бои. Автору данной статьи посчастливилось принять участие в идентификации и эвакуации обломков истребителя МиГ-3, найденного летом этого года археологами из Звенигородского исторического музея и их добровольными помощниками недалеко от места проведения плановых археологических работ в районе д. Дютьково. Фрагменты разрушенного самолета были вынесены из лесного массива вручную и затем доставлены автотранспортом к месту хранения. Акция была организована Звенигородским музеем. Непосредственное участие в ней принимали научные сотрудники музея А. Лазукин А. Алексеев, сотрудники ГИЛМЗ А.С. Пушкина в Вязёмах Г. Кузнецов и П. Крапошин, а также группа журналистов и волонтеров из Москвы и Подмосковья.

Ценность данной находки определяется тем, что на настоящий момент времени в стране не сохранилось ни одного оригинального экземпляра этого самолета. И хотя найденных фрагментов для восстановления самолета недостаточно, они могут являться объектами для исследования и изучения. Дело в том, что в послевоенный период вместе с пускаемыми на слом отслужившими свой век самолетами уничтожалась и заводская технологическая документация по ним. Единственный, находящийся в Монинском музее ВВС МиГ-3 представляет собой лишь далекий от совершенства полноразмерный макет истребителя.

Истребитель МиГ-3 принимал участие в боевых действиях на многих фронтах Великой Отечественной, в том числе и в первые дни войны в западных приграничных округах. Именно на МиГ-3 одержал свои первые десять побед трижды Герой Советского Союза известный советский ас А.И. Покрышкин, начинавший службу в 55 ИАП 20 смешанной авиационной дивизии (САД), дислоцировавшейся в Молдавии. Это подразделение получило и успешно освоило новые МиГ-и в числе первых.

Состоял он на вооружении и нескольких полков в составе 6 ИАК ПВО, осуществлявшего прикрытие воздушных рубежей столицы. В конце июля 1941 г. на вооружении этого корпуса числилось 129 истребителей МиГ-3. Об ожесточенности воздущных боев под Москвой и характере потерь говорит, например, такой факт, что только 14 ноября 1941 г. лётчики 28-го ИАП из состава 6 ИАК совершили 51 боевой вылет по прикрытию объектов в районах между Звенигородом и Кубинкой и участвовали в 26 воздушных боях с немецкими пилотами из I / JG 52. В ходе проводимых в этот день воздушных боев, участниками которых были будущие Герои Советского Союза Е. М. Горбатюк, И. М. Холодов и А. Я. Фёдоров, нашим летчикам удалось сбить 8 Ме-109, однако и потери с нашей стороны составили 7 истребителей МиГ-3, причем 5 наших летчиков попали в списки пропавших без вести. О том, были ли зафиксированы места падения всех этих самолетов, автору этих строк не известно, однако можно предположить, что звенигородская земля таит в себе еще немало подобных находок.

Истребитель МиГ-3 разрабатывался начиная с лета 1939 г. группой молодых инженеров во главе с А.И.Микояном и М.М.Гуревичем, выделившейся из знаменитого КБ Н.Н. Поликарпова. Первая опытная машина под обозначением И-200 была поднята в небо летчиком–испытателем А.Н. Екатовым 5 апреля 1940 г. Первые же серийные самолеты выпускались на московском заводе №1 под названием МиГ-1, а начиная с декабря 1940 г. после проведения ряда доработок и усовершенствований истребитель получил новое название – МиГ-3.

Самолет являлся первым представителем нового поколения истребителей довоенного времени и обладал хорошими техническими характеристиками. К началу войны он стал самым многочисленным в советских ВВС и самым скоростным серийным самолетом (максимальная скорость 640 км/ч на высоте 7800 м) среди машин своего класса. Такие высокие показатели обеспечивал новый очень мощный высотный двигатель АМ-35А водяного охлаждения мощностью 1350 л.с. Несмотря на то, что новый истребитель был строгой в пилотировании машиной и труден в освоении летчиками средней квалификации, в руках опытных пилотов он превращался в грозное боевое оружие.

Самолет изначально задумывался как высотный истребитель-перехватчик, поэтому его летные характеристики на малых и средних высотах были ниже, чем на высоте 7000 м. Однако, как показал опыт воздушной войны, основные бои на советско –германском фронте велись именно на малых и средних высотах - до 4 тыс. м. Это обстоятельство, а также наличие на вооружении наших ВВС еще двух типов истребителей, более простых и доступных в эксплуатации, явилось основанием для прекращения выпуска МиГ-3 в конце декабря 1941 г. Кроме того, с производства был снят двигатель АМ-35А, так как необходимо было срочно расширить выпуск невысотного мотора АМ-38, предназначенного для штурмовика Ил-2, на выпуск которого и перешел завод №1. Небольшая партия машин, вооруженных двумя пушками ШВАК 20 мм была выпущена в начале 1942 г. из задела деталей завода №1 во время нахождения завода в эвакуации в Куйбышеве на территории завода №122, и после возвращения его в Москву в апреле того же года.

Всего в 1940-1942 гг. силами серийного завода №1 и опытного завода №155 было построено 3172 истребителей МиГ-3. Благодаря высокой степени унификации и ремонтопригодности самолеты имели и после прекращения серийного выпуска долгий срок службы. Последние МиГ-3 были списаны по техническому состоянию в самом конце войны.

Конструкция самолета была смешанного типа. Передняя часть фюзеляжа и центроплан крыла были полностью металлические. Основу конструкции передней части фюзеляжа составлял каркас в виде сварной фермы из стальных труб, на который крепились несколько съемных дюралевых капотных крышек и панелей на специальных замках типа ДЗУС, которые во второй половине 1941 г. по просьбе технического персонала были заменены на более удобные в эксплуатации стяжные замки. Центроплан крыла, силовой набор которого был выполнен полностью из дюраля, обшивался также листовым дюралиминием, приклепанным впотай к стальным полкам лонжерона и нервюр. Цельнометаллическими также были четырехсекционные закрылки, горизонтальное оперение. Дюралюминиевым был каркас управляющих поверхностей – рулей глубины, поворота и элеронов.

Хвостовая часть фюзеляжа вместе с килем имела деревянный каркас и была обшита многослойным шпоном с проклейкой маркизетом на нитролаке. Сверху эта конструкция также обтягивалась маркизетом, покрывалась лаком, грунтовалась и затем окрашивалась. Консоли крыла - полностью деревянные, однолонжеронные и имели обшивку из многослойной фанеры. Основу конструкции консоли крыла составляет лонжерон, выполненный из дельта-древесины (многослойная клеёная древесина, пропитанная фенольными смолами) и два деревянных коробчатых стрингера. Деревянными были и нервюры консоли.

Самолет в зависимости от модификации в разное время имел 2-5 точек стрелкового вооружения, состоящего из крупнокалиберных и мелкокалиберных пулеметов (БС и ШКАС). Со второй половины 1941 г. перешли на двухточечную схему: в верхней части капота двигателя были размещены два тяжелых пулемета БС 12,7 мм. После перевода завода №1 в эвакуацию в октябре 1941 г была выпущена и небольшая партия машин, вооруженных двумя 20 мм пушками ШВАК.

Найденные в лесу под Звенигородом у деревни Дютьково останки истребителя МиГ-3, судя по некоторым конструктивным особенностям уцелевших после падения узлов и элементов конструкции, относятся к самолету, выпущенному осенью 1941 г. На месте падения были найдены несколько крупных хорошо сохранившихся частей самолета, по которым можно было идентифицировать их принадлежность. Судя по характеру деформации силовых узлов конструкции, самолет упал на землю плашмя. Сохранилась, правда частично в разрозненном виде, но почти не деформированная, ферма фюзеляжа из металлических труб с характерными узлами крепления к каркасу задней деревянной части фюзеляжа и нижней полкой кабины пилота. Сохранились также и металлические части силового каркаса центроплана крыла (левая и правая), состоящие из центрального лонжерона и торцевой силовой нервюры с остатками по их периметру дюралевой обшивки и нижней армированной силовой крышки на болтах, закрывающей крыльевые бензобаки. На узлах крепления лонжерона центроплана к консоли крыла уцелели также обгоревшие корневые части лонжерона консоли крыла, выполненные из дельта-древесины. Присутствуют также дюралевые куски обшивки центроплана и фюзеляжа, стяжные замки капотных крышек, выхлопные патрубки двигателя АМ-35А характерной формы из нержавеющей жаропрочной стали и осколки его корпуса, внутренние створки ниш шасси (левая и правая) характерной формы, элементы электрооборудованеия самолета (распределитель питания РУН-30), остатки гильз боеприпасов калибра 12,7 мм от пулемета БС, а также много других мелких деталей.

Деревянные части конструкции (консоли крыла и хвостовая часть фюзеляжа) не сохранились и скорее всего сгорели при пожаре на земле или были потеряны при взрыве бензобаков еще в воздухе.

Найденная позже заводская эксплуатационная табличка с датой выпуска одного из агрегатов (скорее всего - расширительного бачка), подтвердила тип и время выпуска данного самолета на московском заводе №1: МиГ- 3 (тип «61» - номер изделия или заводской индекс МиГ-3, присвоенный ему на заводе №1), выпущенный не ранее октября 1941 г. Поскольку приказ Наркомата авиационной промышленности о срочной эвакуации завода №1 в Куйбышев поступил уже 9 октября 1941 г., то, очевидно, речь идет об одной из последних машин, выпущенных в Москве в 1941 г. Самолеты этого периода имели двухточечное вооружение – два крупнокалиберных синхронных пулемета БС 12,7 мм, усовершенствованные капотные крышки со стяжными замками (вместо отверточных замков типа «дзус») и задний фюзеляжный бак уменьшенного объема (140 л.).

 

Кузнецов Г.Г.

штурман запаса ВВС,
член Московского историко-технического

клуба стендового моделизма,

в настоящее время - сотрудник ГИЛМЗ А.С. Пушкина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: