АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ




 

Задача 3.1

Проанализировать изменение затрат на сырье и материалы на производство продукции, определить влияние на затраты объема выпуска, норм расхода сырья, цены.

Данные представлены в табл. 3.1.

 

Таблица 3. 1 Исходные данные о расходе сырья на выпуск продукции

Показатели План Отчет Отклонение
Выпуск продукции, т      
Расход сырья на ед. продукции, т      
Сырье А 0,8 0,9 0,1
Сырье Б 0,3 0,2 -0,1
Сырье В 0,5    
Сырье Г   0,8  
Цена 1 т сырья, руб.      
Сырье А 100,0 100,0  
Сырье Б 80,0 90,0 10,0
Сырье В 400,0    
Сырье Г   200,0  

 

Анализ изменения затрат под влиянием изменения объема выпуска продукции, норм расхода сырья и цены на сырье проводится по модели

 

Zобщ. = ∑ qi*Hi*Pi

 

где qi – объем выпуска продукции в натуральном выражении;

Hi – норма расхода сырья на выпуск i – го вида продукции;

Pi – цена единицы сырья.

Анализ проведем методом цепных подстановок, последовательно заменяя плановые показатели на отчетные.

1.затраты по плану

Z пл. = 2000(0,8*100+0,3*80+0,5*400) = 608 тыс.руб.

2. затраты при фактическом объеме и плановых нормах и ценах

Z усл.1 = 2100(0,8*100+0,3*80+0,5*400) = 638,4 тыс.руб.

3. затраты при фактическом объеме, фактических нормах расхода и плановых ценах

Z усл.2 = 2100 (0,9*100+0,2*80+0,8*200) = 861 тыс.руб.

= 1680 тыс.руб.

4. затраты фактические

Z факт =2100 (0,9*100+0,2*90+0,8*200) = 562,8

Влияние факторов на изменение величины затрат в стоимостном выражении сложилось следующим образом

1. влияние изменения объема производства

638,4-608 = 30,4 тыс.руб.

2. влияние изменения норм расходы сырья

861-638,4 = 222,6тыс.руб.

3. влияние изменения цен на сырье

562,8-861 = -298,2тыс.руб.

Суммарное влияние факторов 30,4+222,6-298,2 = -45,2

Затраты сырья и материалов на производство продукции снизились на 45,2 тыс.руб.

При этом снижение затрат обусловлено исключительно снижением цен на сырье, за счет чего компенсировано увеличение норм расхода сырья и объема производства.

Задача 3.2

Выполнить факторный анализ затрат на 1 руб. товарной продукции по данным табл. 3.2 Изменение затрат на 1 руб. товарной продукции за счет изменения объема выпуска продукции, себестоимости единицы продукции и цены единицы продукции определяется по факторной модели

 

З = ∑ Zi *qi / ∑Pi*qi

 

где З – затраты на 1 руб. товарной продукции, коп. Zi – себестоимость единицы продукции; qi - объем выпуска i-го вида продукции Pi – цена единицы i-го вида продукции

 

Таблица 3. 2 Информация для факторного анализа затрат на 1 руб. товарной продукции

Показатели План Отчет Отклонение
Количество, т      
А      
Б     -200
Себестоимость, руб./т      
А     -10
Б      
Оптовая цена, руб.      
А 210,0 200,0 -10
Б 200,0 200,0  
Товарная продукция, руб.      
Себестоимость выпуска, руб.      
Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп. 91,9 92,7 0,79

 

Затраты на 1 руб. товарной продукции увеличились на 0,79 коп. Промежуточные расчеты и результаты факторного анализа представлены в табл. 3.3.

 

Таблица 3. 3

Показатели Значение, коп..
1.Затраты на рубль товарной продукции  
1.1 базового периода 91,94
1.2. отчетного периода по себестоимости и в ценах базового периода (6300*700/4725000) 92,23
1.3. отчетного периода по себестоимости отчетного периода в ценах базового периода (4536000/4725000) 89,60
отчетного периода 92,72
Влияние факторов: 0,79
- объема производства (1.2-1.1) 0,30
- себестоимости единицы продукции (1.3-1.2) -2,63
- цены за единицу продукции (1.4-1.3) 3,12
Итого 0,79

 

На увеличение затрат на 1 руб. товарной продукции определяющее влияние оказало снижение оптовой цены, которое не компенсируется увеличением объема производства и снижения себестоимости единицы продукции по изделию А.

Задача 3.3

Используя результаты решения задачи 3.2 и данные табл. 3.4, выполнить факторный анализ рентабельности производства.

По данным задачи 3.2 определим прибыль, как разность между стоимостью товарной продукции и себестоимостью выпуска.

Рентабельность производства представим в виде факторной модели

 

Рент. = Пр /(ОФ+МОА)*100%

 

Таблица 3.4 Исходная информация для факторного анализа рентабельности производства

Показатели План Отчет Отклонение
Основные производственные фонды, тыс.руб.     50,0
Материальные оборотные тыс.руб.     20,0
Прибыль, тыс.руб. 250,0 230,0 -20,0
Рентабельность производства, % 30,49 25,84 -4,65

Для определения величины влияния факторов рассчитаем ряд условных показателей.

Рент. усл.1 = Пр 1 /(ОФ0+МОА0) *100 = 230 /(700+120))*100 = 28,05

Рент. усл.2 = Пр 1 /(ОФ1+МОА0) *100 = 230 /(750+250)*100 = 26,44

Влияние факторов составит

а) прибыли

28,05 – 30,49 = -2,44

б) стоимости ОФ

26,44-28,05 = -1,61

в) остатка МОА

25,84-26,44 = -0,6

Суммарное влияние факторов

-2,44-1,61-0,6 = -4,65 %

Рентабельность производства снизилась на 4,65%. Отрицательное влияние оказали все влияющие факторы, наибольшее отрицательное влияние приходится на снижение прибыли.

Задача 3.4

Проанализировать изменение расходов по обычным видам деятельности по элементам затрат по составу и структуре по данным табл. 3.5.

 

Таблица 3. 5 Анализ затрат по элементам

Элементы затрат База Отчет Отклонение
Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Суммы, тыс. руб. Уд. веса, % Темп прироста, %
Материальные затраты   25,8   48,1   22,3 106,09
Затраты на оплату труда   12,6   18,9   6,3 65,15
Отчисления на социальные нужды   6,7   6,5   -0,2 7,16
Амортизация основных средств   3,6   8,8   5,2 169,85
Прочие расходы   51,3   17,7 -269197 -33,6 -61,98
ИТОГО   100,0   100,0     10,29

 

Как видно по данным табл. 3.5, общая сумма затрат увеличилась на 87007 тыс.руб. или на 10,29%. При этом увеличились все элементы затрат, кроме прочих расходов. В результате несоответствия темпов изменения по отдельным элементам затрат их структура изменилась в сторону увеличения удельного веса материальных затрат с 25,8% до 48,1%. Удельный вес прочих расходов снижается с 51,3% до 17,7%.

На долю расходов на оплату труда приходится 18,9%, что на 6,3%п больше, чем в предыдущем году.

 

Задача 3.5

Проанализировать динамику показателей прибыли, провести факторный анализ прибыли от продаж по данным табл. 3.6

 

Таблица 3. 6 Динамика финансовых результатов деятельности предприятия

Показатели База Отчет Отклонение
тыс. руб. % к выручке тыс. руб. % к выручке суммы темп прироста % уровня %
Выручка (нетто) от реализации       100,0 -255202 -19,7  
Себестоимость реализованной продукции   73,32   86,886 -45857 -4,8 13,566373
Валовая прибыль   26,6799   13,1135 -209345 -60,5 -13,5664
Коммерческие расходы   0,0453   0,1079   91,3 0,0626
Управленческие расходы   1,1248   1,8116   29,4 0,6868
Прибыль (убыток) от продаж   25,5098   11,1940 -214162 -64,8 -14,3158
Результат операционной деятельности -23283         -117,2 0,0
Результат внереализационной деятельности   0,1       66,8 -0,1
Прибыль до налогообложения   23,8   11,8 -186080 -60,3 -12,0
Чистая прибыль отчетного периода   19,5   9,0 -159712 -63,0 -10,5

 

Как следует из представленных данных, выручка от продаж снизилась на 255202 тыс.руб. или на 19,7%. Себестоимость реализованной продукции также снизилась, но более медленными темпами по сравнению с выручкой – на 4,8%. В результате уровень себестоимости в выручке увеличился.

Большими темпами выросли коммерческие и управленческие расходы.

Соответственно снизалась прибыль от продаж как по абсолютной величине, так и по уровню (рентабельность продаж).

Влияние данных факторов оценивается следующим образом:

1. Фактор «выручка от реализации»

 

Пв = [(В1- В0)*Р0]/100,

 

где В1, Во - выручка в отчетном и базисном периодах, Р0 - рентабельность продаж в базисном периоде.

2. Фактор «себестоимость»

 

Пс = -В1(УС1-УС0)\ 100,

 

где УС1, УС0 - доля себестоимости в выручке, %.

Влияние уровня коммерческих и управленческих расходов рассчитается аналогично.

Влияние факторов на величину прибыли от продаж составило

1. влияние выручки

-255202*25,5098/100= -65102 тыс.руб.

2. влияние уровня себестоимости

-1041232*(-13,566373) = -141257 тыс.руб.

3. влияние уровня коммерческих расходов

-1041232*(0,0626) =- 652 тыс.руб.

4. влияние уровня управленческих расходов

-1041232*(0,6868) = -7151 тыс.руб.

Суммарное влияние факторов

-65102-141257-652-7151 = -214162 тыс.руб.

На снижение прибыли от продаж отрицательное влияние оказали все влияющие факторы. Наибольшее отрицательное влияние приходится на увеличение уровня себестоимости в составе выручки.

как увеличение выручки, так и снижение уровня себестоимости. При этом влияние уровня себестоимости значительно превышает влияние роста выручки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: