Задача 3.1
Проанализировать изменение затрат на сырье и материалы на производство продукции, определить влияние на затраты объема выпуска, норм расхода сырья, цены.
Данные представлены в табл. 3.1.
Таблица 3. 1 Исходные данные о расходе сырья на выпуск продукции
Показатели | План | Отчет | Отклонение |
Выпуск продукции, т | |||
Расход сырья на ед. продукции, т | |||
Сырье А | 0,8 | 0,9 | 0,1 |
Сырье Б | 0,3 | 0,2 | -0,1 |
Сырье В | 0,5 | ||
Сырье Г | 0,8 | ||
Цена 1 т сырья, руб. | |||
Сырье А | 100,0 | 100,0 | |
Сырье Б | 80,0 | 90,0 | 10,0 |
Сырье В | 400,0 | ||
Сырье Г | 200,0 |
Анализ изменения затрат под влиянием изменения объема выпуска продукции, норм расхода сырья и цены на сырье проводится по модели
Zобщ. = ∑ qi*Hi*Pi
где qi – объем выпуска продукции в натуральном выражении;
Hi – норма расхода сырья на выпуск i – го вида продукции;
Pi – цена единицы сырья.
Анализ проведем методом цепных подстановок, последовательно заменяя плановые показатели на отчетные.
1.затраты по плану
Z пл. = 2000(0,8*100+0,3*80+0,5*400) = 608 тыс.руб.
2. затраты при фактическом объеме и плановых нормах и ценах
Z усл.1 = 2100(0,8*100+0,3*80+0,5*400) = 638,4 тыс.руб.
3. затраты при фактическом объеме, фактических нормах расхода и плановых ценах
Z усл.2 = 2100 (0,9*100+0,2*80+0,8*200) = 861 тыс.руб.
= 1680 тыс.руб.
4. затраты фактические
Z факт =2100 (0,9*100+0,2*90+0,8*200) = 562,8
Влияние факторов на изменение величины затрат в стоимостном выражении сложилось следующим образом
1. влияние изменения объема производства
638,4-608 = 30,4 тыс.руб.
2. влияние изменения норм расходы сырья
861-638,4 = 222,6тыс.руб.
3. влияние изменения цен на сырье
562,8-861 = -298,2тыс.руб.
Суммарное влияние факторов 30,4+222,6-298,2 = -45,2
Затраты сырья и материалов на производство продукции снизились на 45,2 тыс.руб.
При этом снижение затрат обусловлено исключительно снижением цен на сырье, за счет чего компенсировано увеличение норм расхода сырья и объема производства.
Задача 3.2
Выполнить факторный анализ затрат на 1 руб. товарной продукции по данным табл. 3.2 Изменение затрат на 1 руб. товарной продукции за счет изменения объема выпуска продукции, себестоимости единицы продукции и цены единицы продукции определяется по факторной модели
З = ∑ Zi *qi / ∑Pi*qi
где З – затраты на 1 руб. товарной продукции, коп. Zi – себестоимость единицы продукции; qi - объем выпуска i-го вида продукции Pi – цена единицы i-го вида продукции
Таблица 3. 2 Информация для факторного анализа затрат на 1 руб. товарной продукции
Показатели | План | Отчет | Отклонение |
Количество, т | |||
А | |||
Б | -200 | ||
Себестоимость, руб./т | |||
А | -10 | ||
Б | |||
Оптовая цена, руб. | |||
А | 210,0 | 200,0 | -10 |
Б | 200,0 | 200,0 | |
Товарная продукция, руб. | |||
Себестоимость выпуска, руб. | |||
Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп. | 91,9 | 92,7 | 0,79 |
Затраты на 1 руб. товарной продукции увеличились на 0,79 коп. Промежуточные расчеты и результаты факторного анализа представлены в табл. 3.3.
Таблица 3. 3
Показатели | Значение, коп.. |
1.Затраты на рубль товарной продукции | |
1.1 базового периода | 91,94 |
1.2. отчетного периода по себестоимости и в ценах базового периода (6300*700/4725000) | 92,23 |
1.3. отчетного периода по себестоимости отчетного периода в ценах базового периода (4536000/4725000) | 89,60 |
отчетного периода | 92,72 |
Влияние факторов: | 0,79 |
- объема производства (1.2-1.1) | 0,30 |
- себестоимости единицы продукции (1.3-1.2) | -2,63 |
- цены за единицу продукции (1.4-1.3) | 3,12 |
Итого | 0,79 |
На увеличение затрат на 1 руб. товарной продукции определяющее влияние оказало снижение оптовой цены, которое не компенсируется увеличением объема производства и снижения себестоимости единицы продукции по изделию А.
Задача 3.3
Используя результаты решения задачи 3.2 и данные табл. 3.4, выполнить факторный анализ рентабельности производства.
По данным задачи 3.2 определим прибыль, как разность между стоимостью товарной продукции и себестоимостью выпуска.
Рентабельность производства представим в виде факторной модели
Рент. = Пр /(ОФ+МОА)*100%
Таблица 3.4 Исходная информация для факторного анализа рентабельности производства
Показатели | План | Отчет | Отклонение |
Основные производственные фонды, тыс.руб. | 50,0 | ||
Материальные оборотные тыс.руб. | 20,0 | ||
Прибыль, тыс.руб. | 250,0 | 230,0 | -20,0 |
Рентабельность производства, % | 30,49 | 25,84 | -4,65 |
Для определения величины влияния факторов рассчитаем ряд условных показателей.
Рент. усл.1 = Пр 1 /(ОФ0+МОА0) *100 = 230 /(700+120))*100 = 28,05
Рент. усл.2 = Пр 1 /(ОФ1+МОА0) *100 = 230 /(750+250)*100 = 26,44
Влияние факторов составит
а) прибыли
28,05 – 30,49 = -2,44
б) стоимости ОФ
26,44-28,05 = -1,61
в) остатка МОА
25,84-26,44 = -0,6
Суммарное влияние факторов
-2,44-1,61-0,6 = -4,65 %
Рентабельность производства снизилась на 4,65%. Отрицательное влияние оказали все влияющие факторы, наибольшее отрицательное влияние приходится на снижение прибыли.
Задача 3.4
Проанализировать изменение расходов по обычным видам деятельности по элементам затрат по составу и структуре по данным табл. 3.5.
Таблица 3. 5 Анализ затрат по элементам
Элементы затрат | База | Отчет | Отклонение | ||||
Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | Суммы, тыс. руб. | Уд. веса, % | Темп прироста, % | |
Материальные затраты | 25,8 | 48,1 | 22,3 | 106,09 | |||
Затраты на оплату труда | 12,6 | 18,9 | 6,3 | 65,15 | |||
Отчисления на социальные нужды | 6,7 | 6,5 | -0,2 | 7,16 | |||
Амортизация основных средств | 3,6 | 8,8 | 5,2 | 169,85 | |||
Прочие расходы | 51,3 | 17,7 | -269197 | -33,6 | -61,98 | ||
ИТОГО | 100,0 | 100,0 | 10,29 |
Как видно по данным табл. 3.5, общая сумма затрат увеличилась на 87007 тыс.руб. или на 10,29%. При этом увеличились все элементы затрат, кроме прочих расходов. В результате несоответствия темпов изменения по отдельным элементам затрат их структура изменилась в сторону увеличения удельного веса материальных затрат с 25,8% до 48,1%. Удельный вес прочих расходов снижается с 51,3% до 17,7%.
На долю расходов на оплату труда приходится 18,9%, что на 6,3%п больше, чем в предыдущем году.
Задача 3.5
Проанализировать динамику показателей прибыли, провести факторный анализ прибыли от продаж по данным табл. 3.6
Таблица 3. 6 Динамика финансовых результатов деятельности предприятия
Показатели | База | Отчет | Отклонение | ||||
тыс. руб. | % к выручке | тыс. руб. | % к выручке | суммы | темп прироста % | уровня % | |
Выручка (нетто) от реализации | 100,0 | -255202 | -19,7 | ||||
Себестоимость реализованной продукции | 73,32 | 86,886 | -45857 | -4,8 | 13,566373 | ||
Валовая прибыль | 26,6799 | 13,1135 | -209345 | -60,5 | -13,5664 | ||
Коммерческие расходы | 0,0453 | 0,1079 | 91,3 | 0,0626 | |||
Управленческие расходы | 1,1248 | 1,8116 | 29,4 | 0,6868 | |||
Прибыль (убыток) от продаж | 25,5098 | 11,1940 | -214162 | -64,8 | -14,3158 | ||
Результат операционной деятельности | -23283 | -117,2 | 0,0 | ||||
Результат внереализационной деятельности | 0,1 | 66,8 | -0,1 | ||||
Прибыль до налогообложения | 23,8 | 11,8 | -186080 | -60,3 | -12,0 | ||
Чистая прибыль отчетного периода | 19,5 | 9,0 | -159712 | -63,0 | -10,5 |
Как следует из представленных данных, выручка от продаж снизилась на 255202 тыс.руб. или на 19,7%. Себестоимость реализованной продукции также снизилась, но более медленными темпами по сравнению с выручкой – на 4,8%. В результате уровень себестоимости в выручке увеличился.
Большими темпами выросли коммерческие и управленческие расходы.
Соответственно снизалась прибыль от продаж как по абсолютной величине, так и по уровню (рентабельность продаж).
Влияние данных факторов оценивается следующим образом:
1. Фактор «выручка от реализации»
Пв = [(В1- В0)*Р0]/100,
где В1, Во - выручка в отчетном и базисном периодах, Р0 - рентабельность продаж в базисном периоде.
2. Фактор «себестоимость»
Пс = -В1(УС1-УС0)\ 100,
где УС1, УС0 - доля себестоимости в выручке, %.
Влияние уровня коммерческих и управленческих расходов рассчитается аналогично.
Влияние факторов на величину прибыли от продаж составило
1. влияние выручки
-255202*25,5098/100= -65102 тыс.руб.
2. влияние уровня себестоимости
-1041232*(-13,566373) = -141257 тыс.руб.
3. влияние уровня коммерческих расходов
-1041232*(0,0626) =- 652 тыс.руб.
4. влияние уровня управленческих расходов
-1041232*(0,6868) = -7151 тыс.руб.
Суммарное влияние факторов
-65102-141257-652-7151 = -214162 тыс.руб.
На снижение прибыли от продаж отрицательное влияние оказали все влияющие факторы. Наибольшее отрицательное влияние приходится на увеличение уровня себестоимости в составе выручки.
как увеличение выручки, так и снижение уровня себестоимости. При этом влияние уровня себестоимости значительно превышает влияние роста выручки.