Учитель начальных классов МОУ «СОШ №19» Токарева М.П.
Технологическая карта урока русского языка в 3Б классе по программе «Планета Знаний»
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №19» Токарева М.П.
Тема
| Обобщение и систематизация знаний о частях речи.(Ученый совет «Что изучает морфология?»)
| Тип урока
| Урок обобщения и систематизации.
| | Цель:Систематизировать знания учащегося о частях речи.
Задачи:
- Образовательная: повторить тему «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол», повторить порядок выполнения морфемного и фонетического разборов.
- Развивающая: развивать умение строить предложения, обогащать словарный запас учащихся, разивать умение осуществлять взаимопроверку.
- Воспитательная: воспитывать культуру речи
Задачи:
а) образовательные
- обобщить и систематизировать знания учащегося о частях речи;
- уточнить знания о сходстве и различии слов разных частей речи;
- формировать умения находить в предложениях слова разных частей речи, сопоставлять их.
б) воспитательные
- воспитание интереса к учению, к изучению русского языка;
- воспитывать любовь к красоте природы;;
- формирование познавательной активности учащегося;
- воспитание умения работать в коллективе: формирование навыков общения в малых группах в процессе учебной деятельности, воспитание инициативы, активной жизненной позиции и толерантности.
в) развивающие
- развитие коммуникативных, интеллектуальных и познавательных способностей учащегося;
- развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащихся;
- активизировать мыслительную деятельность, развивать внимание, восприятие учащихся наблюдательность;
- разивать умение осуществлять взаимопроверку.
|
| Формировать УУД:
- Личностные УУД: Представление о богатых возможностях русского языка, о сознательном отношении к качеству своей речи, о способах предупреждения её недостатков. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка.
- Регулятивные УУД:Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свои действия. Действовать по намеченному плану, по известной памятке; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; использовать при выполнении действий известные модели. Осуществлять действия контроля и оценки применительно к «чужому продукту»; контролировать выполнение и результат своих действий.
- Коммуникативные УУД: Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения.
- Познавательные УУД: Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала, его подведение под понятия, делать умозаключения.
| Планируемый результат
| Предметные:
- Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников.
-Пользоваться освоенными признаками для определения части речи; выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи, понимать смысл разграничения, назначение и особенности употребления слов разных частей речи.
-Соблюдать освоенные нормы культуры речи при использовании слов разных частей речи, правила написания предлогов с другими словами, в том числе с местоимениями.
- Строить устные деловые сообщения, опираясь на различные (схематичные, табличные, словесные) средства помощи.
- Использовать все приобретённые орфографические умения в процессе письма.
Метапредметные
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
| Основные понятия
| Части речи, самостоятельные и служебные части речи, существительное, прилагательное, глагол. местоимение
| Межпредметные связи
| Русский язык, литературное чтение
| Ресурсы:
| Учебная презентация
| Организация пространства
| Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, квест, мозговой штурм
| Этапы урока
| Деятельность
учеников
| Деятельность
учителя
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
| | | I. Мотивация к учебной деятельности
Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.
| Организует
Уточняет тематические рамки.
| -Доброе утро, ребята! Начать наш урок я предлагаю с позитивного настроя на результативную работу. Готовы?
Мы-умные! Мы-дружные! Мы-внимательные! Мы-старательные! Мы-отлично учимся! Всё у нас получится!
(Слайд №1)
| | II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цели: - актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках;
-уточнение типа урока;
- уточнение тематических рамок.
| Мозговой штурм.
Оценивают свою работу.
Проверка. К доске поочередно выходят дети и объясняют утверждение.
Поставьте «+» над утверждениями, которые сформулированы правильно, а «-» - над неудачными.
| Организует
работу уч-ся и зачитывает высказывания.
Работают с толковыми словарями, находят нужное лексическое значение слова.
| - Сегодня у нас не просто занятие, а Ученый совет «Что изучает морфология?». На совете собираются учёные.
- Кого называют учёным? (Человека, который много знает, что – то исследует, делает открытия.)
Думаю, и нас так можно назвать. Мы глубоко исследуем нашу речь, русский язык, совершаем маленькие открытия. Давайте выясним, что означают слова «ученый совет» и «морфология».
-В каком источнике можно найти эту информацию? (в толковом словаре)
-Дежурные библиографы, найдите, пожалуйста, этот словарь на «справочном столе».
-Каковы ваши дальнейшие действия? (вспомнить алфавит и на букву «с» найти слово «совет» и т.д.)
.
-Главный вопрос нашего Ученого совета – морфология.
Учёные работают в лабораториях, наша лаборатория – это наш класс.Исследования записывают в дневники, это наши тетради. Откройте тетради.. Запишем дату нашего исследования.
Всему название дано –
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
-Прежде чем мы приступим к нашим исследованиям, давайте вспомним, а что значит учиться?
-А какими качествами должен обладать ученый? А какого лучика здесь не хватает? Каждое ваше научное открытие я буду оценивать нашими любимыми смайликами, которые так любят учиться. Но чтобы начать открывать новые знания, давайте проверим, какими учебными навыками вы уже обладаете. Проведём мозговой штурм.
| | IV. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин)
Цели: организация формулирования темы урока учащимися;
- организация постановки цели урока учащимися;
- мотивация учащихся на дальнейшую деятельность.
| С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
Обобщить знания о частях речи.
Потренироваться распределять слова на группы.
| Организует формулирование темы урока учащимися
Зачитывает загадки о частях речи.Организует постановку цели урока учащимися
Попробуйте догадаться, о чем нам предстоит поговорить сегодня на уроке.
Какие цели мы поставим перед собой?
| - Итак, начинаем работать в своих лабораториях, а для этого определим их название. Внимательно послушайте загадки и та лаборатория, которая первая называет правильный ответ, будет работать с выбранной частью речи.
1.Я, страшное дело, какой деловой, В любые дела ухожу с головой. Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю, Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю, Укроп поливаю, кусты подстригаю, И чисто – пречисто весь двор подметаю. Дорожки в саду я песком посыпаю, А после работы в тени отдыхаю. (Глагол)
2.Художницу нашу знает весь свет Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие. Оно с существительным живёт на редкость дружно, Изменит окончание, когда ему нужно. Оно его не бросит в воде и на земле: Стоит в одном с ним роде и в одном числе. (Имя прилагательное)
3.Давным-давно я в мире этом,
Даю название предметам.
Они имеют род, число.
(Имя существительное)
4. Пусть предметы отдохнут,
Признаки исчезнут.
Вместо них я тут как тут,
Заменю всю бездну.
(Местоимение)
-Итак, определены названия лабораториям. И мы начинаем своюработу.Свои научные открытия вы будете фиксировать в паспорте каждой части речи.Заполните портрет своей части речи.
А нам предстоит работа в группах, поэтому давайте вспомним правила работы в группе.
(Слайд №4)
| | V.Физминутка (2 мин)
Цели: организация переключение внимания уч-ся, упражнения на снятие мышечного напряжения.
|
Выполняют упражнения
|
Организует проведение динамической паузы
| - Я буду называть слова различных частей речи, если это имя существительное, поднимите руки вверх, если это прилагательное, покажите волну руками, если это глагол, вы приседаете, а если это местоимение, то покружитесь вокруг себя.
Слова: Язык, одинокий,ты, посадка, посадить, садовый, мы, береза, ужасный. Лечь, печь, жить, дорогой, она,память, говорить.
| | VI. Работа над мини-проектом.
Цель: усвоение нового способа действия.
| Выполняют задание в группах.
Защита проекта.
Работают с технологической картой, заполняют её.
Повторяют правила работы в группах.
Выполняют работу, распределяя обязанности каждого члена в группе.
|
Организует работу над заданием.
Организует проверку с самооценкой
| -Каждой лаборатории будет предложено слово, но не названо. Задача лаборатории это слово загадать для других лабораторий.
Опрос 4 учащихся. Они защищают свои проекты,загадывая орфографические загадки другим лабораториям.
Самооценка ученика.
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Критериям оценивания проекта»
Слайд №5
Слова для групп:
1 группа- зима
2 группа- наступила
3 группа-суровая
4 группа- она
| | VII. Контролирующее задание
Цель: проверка умения определять части речи слов, лишенных лексического значения
| Выполняют задание, заполняя паспорт части речи.
| Организует работу в паре.
Контролирует качество выполнения задания.
Самооценка данного этапа урока по «шкале успеха»
| -После защиты своего проекта, один из учёных заполняет паспорт части речи.
-Итак на доске 4 отгаданных слова каждой части речи. Скажите, а могут ли эти слова образовать предложение? Составьте предложение.
Зима наступила суровая.
-Замените имя существительное местоимением.
-Так для чего нужна морфология и что она изучает?
-Вы справились с проектами и все лаборатории получают по смайлику.
| | VIII.Работа в группах с проверкой
Цель: проверка умения применять полученные знания
| Повторяют правила работы в группах.
Выполняют работу, распределяя обязанности каждого члена в группе.
| Организует работу в группах.
Контролирует качество выполнения задания.
Самооценка данного этапа урока.
|
-Мы задействовали все части речи.. Вам было интересно работать в своих лабораториях, но учёные не сидят на месте, а выезжают на разные конференции, семинары, практикумы и делятся опытом. Поэтому я предлагаю вам совершить необычный квест, посетить другие лаборатории. Под музыку лаборатории перемещаются из одной в другую и заполняют контрольные листы. Далее самооценка.
| | IX. Проверка теоретических знаний.
Цели: проверить теоретические знания по определению частей речи
| Самостоятельно выполняют тестовые задания.
Самооценка по «шкале успеха»
5-нет ошибок
4-2ошибки
3-3ошибки
| Организует тестовую работу с последующей проверкой.
|
Учёные самостоятельно проверяют работы посетивших их групп и выставляют оценку.
|
| X. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин)
Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся.
| Подводят итог урока.
Выставляютитоговую самооценку по «шкале успеха».
Выходят к доске и выставляют своего «человечка» на «ступеньку успеха»
Записывают домашнее задание.
| Организует рефлексию.
Выставляет отметки за урок.
Дает инструкцию по домашнему заданию.
| На этом работа нашего Ученого совета не заканчивается. Паспорт вашей лаборатории это лишь черновой вариант, дома я предлагаю вам оформить его в виде более развернутого проекта и выступить с защитой на внеурочном занятии «Путь к грамотности». Новых вам научных открытий!
-Какую работу выполняли?
- Какая тема урока была?
-Какую цель ставили? Достигли цели?
Пусть каждый сам оценит свой научный вклад в открытия своей лаборатории, используя лестницу успеха.
Ступенька успеха
ПРИМЕНЯЮ
ПОНИМАЮ
ЗАТРУДНЯЮСЬ
|
|
|
Поиск по сайту:
|