Учитель начальных классов МОУ «СОШ №19» Токарева М.П.




Технологическая карта урока русского языка в 3Б классе по программе «Планета Знаний»

Учитель начальных классов МОУ «СОШ №19» Токарева М.П.

Тема Обобщение и систематизация знаний о частях речи.(Ученый совет «Что изучает морфология?»)
Тип урока Урок обобщения и систематизации.
  Цель:Систематизировать знания учащегося о частях речи. Задачи:
  1. Образовательная: повторить тему «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол», повторить порядок выполнения морфемного и фонетического разборов.
  2. Развивающая: развивать умение строить предложения, обогащать словарный запас учащихся, разивать умение осуществлять взаимопроверку.
  3. Воспитательная: воспитывать культуру речи
Задачи: а) образовательные - обобщить и систематизировать знания учащегося о частях речи; - уточнить знания о сходстве и различии слов разных частей речи; - формировать умения находить в предложениях слова разных частей речи, сопоставлять их. б) воспитательные - воспитание интереса к учению, к изучению русского языка; - воспитывать любовь к красоте природы;; - формирование познавательной активности учащегося; - воспитание умения работать в коллективе: формирование навыков общения в малых группах в процессе учебной деятельности, воспитание инициативы, активной жизненной позиции и толерантности. в) развивающие - развитие коммуникативных, интеллектуальных и познавательных способностей учащегося; - развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащихся; - активизировать мыслительную деятельность, развивать внимание, восприятие учащихся наблюдательность; - разивать умение осуществлять взаимопроверку.  
  Формировать УУД: - Личностные УУД: Представление о богатых возможностях русского языка, о сознательном отношении к качеству своей речи, о способах предупреждения её недостатков. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка. - Регулятивные УУД:Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свои действия. Действовать по намеченному плану, по известной памятке; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; использовать при выполнении действий известные модели. Осуществлять действия контроля и оценки применительно к «чужому продукту»; контролировать выполнение и результат своих действий. - Коммуникативные УУД: Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. - Познавательные УУД: Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала, его подведение под понятия, делать умозаключения.
Планируемый результат Предметные: - Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников. -Пользоваться освоенными признаками для определения части речи; выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи, понимать смысл разграничения, назначение и особенности употребления слов разных частей речи. -Соблюдать освоенные нормы культуры речи при использовании слов разных частей речи, правила написания предлогов с другими словами, в том числе с местоимениями. - Строить устные деловые сообщения, опираясь на различные (схематичные, табличные, словесные) средства помощи. - Использовать все приобретённые орфографические умения в процессе письма. Метапредметные Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия Части речи, самостоятельные и служебные части речи, существительное, прилагательное, глагол. местоимение
Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение
Ресурсы: Учебная презентация
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, квест, мозговой штурм
Этапы урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов  
 
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.   Организует Уточняет тематические рамки. -Доброе утро, ребята! Начать наш урок я предлагаю с позитивного настроя на результативную работу. Готовы? Мы-умные! Мы-дружные! Мы-внимательные! Мы-старательные! Мы-отлично учимся! Всё у нас получится! (Слайд №1)  
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цели: - актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках; -уточнение типа урока; - уточнение тематических рамок.   Мозговой штурм.   Оценивают свою работу. Проверка. К доске поочередно выходят дети и объясняют утверждение. Поставьте «+» над утверждениями, которые сформулированы правильно, а «-» - над неудачными. Организует работу уч-ся и зачитывает высказывания. Работают с толковыми словарями, находят нужное лексическое значение слова.     - Сегодня у нас не просто занятие, а Ученый совет «Что изучает морфология?». На совете собираются учёные. - Кого называют учёным? (Человека, который много знает, что – то исследует, делает открытия.) Думаю, и нас так можно назвать. Мы глубоко исследуем нашу речь, русский язык, совершаем маленькие открытия. Давайте выясним, что означают слова «ученый совет» и «морфология». -В каком источнике можно найти эту информацию? (в толковом словаре) -Дежурные библиографы, найдите, пожалуйста, этот словарь на «справочном столе». -Каковы ваши дальнейшие действия? (вспомнить алфавит и на букву «с» найти слово «совет» и т.д.) . -Главный вопрос нашего Ученого совета – морфология. Учёные работают в лабораториях, наша лаборатория – это наш класс.Исследования записывают в дневники, это наши тетради. Откройте тетради.. Запишем дату нашего исследования. Всему название дано – И зверю, и предмету, Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. -Прежде чем мы приступим к нашим исследованиям, давайте вспомним, а что значит учиться? -А какими качествами должен обладать ученый? А какого лучика здесь не хватает? Каждое ваше научное открытие я буду оценивать нашими любимыми смайликами, которые так любят учиться. Но чтобы начать открывать новые знания, давайте проверим, какими учебными навыками вы уже обладаете. Проведём мозговой штурм.  
IV. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин) Цели: организация формулирования темы урока учащимися; - организация постановки цели урока учащимися; - мотивация учащихся на дальнейшую деятельность. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.     Обобщить знания о частях речи. Потренироваться распределять слова на группы. Организует формулирование темы урока учащимися Зачитывает загадки о частях речи.Организует постановку цели урока учащимися Попробуйте догадаться, о чем нам предстоит поговорить сегодня на уроке. Какие цели мы поставим перед собой? - Итак, начинаем работать в своих лабораториях, а для этого определим их название. Внимательно послушайте загадки и та лаборатория, которая первая называет правильный ответ, будет работать с выбранной частью речи. 1.Я, страшное дело, какой деловой, В любые дела ухожу с головой. Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю, Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю, Укроп поливаю, кусты подстригаю, И чисто – пречисто весь двор подметаю. Дорожки в саду я песком посыпаю, А после работы в тени отдыхаю. (Глагол) 2.Художницу нашу знает весь свет Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие. Оно с существительным живёт на редкость дружно, Изменит окончание, когда ему нужно. Оно его не бросит в воде и на земле: Стоит в одном с ним роде и в одном числе. (Имя прилагательное) 3.Давным-давно я в мире этом, Даю название предметам. Они имеют род, число. (Имя существительное) 4. Пусть предметы отдохнут, Признаки исчезнут. Вместо них я тут как тут, Заменю всю бездну. (Местоимение) -Итак, определены названия лабораториям. И мы начинаем своюработу.Свои научные открытия вы будете фиксировать в паспорте каждой части речи.Заполните портрет своей части речи. А нам предстоит работа в группах, поэтому давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд №4)      
V.Физминутка (2 мин) Цели: организация переключение внимания уч-ся, упражнения на снятие мышечного напряжения.   Выполняют упражнения       Организует проведение динамической паузы - Я буду называть слова различных частей речи, если это имя существительное, поднимите руки вверх, если это прилагательное, покажите волну руками, если это глагол, вы приседаете, а если это местоимение, то покружитесь вокруг себя. Слова: Язык, одинокий,ты, посадка, посадить, садовый, мы, береза, ужасный. Лечь, печь, жить, дорогой, она,память, говорить.  
VI. Работа над мини-проектом. Цель: усвоение нового способа действия. Выполняют задание в группах. Защита проекта. Работают с технологической картой, заполняют её. Повторяют правила работы в группах. Выполняют работу, распределяя обязанности каждого члена в группе.     Организует работу над заданием. Организует проверку с самооценкой   -Каждой лаборатории будет предложено слово, но не названо. Задача лаборатории это слово загадать для других лабораторий. Опрос 4 учащихся. Они защищают свои проекты,загадывая орфографические загадки другим лабораториям. Самооценка ученика. Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Критериям оценивания проекта» Слайд №5 Слова для групп: 1 группа- зима 2 группа- наступила 3 группа-суровая 4 группа- она  
VII. Контролирующее задание Цель: проверка умения определять части речи слов, лишенных лексического значения Выполняют задание, заполняя паспорт части речи.   Организует работу в паре. Контролирует качество выполнения задания. Самооценка данного этапа урока по «шкале успеха» -После защиты своего проекта, один из учёных заполняет паспорт части речи. -Итак на доске 4 отгаданных слова каждой части речи. Скажите, а могут ли эти слова образовать предложение? Составьте предложение. Зима наступила суровая. -Замените имя существительное местоимением. -Так для чего нужна морфология и что она изучает? -Вы справились с проектами и все лаборатории получают по смайлику.  
VIII.Работа в группах с проверкой Цель: проверка умения применять полученные знания Повторяют правила работы в группах. Выполняют работу, распределяя обязанности каждого члена в группе. Организует работу в группах. Контролирует качество выполнения задания. Самооценка данного этапа урока.       -Мы задействовали все части речи.. Вам было интересно работать в своих лабораториях, но учёные не сидят на месте, а выезжают на разные конференции, семинары, практикумы и делятся опытом. Поэтому я предлагаю вам совершить необычный квест, посетить другие лаборатории. Под музыку лаборатории перемещаются из одной в другую и заполняют контрольные листы. Далее самооценка.  
IX. Проверка теоретических знаний. Цели: проверить теоретические знания по определению частей речи Самостоятельно выполняют тестовые задания. Самооценка по «шкале успеха» 5-нет ошибок 4-2ошибки 3-3ошибки Организует тестовую работу с последующей проверкой.       Учёные самостоятельно проверяют работы посетивших их групп и выставляют оценку.  
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин) Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся. Подводят итог урока. Выставляютитоговую самооценку по «шкале успеха». Выходят к доске и выставляют своего «человечка» на «ступеньку успеха» Записывают домашнее задание. Организует рефлексию.   Выставляет отметки за урок.   Дает инструкцию по домашнему заданию. На этом работа нашего Ученого совета не заканчивается. Паспорт вашей лаборатории это лишь черновой вариант, дома я предлагаю вам оформить его в виде более развернутого проекта и выступить с защитой на внеурочном занятии «Путь к грамотности». Новых вам научных открытий! -Какую работу выполняли? - Какая тема урока была? -Какую цель ставили? Достигли цели? Пусть каждый сам оценит свой научный вклад в открытия своей лаборатории, используя лестницу успеха. Ступенька успеха   ПРИМЕНЯЮ ПОНИМАЮ ЗАТРУДНЯЮСЬ      

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: