Понятие и сущность права. Источники (формы) права.
- Понятие, признаки и функции права.
- Право в системе социальных норм.
- Соотношение нормы права и норм морали.
- Источники (формы) права.
-1-
ПРАВО – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью социальных норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
Признаки права:
- Право – это возведенная в закон воля. Воля – сознательно обусловленное и психофизическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении. Воля отражает потребности и интересы человека. Они определяют направленность воли, её содержание.
- Формальная определенность. Она проявляется в четкости, однозначности законодательных предписаний. Это достигается с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями правил законодательной техники.
- Системность права. Означает, что нормы права для выполнения своих функций составляют взаимосогласованную, связанную систему. Системность в право вносится законодательством.
- Динамизм права. Проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений.
- Право представляет собой равный масштаб свобо ды по отношению к разным людям. Благодаря данному принципу право может выполнять важные социальные функции, проводить равенство всех людей перед законом и судом.
- Охрана государством. Государство поддерживает право своим авторитетом и принудительной силой.
- Всеобщность и нормативность. Право через свою документальную форму способно делать те или иные общие правила обязательными для всех в стране, на данной территории.
- Признак письменности характеризует право именно как институционное образование, так как этот признак характеризует право как явление, имеющее определенные внешние формы выражения и внутреннюю структуру.
|
Функции права представляют собой направления его воздействия на поведение людей путем нормативного закрепления и охраны предпосылок социально значимой деятельности.
- Социальная функция права проявляется в том, что право закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта и культуры.
- Экономическая функция права проявляется в правовом закреплении основ свободной деятельности личности, её материальную и интеллектуальную собственности, гарантирует возможность владения, пользования и распоряжения принадлежащим ей имуществом, обеспечивает свободу предпринимательства, договоров, завещаний и т.п. Посредством экономической функции опосредуются производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, осуществляемые индивидами по своему усмотрению.
- Политическая функция права проявляется в обеспечении правом участия личности в делах общества, её возможности объединяться с другими в общественные организации и партии, лично или через выборных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений, гарантирует разные способы выражения отношения человека к деятельности государства.
- Воспитательная функция выполняется правом посредством описания в диспозициях правовых норм моделей необходимого или дозволенного поведения людей. Санкция нормы оказывает воспитательное воздействие путем установления мер воздействия на правонарушителей.
- Право выполняет Специально-юридические функции.
|
Регулятивная Охранительная
Такое направление правового воз- Направлена на охрану поло-
действия, которое призвано обеспечить жительных и вытеснение
четкую организацию общественных отно- вредных для общества отно-
шений, их функционирование и развитие шений, на пресечение и пре-
в соответствии с потребностями обществен- дотвращение противоправ-
ного прогресса. Эта функция реализуется пу- ного поведения. Выражает-
тем закрепления этих отношений в НПА. ся в определении запретов
на совершение противоправ-
ных деяний, в установлении
юр. санкций за совершение
указ. деяний и применении
этих санкций к правонарушите-
лям.
Одни отрасли права содержат нормы преимущественно регулятивного характера, как, например, гражданское, трудовое, земельное право. Другие отрасли выполняют в большей степени охранительную функцию, например уголовное право.
-2-
1) Право и мораль.
Слово «мораль » происходит от латинского moralis – нравственность. Она является одной из форм общественного сознания. В морали отражаются представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, об общественно полезном или вредном для общества поведении. Мораль выступает как своеобразный свод правил, принятых в данном обществе.
Право и мораль имеют много сходных черт и выполняют схожие задачи. Они имеют социальный характер. То есть, с помощью этих норм регулируются отношения и связи, которые возникают между людьми, а также между человеком и обществом. Мораль, как и право, являются важнейшими институтами установления и поддержания в обществе дисциплины и порядка.
|
Мораль и право имеют общие сферы распространения и регулирования. Но сфера воздействия норм морали шире, чем у норм права. Последние не могут регулировать некоторые межличностные и подобные им отношения. Такие как отношения дружбы, любви, многие семейные. Они регулируются нормами морали и иными социальными нормами.
Ещё одно отличие заключается в том, что нормы морали в значительной мере первичны по отношению к праву, то есть, выступают его источником. Многое, что теперь является правом, когда-то было лишь нравственностью. Мораль зародилась уже в первобытном обществе. А право же появляется лишь с образованием государства.
Из этого происходит следующее отличие. Выполнение предписаний, содержащихся в праве, обеспечивается государственным принуждением. Выполнение требований морали гарантируется только общественным мнением, оказывающим давление на человека. Нормы права, кроме того, отличаются от норм морали большей определённостью и конкретностью.
Важно иметь в виду, что в праве отражаются не все моральные нормы, существующие в обществе. В первую очередь, в правовых актах отражается представление о нравственности стоящих у власти классов или групп. Лишь по мере расширения круга лиц участвующих в управлении государством и в правотворческой деятельности, нормы права начинают соответствовать «средним» стандартам морали.
Необходимо учитывать, что мораль так же, как и право, никогда и нигде не бывает вечной и неизменной. Она возникает вместе с обществом. Вместе с ним изменяется и развивается. Это историческое явление. В мире нет абсолютной и универсальной морали, а есть лишь мораль, связанная с определёнными профессиями, религиозная, политическая мораль, мораль отдельно взятого в историческом плане общества и его членов.
Тем не менее, кроме исторически преходящих норм морали и её ценностей, выделяют так называемые «вечные» или «общечеловеческие» ценности и элементы морали. Это: не убий, не укради, не обмани, уважай ближнего, как самого себя, следуй совету старших, пожелай счастья другим, как самому себе и др. иногда общечеловеческие ценности закрепляются в международных и национальных правовых актах. Право в данном случае закрепляет и охраняет мораль. Последняя, в свою очередь, поддерживает право. В этом заключается одно из проявлений их общего и особенного.
Правда, далеко не всегда мораль согласуется с правом. Как уже говорилось выше, господствующие классы всегда стремятся законодательно закрепить свои нравственные установки, которые не всегда соответствуют укоренившейся в обществе морали.
2) Право и обычай.
Обычаи имеют несколько специфических черт, отличающих их от правовых норм:
1. обычаи – это правила поведения, которые в отличие от права никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизни людей.
2. обычаи возникают в результате длительного, многократного повторения одних и тех же действий несколькими поколениями одной и той же общности.
3. обычаи относятся к такому виду социальных норм, которые связаны с общественной психологией. Наряду с традициями, нравами, обрядами обычаи складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психического восприятия.
4. обычаи соблюдаются в силу привычки. Привычка превращается в потребность вести себя так, как это предписывается обычаем, а не иначе.
Таким образом, обычаи – это правила поведения, сформировавшиеся в результате многократного длительного применения, вошедшие в привычку и тем самым регулирующие поведение людей. К обычаям относятся традиции, ритуалы, обряды.
Правовой обычай является одной из форм (источников) права. Обычаи, санкционированные государством, в целях придания им большей значимости и обязательности, называются правовыми. Они органически сочетают в себе моральные требования, предъявляемые обществом и государством к поведению отдельных лиц и их объединений, с правовыми. Правовым обычаем является, например, принесение присяги (президентом, судьей) при вступлении в должность.
Иногда действие тех или иных обычаев специально оговаривается в законодательстве. Например, ст.5 ГК устанавливает возможность применения обычаев делового оборота, которым признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Из этого определения видно, что обычаи могут не существовать в письменной форме. Однако следование обычаям со временем может вступать в противоречие с правом, и государство использует свое принуждение, чтобы действие права было восстановлено. Ст.5 ГК устанавливает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства по договору, не применяются.
Правовые и не правовые обычаи с правом связывает в первую очередь однотипная экономическая, социально-политическая и идеологическая среда, в которой функционируют обычаи и право. Общие, в конечном счёте, цели – установление и поддержание в обществе определённого порядка и стабильности, которые осуществляются в процессе реализации и норм права, и обычаев. Это общие регулятивные и воспитательные функции. И те и другие соответствующим образом воздействуют как на отдельного человека, так и на всё общество.
3) Религиозные нормы.
Религиозные нормы – система правил поведения для верующих.
Религия издавна использовалась «власть предержащими» как средство для удержания, укрепления и возвеличивания их власти. Ее догматы приписывали государственной власти божественное происхождение, а нормы имели большое воспитательное значение. Не случайно ряд библейских заповедей («не убий», «не укради» и т.п.) позднее трансформировались в соответствующие правовые нормы. Однако значение таких религиозных норм не следует абсолютизировать, поскольку, по сути, они изначально совпадали с моральными нормами.
В то же время другие религиозные нормы накладывали на поведение людей различные необоснованные запреты и ограничения, освящали социальное неравенство, значительно застопорили распространение научных знаний и основанное на них прогрессивное развитие человечества. В современных условиях слепое следование религиозным нормам, некритичное отношение к ним, фанатичная приверженность религиозным воззрениям нередко порождают сектантство и самосуд, подавляют свободу и признанные государством права личности.
Религиозные нормы, если государство признает религию государственной, имеют большое регулятивное воздействие, особенно на верующих. Они имеют большее сходство с правовыми нормами, чем с моральными, поскольку существуют в письменной форме в различных религиозных книгах. Однако светское государство не признает общеобязательность религиозных норм.
4) Корпоративные нормы.
Иногда корпоративные нормы называют нормами общественных объединений, поскольку закрепляются письменно (как правило, в уставах), но выражают волю только членов общественных объединений. В РФ уставы общественных объединений, желающих приобрести права юридического лица, подлежат государственной регистрации.
Корпоративные нормы обязательны для общественного объединения. За их нарушение общественное объединение может быть ликвидировано государством, а отдельные его члены исключены из него решением других членов.
Однако корпоративными, по сути, являются также нормы, устанавливаемые в отдельных организациях и трудовых коллективах и распространяющиеся на их работников. Такие корпоративные нормы признаются трудовым законодательством и устанавливаются в правилах внутреннего трудового распорядка и других актах организации.
4) Технические нормы.
Технические нормы – это правила, определяющие безопасное обращение людей с техникой, орудиями и средствами производства. Технические нормы часто закрепляются в актах органов государственной власти в области стандартизации транспорта, промышленности, охраны окружающей среды, за нарушение которых установлена юридическая ответственность.
-3-
Мораль (нравственность) это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.
Право и мораль – дополняющие друг друга средства социального нормативного регулирования, в реальной действительности они нерасторжимы, дополняя и обогащая друг друга.