Отличительные черты права и морали.




1. Мораль возникает раньше норм права;

2. Право состоит из норм (правил поведения), а мораль, кроме норм включает в себя представления, чувства, т.е. более сложное явление по своей структуре;

3. В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения;

4. Нормы морали регулируют гораздо больший круг общественных отношений, чем право. Многие взаимоотношения людей в быту, в семье регулируются моралью, а не нормами права;

5. Нормы права характеризуются конкретностью, моральные требования дают больший простор для толкования;

6. Внутренним гарантом выполнения норм морали является совесть человека, внешним – сила общественного мнения, а нормы права могут быть подкреплены принудительной силой закона;

7. Различны исторические судьбы права и морали, право отмирает вместе с государством, а мораль остается в любом человеческом обществе, пока оно существует.

 

-4-

Источник (Форма) права – правила, созданные обществом и одобренные государством посредством придания им некоторой внешней оболочки и защищаемые государственным принуждением.

I. Ведущее место среди источников права занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для России они являются самым распространённым источником права. Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержаться нормы права. Это: законы, декреты, указы, постановления правительства, приказы министров, решения и постановления местных органов власти.

Данными актами правотворчества устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы. Все они издаются или санкционируются только органами государства. За их нарушение наступают различные юридические последствия. В нашей стране правом на издание нормативных актов обладают Президент, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также весь народ посредством референдума. Законодательством устанавливается порядок издания, изменения, отмены нормативно-правовых актов и определяются органы, имеющие право издавать тот или иной нормативный акт.

Необходимо отличать нормативно-правовые акты от актов применения норм права, или индивидуальных актов. 1. Первые содержат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение. Вторые содержат лишь предписания индивидуального характера. 2. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, а точнее, неопределённому кругу юридических или физических лиц. Индивидуальные акты обращены к строго определённым лицам или кругу лиц и издаются по вполне определённому поводу (приём на работу или увольнение, уход на пенсию, совершение преступленияя). 3. Нормативно-правовыми актами охватывается широкий круг общественных отношений. Индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определённый вид общественных отношений. Поэтому действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений. Нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют в реальности конкретные отношения, предусмотренные данным актом. Например, действие такого индивидуального акта как приговор суда, прекращается по его исполении. Но действие закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления, не прекращается.

В каждой правовой системе существует строгая иерархия, т.е. система расположения, соподчинения нормативно-правовых актов. Эта система в РФ определяется Конституцией, а также изданными на её основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Основным критерием для определения места акта в этой системе является его юридическая сила, зависящая от статуса и полномочий издавших их органов, которые также устанавливаются Конституцией. Высшей юридической силой обладает сама Конституция. Следующими по юридической силе являются законы. Они также могут устанавливать юридическую силу актов, которая не установлена Конституцией. Например, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, предусматривает, что акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов и т.д.) могут быть отменены Правительством, т.е. его актами. После законов идут так называемые подзаконные акты, самым низшим звеном которых являются нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти Подзаконные акты должны строго соответствовать закону, издаваться на его основе и для исполения закона.

Основной смысл и содержание закона проявляются через его основные специфические черты. Во-первых, это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшим предстасительным органом – парламентом, представляющий в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом – путём референдума.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, верховенством и является главенствующей формой права.

В-третьих, закон должен отражать волю и интересы всего народа.

В-четвёртых, закон, в отличие от других нормативно-правовых актов, издаётся по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.

В-пятых, закон принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. Законодательная процедура закрепляется особыми актами – положениями или регламентами высших органов государственной власти.

Таким образом, под законом понимается нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства (парламентом) в особом законодательном порядке, обладающий, после Конституции, высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Существуют различные критерии классификации законов.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм, законы подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. К конституционным законам относятся прежде всего сами конституции; законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституций; законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией (в Конституции РФ об этом идёт речь в ст.56, 65, 66, 70, 84, 87, 88, 103, 114, 118, 128, 135, 137). К обыкновенным (текущим) относятся все другие законы. Конституционные законы изменяются или дополняются по более сложной процедуре, чем обыкновенные. Кроме того, Президент не может наложить на них вето.

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве, к которым относится и Россия, подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. Те, в свою очередь, делятся на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы субъектов федерации включают в себя конституции или уставы, которые закрепляют правовой статус данного субъекта, основы его устройства, структуру органов власти и органов местного самоуправления. Основные законы субъектов федерации должны соответствовать Конституции России. Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю её территорию, остальные – высшими органами власти субъектов федерации и соответственно имеют юридическую силу лишь на их территории. В случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации, действуют федеральные.

К подзаконным актам относятся принимаемые законодательными органами (федеральными или субъектов РФ) постановления по некоторым вопросам, которые отнесены конституциями к их ведению. В отличие от законов, эти постановления как правило ненормативны, т.е. не имеют длительного характера действия и не расчитаны на многократное применение, поскольку ими утверждается принятие законов в различных чтениях, осуществляется согласование и (или) назначение на некоторые должности и т.п. но есть и нормативные постановления, например, об объявлении амнистии (принимаются Государственной Думой) или утверждающие регламент работы законодательных органов.

К подзаконным актам относятся указы и распоряжения Президента РФ. Они не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ч.3 ст.90 Конституции). А так же постановления и распоряжения Правительства, которые издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента. В случае противоречия им актов Правительства, они могут быть отменены Президентом (ст.115 Конституции).

К подзаконным актам относятся также акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов и др.). Правительство может отменить акт федерального органа исполнительной власти. Акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, по вопросам, отнесённым к их ведению, также являются подзаконными.

II. Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе. правовые обычаи, будучи санкционированными государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. Не правовые обычаи этого не имеют.

На ранних стадиях развития общества обычаи были основнымисточником права. Однако по мере развития общества и государства они были вытеснены законами и другими формами права. В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм (источников) права большинства стран.

III. Под прецедентом понимается решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Сущестует два вида прецедентов: судебный (решение по уголовному или гражданскому делу) и административный (решение, принимаемое административным органом или административным судом). Наиболее распространённой формой права является судебный прецедент. В тех странах, в которых он признаётся в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы.

В настоящее время прецедент – один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и в некоторых других странах. Здесь он пользуется уважением и обеспечивается государственным принуждением. В России прецедент никогда не признавался в качестве полноценной формы права. До революции 1917 года он признавался в этом качестве лишь как дополнительная, вспомогательная по отношению к закону форма. В советский период прецедент в качестве источника права не рассматривался.

В настоящее время, с признанием самостоятельности органов судебной власти, акты некоторых судов стали признавать в качестве источника права. Прежде всего это относится к решениям Конституционного Суда, который вправе признавать законы и иные акты не соответствующими Конституции. Однако его акты не стоят выше законов, поскольку принимаются не только в соответствии с Конституцией, но и с Федеральным конституционным законом от 21.07.94 г. №1-ФЗК “О Конституционном Суде Российской Федерации”. Конституционный Суд, признавая закон не конституционным, не должен подменять его своими решениями, устанавливая те или иные правила и предписывая законодателю принятие других законов.

Другие высшие судебные органы – Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд – могут обобщать практику применения законов и давать судам обязательные для применения разъяснения. Они наделены правом признания подзаконных актов не соответстующими только законам, но не Конституции. Поэтому их акты стоят по юридической силе ниже законов и решений Коституционного Суда.

IV. Правовой договор. Он отличается от обычных договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли и т.д., тем, что содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех. В отечественной и зарубежной практике на основе правовых договоров могут строиться взаимоотношения между государствами и государственными образованиями – субъектами федерации, и, всегда – взаимоотношения между государствами, образующими конфедерацию.

В качестве примера можно привести Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., Договор об образовании Закавказской федерации, заключённый в марте 1922 г. На основе Федеративного от 31 марта 1992 г. строятся взаимоотношения между субъектами Российской Федерации. Он разграничивает полномочия между органами государственной власти РФ и её субъектов. Действующая Коституция устанавливает, что с помощью договоров могут регулитроваться и взаимоотношения внутри субъектов Федерации. Так, согласно ч.4 ст.66 федеральным законом и договором могут регулироваться взаимоотношения входящих в состав края или области автономных округов.

IV. Специфическое место среди источников права в РФ занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. В них формулируются принципы, обязательные для всего правового развития государства. Они предшествовали принятию Конституции и во многом повлияли на её содержание.

V. Важными источниками права в РФ являются акты международного права. Согласно ч.4 ст.15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако приоритета перед Конституцией акты международного права не имеют. Вопросы, касающиеся международных договоров России, решаются в соответствии с законом от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: