ТЕМА: Проектирование программы внеурочной деятельности обучающихся




ТЕМА: Проектирование программы внеурочной деятельности обучающихся

 

1.Основные подходы в проектировании образовательных программ внеурочной деятельности.

2. Цели и задачи образовательных программ внеурочной деятельности.

3. Характеристика основных принципов внеурочной деятельности.

4. ФГОС НОО о содержании и организации внеурочной деятельности.

5.Классификация результатов внеурочной деятельности.

Цель-ознакомить студентов с нормативно-методическими подходами проектирования программ внеурочной деятельности, развитие навыков проектирования программ различных направлений.

 

Проектирование программы внеурочной деятельности обучающихся имеет свои особенности и отличия от проектирования рабочих учебных программ.

Основные требования к структуре и содержанию программы внеурочной деятельности обучающихся:

1.Нормативно-правовая и документальная основа:

2.Пояснительная записка.

3.Цель внеурочной деятельности

4.Организация внеурочной деятельности

5.Взаимодействие работы школы с дополнительными учреждениями в системе.

6.Условия реализации программы

7.Материально-техническое обеспечение

8.Планируемые результаты внеурочной деятельности

 

1.Нормативно-правовая и документальная основа:

-Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего образования;

-Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

-Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;

-Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательных учреждениях;

-Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);

-САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-Модель внеурочной деятельности обучающихся школы;

-Положения о спортивно-оздоровительном, библиотечно-информационном и культурно-досуговом центрах образовательного учреждения.

Пояснительная записка.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельностьв МОУ (в дальнейшем – школа) объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Внеурочная деятельность предполагает координацию ресурсов школы, включая в ее реализацию педагогических работников школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).

Координирует работу по реализации программы классный руководитель. Содержание координационной работы состоит во взаимодействии с педагогами учебно-вспомогательным персоналом школы, в организации оптимального образовательного процесса для развития положительного потенциала личности обучающихся.

Классный руководитель организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Модель внеурочной деятельности учитывает индивидуальные особенности и потребности обучающихся и реализуется через организацию внеурочной деятельности по направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

Модель организации внеурочной деятельностиопределяется следующими факторами: расположением школы;
уровнем развития дополнительного образования в школе; методическим, программным обеспечением воспитательной деятельности; кадровым обеспечением (наличие психолога, социального педагога, педагога-организатора, учителей, реализующих внеурочную деятельность.),
материально-техническим обеспечением внеурочной деятельности.

3.Цель внеурочной деятельности заключается в создании условий для развития ребенком своих интересов, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

4. Основные задачи:

-выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

-создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

-формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

-создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

-развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

-расширение рамок общения с социумом.

5. Принципы организации внеурочной деятельности:

-соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

-опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;

-опора на ценности воспитательной системы школы;

-свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Внеурочная деятельность может быть представлена следующими направлениями работы:

-духовно-нравственное;

-обще-интеллектуальное;

-социальное;

-спортивно-оздоровительное;

-общекультурное.

6. Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:

1. Общеинтеллектуальное: предметные недели; библиотечные уроки; конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.; участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области; участие в олимпиадах; разработка проектов к урокам.

2. Спортивно-оздоровительное: организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований; проведение бесед по охране здоровья; применение на уроках игровых моментов, физкультминуток; участие в районных и областных спортивных соревнованиях.

3.. Социальное: беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты; практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевые игры, игры- путешествия; участие в творческих конкурсах, в акциях;

4. Общекультурное: беседы, экскурсии, посещение театров, концертов, выставок; подготовка и участие в конкурсах; сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия.

5. Духовно-нравственное: организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся; проведение тематических классных часов, встреч, бесед; участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

7.Взаимодействие работы школы с дополнительными учреждениями в системе.

Совместное творческое взаимодействие учителей, родителей, администрации школы, медицинского работника, участкового инспектора и других спецслужб, центра дополнительного образования детей, библиотек, музеев и других членов воспитательного процесса может осуществляться по следующим направлениям:

- непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;

- развитие сотрудничества между детьми и педагогами дополнительного образования в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях;

- совместное социальное воспитание детей в рамках внеурочной деятельности.

В систему совместного взаимодействия входит не только кружковая работа, но и совместное проведение классных часов, экскурсий, походов, исследований, мероприятий и т.д.

В течении всего обучения в школе обучающиеся получают комплекс воспитательных знаний, которые применяются и контролируются в обществе.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

- конкретное планирование деятельности;

- кадровое обеспечение программы;

- методическое обеспечение программы;

- материально- техническое обеспечение.

Важнейшими условиями реализации программы являются кадровое и материально-техническое обеспечение

Кадровое обеспечение: педагоги школы, реализующие программу; библиотекарь; педагог-психолог; социальный педагог; педагоги дополнительного образования.

В материально-техническом обеспечении школа располагает оборудованным спортивным залом, библиотекой, спортивной площадкой, компьютерной техникой, кабинетами по предметам, предусмотренными ФГОС.

9. Планируемые результаты внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы.

Классификация результатов внеурочной деятельности определяется тремя уровнями.

Результаты первого уровня (приобретение обучающимся социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о народных играх; о правилах групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающегося к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение обучающимся опыта самостоятельного социального действия): обучающийся может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации программы внеурочной деятельности обучающихся.

Результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.

Разнообразие внеурочной деятельности обучающихся может быть представленоэлективные курсами, курсами по выбору, кружками и секциями, различными видами внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Занятость обучающихся во внеурочное время может фиксироваться классным руководителем по предложенной таблице.

Таблица. Занятость обучающихся во внеурочное время

 

Название курса Класс Руководитель Количество часов Количество детей
         
    .    

Контрольные вопросы и задания

1.Обоснуйте целесообразность внеурочной деятельности обучающихся.

2.Дайте характеристику основным подходам в проектировании образовательных программ внеурочной деятельности

3.Предложите свои варианты подходов и содержания программ внеурочной деятельности (лучше из опыта работы).

Литература

1.Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013 - № 12 - С. 19-21.

2.Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание. - 2013 - № 4 -С. 10-16.

3.Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. - 2013 - № 1 - С. 227-233.

4.Дробот А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков // Народное образование. - 2014 - № 3 - С. 222-229.

5.Евладова Е.Б.,Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическок пособие ФГОС 15г.. - М.:2015. - 482 c.

6.Калмыкова И. Модель спортивной досуговой деятельности школьников // Народное образование. - 2009 - N 9 - С. 173-176.

7.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

8.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

9.Степанов, П. В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов, И.В. Степанова. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2011. - 832 c.

10.Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

11.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: