ТЕМА: Проектирование программы внеурочной деятельности обучающихся
1.Основные подходы в проектировании образовательных программ внеурочной деятельности.
2. Цели и задачи образовательных программ внеурочной деятельности.
3. Характеристика основных принципов внеурочной деятельности.
4. ФГОС НОО о содержании и организации внеурочной деятельности.
5.Классификация результатов внеурочной деятельности.
Цель-ознакомить студентов с нормативно-методическими подходами проектирования программ внеурочной деятельности, развитие навыков проектирования программ различных направлений.
Проектирование программы внеурочной деятельности обучающихся имеет свои особенности и отличия от проектирования рабочих учебных программ.
Основные требования к структуре и содержанию программы внеурочной деятельности обучающихся:
1.Нормативно-правовая и документальная основа:
2.Пояснительная записка.
3.Цель внеурочной деятельности
4.Организация внеурочной деятельности
5.Взаимодействие работы школы с дополнительными учреждениями в системе.
6.Условия реализации программы
7.Материально-техническое обеспечение
8.Планируемые результаты внеурочной деятельности
1.Нормативно-правовая и документальная основа:
-Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего образования;
-Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
-Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;
-Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательных учреждениях;
|
-Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);
-САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-Модель внеурочной деятельности обучающихся школы;
-Положения о спортивно-оздоровительном, библиотечно-информационном и культурно-досуговом центрах образовательного учреждения.
Пояснительная записка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельностьв МОУ (в дальнейшем – школа) объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Внеурочная деятельность предполагает координацию ресурсов школы, включая в ее реализацию педагогических работников школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).
Координирует работу по реализации программы классный руководитель. Содержание координационной работы состоит во взаимодействии с педагогами учебно-вспомогательным персоналом школы, в организации оптимального образовательного процесса для развития положительного потенциала личности обучающихся.
|
Классный руководитель организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Модель внеурочной деятельности учитывает индивидуальные особенности и потребности обучающихся и реализуется через организацию внеурочной деятельности по направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Модель организации внеурочной деятельностиопределяется следующими факторами: расположением школы;
уровнем развития дополнительного образования в школе; методическим, программным обеспечением воспитательной деятельности; кадровым обеспечением (наличие психолога, социального педагога, педагога-организатора, учителей, реализующих внеурочную деятельность.),
материально-техническим обеспечением внеурочной деятельности.
3.Цель внеурочной деятельности заключается в создании условий для развития ребенком своих интересов, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
4. Основные задачи:
-выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
-создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
|
-формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
-создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-расширение рамок общения с социумом.
5. Принципы организации внеурочной деятельности:
-соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
-опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;
-опора на ценности воспитательной системы школы;
-свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Внеурочная деятельность может быть представлена следующими направлениями работы:
-духовно-нравственное;
-обще-интеллектуальное;
-социальное;
-спортивно-оздоровительное;
-общекультурное.
6. Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:
1. Общеинтеллектуальное: предметные недели; библиотечные уроки; конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.; участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области; участие в олимпиадах; разработка проектов к урокам.
2. Спортивно-оздоровительное: организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований; проведение бесед по охране здоровья; применение на уроках игровых моментов, физкультминуток; участие в районных и областных спортивных соревнованиях.
3.. Социальное: беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты; практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевые игры, игры- путешествия; участие в творческих конкурсах, в акциях;
4. Общекультурное: беседы, экскурсии, посещение театров, концертов, выставок; подготовка и участие в конкурсах; сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия.
5. Духовно-нравственное: организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся; проведение тематических классных часов, встреч, бесед; участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.
7.Взаимодействие работы школы с дополнительными учреждениями в системе.
Совместное творческое взаимодействие учителей, родителей, администрации школы, медицинского работника, участкового инспектора и других спецслужб, центра дополнительного образования детей, библиотек, музеев и других членов воспитательного процесса может осуществляться по следующим направлениям:
- непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;
- развитие сотрудничества между детьми и педагогами дополнительного образования в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях;
- совместное социальное воспитание детей в рамках внеурочной деятельности.
В систему совместного взаимодействия входит не только кружковая работа, но и совместное проведение классных часов, экскурсий, походов, исследований, мероприятий и т.д.
В течении всего обучения в школе обучающиеся получают комплекс воспитательных знаний, которые применяются и контролируются в обществе.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности;
- кадровое обеспечение программы;
- методическое обеспечение программы;
- материально- техническое обеспечение.
Важнейшими условиями реализации программы являются кадровое и материально-техническое обеспечение
Кадровое обеспечение: педагоги школы, реализующие программу; библиотекарь; педагог-психолог; социальный педагог; педагоги дополнительного образования.
В материально-техническом обеспечении школа располагает оборудованным спортивным залом, библиотекой, спортивной площадкой, компьютерной техникой, кабинетами по предметам, предусмотренными ФГОС.
9. Планируемые результаты внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы.
Классификация результатов внеурочной деятельности определяется тремя уровнями.
Результаты первого уровня (приобретение обучающимся социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о народных играх; о правилах групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающегося к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение обучающимся опыта самостоятельного социального действия): обучающийся может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации программы внеурочной деятельности обучающихся.
Результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.
Разнообразие внеурочной деятельности обучающихся может быть представленоэлективные курсами, курсами по выбору, кружками и секциями, различными видами внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Занятость обучающихся во внеурочное время может фиксироваться классным руководителем по предложенной таблице.
Таблица. Занятость обучающихся во внеурочное время
Название курса | Класс | Руководитель | Количество часов | Количество детей |
. |
Контрольные вопросы и задания
1.Обоснуйте целесообразность внеурочной деятельности обучающихся.
2.Дайте характеристику основным подходам в проектировании образовательных программ внеурочной деятельности
3.Предложите свои варианты подходов и содержания программ внеурочной деятельности (лучше из опыта работы).
Литература
1.Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013 - № 12 - С. 19-21.
2.Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание. - 2013 - № 4 -С. 10-16.
3.Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. - 2013 - № 1 - С. 227-233.
4.Дробот А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков // Народное образование. - 2014 - № 3 - С. 222-229.
5.Евладова Е.Б.,Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическок пособие ФГОС 15г.. - М.:2015. - 482 c.
6.Калмыкова И. Модель спортивной досуговой деятельности школьников // Народное образование. - 2009 - N 9 - С. 173-176.
7.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
8.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
9.Степанов, П. В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов, И.В. Степанова. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2011. - 832 c.
10.Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
11.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.