УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА




В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом. Правозащитному институту был придан статус конституционного.

До принятия такого закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. 10 марта 1995 года он был освобожден от занимаемой должности.

Работа над Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" продолжалась. 20 марта 1996 года законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении с поправкой, предусматривающей включение кандидатур в список для тайного голосования на должность Уполномоченного двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 17 апреля 1996 года закон был принят в целом и направлен в Совет Федерации, который его отклонил.

Основное требование Совета Федерации состояло в том, чтобы право Уполномоченного создавать представительства в субъектах Российской Федерации было заменено на право субъектов самим учреждать аналогичную должность в соответствии с уставом, законом субъекта РФ, финансируемую из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

После процедур согласования Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" 25 декабря 1996 года был принят Государственной Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта "д" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

В срок не позднее 30 дней со дня вступления закона в силу Государственная Дума должна была назначить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Первый раз этот вопрос рассматривался 4 апреля 1997 года. Государственная Дума провела тайное голосование раздельно по каждой из пяти предложенных кандидатур. Набрать необходимое большинство голосов не удалось ни одному кандидату. 17 сентября 1997 года при повторном рассмотрении вопроса ситуация повторилась. В мае 1998 года депутаты Государственной Думы в третий раз заслушали соискателей на должность Уполномоченного.

Большинство в две трети голосов получил только один кандидат - депутат Государственной Думы, один из ее представителей в Конституционном Суде, известный юрист, профессор, доктор юридических наук, специалист в области конституционного права О.О. Миронов, который 22 мая 1998 года тайным голосованием (299 депутатов - "за", 29 - "против" и 3 -"воздержались") был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Задачей этого института является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

- рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

- анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- развитие международного сотрудничества в области прав человека;

правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

- подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;

- выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;

- направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;

- обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;

- обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;

- принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

- анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;

- информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;

направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 33 Федерального закона, по окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ.

Кроме того, по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады. За 5 лет было подготовлено и направлено в перечисленные органы 5 ежегодных и 8 специальных докладов, посвященных тем сферам жизни, где имеются существенные нарушения прав человека.

В специальных докладах обобщены типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражена деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предложен комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является их исключительной компетенцией. Только они вправе принимать решение по этому вопросу. В настоящее время (июль 2004 года) в 29 субъектах РФ работают Уполномоченные по правам человека: в Москве и Санкт-Петербурге; Республиках Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Татарстан, Коми, Саха (Якутия); Астраханской, Амурской, Архангельской, Волгоградской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Калининградской, Калужской, Брянской, Кемеровской, Липецкой, Самарской, Московской и Пермском крае; в Алтайском, Красноярском, Приморском, Краснодарском, Ставропольском краях. В 6 субъектах Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка.

Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации создан и действует, получил признание европейского сообщества и продолжает совершенствовать свою деятельность.

13 февраля 2004 года в связи с истечением срока деятельности на должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова Государственная Дума Федерального Собрания Российской федерации назначила на эту должность Владимира Петровича Лукина.

Кандидатура В.П. Лукина была предложена Президентом России В.В. Путиным и поддержана 335 депутатами. После назначения В.П. Лукин принес присягу на Конституции России и поклялся защищать права человека и гражданина, исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией России, российским законодательством.

17 февраля 2004 года Председатель Государственной Думы ФС РФ Борис Грызлов официально представил Владимира Лукина сотрудникам аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Борис Грызлов подчеркнул, что кандидатура В.П. Лукина на эту должность была поддержана депутатами Государственной Думы потому, что "он является высоко профессиональным дипломатом, авторитетным парламентарием, - сказал Грызлов, - его многолетняя деятельность показала, что Владимир Петрович глубоко воспринимает проблемы других людей, он много сделал для становления демократии в нашей стране, отстаивая либеральные ценности. После назначения на эту должность у него открывается возможность полностью посвятить себя этим гуманным целям".

Владимир Лукин, обращаясь к сотрудникам аппарата, прежде всего, отметил заслуги своих предшественников, первых омбудсменов России - Сергея Ковалева и Олега Миронова, которые многое сделали для становления института Уполномоченного.

Подчеркнув независимость института Уполномоченного, он выразил надежду, что поддержка Президента страны и Государственной Думы РФ будет способствовать координации работы органов государственной власти и федерального Уполномоченного по защите прав и свобод граждан России. "Базой для этой работы является Конституция Российской Федерации и наша задача - приблизить ее к реальной жизни", - сказал Владимир Лукин.

Законодательный мандат, предоставленный Уполномоченному, заключается в содействии им восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.Обладая неограниченными возможностями в оценке эффективности законов, анализе их соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, выявлении проблем, не учтенных законодательными, правоприменительными и правоохранительными органами, Уполномоченный, используя парламентские процедуры, содействует тому, чтобы их смысл и содержание определялись не интересами отдельных государственных органов, а правами человека, заботой о создании условий, обеспечивающих ему достойную жизнь.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. В своей деятельности он руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Мандат, предоставленный Уполномоченному как государственному защитнику прав человека Федеральным конституционным законом, позволяет ему реализовывать свои полномочия независимо от федеральных законов, таких, например, как УПК и ГПК Российской Федерации, действующих согласно части 3 статьи 76 Конституции Российской Федерации настолько и поскольку они не противоречат Закону, регулирующему его правозащитную деятельность.

Руководствуясь в осуществлении своей деятельности международными договорами Российской Федерации, Уполномоченный не ограничивается только контролем за их соблюдением, а стремится к формированию общественного мнения в поддержку дальнейшей законодательной интеграции общепризнанных международных стандартов в области прав человека в правовую систему Российской Федерации.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. В цивилизованном демократическом обществе наиболее усовершенствованным механизмом защиты гражданских прав и свобод является, прежде всего, исполнительная власть, обладающая необходимыми для этого силами и средствами, лишь при наличии ее злоупотреблений должен включаться процесс политических (парламентский контроль), общественных (средства массовой информации) и судебных механизмов их пресечения. Вместе с тем парламентский контроль за соблюдением прав человека посредством интерпелляций депутатов или деятельности парламентских комиссий не всегда является достаточно оперативным и эффективным. Общественный контроль со стороны средств массовой информации нередко осуществляется в соответствии с интересами тех, кто ими фактически владеет, в связи с чем объективность и беспристрастность прессы, радио и телевидения оказываются порой более чем сомнительными. Надзорная функция за деятельностью исполнительной власти силами органов правосудия осложнена тем, что безличные и неопределенные действия чиновников, манипулирующих при этом государственными интересами, соединены с таким множеством ошибок и нарушений, которые не могут быть быстро и эффективно устранены правоохранительными органами в простой и наименее дорогостоящей для человека форме. Правовое одиночество отдельного человека в его отношениях с государством, осложненное массой неизвестных ему ведомственных актов и тотальным вмешательством чиновников во все сферы жизнедеятельности общества, способствует тому, что человек, права которого нарушены, даже при наличии юридических оснований, не всегда готов самостоятельно вступить в сложную, длительную и, как правило, дорогостоящую борьбу за их признание и соблюдение

Системы ведомственного и вневедомственного контроля, независимого прокурорского надзора и самостоятельных органов правосудия, действующие в Российской Федерации, также образуют достаточно прочный фундамент, обеспечивающий защиту и восстановление нарушенных прав человека. Однако и в этих условиях человек не всегда оказывается обеспеченным необходимой защитой от злоупотреблений чиновников. Правовая неграмотность населения и отсутствие у многих веры в справедливое правосудие нередко приводят к тому, что люди терпят порой абсолютно недопустимый произвол должностных лиц, не только нарушающий их права и свободы, но и оскорбляющий их личное достоинство и человеческую гордость.

В этих условиях профессиональная деятельность Уполномоченного по защите прав человека, его чести и достоинства, не подменяющая полномочий иных государственных органов или изменяющая их компетенцию, обусловлена исключительно целями совершенствования правовых механизмов, с помощью которых человек может бороться с несправедливостью и злоупотреблениями власти.

Уполномоченный не является конкурентом органам правосудия и прокуратуры, а стремится с помощью предоставленных ему правовых средств посильно участвовать в обеспечении прав человека, соблюдении законности и правопорядка, поиске справедливости и защите достоинства человеческой личности. Его деятельность сосредоточена исключительно на осуществлении государственной защиты прав человека, составляющих основу его правового статуса, и поддержании их стабильного приоритета в структуре ценностей демократического правового государства.

Уполномоченный, выполняя предоставленный ему законодательный мандат по осуществлению государственной защиты прав человека, действует параллельно и наряду с органами правосудия и прокуратуры, а не вместо них, не подменяя, а дополняя предоставленные им правовые средства защиты этих прав. Осуществляя государственную защиту прав человека, Уполномоченный решает, таким образом, самостоятельные задачи, не входящие в компетенцию иных государственных органов. Возможные при этом случаи совпадения его юрисдикции с юрисдикцией органов правосудия и прокуратуры не порождают их коллизию, а способствуют человеку в свободном выборе способов и средств защиты своих нарушенных прав и свобод.

Реализуемая Уполномоченным функция государственной защиты прав человека, осуществляемая безвозмездно, отличается и от адвокатской деятельности.

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Продолжая беспрепятственно осуществлять государственную защиту прав человека в условиях чрезвычайного или военного положения, Уполномоченный не только обеспечивает гарантии соблюдения прав человека, отступление от которых недопустимо, но и осуществляет независимый контроль за выполнением в условиях военного положения международного гуманитарного права по облегчению участи гражданского населения, раненых, больных и военнопленных, соблюдению прав личного состава санитарных формирований, учреждений, транспортов и госпитальных судов.

В целях обеспечения независимой и непрерывной деятельности Уполномоченного, в том числе в период чрезвычайного или военного положения, он должен освобождаться от призыва на военную службу и военные сборы в течение всего срока исполнения своих полномочий.

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Первым субъектом Российской Федерации, где была учреждена должность Уполномоченного по правам человека. стала республика Башкортостан. Учреждение института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является их исключительной компетенцией, только они вправе принимать решение по этому вопросу, вместе с тем представляется целесообразным создание данного института в субъектах Федерации.

Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта Российской Федерации. Смета расходов на содержание уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и находящихся под их руководством государственных органов должна обеспечивать независимое осуществление ими своих полномочий в полном объеме и не уменьшаться по сравнению с предыдущим финансовым годом. Порядок разработки и исполнения сметы расходов и представления уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации финансовой отчетности устанавливается законами субъектов Российской Федерации.

Для назначения на должность Уполномоченного предъявляются четыре правовых критерия, о необходимости наличия у кандидата: гражданства Российской Федерации, возраст не моложе 35 лет (без ограничения высшего предела), имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыта их защиты. Первые два критерия имеют объективный характер, два последних являются оценочными, поскольку степень познаний кандидата в области прав человека и его опыт осуществления их защиты настоящим Законом не определяются.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного. Президент Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Совет Федерации с учетом федеративного государственного устройства Российской Федерации выражает интересы ее равноправных субъектов в представительном и законодательном органе Российской Федерации.

Депутаты Государственной Думы являются избранными народом представителями, которые уполномочены осуществлять законодательную власть в Государственной Думе.

Заблаговременность внесения кандидатур в Государственную Думу обусловлена необходимостью их предварительного обсуждения в ее комитетах и фракциях, включения вопроса о назначении на должность Уполномоченного в повестку дня пленарного заседания палаты и обеспечения преемственности осуществления полномочий по государственной защите прав человека в связи с истечением их срока у предыдущего Уполномоченного.

Парламентская процедура назначения Уполномоченного на должность и освобождения его от должности регулируется главой 19 Регламента Государственной Думы. Назначение Уполномоченного на должность и освобождение его от должности согласно пункту "д" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Государственной Думы, состоящей их 450 депутатов большинством голосов от их общего числа (226) тайным голосованием. Кандидаты, предложенные на должность Уполномоченного, выступают в Государственной Думе с краткой программой предстоящей деятельности. Присутствующие на заседании депутаты Государственной Думы вправе задавать им вопросы, высказывать свое мнение по их кандидатурам, выступать за или против них.

В список для тайного голосования вносятся кандидатуры, получившие не менее двух третей голосов (300) от общего числа депутатов Государственной Думы. Если кандидатура на должность Уполномоченного палатой отклоняется, то для нового рассмотрения может предлагаться та же или новая кандидатура. Если в Государственную Думу вносилось более одной кандидатуры, и в результате тайного голосования ни одна из них не набрала необходимого числа голосов, то для нового рассмотрения могут предлагаться те же или новые кандидатуры.

Повторное рассмотрение кандидатур проводится на ближайшем заседании палаты после получения представления о кандидатах на должность Уполномоченного, внесенного в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы.

Особенность конституционного статуса замещаемой им государственной должности Российской Федерации заключается в том, что ни Президент Российской Федерации, ни Правительство Российской Федерации, ни Совет Федерации не могут изменить или подменить ее решения о пребывании Уполномоченного на посту народного правозащитника. Решение Государственной Думы о назначении Уполномоченного на должность оформляется постановлением палаты и подписывается ее Председателем.

При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести". Приведение к присяге лица, назначенного на должность Уполномоченного, производится председательствующим на заседании Государственной Думы.

Текст присяги произносится Уполномоченным вслух, стоя, с рукой, положенной на текст Конституции Российской Федерации. Принесение присяги удостоверяется его подписью, проставляемой под ее текстом, с указанием даты принесения. Текст присяги с подписью Уполномоченного хранится в Государственной Думе. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги, а его предшественник, если его освобождение от должности не произошло ранее по основаниям, предусмотренным статьей 13 Закона, прекратившим свои полномочия.

Давая клятву защищать права человека и добросовестно исполнять свои обязанности, он принимает обязательство руководствоваться в своей деятельности как буквой и духом закона, так и идеалами гуманизма и справедливости. Сочетание права и духовности обусловлено тем, что права человека, хотя и регулируются законом, но являются нравственной категорией, вытекающей из достоинства человеческой личности.

Важность и необходимость принесения Уполномоченным присяги обусловлены тем, что его официальное вступление в должность настоящий Закон связывает с этой парламентской процедурой, а не с фактом назначения на должность Государственной Думой.

В связи с назначением на государственную должность Российской Федерации и вступлением в нее Уполномоченному должно одновременно вручаться и служебное удостоверение установленного Государственной Думой образца, являющееся документом, удостоверяющим его личность, должностное положение и служебные полномочия.

Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. До тех пор, пока лицо, вновь назначенное на эту должность, не принесет присягу на заседании Государственной Думы, Уполномоченный продолжает непрерывно исполнять свои обязанности и по истечении срока полномочий, поскольку срок его пребывания в должности, установленный Законом, не является пресекательным. В Законе содержится важная норма, в соответствии с которой истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. Ограниченность пребывания в должности Уполномоченного не более двумя сроками подряд не только обеспечивает соблюдение демократического принципа периодической сменяемости должностных лиц, но и препятствует его возможному "вхождению во власть" в период независимого осуществления своих полномочий. Вместе с тем это не исключает возможности назначения на эту должность лица, ранее исполнявшего обязанности Уполномоченного, в том числе и два срока подряд, но прошедшего необходимую ротацию.

В соответствии со ст. 11 ФЗ Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Это не означает, однако, его отказа от собственной идеологии и политических пристрастий, которые являются неотъемлемыми элементами его личного правосознания. Уполномоченный как человек и гражданин на основании частей 1 и 3 статьи 29 Конституции Российской Федерации обладает равным со всеми правом на свободу мысли и слова, а также выражение своих мнений и убеждений и не может принуждаться к отказу от них. Политическая нейтральность названного правового института заложена в самой его идее. О.О. Миронов, назначенный на эту должность, сложил свои депутатские полномочия и вышел из рядов своей партии.

Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного. Поскольку предыдущий Уполномоченный в соответствии с Законом считается уже прекратившим свои полномочия, то создается правовая ситуация, нарушающая непрерывность государственной защиты прав человека. В этот период возможен и роспуск Государственной Думы, влекущий фактическое прекращение деятельности Уполномоченного на неопределенный срок.

Для предотвращения подобных чрезвычайных ситуаций необходимо в настоящем Законе установить, что вопрос о прекращении вновь назначенным Уполномоченным деятельности, несовместимой с замещаемой им должностью, решается в период между назначением на должность и принесением присяги, то есть до официального вступления в должность. В этом случае предыдущий Уполномоченный может непрерывно исполнять свои полномочия до тех пор, пока вновь назначенный Уполномоченный не вступит в должность.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Законом не предусматриваются правовые основания приостановления полномочий Уполномоченного в случаях содержания его под стражей по подозрению в совершении преступления. Их отсутствие позволяет рассматривать правомерные и обоснованные действия органов правосудия и предварительного следствия как воспрепятствование его деятельности. Уполномоченный не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, поскольку в трудовых отношениях с Государственной Думой, принимающей решение о назначении его на должность и освобождении от нее, он не состоит.

В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях: нарушения требований Федерального конституционного закона; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий. При наличии любого из первых двух оснований Государственная Дума обязана принять постановление о досрочном освобождении Уполномоченного от замещаемой должности. В случае, если при тайном голосовании по данному вопросу палата не наберет большинства голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (226), то политическую ответственность за принятое кадровое решение она тем самым принимает на себя.

Принятие Государственной Думой постановления о досрочном освобождении Уполномоченного от замещаемой должности является официальным открытием вакансии на освободившуюся государственную должность Российской Федерации, а его дата - началом срока для подачи предложений о выдвижении кандидатур на должность Уполномоченного и проведения процедуры его назначения.

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном Федерального конституционного закона. Процедура назначения на должность Уполномоченного не отличается от той, которая предусмотрена для его назначения в порядке ротации.

Наличие в Законе необходимой процедуры по досрочному освобождению Уполномоченного от должности позволяет вместе с тем прекращать на неопределенное время осуществление государственной защиты прав человека и парализовать деятельность возглавляемого им федерального государственного органа.

В целях обеспечения непрерывности осуществления Уполномоченным своих полномочий и повышения эффективности деятельности руководимого им федерального государственного органа целесообразно в настоящем Законе ввести должность его заместителя, которым мог бы стать, например, специализированный уполномоченный, такой, как Уполномоченный по правам ребенка Российской Федерации, должность которого рекомендована Комитетом по правам ребенка (ООН) в пункте 9 его заключительных замечаний от 10.11.99 на второй периодический доклад Российской Федерации, направленный в соответствии со статьей 44 Конвенции о правах ребенка.

Должность заместителя Уполномоченного, являющегося, в том числе, специализированным уполномоченным, предусмотрена и Модельным законом "О статусе Уполномоченного по правам человека", принятым Постановлением N 24-7 от 04.12.2004 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ на ее 24 пленарном заседании.

Заместитель мог бы не только замещать Уполномоченного в период его временного отсутствия (нетрудоспособность, командировка, отпуск, досрочное освобождение от должности, приостановление полномочий), но и обеспечивать разделение его обязанностей по отдельным направлениям государственной защиты прав человека. До назначения Уполномоченного на должность постановлением Государственной Думы и вступления в нее после принесения им присяги, назначение каких-либо иных лиц в качестве исполняющего обязанности Уполномоченного Законом не допускается.

Законом регулируется лишь одно из четырех направлений деятельности Уполномоченного по государственной защите прав человека, связанное с рассмотрением им жалоб заявителей об их нарушениях.

Вместе с тем право и дееспособность Уполномоченного получать и рассматривать жалобы заявителей является хотя и важной, но только одной из мер, составляющих комплексный механизм осуществления независимого контроля за признанием и соблюдением прав человека. В компетенцию Уполномоченного входит рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – заявители). Учредив должность Уполномоченного, Российская Федерация обеспечила каждому человеку, чьи права оказались нарушенными, возможность обращения с жалобой к независимому, беспристрастному и компетентному должностному лицу, профессиональной обязанностью которого является осуществление их государственной защиты.

Жалобы и обращения граждан свидетельствуют о том, что ситуация с правами человека остается в России крайне напряженной.

У граждан есть также возможность обратиться непосредственно в приемную заявлений аппарата Уполномоченного в Москве, позвонить по "горячей телефонной линии" и получить необходимые консультации.

Важной формой работы, позволяющей получить "из первых рук" представление о ситуации с правами человек



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: