Тема 1.Предмет и метод семейного права. История правового регулирования семейных отношений.




Семья в социологическом и юридическом смысле.

Семья в социологическом смысле: малая социальная группа людей, объединенных родством, свойством, браком и иными подобными связями, с общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью между людьми такой группы.

Семья в юридическом смысле: единое понятие в законодательстве отсутствует. Имеется лишь в теории права. Обобщенно может быть изложено следующим образом:

Семья - союз лиц, основанный на свободном и равноправном браке, заключенном в установленном порядке, кровном родстве, свойстве, усыновлении или другой форме воспитания ребенка, и который характеризуется общностью жизни и интересов этих лиц, наделенных соответствующими правами и обязанностями;

Семейные правоотношения - это отношения между членами семьи, порождающие взаимные права и обязанности.

Особенности:

1) как правило, носят длящийся характер;

2) возникают только между физическими лицами;

3) имеют личный, доверительный характер, имущественные отношения производны от неимущественных;

4) предполагают минимальное вмешательство публичной власти в семейные дела.

 

Определение предмета семейного права.

Предмет семейного права - личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения между физическими лицам, возникающие на основе брака, родства, свойства и принятия детей на воспитание, порождающие семейные права и обязанности.

Классификация семейных правоотношений по экономическому и институциональному признакам.

По экономическому: личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения.

По институциональному:

общие принципы семейного права

осуществление и защита семейных прав

брачные отношения

права и обязанности супругов

отношения между родителями и детьми

алиментные обязательства

принятие детей на воспитание

 

Субъекты семейных правоотношений, особенности семейной дееспособности.

Субъекты - физические лица, дееспособность семейно-правовая не тождественна гражданско-правовой, поскольку предполагает достижения биологически зрелого возраста для осуществления ряда прав (права принятия на воспитание ребенка в семью) и обязанностей (обязанность уплачивать алименты).

Метод правового регулирования семейных правоотношений: паритет императивного и диспозитивного начала в семейном праве.

Цель правового регулирования семейных отношений – защита наиболее слабого, экономически уязвимого члена семьи.

 

Четыре периода:

I — период древней истории (до 1721 г.);

II — период Российской империи (дореволюционный период) (1721 г. — октябрь 1917 г.);

III — советский период (октябрь 1917 г. — 1991 г.);

IV — период современного Российского государства (1991 г. - 1995 г.).

 

По данной тематике - ниже приведенная статья для изучения:

https://studme.org/134220/pravo/istoriya_razvitiya_semeynogo_prava_rossii

«До принятия христианства в 988 г. на Руси семейные отношения регулировались в основном складывающимися веками обычаями и традициями. При этом сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, фрагментарны и немногочисленны. В различных источниках содержатся указания на несколько способов заключения брака. Среди них наиболее древний — похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. Еще один способ заключения брака — это покупка невесты у ее родственников. Расторжения брака древнерусское право этого периода не знало, поскольку в языческую эпоху господствовало представление о том, что брак заключается «на веки» и простирается за пределы гроба.

Имущественные отношения супругов в дохристианский период обладали определенной спецификой, в частности, жена могла иметь свое имущество. Так, княгине Ольге принадлежали собственный город, свои места птичьей и звериной ловли.

В языческой Руси практиковались как моногамные, так и полигамные браки, а также наложничество, поэтому дети не разделялись на законнорожденных и незаконнорожденных и могли наследовать после своих родителей их имущество и статус. По данным К. А. Неволина, еще до принятия христианства на Руси была признана власть обоих родителей над детьми, а во времена язычества существовало «право родителей отдавать детей в рабство».

С принятием славянскими народами в XI в. христианства происходит рецепция византийского церковного права, основанного на канонических представлениях о браке и семье. Отличительными чертами семейного права этого периода являются следующие положения: брачно-семейные дела перешли в ведение церкви, и была установлена исключительно церковная форма совершения брака; запрещалось многоженство; установлены пределы расторжения брака; правовое значение стало придаваться только законному родству, то есть внебрачные дети утратили права; были введены жестокие наказания за внебрачные связи.

Основным источником правового регулирования семейных отношений становится Номоканон — это собрание византийского семейного права, состоящего из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. Русский перевод Номоканона, дополненный актами русских князей и царей, получил название Кормчей книги. Брачному праву посвящена глава 50 Кормчей книги «О тайне супружества», в первой части которой содержатся общее понятие брака и руководства для приходских священников, порядок, условия, место и время совершения браков. Во второй части главы приведены таблицы степеней кровного родства и свойства, при наличии которых запрещено или дозволено вступление в брак, а также собранные из различных источников учения, правила и законы о духовном родстве (при восприемстве, крещении, усыновлении) и его влиянии на брачное право. В третьей части излагаются общие указания о круге родства, при котором запрещено заключение брака, а также указаны случаи, при которых может возникнуть вопрос о законности заключения брака или возможности вступления в брак лицам, состоящим в близких отношениях.

Кормчая книга определяла брак как «тайну от Христа Бога установленную, во умножение рода человеческого и в воспитание чад к славе Божьей в нерушимый союз любви и дружества и во взаимную помощь». Н. С. Нижник, анализируя условия создания брачного союза в Древнерусском и Московском государстве после принятия христианства, приходит к выводу, что при заключении брака требовалось соблюдение следующих условий: 1) достижения возраста вступления в брак: для мужчин — 15, для женщин — 12 лет; 2) отсутствия кровного или духовного родства или свойства (кровное родство не разрешалось до седьмой степени включительно). Свойство возникало посредством брака, в результате которого муж и его родственники считались в свойстве с родственниками жены и наоборот. Духовное родство возникало путем крещения, когда один был крестным отцом или матерью, а другой — крестником: оно ставилось выше, чем родство через брак, и являлось препятствием к заключению брака); 3) отсутствия другого нерасторгнутого брака; 4) вступления в брак не более трех раз; 5) наличия христианского вероисповедания у жениха и невесты; 6) получения согласия на брак от родителей жениха и невесты; 7) разрешения заключить брак со стороны начальства (первоначально такое требование имело общее применение не только для служилых, но и для неслужилых лиц: первые испрашивали дозволение от князя и царя, а вторые от местного начальства); 8) запрета допускать в браке смешения социальных различий; 9) наличия двух-трех свидетелей во время совершения процедуры венчания; 10) соблюдения сроков заключения брака (запрещалось венчаться в Рождественский (14 ноября, 24 декабря), апостольский (июнь), Успенский (1—15 августа) посты и масляную неделю).

Единственной формой заключения брака признавалось церковное венчание, введенное в XI в., которое предварял обязательный акт обручения. Согласно Кормчей книге обручение (сговор) это предварительный договор, но которому родители невесты и жениха условливались о заключении брака и договаривались о приданом. Акт обручения оформлялся специальной сговорной записью. На случай нарушения обещания вступить в брак устанавливалась неустойка (заряд). При этом священник, производивший обручение, делал венечную запись, которую необходимо было предъявить при венчании (на втором этапе заключения брака).

Венчание производилось только священником, обозначенным в венечной записи, в присутствии не менее двух свидетелей.

С введением христианства в Древней Руси и переходом брачносемейных отношений под юрисдикцию церкви основания для расторжения брака по инициативе супруга были четко регламентированы. К ним были отнесены:

1) прелюбодеяние. При этом муж считался нарушителем супружеской верности, лишь вступая в связь с замужней, а жена — находясь в связи со всяким мужчиной;

2) действия жены, бросающие тень на ее репутацию и дающие возможность подозревать ее в супружеской измене, в частности, если жена против воли мужа «пировала с посторонними мужчинами или мылась с ними в бане», если жена против воли мужа провела ночь вне дома, хотя бы и у своих родителей, а также если без дозволения супруга посещала «игрища»;

3) посягательство жены на жизнь мужа или несообщение о готовящемся на него покушении;

4) проблемы со здоровьем супругов, в частности неспособность мужа к супружеской жизни, бесплодие жены;

5) длительное безвестное отсутствие одного из супругов или пребывание его в плену.

Со временем появлялись и другие основания для расторжения брака, а некоторые из перечисленных выше утрачивали свое значение. По мнению М. Ф. Владимирского-Буданова, самыми распространенными формами расторжения брака были письменный договор между супругами или односторонний акт — отпускная жене со стороны мужа. При этом независимо от степени виновности супругов в расторжении брака каждый из них в результате получал свое: жена — приданое, а муж — вено.

С принятием христианства изменились личные и имущественные отношения между супругами. Замужняя женщина стала рассматриваться как относительно самостоятельное лицо, однако подвластное мужу, поскольку брачно-семейные отношения этого периода строились на принципе приоритета власти мужа и отца

Правовой статус жены определялся статусом мужа, в частности, девушка, вышедшая замуж за дворянина, становилась дворянкой, за крестьянина — крестьянкой, за купца — купчихой и т.д.

К обязанностям неимущественного характера супругов относилась обязанность мужа «любить свою жену как собственное свое тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи». Жена была обязана «повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома».

Имущественное положение женщины в браке определялось ее приданым: поскольку дочь не наследовала после своих родителей, они должны были дать ей приданое. Во время брака муж владел и пользовался имуществом жены, но не мог им распорядиться без ее согласия. Содержание жены на случай ее вдовства обеспечивалось дарением имущества мужем или свекром. При этом жена без согласия мужа не имела права распоряжаться семейным имуществом, за исключением принадлежащего ей приданого.

По мнению К. А. Неволина, с принятием христианства на Руси личные отношения между родителями и детьми «должны были измениться сообразно новым началам законодательства». Основой отношений родителей и детей оставалась родительская власть, в большей степени — отцовская. Родители имели право отдавать детей в холопство. Несмотря на осуждение церкви, практиковалось насильственное пострижение детей в монахи. Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. Так, один из известнейших древнерусских памятников юридических обычаев «Домострой» главе семейства рекомендовал «не жалеть младенца поря: если прутом посечешь его, не умрет, то здоровее будет». Государство принципиально в отношениях родителей и детей не вмешивалось и родительскую власть не ограничивало, поэтому наказания, которые налагали родители на детей, были бесконтрольными, вследствие чего дети не имели права жаловаться на родителей. Согласно Соборному уложению 1649 г. за одну лишь попытку ребенка подать жалобу на родителей предписывалось «бити кнутом и отдать их отцу и матери».

В рассматриваемый период несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей, могли стать субъектами усыновления, опеки и попечительства. В качестве способа замены родительской власти в 879 г. был введен институт опеки, отношения в котором носили личный характер. Опекун заботился о «воспитании и прокормлении сироты». Усыновление как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в Древней Руси также еще во времена язычества. После принятия христианства усыновление осуществлялось Церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти, и освящалось особым церковным обрядом — «сынотворения», который вышел из употребления в XVIII в. В русском обычном праве усыновление совершалось через обряд фиктивного рождения, представлявший собой имитацию родов; женитьбу на вдове брата; фактический прием усыновляемого в дом; особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым.

Семейное право периода Российской империи. XVIII в. — начало XX в. — новый период в развитии семейного права, основными чертами которого стало становление и усиление роли светского семейного законодательства и попытки восполнения с его помощью пробелов в существовавшем каноническом праве.

Основоположником светского семейного законодательства Российской империи считается Петр I, который реформировал прежде всего брачное право, закрепив в нем: 1) принцип добровольности брачующихся при вступлении в брак; 2) заключение брака с согласия родителей, начальства (для военных и гражданских чиновников), хозяев (для крепостных); 3) брачный возраст для мужчин — 21 год и для женщин — 17 лет; 4) возможность заключения брака между православными и неправославными христианами (межконфессиональные браки по-прежнему были запрещены); 5) возможность расторжения обручения как одного из этапов заключения церковного брака; 6) обряд венчания только при личном присутствии брачующихся.

В 1744 г. Указом Синода были запрещены браки для лиц старше 80 лет. С 1775 г. заключение брака могло совершаться только в приходской церкви одного из вступающих в брак, исключение делалось для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами. В 1830 г. установлен возраст для вступления в брак для мужчин — 18 лет и для женщин — 16 лет.

Впоследствии вопросы брачного права регулировались Сводом законов Российской империи (кп. 1 т. X «О правах и обязанностях семейственных») — официальное собрание действующих законодательных актов Российской империи, расположенных в тематическом порядке. В соответствии со ст. 31 Свода «законный брак между частными лицами совершается в церкви, в личном присутствии сочетающихся, в дни и время, для сего положенного, при двух или трех свидетелях, совокупно с обручением и по всем сообразно правилам и обрядам Православной церкви». Главным доказательством брачного союза признавались приходские книги (ст. 34 Свода). Необходимо отметить, что Свод законов гражданских пронизан отсылочными нормами к официальному источнику церковного права — Кормчей книге. Такая взаимосвязь норм брачного законодательства с каноническими правилами являлась специфической особенностью всего семейного законодательства Российской империи.

В Своде особое внимание было направлено на установление юридического значения брака и его правовых последствий. Единственным основанием прекращения брака являлась смерть одного из супругов (ст. 43 Свода). В ст. 37 Свода регламентированы основания для признания брака недействительным. Такое признание допускалось: 1) при совершении брака в результате насилия; 2) при сумасшествии одного или обоих супругов; 3) при наличии запрещенных степеней кровного или духовного родства или свойства; 4) при наличии другого нерасторгнутого брака; 5) с лицом старше 80 лет; 6) с лицом духовного сословия, обреченного на безбрачие; 7) православных с нехристианами.

В период империи существенным образом изменилась процедура расторжения брака. Бракоразводный процесс осуществлялся судом Духовных консисторий по просьбе одного из супругов в следующих случаях: 1) прелюбодеяния любого из супругов; 2) неспособности к брачному сожитию; 3) безвестного отсутствия другого супруга; 4) ссылки в Сибирь с лишением всех особенных прав и преимуществ; 5) приговора одного из супругов к наказанию, с лишением всех прав состояний (ст. 45—54 Свода).

Личные и имущественные права и обязанности супругов также претерпели существенные изменения в XVIII — начале XX в., и эти изменения прежде всего затронули правовой статус женщины. С 1845 г. муж был не вправе подвергнуть жену физическому наказанию, однако по-прежнему место жительства супругов определялось по месту жительства мужа, жена была обязана носить фамилию мужа и следовать его состоянию. Вместе с тем расширились имущественные права жены, поскольку она сохраняла право собственности на приданое и на благоприобретенное имущество, включая право распоряжения недвижимостью. Статья 109 Свода регламентировала, что «браком не составляется общего владения в имуществе супругов; каждый из них может иметь и вновь приобретать отдельную свою собственность».

В имперский период отношения между родителями и детьми продолжают рассматриваться с позиции авторитета и незыблемости родительской власти, которая была несколько смягчена в период правления Петра I, несмотря на сохранившееся право родителей употреблять для непокорных детей домашние исправительные меры. Право родителей применять физические наказания в отношении детей постепенно было ограничено запретом их калечить и ранить.

Родители могли использовать публично-правовые меры воспитания детей. Примером может служить рассмотрение Синодом в 1722 г. челобитной крестьянина Ивана Беляева с жалобой на сына, который, по сообщению Беляева-старшего, ему не повиновался и тратил его пожитки. В чем проявилось неповиновение младшего Беляева отцу, материалы дела не отражают. Скорее всего, в суть этого вопроса никто не вдавался. Главное, что на допросе юноша виновным себя признал. Он был наказан плетьми, после чего с него взяли подписку об обязательном послушании отцу под угрозой ссылки на каторжные работы.

В 1775 г. родители получили право помещать детей в смирительные дома за неповиновение родительской власти, а для разрешения конфликтных ситуаций между членами семьи создавались так называемые Совестные суды, в которых дети могли попросить прощения у оскорбленных родителей, чтобы избежать домашнего наказания. Названные суды рассматривали жалобы родителей на детей в порядке примирительной процедуры. При этом родители не были обязаны предоставлять суду доказательства вины своих детей, так как исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивали, что они могут сказать в свое оправдание, однако суду предписывалось: «...если во время принесения родителями жалобы на своих детей между теми и другими была тяжба, то суждение жалоб должно быть приостановлено до рассмотрения гражданского дела, и если в этом последнем родители оказались не правы, то прошение их о наказании детей удовлетворяется не иначе, как в строгом изыскании справедливости их жалобы».

Родительская власть в рассматриваемый период была абсолютной, она не прекращалась ни при каких обстоятельствах, однако могла временно не действовать, то есть «покоиться» в случае поступления детей в общественное училище, при определении детей на службу или замужестве дочери. К. П. Победоносцев указывает, что «главнейшие проявления родительской власти, в период полного действия оной, относятся к праву воспитания и к праву наказания... Государственная власть вообще не вмешивается в это дело частной домашней жизни... но есть предметы воспитания, почитаемые настолько важными для государства и общества, что некоторые законодательства объявляют их обязательными для всех и каждого. Эти предметы — религиозное воспитание и школьное обучение».

Процедура лишения родительских прав не была известна законодательству Российской империи, за исключением одного случая, когда православные родители воспитывали детей в иной вере[30].

Существенное влияние на правовое положение ребенка в XIX в. оказал Свод, в котором было установлено право ребенка на жизнь: «Родители не имеют права на жизнь детей, и за убийство их судят и наказывают по уголовным законам» (ст. 170). Таким образом, уголовное законодательство XIX века не оставило без внимания злоупотребление родителями своей властью. Так, родители, «вовлекшие умышленно детей в какое-либо преступление, через употребление во зло своей власти или посредством преступных внушений, хотя бы они сами в том преступлении непосредственного участия не принимали, подвергаются за это высшей мере наказаний» или родители «за доведение детей до самоубийства подвергаются заключению в тюрьме на время от восьми месяцев до года и четырех месяцев с лишением некоторых особенных прав и преимуществ».

В имперскую эпоху значительные изменения произошли в институте усыновления. Расцвет законодательства об усыновлении приходится на конец царствования Екатерины II, и дальнейшее развитие оно получило в период царствования ее внука императора Александра I. В зависимости от сословной принадлежности усыновителя различали три главных вида усыновления: усыновление дворянами, усыновление лицами податных состояний, усыновление иностранцами. Для каждого вида усыновления были предписаны особые правила, закреплялись общие условия усыновления, как материального, так и формального характера[32].

Общими условиями усыновления по Своду являлись: 1) усыновление разрешалось лицам всех полов, состояний и сословий, за исключением лиц «кои по сану своему обречены на безбрачие» (ст. 145); 2) усыновитель должен быть возраста не менее 30 лет, разница в возрасте между ним и усыновленным не менее 18 лет и иметь общую гражданскую правоспособность (ст. 146); 2) запрещалось усыновлять лицам, имевшим собственных детей (ст. 145.1); 4) для усыновления требовалось согласие кровных родителей усыновляемого или его опекунов (попечителей), а лица, достигшие 14-летнего возраста, должны были изъявить свое желание на усыновление (ст. 149); 6) для усыновления одним из супругов требовалось согласие другого супруга (ст. 150). Усыновление производилось окружным судом.

Усыновленный по отношению к своему усыновителю приобретал юридическое положение «законного дитяти» (ст. 156 Свода). Примечательно, что усыновленный, входя в семью усыновителя, не прерывал родственной связи со своей кровной семьей и с кровными родственниками: он нуждался в согласии родственников на брак, имел право на содержание от родителей, если его не в состоянии предоставить усыновитель, сохранял все наследственные права, принадлежащие ему по кровному родству (ст. 156.7 Свода). Кроме того, законодатель различал состав имущества, принадлежавшего усыновителю: в родовом имуществе усыновленные не наследовали, так как оно передавалось по наследству лишь исключительно кровным родственникам усыновителя.

Характеризуя семейное право рассматриваемого периода, дореволюционные цивилисты отмечали, что оно, во-первых, является правом, так как взаимные отношения членов семьи носили юридический характер. Во-вторых, семейное право не подлежало изменению путем договора и неотделимо от личности. В-третьих, семейное право как особое право состояния человека в семье имеет особые основания своего возникновения: брак (брачный союз), происхождение и другие способы (родительский союз, назначение опекунов).

Таким образом, в период Российской империи (дореволюционный период) происходило становление светского семейного законодательства, которое послужило основой для зарождения отечественной науки семейного права. В XIX в. были опубликованы первые научные работы по семейно-правовой тематике: «О гражданском состоянии женского пола в России» И. Васильева (1826), «Семейная власть у древних славян и германцев» С. М. Шпилевского (1869), «Исследования по русскому праву семейному и наследственному» И. Г. Оршанского (1877), «Об отношениях супругов по имуществу» А. Ф. Казимира (1884), «Очерк юридических отношений, возникающих из семейного союза» К. Кавелина (1884), «О брачном союзе, расторжении брака, власти родителей и проч.» А. 3. Соколовского (1889). В 1875 г. в контексте науки гражданского права, поскольку семейное право традиционно считалось составляющей гражданского права, вышел учебник К. П. Победоносцева «Курс гражданского права. Ч. II. Права семейственные, наследственные и завещательные». Наибольший вклад в формирование науки отечественного семейного права внес известнейший дореволюционный цивилист А. И. Загоровский, создавший фундаментальный труд «Курс семейного права» (1909).

В предреволюционные годы продолжают выходить научные статьи и яркие работы по семейному праву, например «Возникновение брака и семьи» К. Каутского (1903), «Личное и имущественное положение замужней женщины в гражданском праве» В. И. Синайского (1910), а также учебники но гражданскому праву, в которых рассматривались институты семейного права: «Учебник церковного права» Н. С. Суворова (1908), «Лекции и исследования но древней истории русского права» В. И. Сергеевича (1910), «Гражданское право» Ю. С. Гамбарова (1911), «Учебник русского гражданского права» Г. Ф. Шершеневича (1911), «Русское гражданское право» Д. И. Мейера (1914), «Основные проблемы гражданского права» И. А. Покровского (1917).

Особенностью советского периода в истории семейного права была кодификация его норм в виде отдельного акта. Традиция была положена в 1918 г. в связи с изданием Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В 1926 г. принимается новый Кодекс законов о браке, семье и опеке, вступивший в силу с 1 января 1927 г. и просуществовавший, выдержав три редакции в 1936 г. и 1944 г., до 1969 г. На смену ему пришли принятые в 1968 г. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, а также разработанный на его основе и принятый в 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР. При этом советские семейные кодексы в общем и целом исходили из одних и тех же принципов, разнясь только в деталях.

Однако еще до кодифицированных семейно-правовых актов в отечественное семейное законодательство сразу после победы Октябрьской революции 1917 г. были внесены кардинальные изменения в правовое регулирование семейных отношений, а именно приняты Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 19 декабря 1917 г. «О расторжении брака».

Среди значимых положений и новелл данных Декретов следует отметить следующие положения: 1) независимо от религиозной принадлежности лиц заключение брака производилось органами записи актов гражданского состояния; 2) упростились условия вступления в брак: достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет для женщин и 18 лет для мужчин и взаимного согласия будущих супругов; 3) препятствиями к браку признавались наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства, а также наличие другого нерасторгнутого брака; 4) равноправие мужчин и женщин, законнорожденных и незаконнорожденных детей; 5) введение возможности установления отцовства в судебном порядке; 6) для расторжения брака достаточно было волеизъявления хотя бы одного из супругов; 7) дела о расторжении и брака могли быть возбуждены по одностороннему заявлению супруга и были переданы в ведение местных судов.

В 1918 г. был принят первый отдельный кодифицированный семейно-правовой акт — «Кодекс законов об Актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» (далее — СК 1918 г.). Принятие СК 1918 г. было, скорее, вынужденным, а не целенаправленным решением, поскольку, как справедливо отмечает М. В. Антокольская, в период военного коммунизма «гражданское право считалось отмершим и никто не собирался его возрождать. Семейные же отношения необходимо было урегулировать по-новому, поэтому при отсутствии гражданского законодательства и был принят отдельный семейный кодекс».

Отличительными чертами первого советского СК 1918 г. являлись: 1) признание только гражданского (светского) брака, зарегистрированного в Отделе записей актов гражданского состояния и порождающего права и обязанности супругов (ст. 52); 2) брачный возраст для мужчин составлял 18 лет, для женщин — 16; 3) общим препятствием к браку являлось наличие родственных связей только до второй степени родства; 4) расторжение брака допускалось по взаимному согласию супругов через местный отдел ЗАГС (ст. 91), а в случае спора между супругами расторжение брака осуществлялось судом; 5) советский брак исходил из абсолютного равенства супругов, поэтому супруги приобрели возможность сделать своей общей фамилией фамилию мужа или жены или соединить их и именоваться двойной фамилией (ст. 100); 6) перемена места жительства одним из супругов не создавала для другого обязанности следовать за ним (ст. 104); 7) в отношении имущества супругов сохранился режим раздельности (ст. 105); 8) признавались взаимные алиментные обязательства супругов (ст. 107); 9) основой семьи признается действительное происхождение, никакого различия между родством внебрачным и брачным не устанавливается (ст. 133); 10) подробно регламентировались личные и имущественные права и обязанности родителей и детей: родители были обязаны содержать несовершеннолетних и нетрудоспособных детей, а дети, в свою очередь, должны содержать престарелых и нуждающихся родителей (ст. 160—171); 11) родительские права осуществляются исключительно в интересах детей (ст. 153); родители обязаны заботиться о личности несовершеннолетних детей и об их воспитании (ст. 154); 12) устанавливались санкции за ненадлежащее исполнение семейных обязанностей в виде лишения родительских прав (ст. 153), признания брака недействительным, запрещения свидания родителей с детьми (ст. 159), возмещения вреда и убытков, причиненных неправомерными действиями опекуна, подопечному (ст. 199); 13) запрещалось усыновление (ст. 182); 14) устанавливались отдельные нормы об опеке и попечительств над несовершеннолетними (ст. 190—246).

Таким образом, как справедливо отмечает Н. Н. Тарусина, в первые годы после Октябрьской революции российское семейное законодательство совершило триумфальный скачок из пространств гражданского и церковного права в пространство суверенно-отраслевое и кодифицированное, на десятилетия опередив в своих ключевых канонах соответствующее европейское и американское законодательство.

В целях урегулирования правовых отношений, вытекающих из брака, семьи и опеки на основе нового революционного быта, для обеспечения интересов матери и особенно детей и уравнения супругов в имущественном отношении и в отношении воспитания детей ВЦИК своим постановлением от 19 ноября 1926 г. утвердил и ввел в действие с 1 января 1927 г. новый — второй но счету Кодекс законов о браке, семье и опеке. Наиболее существенными новеллами этого Кодекса являлись: 1) придание правового значения фактическим брачным отношениям (ст. 3), при этом доказательствами фактических брачных отношений между мужчиной и женщиной признавались совместное сожительство, ведение общего хозяйства, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей (ст. 12); 2) установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин — 18 лет (ст. 5); 3) ликвидирован институт признания брака недействительным; 4) замена режима раздельности супружеского имущества режимом общности, в частности «имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак, остается раздельным их имуществом, а имущество, нажитое супругами в течение брака, считается общим имуществом супругов (ст. 10); 5) восстановлен институт усыновления несовершеннолетних детей (ст. 57—67); 6) к существующим мерам семейно-правовой ответственности была добавлена новая — отобрание ребенка органами опеки и попечительства от родителей и других лиц, на попечении которых он находится, если оставление у этих лиц опасно для ребенка (ст. 46).

Необходимо отметить, что попытка изменить в корне правовые предпосылки наиболее важных семейно-правовых институтов, проигнорировать учение о браке и семье таких маститых ученых XIX в., как А. И. Загоровский, В. Сергеевич, Г. Ф. Шершеневич и др., привела к полной зависимости семейного права от господствующей в то время в обществе идеологии.

Главной целью семейно-правовых исследований того времени было умаление роли семьи, которая якобы становилась анахронизмом, поэтому предметом научного доказывания стали полезность и целесообразность передачи всех несовершеннолетних детей на полное государственное попечение (воспитание и содержание). В 1920—1930-е гг. предметом более пристального и глубокого изучения стала детская беспризорность, се особенности, масштабы, опасность, которая явно угрожала государству, однако напрямую данная тематика в сферу семейно-правовых интересов не входила. В 1940-е гг. наиболее заметный вклад в семейное право внес Г. М. Свердлов, заложивший фундамент науки семейного права, поскольку одним из первых научно обосновал и аргументировал наиболее важные вопросы, связанные: 1) с семейно-правовым статусом женщины и ребенка, которых автор относил к полноправным субъектам права; 2) устранением господства родителей над детьми, власти отца над ребенком и его матерью; 3) защитой социалистическим обществом права гражданина на воспитание ребенка и права ребенка на получение наиболее благоприятных условий воспитания; 4) защитой родительских прав, поскольку сведение родительского права к одним лишь обязанностям, как и сведение спора о ребенке к отысканию и защите интересов только ребенка, стало считаться неправильным; 5) предметом и системой социалистического семейного права; 6) семейными правами детей; 7) общим имуществом супругов.

В 1930—1940-х гг. семейное законодательство продолжает активно развиваться. В частности, был принят ряд союзных документов, вносивших изменения в Кодекс 1926 г., направленных на увеличение деторождаемости.

В 1936 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях законодательства о разводах», в соответствии с которым усложнился процесс расторжения брака: во-первых, требовался обязательный вызов супругов в орган ЗАГС с целью выяснения мотивов развода и попытки примирения супругов; во-вторых, в случае развода в паспортах делались отметки; в-третьих, за регистрацию развода устанавливалась дифференцированная пошлина. Этим постановлением было введено взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в долевом отношении к заработку плательщика: 1/4 — на одного, 1/3 — на двух и 1/2 — на трех и более детей. Дела о взыскании алиментов на содержание детей рассматривались по только по заявлению матери, но и по ходатайству предприятий, профсоюзных и общественных организаций. За уклонение от уплаты алиментов устанавливалось уголовное наказание до двух лет тюремного заключения.

С 1 октября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» был установлен налог на одиноких и семейных, не имеющих детей, граждан: для мужчин в возрасте свыше 20 до 50 лет и женщин в возрасте свыше 20 до 45 лет. При рождении детей у граждан, привлеченных к обложению налогом, взимание налога прекращалось. Примечательно, что взимание данного налога в РСФСР прекратилось только с 1 января 1992 г. в связ<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: