Технологическая карта урока «Основы православной культуры» в 4 классе или ОДНКНР в 5 классе




 

В основу данного урока положена идея, представленная на курсах для учителей истории по теме «Блокада Ленинграда». В данном уроке идея адаптирована под урок ОПК в 4 классе или урок ОДНКНР в 5 классе. Урок предполагает знакомство с историей Пермского края (ранее Молотовской области), особенно Чайковского района (Фокинского района).

В местном краеведческом музее имеется выставка «Фокинский район в годы Великой Отечественной войны», материалы которой могут быть использованы при проведении данного урока. Еще хочется отметить, что богатым музейным фондом обладают школьные музеи, экспонаты которых тоже могут быть использованы в уроке.

 

Класс: 4, 5

Тема урока: Пермский край в годы Великой Отечественной войны

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель – формирование представления у учащихся о значимости вклада земляков в дело победы в Великой Отечественной войне

Задачи:

- познакомить учащихся с деятельностью жителей Молотовской области (ныне Пермского края), направленной на борьбу с захватчиками в Великой Отечественной войне;

-развивать навыки работы с музейными экспонатами, текстами краеведческого характера, иллюстративными материалами (видеофильм, фотографии)

- формировать чувство уважения к трудовым и военным подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны

Прогнозируемые результаты:

личностные:

- ученики осознают, чувствуют сложность положения, в котором оказались люди во время Великой Отечественной войны как на фронте, так и в тылу;

- ученики уважительно отзываются о людях, земляках, внесших посильный вклад в дело победы в ВОв;

 

метапредметные:

- ученики извлекают необходимую информацию из источников разного типа (видеофильм, текст, карта, музейный экспонат, фотографии);

предметные:

- ученики описывают деятельность земляков, направленную на помощь фронту в годы ВОв;

- ученики приводят примеры трудовых, нравственных и военных подвигов жителей нашего края периода ВОв;

- ученики знают, что военные действия в период ВОв на территории современного Пермского края не велись. Это было место, куда эвакуировали предприятия, организации, людей из захваченных гитлеровцами территорий.

 

Дидактические средства (в том числе ссылки на образовательные ресурсы Интернет при необходимости):

- Горбацевич Н.П. «Мой Пермский край»;

- материалы экскурсии «Фокинский район в годы Великой Отечественной войны» Чайковского краеведческого музея.

- Якунцов В.И. Труженники тыла - фронту (1941-1945), 1996г.

Оборудование / ресурсы:

- распечатки текстов,

- распечатка карты Молотовской области;

- экспонаты музейной экспозиции «Фокинский район в годы Великой Отечественной войны» или их фотографии;

- запись песни «Священная война»;

- видеофильм «Пермский край фронту!»;

-проектор, колонки.

 

Этап урока Деятельность учителя (содержание педагогического взаимодействия) Деятельность учащихся
I. Организационно-мотивационный - Я предлагаю вам определить тему нашего урока. - Первая подсказка: рассмотрите внимательно документ и сделайте предположение (карта Молотовской области 1941 г – Приложение 1)   Подвести учащихся к пониманию того, что перед ними карта нашего края в 1941 г   - Вторая подсказка. (Песня «Священная война»)   Подвести учащихся к теме урока, связав карту и песню о Великой Отечественной войне - Как жители нашего края участвовали в приближении победы в Великой Отечественной войне? - Ответ на этот вопрос дайте, пожалуйста, в вашей индивидуальной карте (Приложение 2)   - Кто готов поделиться ответом? Учитель фиксирует предположения учащихся на доске   - Сегодня мы узнаем, как наши земляки – жители тогда Молотовской области - участвовали в приближении победы нашей страны в Вов? Проверим, дополнится наш список предположений или нет к концу нашего занятия.     Рассматривают карту. Делают предположения   Слушают песню. Выдвигают гипотезы     Учащиеся отвечают на вопрос в индивидуальной карте     Дети высказывают предположения: (Чаще всего дети думают, что на территории края тоже велись военные действия и основная роль земляков – участие в военных действиях)
II. Содержательно-деятельностный 1. Работа в группах – чтение текста (Приложение 3) Учитель делит учащихся на группы. Предлагает им прочитать внимательно текст и индивидуально ответить на вопросы, предложенные на листочках. На работу в группах отводится 7 минут 2. Индивидуальная работа, направленная на рефлексию прочитанного текста. 3 минуты отводится на индивидуальные письменные ответы учащихся на листочках. 3. Работа с предметами (в их отсутствие с фото) которые могут иллюстративно подкрепить содержание текста - А теперь представьте, что мы оказались в музее, где хранятся вещи времен Великой Отечественной войны. Выберите тот экспонат, который вам хотелось бы показать, рассказывая о том, что вы узнали, прочитав текст.   4.Представление фрагмента экскурсии с использованием предмета с опорой на содержание текста - Попытайтесь представить фрагмент экскурсии, которую мы могли бы услышать в музее, если бы подошли к выбранному вами экспонату. Используйте ваши знания, полученные из текстов.   5. Индивидуальная работа с карточками учащихся Дети фиксируют новый объем знаний по теме, свое эмоциональное переживание после выступлений учащихся Дети объединяются в группы. Распределяют обязанности (чтец, хранитель времени, экскурсовод - выступающий). Читают текст.   Индивидуальная работа на карточках (Приложение 2)     Дети, договариваясь, определяют и выбирают свой экспонат, объясняя друг другу свой выбор.     Презентация фрагментов экскурсий с использованием музейных экспонатов времен Вов. Выступает один представитель от группы. Если он затрудняется – помогают остальные ребята.   Индивидуальная работа на карточках (Приложение 2)
III. Рефлекторно-оценочный Учитель проводит анализ заполнения индивидуальных карт учащимися. Сравнивает знания детей по теме в начале урока, после прочтения текста, после презентаций фрагментов экскурсий. Отслеживается эмоциональный фон учащихся.   - Посмотрите в ваши индивидуальные карты. сравните информацию, которую вы зафиксировали в начале урока, после чтения текстов и после выступлений одноклассников. Что-то изменилось? - Давайте сравним наши записи, которые мы сделали на доске в начале урока с вашими записями в картах. Что стоило бы дополнить? При необходимости список на доске корректируется. Если на уроке остается время: Вариант 1 - Предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о вкладе жителей нашего края в победу. Просмотр фильма «Пермский край фронту!»   - Чем мы могли бы его дополнить? - О чем вы услышали впервые?   Вариант 2 - Посмотрите на памятник, посвященный героям Великой Отечественной войны в г.Перми. -Кого изобразил автор? Почему? - Кого вам хотелось бы включить в композицию?     Дети анализируют, высказываются   Ученики высказывают дополнения к записям, сделанным в начале урока   Просмотр фильма   Ученики отвечают на вопросы   Осмотр памятника, ответы на вопросы учителя (Хочется, чтобы дети увидели, что победу приближали не только солдаты, воевавшие на фронте, но и рабочие на заводе, и женщины своим трудом и заботами. Может быть отметят, что можно добавить детей, наравне со взрослыми стоящими у станка и работающими в поле)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: