Показатели развитого игрового интереса




1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.

2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.

3. Наличие любимой роли.

4. Нежелание заканчивать игру.

5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования).

6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.


Умение руководить играми.

 

Виды Содержание
аналитические умение анализировать и диагностировать уровень развития игровой деятельности детей, учитывать группу и каждого ребёнка.
проектированные умение проектировать уровень развития игровой деятельности детей, который воспитатель желал бы достигнуть как для группы, так и для каждого в отдельности.
организаторские и коммуникативные умение организовывать детей, проявлять интерес к детский игре.

 

Влияние воспитателя

 

Содержание
1. планомерная, педагогически активная организация практического опыта ребенка, на основе жизненных впечатлений он осваивает действия людей, назначения предметов.
2. воспитатель организовывает обучающие игры, в процессе которых выделяет для детей главное, в событиях, в которых берут участие или наблюдают.
3. воспитатель меняет своевременно игровую среду, подбор игрушек и игрового материала, направляет на самостоятельное решение игровой задачи.
4. в процессе игры воспитатель организовывает общение с детьми, создавая проблемные ситуации, не прямыми приемами влияет на замысел игры, развитие сюжета.

[13, с.90-101]

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известный в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

Кроме того, цель игровой деятельности - подготовка ребёнка к школе и следующим этапам его жизни. Рассмотрим данную цель. [2, с.100-102]

Замечено, что главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность к обучению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к обучению, то оно и развитие идут нормально. Преодолеть трудности мотивационного плана можно, лишь сделав обучение интересным занятием для ребенка, т.е. проводя его в форме специальных учебно-дидактических игр, рассчитанных на увлечения ребенка и на его обучение, путем пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам. [5, с.35]

Первое требование к учебно-дидактическим играм, проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры, отвечающие следующим требованиям:

1. способность пробуждать непосредственный интерес у детей;

2. обеспечение детям возможности проявить свои способности;

3. вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми;

4. предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;

5. доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений и навыков;

6. получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков.

Применяя обычные, традиционные, соревновательные, учебно-дидактические игры с детьми, важно обращать их внимание на три последние из перечисленных выше пунктов: "4", "5", "6".

К концу дошкольного периода доступными и сравнительно простыми источниками получения новых знаний, умений и навыков для детей должны становиться взрослые люди и книги. [12, 70-71]

Немаловажную роль в обеспечении интеллектуально – познавательной готовности ребёнка к обучению в школе играет характер тех игрушек, с которыми он имеет дело. Необходимо обеспечить дошкольников как можно большим количеством разнообразных игрушек, которыми бы они смогли свободно распоряжаться. Детям важно предоставлять возможность и стимулировать их самостоятельному исследованию окружающих предметов. [5, с.45]

Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие учебно-дидактические игры и игрушки, которые он может сделать собственными руками, собрать или разобрать. Не стоит обременять детей, особенно трех – четырехлетнего возраста, технически сложными и дорогостоящими игрушками. Такие игрушки вызывают у детей обычно лишь временный интерес, и малополезны в их интеллектуальном развитии, связанном с подготовкой к школьному обучению. Более всего детям нужны такие игры, в которых они открывают для себя новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие – многие другие.[13,с.102]

Игры, выполняют особую роль в развитии воли детей, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные, предметные игры, проявляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий; сюжетно – ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами, кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов. [2, с.112]

Роль игры в организации жизни детей такова:

1. Игра является основным видом деятельности детей, так как через игру дети получают знания, у них формируются навыки и умения.

2. Игра как вид деятельности занимает основное время дошкольников.

3. Игра воспитывает определённые качества личности.

4. В игре ребёнок удовлетворяет потребность быть тем, кем он хочет.

5. В игре у ребёнка формируются нравственные качества.

6. Игра помогает воспитать решительность, умение преодолевать трудности и доводить дело до конца.

7. Игра помогает совершенствовать физические возможности ребёнка.

8. В игре ребёнок учится общению со сверстниками.

9. Игра развивает творческие способности. [5, с.80-85]

Всего этого можно достичь, если игра будет организована и руководить, ей будет взрослый. Руководя игрой, воспитатель воздействует на сознание, поведение, чувства и волю детей. Ведь помимо вышеперечисленного, в игре ребёнок развивает фантазию, мышление, расширяет свою речь, учится выигрывать и проигрывать.

Надо заметить что, во все времена и во всех народах девочки играли в куклы, но содержание игры при этом было разным. Отсюда следует, что игры зависят от социума. С помощью игровой деятельности ребёнок узнаёт окружающий мир. Игра помогает объединить детей, готовит к школе и удовлетворяет потребность детей в общении друг с другом. [4, с.180]

Все качества, свойства личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. В зависимости от того, что человек делает (т.е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, а следовательно, формируются определенные склонности, склонности и черты характера, закрепляются знания. Личность формируется в деятельности. [2,с.120]

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей. [4, с.182]

Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

Процесс развития творческих способостей детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

Значение игры и состоит в том, что в процессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности, в том числе способность психической регуляции своей деятельности. Тренировочный характер игровой деятельности несомненен. Чувство удовольствия, вызываемое ею, — основной ее стимулятор. Такая стимуляция в высшей степени целесообразна, так как без игры не смогли бы сформироваться навыки деятельности и поведения, необходимые для самого существования животного. [3, с.220]

Изучив тему данной курсовой работы, мы сделали выводы, что особенностями игры являются:

1. Игра носит социальный характер.

2. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

3. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

4. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

5. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

6. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

7. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

8. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:

а) от начала к концу;

б) от первой игры к последующим играм той же группы детей;

в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

9. Игра развивает логическое и творческое мышление.

10. Игровая деятельность имеет сюжет.

11. Игры помогают подготовить ребёнка к школе и к адаптации в ней.

Игра является неотъемлемой частью жизни ребёнка. С помощью игры ребёнок готовится к школе и к дальнейшей жизни в кругу своих сверстников.[1, с. 91-92]


Список литературы:

1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе / Н.П. Аникеева. – М.: «Просвещение», 1997. – 250с.

2. Асмолов, А. Г. Психология личности. Принципы общепсихолог. анализа / А. Г. Асмолов. – М.: изд-во Моск. ун-та., 1990. – 300с.

3. Бондаренко, А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: «Просвещение», 1983. – 450с.

4. Волкова, Н. П. Педагогика / Н. П. Волкова. – Киев: издат. центр Академия, 1999. – 500с.

5. Гелло, В.А. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе / В. А. Гелло. – М.: «Просвещение», 1983. – 100с.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: «Омега-Л», 2008. – 92с. – (Законы Российской Федерации).

7. М.: «Просвещение», 1988. – 250с.

8. Крупская, Н. К. Пед. соч. / Н. К. Крупская. – М.: изд-во Академии пед. наук, 1959, т. 6, - 205с.

9. Макаренко, А. С. Игра. Соч. / А. С. Макаренко – М.: Учпедгиз, 1957, т. 4. – 96с.

10. Менджрицкая, Д. В. Воспитание детей в игре / Д. В. Менджрицкая – М.: «Просвещение», 1982. – 300с.

11. Никитин, Б. П. Ступень творчества или развивающие игры / Б. П. Никитин – М.: «Просвещение», 1991.- 200с.

12. Новоселова, С.А. Игры и занятия с предметами / С.А. Новоселова – М.: «Просвещение», 1977. - 96с.

13. Радина, Е.А. Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей / Е.А. Радина – М.: «Просвещение», 1977 - 112с.

14. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации». – М.: «Омега-Л», 2008. – 21с. – (Законы Российской Федерации).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: