Сборник подвижных игр для детей с ОВЗ
Студенты группы:
Рыжов Д.А, Рамазанов Т.М,
Бессонов Д
Руководитель: Краева Е.В
Киров, 2019
ВВЕДЕНИЕ
Игра –это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с
процессами воспитания, образования и развития личности.
Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка,
свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная
эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психологической сферах.
Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с
патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении игр.
Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.
Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность
усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и
продолжительности, что стимулирует постоянны интерес к игровой деятельности.
Качество организации и проведения игры –от выбора до ее окончания –
зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми. Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи –вот те качества, которые притягивают
|
детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре. На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться.
Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношений.
В данный сборник включены подвижные игры для детей младшего школьного возраста (1-4 класс) по основным видам спорта таких как: легкая атлетика, баскетбол, футбол, волейбол, которые можно использовать на спортивных занятиях, на уроках физической культуры в начальной школе, а также при составлении различных сценариев спортивных праздников в виде конкурсов и эстафет. В сборнике можно найти игры любой направленности, как для зала, так и для спортивной площадки. Многие игры можно включать в календарно-тематическое планирование как подвижные игры на уроках по кроссовой подготовке, легкоатлетической подготовке и при планировании вариативной части рабочей программы.
Подвижные игры с элементами футбола:
«Догоняй мяч»
Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.
Количество игроков – 10-12 детей.
Инвентарь: два озвученных мяча.
Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.
Методические указания.
Мячи можно только передавать, но не бросать.
Количество мячей можно увеличивать.
Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.
|
«Сидячий футбол»
Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.
Играют две команды по 4-6 человек в каждой.
Инвентарь: мяч для футбола, кегли.
Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5-3 метров.
Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.
Варианты:
Ловить отбрасываемый мяч ногами.
Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.
Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.
Методические указания. Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.
«Найди мячик»
Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.
Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.
Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).
Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски.
Методические указания. Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь бубенчиком либо изготовлен своими руками из ткани и бубенчика. Пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши. Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади. Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.
|
«Навесы»
Цель: развитие координации и точности.
Инвентарь: футбольный мяч.
Инструкция: Играющие встают в круг. По команде игрок дает пас любому другому навесом. Задача второго отдать пас третьему не уронив мяч на пол. Играть можно любой частью тела кроме рук. Участник который уронит мяч выходит из игры. Побеждает последний оставшийся в игре.
Подвижные игры с элементами легкой атлетики:
«Кто дальше»
Цель: воспитание чувства ответственности и развитие скоростно-силовых качеств. Количество игроков—6—15.
Инвентарь: набивные мячи.
Инструкция. Две-три команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. По сигналу первые номера выполняют прыжок в длину с места, вторые выполняют прыжок с места приземления первых и так долее, пока не выполнит прыжок последний в команде.
Вариант; вместо прыжка может выполняться бросок набивного мяча.
Методические указания. Побеждает команда, имеющая самый дальний суммарный прыжок.
«Обгони»
Цель: развитие быстроты скоростных движений. Инвентарь: санки с веревкой, лыжные палки (по количеству команд).
Содержание игры: Дети делятся на команды по 3 человека в каждой. Один садится на санки, двое других по сигналу, взявшись за веревку, огибают ориентир (лыжную палку) и возвращаются к линии старта. Команда, закончившая первой, получает одно очко, вторая два, третья три. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в роли сидящего в санках. Выигрывает команда, которая наберет за три «поездки» меньшее количество очков.
«Челночный бег»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, и ловкости. Количество игроков —6—15.
Инвентарь: кегли (набивные мячи, стойки).
Инструкция. Для проведения игры обозначают стартовую линию, в 8—10 метрах от нее — место поворота, затем через каждые три метра еще три точки поворота (кегли, набивные мячи, стойки). По сигналу ведущего направляющие обеих команд бегут к первой отметке, поворачивают, бегут к линии старта, затем снова — до второй отметки, пока не пробегут все точки поворота. После этого в игру вступают следующие участники команды. Победитель — команда, закончившая бег первой.
«Снайпер»
Цель: развитие точности броска, координации.
Инвентарь: мягкие мячи (или скрученные носки) главное чтобы сильно не отскакивали, обручи.
Инструкция: Участники делятся на две равных команды. Каждый игрок получает по мячу. Команды строятся в две колонны у линии. В нескольких метрах от них, на одинаковом расстоянии, кладутся два обруча. По команде игроки каждой команды по очереди бросают мячи в обруч. Побеждает команда, у которой в обруче окажется больше мячей.
Подвижные игры с элементами баскетбола:
«Снайперские броски»
Задачи: формирование навыка броска мяча с точным отскоком его в нужном направлении; закрепление навыка ловли мяча.
Инвентарь: баскетбольные (волейбольные, гандбольные) мячи, обручи.
Построение
Содержание
Игроки команд строятся в две (три) шеренги возле щитов.
Каждый игрок по очереди с места или после ведения бросает мяч о щит так, чтобы, отскочив, он попал в кольцо, затем ловит мяч и передает его следующему игроку, а сам встает в конец колонны.
Вариант эстафеты:
1) броски выполняются до тех пор, пока мяч не попадет в кольцо;
2) броски после ведения мяча с места или в прыжке.
Правила
Игру следует начинать только по сигналу преподавателя.
Побеждает команда, получившая большее число очков — попаданий мяча в кольцо (или закончившая раньше эстафету).
«Скрытый пас»
Задачи: закрепление навыков скрытых бросков мяча в определенном направлении и ловли летящего мяча; развитие координации движений.
Инвентарь: баскетбольные, волейбольные мячи.
Построение
Содержание
В центре каждого из кругов находится водящий — игрок другой команды.
Участники команд перебрасывают мяч друг другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся или не поймал его.
Варианты передачи: двумя руками от груди и сверху; одной рукой от плеча, сверху, сбоку, снизу; с отскоком от пола любым способом.
Правила
Игру следует начинать только по сигналу преподавателя.
Если водящему удается коснуться мяча или поймать его, он приносит команде очко.
Мяч передается в круг и игра продолжается. Игрок, неправильно или неудачно выполнивший передачу, выбывает из игры.
Побеждает команда, имевшая меньше потерь мяча и у которой больше осталось игроков.
«Подбрось-поймай»
Задачи: формирование навыка правильного подбрасывания мяча и ловли его; развитие координации и точности движений.
Инвентарь: баскетбольные мячи.
Построение
Содержание
Каждая команда строится в две шеренги напротив друг друга.
У игроков одной шеренги (каждой команды) по мячу.
Преподаватель дает сигнал, и учащиеся одновременно подбрасывают мяч перед собой вверх, ловят его двумя руками и прокатывают партнерам своей команды, стоящим напротив в другой шеренге.
Те в свою очередь повторяют задание в подбрасывании, ловле и прокатывании мяча.
Правила
Побеждает команда, быстрее и точнее выполнившая задание, т. е. имеющая:
а) меньшее число падений мяча;
б) более точное его прокатывание;
в) лучшее выполнение ловли и передачи мяча указанным способом.
«Ведение, бросок, подбор»
Цель: тренировка ведения, броска и подбора мяча. Развитие координации движений.
Инвентарь: баскетбольные мячи.
Содержание: Игроки делятся на две команды и встают в две колонны перед линией напротив кольца. По команде первые игроки ведут мяч до кольца и выполняют бросок в щит, после отскока мяча игрок должен поймать его и передать следующему. Если мяч не попал в щит или не был пойман, игрок повторяет все заново. Побеждает команда первая закончившая игру (последний игрок команды вернулся).
Подвижные игры с элементами волейбола:
«Передачи капитану»
Задачи: развитие быстроты, ловкости и внимания. Обучение передачам мяча в волейболе.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, волейбольные мячи.
Подготовка. Играющие делятся на 2 команды, каждая из которых выбирает своего капитана, получает волейбольный мяч и становится в круг на отведенной ей половине площадки, разомкнувшись на вытянутые руки и поставив капитана с мячом в центр. Оговаривается способ передачи мяча.
Описание игры. По сигналу руководителя капитаны обеих команд начинают выполнять передачи мяча (туда и обратно) по очереди каждому из игроков своего круга. Если в ходе этого из-за какой-нибудь технической ошибки мяч теряется, то его подбирает потерявший мяч игрок и игра продолжается дальше. Когда все игроки в круге сыграют с капитаном, тот ловит мяч и демонстративно поднимает его над головой. Команда, выполнившая это быстрее, получает выигрышное очко. Игра повторяется три раза. Способ передачи мяча при этом может обновляться, исходя из конкретных задач проводимого урока. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
«Волейбольный обстрел»
Задачи: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции и внимания. Совершенствование приёма, передачи мяча и закрепление нападающего удара в волейболе.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, волейбольные мячи.
Подготовка. Играющие равномерно размещаются по кругу диаметром 5 – 7 м и получают волейбольный мяч.
Описание игры. По сигналу руководителя они начинают выполнять свободные волейбольные передачи. Игрок, допустивший ошибку при приёме мяча или неточно пославший его, садится в центре круга. Участники, разыгрывающие мяч по кругу, периодически неожиданным нападающим ударом посылают его в сидящих в центре игроков. Мяч, попавший с отскоком в одного из них, снова вводится в игру. Если же ударивший игрок не попал ни в кого из сидящих в центре круга штрафников, то он сам занимает место среди обстреливаемых. Волейбольный обстрел продолжается до тех пор, пока один из обстреливаемых игроков не изловчится и поймает посланный в центр круга мяч до его отскока. Тогда все сидящие освобождаются, встают и становятся по кругу в число разыгрывающих игроков, а на их место приседает участник, от которого мяч был пойман.
«Вышибалы»
Задачи: совершенствование всех изученных приёмов, передач, подач и т.д., игры в волейбол и взаимодействия игроков на площадке.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, волейбольные мячи.
Подготовка. Играющие делятся на команды по 6 - 10 человек и становятся на площадку, каждая на своей стороне. За лицевой линией с той и с другой стороны расположен «плен».
Описание игры. Игру начинает одна из команд подачей мяча. Игроки другой команды разыгрывают мяч по правилам волейбола (пионербола). Игрок, допустивший ошибку, отправляется на противоположную сторону в «плен», и команда теряет подачу. Тот игрок, что находится в «плену», не выходя на площадку, старается перехватить мяч и выполнить подачу (бросок) на свою сторону. Если ему это удаётся, игроки его команды разыгрывают посланный их партнёром мяч и, если атака завершается удачно, он из «плена» возвращается на площадку в свою команду. В ходе игры участники атакующей команды могут умышленно направлять мяч своему игроку, находящемуся в «плену», а он должен мяч поймать. Правила допускают, что, если он вообще поймает мяч в воздухе, то возвращается в команду. Время игры -15 - 20 минут. Побеждает команда, которая сумеет сохранить большее количество полевых игроков.
«Подача»
Цель: Тренировка точности и техники подачи и приема мяча.
Инвентарь: Волейбольный мяч.
Инструкция: Игроки делятся на две команды. Игрок 1 ой команды подает мяч игроку 2 ой. Задача принимающего игрока так отбить мяч, чтобы его товарищ поймал мяч руками. За не пойманный, или не отбитый мяч команда получает очко. Мяч можно подавать только игроку противоположной команды. Если подача не была направлена игроку или не была выполнена, подающая команда получает очко. Побеждает команда набравшая меньшее количество очков.
Используемые источники:
https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2014/02/25/podvizhnye-igry-dlya-detey-s-ovz
https://infourok.ru/podvizhnie-igri-s-elementami-voleybola-2444673.html
https://multiurok.ru/files/podvizhnye-igry-s-elementami-basketbola-2.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2018/10/13/podvizhnye-igry-dlya-obuchayushchihsya-s-ovz-1-4-klassy