Муниципальное АВТОНОМНОЕ дошкольное
Образовательное учреждение «Детский сад № 25»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
413113, Саратовская область, город Энгельс, Восточный переулок, зд. 12в
E-mail: madoy-25@yandex.ru
Сообщение
«Актуальность использования современных образовательных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
Подготовила:
Старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 25»
Богданова Светлана Сергеевна
Г. Энгельс, 2020 г
Каждому ребенку нужен мир, где можно смеяться, танцевать, петь, учиться, жить в мире и быть счастливым. (Малала Юсуфзай)
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение специалистами ДОУ, воспитателем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
|
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,
применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:
Ø коррекционно - развивающие технологии
Ø технология проблемного обучения
Ø метод проектов
Ø игровые технологии
Ø информационно-коммуникационные технологии
Ø нравственная технология
Ø здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
На современном занятии ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего занятия.
Игровые технологии
Занятия и совместная деятельность педагога с детьми с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным воспитательно – образовательный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса воспитанников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ребенка преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.
Дидактическая игра пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива дошкольников интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.
|
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываются интересы и склонности ребенка.
Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности игры или задания, которые определяются строго индивидуально для каждого ребёнка.
ИКТ - технологии
Внедрение ИКТ в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний такими воспитанниками, т.к. у них помимо системного недоразвития имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.
Формы использования ИКТ- технологий:
- Использование готовых электронных продуктов
- Использование мультимедийных презентаций
- Использование ресурсов сети Интернет
- Использование ИКТ в сочетании с методом проектов
Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ребенка?
- ИКТ способствует повышению познавательного интереса;
|
- ИКТ позволяет детям проявить себя в новой роли;
- ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка.
В заключении хочется отметить, что использование ИКТ существенно влияет
на развитие познавательной мотивации, однако нельзя применять их слепо.
Структура построения учебного процесса с использование ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно.
Технология нравственного воспитания
Способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у детей гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание.
Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность воспитанников - индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.