План:
1. Возрастные периодизации развития и принципы из построения.
2. Периодизация З. Фрейда.
3. Периодизация Ж. Пиаже.
4. Периодизация Д.Б. Эльконина.
5. Периодизация А.С. Шарова
1. Возрастные периодизации развития и принципы из построения.
Психическое развитие характеризуется ступенями, которые называются возрастными. Развитие рассматривается как переход от одного возрастного этапа к другому. Выделяют три группы периодизаций.
Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.
Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии.
Психическое развитие характеризуется ступенями, которые называются возрастными. Развитие рассматривается как переход от одного возрастного этапа к другому. Выделяют три группы периодизаций.
1. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
Представитель преформизма К. Бюлер считал, что стадии развития ребенка - это инстинкт, дрессура, интеллект. В периодизации Рене Заззо системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства. П. П. Блонский предлагал по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов.
2. Для второй группы характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия.
3. Фрейд рассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания. Периодизация Л. Колберга основана на изучении уровня морального развития человека.
В периодизации Э. Эриксона выделяются восемь стадий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов. Ж. Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей.
3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков.
К таким периодизациям можно отнести периодизацию Д. Б. Эльконина, В. И. Слободчикова, А.С. Шарова.
Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения 8 конкретных результатах изучения психического развития детей. Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.
2. Периодизация З. Фрейда.
Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного и открытие сексуального начала - составляют основу теоретической концепции психоанализа.
В последней модели личности 3. Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» -наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений», подчиняется принципу удовольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира. «Сверх-Я» служит носителем моральных норм. Поскольку требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных защитных механизмов - таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.
Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит к стадиям преобразования и перемещения по различным эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии.
Оральная стадия (0—1 год). Основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением.
Анальная стадия (1—3 года). Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Сексуальность этой стадии предметна и направлена на родителей. Либидозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек.
Латентная стадия (5-12 лет). Снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта.
Генитальная стадия (12-18 лет). По мнению 3. Фрейда, подросток стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий.
Развитие психоанализ получил в работах дочери 3. Фрейда - Анны Фрейд. Придерживаясь классической для психоанализа структуры личности, в инстинктивной ее части она выделила сексуальную и агрессивную составляющие. Детское развитие А. Фрейд рассматривает как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.
3. Периодизация Ж. Пиаже.
В центре концепции Ж. Пиаже - положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект стремится к установлению равновесия с ней. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте.
Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления: ассимиляцию - это когда индивид приспосабливает новую информацию к существующим у него схемам действий, не изменяя их в принципе; аккомодацию - механизм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т. е. он вынужден перестроить старые схемы. Развитие интеллекта - это процесс вызревания операциональных структур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов.
Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов.
Период сенсомоторного интеллекта (0—2 года) - стадия допонятийного интеллекта. В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии происходит становление и развитие чувствительных и двигательных структур - сенсорных и моторных способностей.
Период конкретных операций (2-11/12 лет). В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Центральными характеристиками умственной деятельности ребенка в этот период его познавательного развития являются эгоцентризм мышления и представление о сохранении. Внутри этого периода Ж. Пиаже выделил дооперациональную стадию, которая характеризует интуитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7-11/12 лет).
Период формальных операций (11/12— 14/15лет). В рамках формально-логического интеллекта мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов. Наличие этого уровня мышления позволяет подросткам решать задачи в уме, как бы «прокручивая» в голове все возможные варианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты.
4. Периодизация Д.Б. Эльконина.
Д.Б. Эльконин при построении своей периодизации опирался на то, что развитие – это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок.
Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка:
1) первый вектор характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром;
2) второй вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей.
Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивается. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного этапа они как бы меняются местами. Именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент, другими словами - ведущая деятельность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности не отменяет другие субдоминантные виды деятельности.
Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психологических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать периодизацию психического развития, в которой последовательно сменяются два основных вектора развития ребенка.
При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, общение младших подростков, развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера ребенка.
При осуществлении предметно-манипулятивной деятельности в раннем детстве, учебной деятельности младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков идет преимущественно освоение способов действий и эталонов.
Таким образом, согласно этой концепции в детском развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно-мотивационной сферы и как результат этого - освоение задач, мотивов и норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально-познавательных сил, результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами.
Предпосылки новой деятельности возникают в ведущей деятельности данного периода.
5. Периодизация А.С. Шарова
Рефлексивно-регулятивная периодизация развития человека.
Движущей силой развития человека является стремление к значимости, которое имеет свои особенности в зависимости от развития социокультурных условий жизни, уровня развития общества и витальных потребностей. Так, стремление к значимости задано, во-первых, биологической природой человека, его витальными потребностями (пища, сон, новые впечатления, секс и др.) и условиями их удовлетворения, т. е. зависит от наличия материальных благ и здоровья.
Стремясь к собственной значимости, личность развивается в силу возникновения в её жизни внутренних противоречий между достигнутым ею уровнем психического развития и образом её жизни, занимаемом местом в системе общественных отношений, выполняемыми функциями. Личность перерастает свой образ жизни, и он отстает от её возможностей, не удовлетворяет её. Растущая личность стремится к новому положению, новым видам жизнедеятельности и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Чловек стремится заниматься саморазвитием, утвердить себя в социуме и самореализоваться, т. е. стремится к значимости собственной личности.
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей и взрослых разного возраста заполнена специфическим содержанием: особенными взаимоотношениями с окружающими людьми и специфической формой жизнедеятельности.
Развитие личности человека идет между двумя основными линиями: интеграции (овладение общественным опытом, быть как все) и дифференциации (приобретение самостоятельности, автономности, исключительности).
Основные понятия:
Социальная ситуация развития ребенка - это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью в тот или иной период своей жизни.
Ведущая деятельность - это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.
Кризис развития - это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает на стыке двух возрастов.
Психологическое новообразование:
- психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;
- обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.
Литература
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. - М.: Академ. проект: Альма Матер, 2006. 466 с.
2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2006. – 464 с.
3. Шаров А.С. Психология культуры, образования и развития человека [Текст]: учеб. пособие / А. С. Шаров; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: [б. и.], 2013. - 300 с.
4. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся
по специальностям психологии / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 5-е изд.,
стер. - М.: AcademiA, 2008. - 384 с.
Задания для студентов
Определите, почему разработаны несколько периодизаций, а не одна и почему большинство периодизаций ограничиваются периодом детства.