Лекция № 2. Периодизации развития человека.




План:

1. Возрастные периодизации развития и принципы из построения.

2. Периодизация З. Фрейда.

3. Периодизация Ж. Пиаже.

4. Периодизация Д.Б. Эльконина.

5. Периодизация А.С. Шарова

 

1. Возрастные периодизации развития и принципы из построения.

 

Психическое развитие характеризуется ступенями, которые называются возрастными. Развитие рассматривается как переход от одного возрастного этапа к другому. Выделяют три группы периодизаций.

Поиск научных основ периодизации психического раз­вития ребенка выступает как коренная проблема возраст­ной психологии, от разработки которой во многом зави­сит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.

Существуют разные возрастные периодизации разви­тия. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии.

Психическое развитие характеризуется ступенями, которые называются возрастными. Развитие рассматривается как переход от одного возрастного этапа к другому. Выделяют три группы периодизаций.

1. Для первой группы характерно построение периоди­зации на основе внешнего, но связанного с самим про­цессом развития критерия. Примером могут служить пе­риодизации, созданные по биогенетическому принципу.

Представитель преформизма К. Бюлер считал, что ста­дии развития ребенка - это инстинкт, дрессура, интел­лект. В периодизации Рене Заззо системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства. П. П. Блонский предлагал по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и пе­риод постоянных зубов.

2. Для второй группы характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия.

3. Фрейд рассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания. Периодизация Л. Колберга основана на изучении уровня морального развития человека.

В периодизации Э. Эриксона выделяются восемь ста­дий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов. Ж. Пиаже предложил воз­растную периодизацию на основе изменений в умствен­ном развитии детей.

3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков.

К таким периодизациям можно отнести периодизацию Д. Б. Эльконина, В. И. Слободчикова, А.С. Шарова.

Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения 8 конкретных результатах изучения пси­хического развития детей. Проблема выделения основа­ний возрастной периодизации остается актуальной и се­годня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психиче­ского развития, о том, каково фактическое психологиче­ское содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения гра­ниц возрастов, какие реальные перемены в психике ре­бенка происходят под влиянием изменения его социаль­ной ситуации.

 

2. Периодизация З. Фрейда.

 

Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного и открытие сексуального начала - составляют основу тео­ретической концепции психоанализа.

В последней модели личности 3. Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» -наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений», подчиняется принципу удо­вольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира. «Сверх-Я» служит носителем моральных норм. Поскольку требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовмести­мы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого лич­ность спасается с помощью специальных защитных ме­ханизмов - таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит к стадиям преобразования и перемещения по различным эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии.

Оральная стадия (0—1 год). Основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением.

Анальная стадия (1—3 года). Либидо концентриру­ется вокруг ануса, который становится объектом внима­ния ребенка, приучаемого к опрятности.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует выс­шую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Сексуальность этой стадии предметна и направлена на родителей. Либидозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчи­ков и комплексом Электры для девочек.

Латентная стадия (5-12 лет). Снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на освоение об­щечеловеческого опыта.

Генитальная стадия (12-18 лет). По мнению 3. Фрейда, подросток стремится к одной цели - нор­мальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сек­суального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыду­щих стадий.

Развитие психоанализ получил в работах дочери 3. Фрейда - Анны Фрейд. Придерживаясь классической для психоанализа структуры личности, в инстинктивной ее части она выделила сексуальную и агрессивную со­ставляющие. Детское развитие А. Фрейд рассматривает как процесс постепенной социализации ребенка, под­чиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

 

3. Периодизация Ж. Пиаже.

 

В центре концепции Ж. Пиаже - положение о взаимо­действии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, по­этому субъект стремится к установлению равновесия с ней. Установить равновесие со средой можно двумя пу­тями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем измене­ний в самом субъекте.

Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления: ассимиляцию - это когда индивид приспосабливает новую информацию к существующим у него схемам дей­ствий, не изменяя их в принципе; аккомодацию - меха­низм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т. е. он вынужден перестроить старые схемы. Развитие интел­лекта - это процесс вызревания операциональных струк­тур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов.

Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов.

Период сенсомоторного интеллекта (0—2 го­да) - стадия допонятийного интеллекта. В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии происходит становление и развитие чув­ствительных и двигательных структур - сенсорных и мо­торных способностей.

Период конкретных операций (2-11/12 лет). В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции, кото­рые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, класси­фицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Цент­ральными характеристиками умственной деятельности ребенка в этот период его познавательного развития являются эгоцентризм мышления и представление о со­хранении. Внутри этого периода Ж. Пиаже выделил дооперациональную стадию, которая характеризует ин­туитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7-11/12 лет).

Период формальных операций (11/12— 14/15лет). В рамках формально-логического интеллекта мыслитель­ные операции могут совершаться без опоры на чувствен­ное восприятие конкретных объектов. Наличие этого уровня мышления позволяет подросткам решать задачи в уме, как бы «прокручивая» в голове все возможные ва­рианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты.

 

4. Периодизация Д.Б. Эльконина.

 

Д.Б. Эльконин при построении своей периодизации опирался на то, что развитие – это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок.

Ценность этого подхода состоит в том, что автор попы­тался охватить и связать между собой два основных век­тора развития ребенка:

1) первый вектор характеризует взаимоотношения ре­бенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром;

2) второй вектор характеризует взаимодействие ре­бенка с миром людей.

Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внут­ри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе разви­тия этот единый по своей природе процесс раздваивает­ся. В каждом возрастном периоде один вектор домини­рует над другим, а в рамках следующего возрастного этапа они как бы меняются местами. Именно смена доми­нирующего вектора на субдоминантный и определяет на­чало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию век­тор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент, другими словами - ведущая деятель­ность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности не отменяет другие субдоминантные виды деятельности.

Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психологических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать периодизацию психи­ческого развития, в которой последовательно сменяются два основных вектора развития ребенка.

При осуществлении таких видов деятельности, как не­посредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, обще­ние младших подростков, развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера ребенка.

При осуществлении предметно-манипулятивной дея­тельности в раннем детстве, учебной деятельности младших школьников и учебно-профессиональной дея­тельности старших подростков идет преимущественно освоение способов действий и эталонов.

Таким образом, согласно этой концепции в детском развитии есть периоды, в которых происходит преиму­щественное развитие потребностно-мотивационной сфе­ры и как результат этого - освоение задач, мотивов и норм отношений, и периоды преимущественного разви­тия интеллектуально-познавательных сил, результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами.

Предпосылки новой деятельности возникают в веду­щей деятельности данного периода.

 

5. Периодизация А.С. Шарова

Рефлексивно-регулятивная периодизация развития человека.

Движущей силой развития человека является стремление к зна­чимости, которое имеет свои особенности в зависимости от развития социокультурных условий жизни, уровня развития общества и виталь­ных потребностей. Так, стремление к значимости задано, во-первых, биологической природой человека, его витальными потребностями (пища, сон, новые впечатления, секс и др.) и условиями их удовлетво­рения, т. е. зависит от наличия материальных благ и здоровья.

Стремясь к собственной значимости, личность развивается в си­лу возникновения в её жизни внутренних противоречий между достигнутым ею уровнем психического развития и образом её жизни, занимаемом местом в системе общественных отношений, выполняе­мыми функциями. Личность перерастает свой образ жизни, и он отстает от её возможностей, не удовлетворяет её. Растущая личность стре­мится к новому положению, новым видам жизнедеятельности и в реа­лизации этих стремлений находит новые источники своего развития. Чловек стремится заниматься саморазвитием, утвер­дить себя в социуме и самореализоваться, т. е. стремится к значимости собственной личности.

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соот­ветствии с этим жизнь детей и взрослых разного возраста заполнена специфическим содержанием: особенными взаимоотношениями с ок­ружающими людьми и специфической формой жизнедеятельности.

Развитие личности человека идет между двумя основны­ми линиями: интеграции (овладение общественным опытом, быть как все) и дифференциации (приобретение самостоятельности, автоном­ности, исключительности).

 

Основные понятия:

Социальная ситуация развития ребенка - это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действитель­ностью в тот или иной период своей жизни.

Ведущая деятельность - это та деятельность ребен­ка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Кризис развития - это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возни­кает на стыке двух возрастов.

Психологическое новообразование:

- психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;

- обобщенный результат этих изменений, всего психи­ческого развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психи­ческих процессов и личности ребенка следующего воз­раста.

 

Литература

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. - М.: Академ. проект: Альма Матер, 2006. 466 с.

2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2006. – 464 с.

3. Шаров А.С. Психология культуры, образования и развития человека [Текст]: учеб. пособие / А. С. Шаров; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: [б. и.], 2013. - 300 с.

4. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся

по специальностям психологии / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 5-е изд.,

стер. - М.: AcademiA, 2008. - 384 с.

Задания для студентов

Определите, почему разработаны несколько периодизаций, а не одна и почему большинство периодизаций ограничиваются периодом детства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: