Фальсификация пищевой продукции




Фальсификация (от лат. falsiflco - подделываю) - действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Фальсификация пищевой продукции чаще всего производится путем придания ей наиболее типичных признаков, например цвета, аромата, консистенции, при утрате наиболее значимых свойств -пищевой ценности и показателей безопасности.

Фальсифицированные продукты питания иногда путают с заменителями или дефектными товарами. Однако товары-заменители или суррогаты не считаются таковыми, если они маркируются соответствующим образом, то есть указываются наименование и состав данного товара. Например, кофейные напитки, выпускаемые с таким наименованием, не являются фальсификацией кофе. Потребитель должен иметь правдивую информацию об истинных свойствах потребляемой пищевой продукции.

При фальсификации, как правило, подвергается подделке одна или несколько характеристик товара. По этой причине различают следующие виды фальсификации:

♦ ассортиментная (видовая);

♦ качественная;

♦ количественная;

♦ стоимостная;

♦ информационная;

♦ технологическая.

Для каждого вида фальсификации характерны свои способы подделки продукции.

При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

В качестве средств ассортиментной фальсификации используют чаще всего воду, пищевые и непищевые заменители (имитаторы).

Вода — наиболее распространенный заменитель жидкой прозрачной пищевой продукции — спирта, водки, белых вин, соков, минеральных вод, пива, кваса и др. Степень безопасности такой продукции обусловливается качеством используемой воды, прежде всего ее микробиологическими показателями.

В качестве пищевых заменителей используют специально разработанные, идентифицированные натуральным имитаторы. Так, промышленность выпускает кофейные напитки на основе зерновых и цикория, соки и напитки с добавлением синтетических красителей, кислот, ароматизаторов и т.д. Распространенным видом фальсификации является подмена сливочного масла маргарином, картофельного крахмала пшеничной мукой и т.д.

В качестве непищевых заменителей чаще всего применяют гипс, мел, известь, золу для примеси к муке, крахмалу. Однако такие способы фальсификации практически не применяются, а при промышленном производстве почти не встречаются.

Качественная фальсификация - подделка продукции с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств; замена товара высшей градации качества низшей.

Средствами этого вида фальсификации являются добавки и товары одного ассортимента, но более низкого сорта.

Различают следующие основные способы качественной фальсификации:

♦ применение добавок, имитирующих повышение качества;

♦ пересортица;

Применение пищевых добавок считается фальсификацией только в тех случаях, когда они не предусмотрены рецептурой, не разрешены или запрещены для использования.

К качественной фальсификации следует отнести и пересортицу товаров. Так, кофе Робуста 1-го сорта может быть реализован как Арабика высшего сорта.

Количественная фальсификация — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объемов, длины и т.п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

В практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером.

К основным средствам этого вида фальсификации относят неточные или фальшивые меры и приборы; неправильные методики измерений; отпуск товаров по массе брутто без учета массы упаковки; отпуск товара по массе нетто с вычитанием из массы брутто массы стандартной упаковки; применение дополнительных грузов, подкладываемых под товар при его взвешивании.

Стоимостная фальсификация - обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене товаров больших размеров.

Этот вид фальсификации является самым распространенным, так как часто совмещается со всеми другими видами фальсификации.

Стоимостная фальсификация классифицируется как обман потребителей путем незаконного повышения цен или наказывается по ст. 154 и 146 Уголовного кодекса РФ.

Информационная фальсификация — обман потребителя путем неточной или искаженной информации о товаре.

Основными средствами такой фальсификации являются маркировка и реклама.

В последнее время очень распространенным видом фальсификации документов стала подделка сертификатов. При инспекционном контроле обнаруживается около 50% фальшивых сертификатов, подлежащих аннулированию.

Технологическая фальсификация — подделка товаров в процессе технологического цикла производства.

Примером может служить использование технического спирта при приготовлении водок, вин, ликерных напитков.

Случаи группового отравления с летальным исходом и тяжелыми последствиями для здоровья зафиксированы во многих регионах России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: